a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

07.02.2015 год. Методические рекомендации "Развитие конструктивно- модельных действий у детей старшего дошкольного возраста", подготовила воспитатель Махонина С.А.

Автор: Махонина Светлана Александровна Опубликовано: 2015-08-31 21:47:27

м

Зачем людям строить?

 Взрослым — чтобы жить.

А ребенку?

 Аннотация

Рекомендации содержат информацию  о видах и  формах конструктивно – модельных действий, о своеобразии работы в соответствии с видами и формами. Подробно раскрываются методы и приемы по организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по конструктивно – модельной деятельности.Дано примерное временное соотношение частей образовательной деятельности в старшей и подготовительной  группах. Подробно раскрывается содержание частей.

Могут  быть использованы педагогами в работе с детьми 5-7 лет в  дошкольных образовательных организаций.

 Об авторе

Махонина Светлана Александровна, воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 13 г. Шебекино Белгородской области» первая квалификационная категория, педагогический стаж работы 25 лет.

 Список литературы:

 .1. Формирование способностей к наглядному моделированию в конструктивной деятельности. Холмовская В. В. под редакцией Л. А. Венгера. М., 1986.

. 2.Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду. Н.Ф. Тарловская, Л.А. Топоркова. Просвещение 1994г.

Е.Е. Крашенинников М., 2014-

М., 2014-

Конструкция (от лат. сonstructio – составление, построение), устройство, взаимное расположение частей, состав какого-либо строения, механизма и т.п.

            Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности (НЭС).

      Конструктивно – модельная  деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению .

        Целью системы обучения конструктивно – модельным действиям  в ДОУ является – развитие самостоятельной творческой деятельности и личности ребенка в ней

      Творчество в конструктивно – модельных  играх подразумевает способность ребенка:

· к созданию принципиально новых конструкций, отличающихся оригинальностью и новизной;

· использование в этих целях новых способов конструирования;

· или перестройка уже знакомых. Известны разные видовые определение конструированию.

     Техническое – конструктивно – модельная деятельность  из разного строительного материала, и художественное – из природного и бросового материала .

   Можно выделить в зависимости от материала три вида конструктивно – модельной деятельности:

1 вид - из бумаги и картона,

2 вид - природного материала,

3 вид - из готовых форм.

  Своеобразие конструктивно – модельной деятельности  из бумаги состоит в том, что из плоского листа создается объемный предмет.

Способы :

1) сгибание листа пополам (дом, шалаш, тетрадь);

2) сгибание полос бумаги (стол, кровать);

3) сгибание, надрезание и склеивание (кубик, стул);

4) складывание при помощи разнообразных комбинаций (лодочка, самолет, стакан);

5) использование выкроек (скворечник, домик).

     Своеобразие конструктивно – модельной деятельности  из природного материала. Используется разнообразный природный материал. Дополнительный материал – бумага, клей, нитки, проволока, ножницы, шило, иголки, молоток.  

     Своеобразие конструктивно – модельной деятельности  из готовых форм. Готовые формы – коробки, пробки, тематический строитель. Мелкий и крупный – мягкий, деревянный, пластмассовый, металлический.

  При этом выделяются следующие формы   конструктивно – модельной деятельности :

 По образцу  - (по карте - схеме по рисунку, по пооперационной карте, помодели);  В процессе конструктивно – модельной деятельности по образцу. у детей формируются обобщенные способы анализа объектов и обобщенные представления о них. Большую роль в этом играет усвоение детьми схемы обследования образцов.

 По условиям. Эти способы  необходимые для успешного осуществления конструирования по условиям. В процессе конструктивно – модельной деятельности по условиям формируются обобщенные способы анализа конструируемых объектов с точки зрения этих условий.

 По замыслу. Все это обеспечивает возможность детей конструировать по собственному замыслу — они сами определяют тему конструкции, требования, которым она должна соответствовать, и находят способы ее создания.

 По тематике. В старшем дошкольном возрасте   выбор предмета постройки зависит от тематики проекта, проводимого в данной группе в это время или от задумки самого ребенка.

По тематике проекта педагогами подготавливается подборка образцов-рисунков и пооперационных карт, выбрав Центр «Строительства и конструирования» на утреннем сборе, или в вечерней самостоятельной деятельности дети переходят в него конструировать, используя при этом образец-рисунок или пооперационную карту-схему.

 Немаловажно, что дети, старшего дошкольного возраста  способны самостоятельно обыгрывать сконструированные предметы с помощью игрушек.

 Методы:

 вызывания адекватных эмоций- суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение.;

пояснения – широко применяется при использовании детьми незнакомых схем во время конструирования;

сравнения – повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализ, синтез, умозаключение;

акцентирования на деталях – усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь;

педагогического наблюдения.

 Приемы:

рассказ, может использоваться в различных ситуациях;

визуальное сравнение -  сравнение построенного объекта со схемой;

композиционные  варианты – педагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание постройки или сконструированного материала ;

мысленное создания объекта по названию, данному педагогом. Вначале дети затрудняются последовательно и развёрнуто излагать свои мысли. Поэтому на первых порах необходимо использовать  точные установки.

– Расскажи, что, какого цвета и какого размера ты возьмешь вначале?

– Что будет построено потом?

– Что у тебя особенно хорошо получится?

«узнавания» по описанию. Суть данного приема заключается в описании. При этом педагог лишь описывает предмет, не говоря его название.

игровые элементы, стимулирующие желание ребёнка рассказать (поговорить) «Кто расскажет лучше, интереснее? », «Определи на что похоже», «Сочини историю»;

мотивация

- Построим дорогу к бабушке в деревню;

- Создадим объемную аппликацию для мамы;

создания игровой ситуации «Построим дом для черепашки», «Мост через речка для мышонка» и др. ;

использование загадок и литературных произведений.

сюжетное обыгрывание.

  Примерное временное соотношение частей.

     Общее время ОД 100 %.

1 часть – вводная 15 – 20 %.

2 часть – основная или продуктивная 50 – 70 %.

3 часть – заключительная или анализ детских работ 15 – 20 %.

 

Группа

1 часть

 2 часть

3 часть

Время ОД в минутах 

 

Старшая/

 

 

4

17

4

25

Подготовительная

5

20

5

30 

 

1 часть. Если нужен – показ образца, рассматривание, объяснение, вопросы к детям. Мотив. Дети должны знать для кого (чего) делают.

2 часть. Продуктивная деятельность. Выбор детьми необходимого материала. Указания, напоминания, индивидуальный показ, поощрение. Отмечать обязательно оригинальные находки, творческий подход.

3 часть. Отметить аккуратность, прочность, наличие частей, соответствие оригиналу или схеме, оригинальность и т.д. Поощрение обязательно.

     

Важно! Не сравнивать работы одного ребенка с другим. Посмотри, как у Лены здорово получилось, а у тебя? Сравнение возможно только с успехами самого ребенка. Например, у тебя сегодня такая прочная постройка получилась. Или - ты старался, но детали упали. В следующий раз сделай это лучше. Можно спросить детей, чья поделка понравилась, но это, как правило, не объективно, а по симпатиям. Стоит ли на этом тратить время. 

      Необходимо задавать при анализе детских работ старшим дошкольникам вопросы, которые вытекают из цели ОД: 

  1. фото, схему и т.д., почему?

     Анализ можно провести после ОД. К анализу необходимо возвращаться неоднократно.

 

Таким образом, использование наглядного моделирования в конструктивной деятельности влияет на развитие дошкольников памяти, воображения, логического мышления, речи, моторики, а так же развивает у детей способности к моделированию пространственных отношений, социальных, научных и математических навыков. Развивает представление о социальном окружении. Использование схем дает возможность сформировать у детей умение строить чертежи, а это в свою очередь формирует более полноценные модельные способности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: