a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Инновационный опыт Кильдишевой Анны Михайловны на тему "Использование нетрадиционных классических здоровьесберегающих технологий и создание здоровьесберегащей среды в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников"

Опубликовано: 2015-09-05 10:21:41

Документы для скачивания

Инновационный опыт Кильдишевой Анны Михайловны, инструктора по физической культуре МБДОУ «Зубово- Полянский детский сад №3 «Ручеек» комбинированного вида» на тему: " Использование нетрадиционных классических здоровьесберегающих технологий и создание здоровьесберегающей среды в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников»" Здоровье- это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие" . ( ВОЗ) 1. Актуальность и перспективность опыта. Проблема здоровья и его сохранение в современном обществе стоит более чем остро. Для родителей нет большей радости, чем здоровый, нормально развивающийся ребенок.   Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому воспитанию, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребенка. Мы знаем, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Научные исследования свидетельствуют о том, что в последние годы наметилась устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, увеличилось число детей с врожденными пороками. Современные дети в большинстве своём испытывают" двигательный дефицит" . Поэтому проблема здоровьесбережения детей становится не только медицинской, но и педагогической. Качественное дошкольное образование возможно только при здоровьесберегающих и здоровьеукрепляющих условиях. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детско го сада. Что же такое здоровье сберегающие технологии? Здоровьесберегающие технологии- это система мер, включающих взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. 2. Условия формирования опыта. Дошкольное образование – важный этап в подготовке ребенка к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его обучения. В первом классе ребенку придется усваивать большой объем информации, длительно сохранять вынужденную позу, привыкать к новому распорядку дня. Все это потребует от вчерашнего до школьника значительных, как умственных, так и физических сил. Именно физически развитый, физически подготовленный ребенок сможет легче адаптироваться к процессу обучения в школе, как к самому сложному и ответственному моменту в жизни детей. Поэтому перед каждым педагогом возникают вопросы: как организовать деятельность дошкольников на занятии, чтобы дать каждому ребенку оптимальную нагрузку с учётом его индивидуальных способностей, группы здоровья? Как развивать интерес к занятиям физкультуры, потребность в здоровом образе жизни? Наиболее полному решению задач способствует внедрение в образовательный процесс дошкольного учреждения здоровьесберегающих технологий, представляющих собой комплекс концептуально взаимосвязанных между собой методов и приемов обучения, ориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения и укрепления его здоровья. 3. Теоретическая база опыта. Научная новизна: использование указанных оздоровительных технологий в игровом варианте: обучение и оздоровление происходит с легкостью, упражнения и оздоровительные технологии остаются в памяти ребенка надолго. Новизна и в формировании нового типа взаим одействия детского сада и семьи. С тала реальностью готовность родителей к конструктивным партнерским взаимоотношениям ДОУ, осознанное отношение к многообразию своих воспитательных функций в семье. Валеологические знания, массаж приучают ребенка сознательно относится к своему здоровью; утренняя гимнастика, бег, физ культурные занятия, дыхательные упражнения- к ежедневным занятиям физической культурой; народные подвижные игры способствуют развитию речи, физических качеств, формированию патриотических чувств. В процессе работы собран материал по использованию здоровьесберегающих технологий: –игровой стретчинг; - ритмопластика; - фитбол; - ритмическая гимнастика; - креативная гимнастика; - коррекционная гимнастика, - дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой; - пальчиковая и артикуляционная гимнастика; - звуковая гимнастика Лобанова; - спецзакаливание детей А. Уманской; - упражнения на релаксацию; - «Дорожка здоровья»; - босохождение; - упражнения хатха- йога; - ароматерапия; - физкультминутки и другие. Р азработаны картотеки игр и упражнений, составлены памятки для родителей. Непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию детей строится с учетом интересов и возможностей ребенка, времени года, и в зависимости от поставленных задач выбираются разные формы: - игровая; учебно- тренировочная; сюжетно- игровая; комплексная; контрольно- учетная; НОД на тренажерах; занятия- соревнования. В структуру занятий тесно вплетены различные виды оздоровительных мероприятий. Наряду с двигательными упражнениями и танцевально- ритмическими этюдами ребенок выполняет упражнения для профилактики плоскостопия, пальчиковую гимнастику, дыхательные упражнения. Синтез различных здоровьесберегающих технологий подчинен одной цели – мотивации здорового образа жизни и формированию здоровья. Массовые физкультурные мероприятия представлены в дошкольном учреждении в виде: - оздоровительных досугов; - физкультурных развлечений; - физкультурных праздников; - соревнования, проводимые между воспитанниками одного или нескольких дошкольных учреждений; - дни «здоровья»; - неделя «здоровья»; - прогулки- походы. Красочность внешнего оформления, доступность, отсутствие строгой регламентации, деятельности участников, возможности широкого проявления эмоций и индивидуальных способностей делают подобные мероприятия весьма популярными среди детей дошкольного возраста. Строгое соблюдение режима: утренняя гимнастика, занятия, подвижные игры на прогулке, динамические часы на свежем воздухе, корри гирующая гимнастика после сна, закаливающие процедуры, режим питания, сон, прогулки и пр. Наглядная агитация и работа с родителями: уголки здоровья для детей и родителей, дни и н едели здоровья, круглый стол «В здоровом теле- здоровый дух» », беседы, консультации. Цикл бесед для детей: « Чистота- залог здоровья », « Глаза- помощники рук », «Как правильно чистить зубы», « Я хорошая », «Дружба начинается с улыбки» 4. Технология опыта Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно- образовательного процесса. Инструментом в создании таких моделей может выступать интеграция. Интеграцию мы понимаем как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей. Она, с нашей точки зрения, должна охватывать все виды здоровьесохранной деятельности ДОУ. Структура внедрения здоровьесберегающих методик и технологий: - о знакомление с теоретическими основами; - о пределение оздоровительной направленности и значимости для ребенка: - в ключение методик и технологий в педагогический процесс; - а нализ результатов использования методик и технологий; и зучение мнения родителей и получение семейной поддержки; м ониторинг детей. С пециальный опрос родителей, педагогов; - с оздание условий и оформление необходимого материала; - п оказ результатов: открытые мероприятия, выступления, наглядный материал; - в ыводы и предложения Для полноценного развития детей, реализации потребности в движении в ДОУ созданы определенные условия: 1. Спортивный зал со стандартным и нетрадиционным физкультурным оборудованием, который обеспечивает участие всех детей групп, их двигательную активность в процессе организованных занятий физической культурой и подвижных игр, а также в самостоятельной деятельности детей в свободное время. 2. На участке детского сада оборудована физкультурная площадка с зоной для подвижных игр. 3. И гровые территории с крытыми верандами для каждой возрастной группы. В организации физкультурно- оздоровительной деятельности четко выделяются следующие структурные компоненты: Общая развивающая работа; - п рофилактика заболеваний в период межсезонья и гриппа; - л ечебно- оздоровительная работа; - п рофилактика отклонений в физическом развитии; - с оздание благоприятного психологического климата, совершенствование форм организации образовательного процесса с учетом возрастных особенностей детей; - р аннее валеологическое образование; - п росвещение родителей. В общей развивающей работе основной акцент сделан на организацию физического воспитания в соответствии с принципом оздоровительной направленности. В каждой возрастной группе есть спортивный уголок с функциональным оборудованием, которое используется при проведении утренней гимнастики, гимнастики после сна. Мы разработали систему закаливания, предусматривающую раз нообразные формы и методы; прово дим игровую оздоровительную гимнастику, оформили стенды «Оздоравливаем вместе» в старших группах, имеются памятки( основные принципы закаливания) , исключаем шумные игры за 30 минут до сна, используем перед засыпанием релаксационную гимнастику, проветриваем спальное помещение перед сном. Широко используются нетрадиционные методы оздоровления детей; - игры с водой; - спецзакаливание детей А. Уманской; - дыхательная гимнастика А Стрельниковой; - игры, которые лечат и т. д. Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Чтобы она действительно давала эффект, виды деятельности на прогулке меняются в зависимости от двигательной активности и индивидуальных возможностей детей. Медицинские работники проводят лечебно- профилактические мероприятия: витаминизация третьих блюд( ежедневно) ; обеспечение чистоты групповых помещений. Для организации лечебно- оздоровительной работы в детском саду есть медицинский кабинет, процедурный кабинет. Для профилактики отклонений в физическом развитии детей в дошкольном учреждении введен оптимальный двигательный режим, организованная учебно- игровая деятельность сочетается с самостоятельной деятельностью детей, прогулками, развлечениями, играми, отдыхом, групповым общением. Групповые помещения имеют достаточную освещенность, мебель подобрана в соответствии с ростом детей. 5. Анализ результативности опыта.     Результативность опыта заключается в эффективности комплексных воздействий, направленных на оздоровление детей, осуществляется на основе общепринятых критериев. Главные из них: - снижение частоты случаев острой заболеваемости; - улучшение физического развития; - устранение отставания в развитии движений( или позитивная дина мика соответствующих показателей) ; - позитивные сдвиги в эмоциональной сфере; - улучшение аппетита, качество сна, навыков самообслуживания, познавательных возможностей. Выводы: Использование здоровьесберегающих технологий и с оз дание здоровьесберегающей среды в воспитании и оздоровлении дошкольников является одним из основных направлений деятельности педагогического коллектива ДОУ. Значительно повысилась мотивация педагогов к использован ию инновационных подходов к здо ро в ь е сбережению воспитанников ДОУ. Увеличилось количество педагогов систематически и методически грамотно использующих здоровьесберегающие технологии в учебно- воспитательном процессе и режимных моментах. Усовершенствована предметно- развивающая среда в группах, приобретается новое физ к ультурно- спортивное оборудование и атрибуты. 6. Трудоемкость опыта Детский сад – сложный живой механизм, где множество разнообразных объектов и субъектов: дети и родители, общественность, обслуживающий персонал; система физкультурно- оздоровительной и других направлений работы, система образовательной и методической деятельности и др. Все они находятся во взаимодействии, и от того, как они взаимодей ствуют, зависит успех работы ДОУ в целом. Большинство воспитателей и педагогических коллективов дошкольных образовательных учреждений в основном используют стандартные формы работы, подобранное физкультурное оборудование и спортивный инвентарь не являются многофункциональными. Педагогические противоречия возникают в виде образующего несоответствия между устаревшими педагогическими представлениями и слабой материальной базой образо вательных дошкольных учреждений, , потому что м ногообразие оборудования и пособий дает возможность продуктивно его использовать во всех организованных формах непосредственно образовательной деятельности по физической культуре, при этом создавая их вариативное содержание для развития произвольности движений детей, их самостоятельности и творческих замыслов. И чтобы разреш ить объективные педагогические, образовательные и материальные противоречия необходимо проанализировать воспитательно- образовательный и методические процессы, в первую очередь, с позиции здоровьесбережения, выявить проблемы и определиться в введении необходимых инноваций( здоровьесберег ающих методик, технологий и новых физкультурно- оздоровительных направлений) . Безусловно, что решение этих сложных и многоплановых вопросов не произойдёт само по себе. Для этого необходима систематическая и целенаправленная работа. Для определения перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации необходимо за основу взять: – изучение имеющегося опыта работы по данному направлению; – повышение педагогической компетентности коллектива дошкольного учреждения по данному направлению; – просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры и приобщение их к созданию оптимальных условий для физического развития и здоровья детей в ДОУ и дома. 7. Адресность Полученные результаты моего опыта будут иметь практическую ценность: – для педагогов дошкольных образовательных учреждений – для родителей в плане организации совместной деятельности с ребенком в домашних условиях; Наиболее приемлемыми формами трансляции опыта работы считаю: – совместные занятия физическими упражнениями родителей с детьми младшего возраста, с помощью которых у родителей формируются основы физкультурной грамотности; - – дни открытых дверей для родителей и педагогов других дошкольных образовательных учреждений; – мастер- классы, мероприятия и НОД для педагогов района; – консультации; - сайт ДОУ; dszp 3 rucheek. a 2 b 2. ru- создание собс твенного сайта в интернете МААМ. http: / / www. maam. ru/ users/ annushka 1964

Оставить комментарий: