a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Изобразительное искусство

Опубликовано: 2015-09-06 20:35:51

Пояснительная записка

                Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе («Искусство вокруг нас», автор (Б. М. Неменский,  2005 год), Календарно-тематический  план   ориентирован на использование учебников: «Искусство вокруг нас», Б.М. Неменский, М. «Просв», 2003г., а также дополнительных пособий: для учителя «ИЗО и художественный труд», 1998, «Изобразительное искусство в школе», Л. Б. Рылова, 1998, «Рисование  в педагогическом училище», В. В. Колокольников, 1965, «Методика преподавания ИЗО в школе», Н. Н. Ростовцев, 1998, «ИЗО и художественный труд 5-8 классы», Н. Н. Фомина, 1995 ), для учащихся  («Хохломская роспись» Ю. Г. Дорожкин, 1999, «Росписи Хохломы», С. И. Жегалова, 1991, «Звучащее безмолвие», А. М. Вачьянц, 1997, «Вариации прекрасного», А. М. Вачьянц, 1997 )               Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся  на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.        Главной целью лицейского образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения ИЗО.

  • Развитие способности к эмоционально- ценностного восприятию произведения ИЗО, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном декоративно-прикладном, архитектуре: о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости  и культуры воспитания произведений профессионального и народного изобразительного искусства, нравственных и эстетических чувств любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

        На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения:

  • Приобретение знаний основ художественной грамотности;
  • овладение способами деятельностей использование приобретенных знаний и умений;
  • освоение компетенций ценностносмысловая, ценностно–ориентационная, рефлексивная, коммуникативная, личностное саморазвитие.       Компетентностный подход определяет следующие  особенности предъявления содер­жания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование  навыков художественного творчества. Во втором — дидактические единицы, которые содержат сведения по теории и практике использования художественных материалов. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной, ценностно-ориентационной, компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие  развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, календарно- тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

     Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.   Профильное изучение предмета включает подготовку учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной де­ятельности.        Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся  понимать причины и логику развитиях художественных процессов открывает возможность для ос­мысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.  Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям мировой культур и искусства, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию  личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.     Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражда­нина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствова­ние этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на форми­рование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбо­ру, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышле­ния и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нес­тандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодей­ствию с людьми. модифицированная программа «Искусство вокруг нас», Б. М. Неменский, 34ч.

           На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по ИЗО и с учетом направленности классов реализуются программы следующих уровней: базисный в 3 классах, продвинутый в 3  классах. С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных уроков, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения, что представлено в схематической форме ниже. Основой целеполагания является  обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта— переход от суммы «предметных результатов» к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой  деятель­ности, что предполагает повышенное внимание  к развитию межпредметных связей курса  изобразительного искусства.       Дидактическая модель обучения и педагогические средства  отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных  результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов  деятельности. Формирование целостных представлений обискусствебудет осущес­твляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе  личностного осмысления художественныхфактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к са­мостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нет­радиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.      Для гуманитарного образования приоритетным можно считать раз­витие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную де­ятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элемен­ты причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущно­стные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для срав­нения, сопоставления, оценки и классификации объектов — в плане это является основой для целеполагания     Основой целеполагания является  обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования отражает важнейшую особенность педагогической концепции государ­ственного стандарта— переход от суммы «предметных результа­тов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты предс­тавляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают спе­цифику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой  деятель­ности, что предполагает повышенное внимание  к развитию межпредметных связей курса  изобразительного искусства.             Дидактическая модель обучения и педагогические средства  отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных  результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов  деятельности. Формирование целостных представлений обИЗО будет осущес­твляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе  личностного осмысления художественных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к са­мостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нет­радиционных форм уроков, в том числе методики (деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.). Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть   монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается  использовать различные источники информации, включая энцик­лопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуника­тивной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные сред­ства языка.         Важнейшее значение имеет овладение учащимися коммуникативной компетенцией: фор­мулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргумента­ции художественные сведения, участвовать в дискуссиях по проблемам искусства, видов искусства и др. С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учеб­ную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотно­шения цели и средств и др.), оценивать ее результаты.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школь­ника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.             Календарно-тематический     план     предусматривает     разные     варианты     дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: •         в 3 классах базовый уровень дидактико-технологическое оснащение включает ПК, электронную энциклопедию, медиатекуи тп. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: ЭЭ, электронная версия музеев мира. Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса (базовый уровень)      должны знать: ­­­­­­­­­­­­

  • основные виды и жанры изобразительных искусств
  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция),
  •  выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения,
  • наиболее крупные художественные музеи России
  • известные центры народных художественных ремесел России

    должны уметь:

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности,
  •  различать основные и составные, теплые и холодные цвета;  
  • Узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;
  • Применять основные средства художественной выразительности рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению);
  • самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображения), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
  •  владеть компетенциями: коммуникативный, личностное саморазвитие, ценностно- ориентационная, рефлексивная.  

Способны решать следующие жизненные практические задачи:

  • для самостоятельной творческой деятельности
  • для обогащения опыта восприятия произведений ИЗО;
  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) пр посещении музеев ИЗО, народного творчества и др.

      Владеть компетенциями: личностное саморазвитие, коммуникативное ценностно-ориентационная, рефлексивная

п/п

 

Дата прове

дения-план

Тема урока

Кол-во часов

Дата

проведения

факт

Требования к уровню

подготовленности  учащихся

Искусство в твоем доме

1-2

 

    Тема: Твоя игрушка (создание формы роспись).

    1

.

Учащиеся должны знать:

- образцы игрушек Дымкого, Филимонова, Хохломы, Гжели;

- работу мастера по изготовлению посуды: конструкция- форма – украшение, роспись;     Учащиеся должны уметь:  -  выполнять роль мастера Украшения, расписывая игрушки;

- расписать посуду используя  элементы Хохломской росписи;

- изобразить посуду по своему образцу.

3-4

 

Тема: Твоя посуда

    1

 

5

 

  Тема: Мамин платок 

   1

 

      Учащиеся должны знать:

-  в общем искусство росписи тканей;

-  разнообразие художественных росписей платков, назначение платков    Учащиеся должны уметь:

- составить простейших орнамент;

-  отличать платок от ткани.

6

 

 

 

 

Тема: Обои, шторы, в твоем доме,

  1

.

      Учащиеся должны знать:

 - Роль художников в создании обоев, штор;    Учащиеся должны уметь:

 -  разработать эскиз для создания образа будущей комнаты и ее назначение (детская, спальня и т.п.) - создать эскиз обоев или штор для спальни или детской (использовать технику трафарета или штампа)

7

 

 

 

  Тема: Твоя книжка.

  1

 

    Учащиеся должны знать:

- роль художника в создании книги;

-  роль обложки, шрифта, буквицы.  многообразие видов книг.      Учащиеся должны уметь:

-  отличать назначение книг, оформлять обложку иллюстрации;  - самостоятельно оформить обложку, используя придуманный шрифт.

 8

 

 

 

 

Тема: Поздравительная открытка (декоративная закладка).

  1

 

    Учащиеся должны знать:

- виды графических работ      Учащиеся должны  уметь:

 - выполнить простую графическую работу;  -  выполнить эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам) самостоятельно. 

Искусство на улицах твоего города.

9

 

Тема:  Памятники архитектуры – наследие веков

 

  1

 

   Учащиеся должны знать:

 - основные памятники города, где они находятся.      Учащиеся должны  уметь:

-   узнавать памятники ВОВ, гражданской войны; - изобразить один из памятников

10

 

Тема: Парки, скверы, бульвары.

  1

.

     Учащиеся должны знать:

- в чем заключается работа художника- архитектора        Учащиеся должны  уметь:

-  изобразить парк или сквер  -  изобразить детскую площадку или бульвар для раздумий.

11

 

Тема: Ажурные ограды

  1

 

Учащиеся должны знать:

 - что такое ограда, ажурная для чего она нужна.

Учащиеся должны  уметь:

- создавать ограду по собственному замыслу.

12

 

Тема: Фонари на улицах и парках

  1

 

   Учащиеся должны знать:

- виды и назначение фонарей      Учащиеся должны  уметь: 

 - придумать свои варианты фонарей для детского праздника

13

 

Тема: Витрины на улицах

  1

 

   Учащиеся должны знать:

оформление витрин по назначению и уровню культуры города       Учащиеся должны  уметь:

-  отличать разные витрины;

- составить проект оформления витрины

14

 

Тема: Транспорт

  1

.

   Учащиеся должны знать:

- разные виды транспорта    Учащиеся должны  уметь: 

 - изобразить разные виды транспорта

Тема: Художник и зрелище

15

 

 

 

    Тема: Художник в цирке

  1

 

       Учащиеся должны знать:

- что такое «цирк»;

- композиционное построения здания.          Учащиеся должны  уметь: 

-выражать свои чувства через рисунок.

 16

 

   Тема: Художник в театре.

  1

.

     Учащиеся должны знать:

 - истоки театрального искусства         Учащиеся должны  уметь: 

- создать эпизод театральной сказки;  -  нарисовать арену древнего театра  

 17-18

 

 

    Тема: Театральные маски

  1

 

         Учащиеся должны знать:

- историю происхождения театральных масок            Учащиеся должны  уметь:

-  конструировать маску из бумаги;  - конструировать выразительные маски из бумаги (бумагопластика);

-  расписать подчеркивая ее характер

19-20

 

 

 

 

     Тема: Театр кукол. Голова куклы, театральный костюм

  1

.

     Учащиеся должны знать:

- отличие кукольного театра от других видов театра;

 - театр кукол-пример видового разнообразия театра. 

-  что такое перчаточная куклы     Учащиеся должны  уметь: 

- создать эскиз театральных кукол-персонажей  

-  изготовить голову перчаточной кукле.

 

21-22

 

     Тема: Афиша

  1

 

   Учащиеся должны знать:

- назначение афиши;

-   различие между плакатом и афишей    Учащиеся должны  уметь:

- создать эскиз афиши к спектаклю.

23-24

 

Тема: Художник и цирк. Праздник в городе

  1

.

   Учащиеся должны знать:

- отличие и сходство театра и цирка     Учащиеся должны  уметь:

-  создать эскиз циркового представления  -  изобразить цирковой персонаж в движении

   

Тема: Школьный карнавал.

  1

»

 

Художник и музей

 

   26

 

 

 

 

Тема: Музеи в жизни города

  1

 

     Учащиеся должны знать:

- что в музеях хранятся лучные произведения искусства .      Учащиеся должны  уметь: 

-  изобразить интерьер музея  - создать образ музея (работа в паре)

 27-28

 

Тема: ИЗО, картина пейзаж

  1

 

    Учащиеся должны знать:

 - что такое картина-пейзаж;

- роль цвета в пейзаже.        Учащиеся должны  уметь: 

-изобразить пейзаж по представлению;

 29

 

 

Тема: Картина натюрморт

  1

 

    Учащиеся должны знать:

- что такое натюрморт, где можно увидеть натюрморт    Учащиеся должны  уметь:

-  изобразить натюрморт по представлению 

 30-31

 

 

 

Тема: Картина портрет

  1

 

  Учащиеся должны знать:

- жанр портрета.    Учащиеся должны  уметь:

-  нарисовать портрет близкого человека;

- создать самостоятельно живописный портрет близкого человека

 32

 

Тема: Картины исторические и бытовые

  1

 

       Учащиеся должны знать:

 - отличие исторических  и бытовых картин       Учащиеся должны  уметь:

-   изобразить сцену из повседневной жизни людей

 33

 

Тема: Скульптура в музеи и на улице

  1

 

      Учащиеся должны знать:

-  что такое скульптура;      Учащиеся должны  уметь: 

- смотреть на скульптуру .

34

 

Тема: Художественная выставка, обобщение темы четверти

  1

 

     Учащиеся должны знать:

-  что такое выставка      Учащиеся должны  уметь: 

-  подготовить  к выставке лучшие работы

 

Оставить комментарий: