a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Технология

Опубликовано: 2015-09-06 20:38:05

Пояснительная записка

 

     Программа рассчитана на 68 часов  из расчета 2 часа в неделю в соответствии с учебным планом школы.

     Учебно-методический комплект:

     -  Н.М.Конышева. Технология. 3 класс.- Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2008.

     - Н.М.Конышева. Технология. 3 класс. Рабочая тетрадь. Часть 1 и 2.- Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2008.

     - Программа к курсу  «Технология» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2007.

   В свете современных требований к образованию ручные умения и владение технологиями могут выступать лишь в качестве средства, но никак не цели обучения. В данной программе ручной труд является прежде всего средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, мыслительной деятельности и творческого потенциала – т.е. общего развития ребёнка. Это и есть основная цель данного курса.

   Начальная школа должна создать единую базу для последующей профильной, специальной работы. Ведущая роль отводится формированию дизайнерского мышления – особой установки сознания, которая позволяет человеку комплексно подходить к оценке и созиданию окружающей его предметной среды в целом и любого из её компонентов.

     Согласно научным данным, дизайнерское мышление включает в себя следующие параметры:

- конструктивность – как общая способность выдвигать проектные идеи;

- целесообразность – как умение искать и находить средства и способы работы, которые отвечали бы точно поставленной цели;

- вариативность, гибкость – или умение выдвигать и разрабатывать не одну, а несколько проектных идей, несколько вариантов решения одной и той же задачи.

     Помимо них в дизайнерском мышлении большое значение имеет общая мировоззренческая канва, т.е. понимание взаимосвязи «природа – человек – предметная среда». Формирование обобщённого дизайнерского мышления может быть наиболее успешно реализовано именно в рамках предметно – практической деятельности. При таком подходе это становится мощным стимулом экологического воспитания школьников, поскольку даёт правильное понимание места человека и создаваемой им среды в природе.

   В методическом плане программа ориентируется на проектно-конструкторскую деятельность учащихся; основные акценты смещаются с изготовления поделок и репродуктивного овладения приёмами работы в сторону проектирования вещей на основе сознательного и творческого использования приёмов и технологий. Репродуктивная деятельность на уроках занимает большое место в системе формирования практических приёмов работы. Эти приёмы представляют собой базу творчества, на основании которой ученик получает возможность самостоятельного и обоснованного выбора как материалов, так и способов действия.

     Методической основой организации деятельности учащихся на уроке является творческий метод дизайна, поскольку он соединяет в себе как инженерно – конструкторский аспект, так и художественно – эстетический. В центр методической организации курса находится проектная деятельность учащихся.

     Основной содержательный компонент программы 3 класса – проблема «Человек – Предмет – Среда», она разрабатывается обстоятельно, последовательно переходя от одной темы к другой. Проблема  «мира вещей» наполняется достаточно глубоким смыслом. Прежде чем рассматривать конкретные правила дизайна, ученики осмысливают духовно – психологическое содержание предметного мира и его единство с миром природы. На базе этих представлений они разрабатывают бытовые вещи, каждый раз применяя в работе формулу «красота + польза», т.е. принцип единства в вещи утилитарного и эстетического начала. При проведении с детьми художественно – конструкторского анализа предметов учитель обращает внимание на более частные принципы, которые не формулируются, но неизменно учитываются в работе: композиционная целостность (основные закономерности гармонии), функциональность (степень соответствия формы, цвета, материала, декора основным функциям  изделия), технологичность (лаконичность конструкции, адекватность способов работы), единство предмета и среды (стиль).

     Основные разделы: «Формы природы –форма вещей» (16 ч), «Характер и настроение вещи» (14 ч), «Гармония вещей» (22ч), «Весна, весна на улице!» (16ч).

    Основные задачи изучения курса:

    1. Духовно – эмоциональное развитие личности:

- формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;

- воспитание внимательного и участливого отношения к окружающему миру;

- формирование эстетического восприятия;

- воспитание уважительного отношения к человеку – творцу.

     2. Развитие творческих способностей.

     3. Развитие познавательной активности, образного и конструктивного мышления, речи.

     4. Расширение кругозора учащихся.

     5. Развитие  мелкой мускулатуры руки, глазомера и пр. через формирование практических умений.

К концу 3 класса учащиеся должны

 Знать/понимать

• роль трудовой деятельности в жизни человека;

• влияние трудовой деятельности человека на окружающую среду и здоровье человека;

• виды труда и технологий, содержание общих приемов трудовой деятельности;

• назначение, сферы применения, основные свойства различных материалов (природных, бумаги и картона, пластических, текстильных, металла, древесины);

• назначение и сферы применения машин, технических устройств и инструментов (в том числе бытовой техники и компьютера), правила безопасной работы с ними;

Уметь

• на основе наблюдений сравнивать и выделять особенности содержания различных профессий и видов труда;

• определять материалы (природные, бумагу и картон, пластические, текстильные, фольгу и проволоку, древесину) по внешним признакам, использую различные ощущения;

• на основе сравнения соотносить свойства материалов и сферу их применения;

• осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за ее ходом и результатами;

• подбирать необходимые для работы инструменты и приспособления и соблюдать правила безопасного труда;

• получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы и чертежи на бумажных носителях, инструкционные и технологические карты;

• изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, эскизу, чертежу;

• соблюдать последовательность технологических операций;

• создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;

• осуществлять декоративное оформление и отделку изделий.

Технология, 3 класс

Тематическое планирование (по видам деятельности):

 

№п/п

Вид деятельности

Кол-во

часов

1

Работа с бумагой и картоном

26

2

Работа с тканью и нитками

23

3

Работа с природными материалами

5

4

Работа с синтетическими материалами

7

5

Работа с пластилином

4

6

Экскурсии на природу

1

7

Изготовление электроигрушки

2

Итого

68

 

Тематическое планирование по четвертям:

 

№ четверти

Тема

Кол-во

часов

1

Формы природы и форма вещей

16

2

Характер и настроение вещи

14

3

Гармония вещей

22

4

Весна, весна на улице!

16

Итого

68

 

 

 

Техника безопасности.

№ 1 – организация рабочего места на уроке.

№ 2 – работа с клеем.

№ 3 – работа с ножницами.

№ 4 – работа с иглой.

№ 5 – работа с пластилином.

№ 6 – работа с циркулем.

                                                                            Технология, 3 класс

 

 

№ урока

Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения

план

факт

1 четверть

Формы природы и форма вещей (16ч)

1

Вводный урок. Поделка из природных материалов

1

 

 

2

Поделка из природных материалов. Аппликация из листьев «Зверята»

1

 

 

3

Поделка из природных материалов «Петушок из семян ясеня и клена»

1

 

 

4

Работа с тканью и набивочным материалом. «Связка лука»

1

 

 

5

Работа с тканью и набивочным материалом. «Связка морковки»

1

 

 

6

Конструирование из бумаги. «Цветы»

1

 

 

7

Конструирование из бумаги «Коробочка с деталями»

1

 

 

8

Конструирование из бумаги «Панно с цветами»

1

 

 

9

Конструирование из полоски картона «Звери»

1

 

 

10

Игрушка из папье-маше «Чашечка»

1

 

 

11

Игрушка из папье-маше «Чашечка»

1

 

 

12

Игрушка из папье-маше «Чашечка»

1

 

 

13

Лепка из пластилина «Посуда»

1

 

 

14

Лепка из пластилина «Посуда»

1

 

 

15

Конструирование из пластмассы «Подставка под карандаши»

1

 

 

16

Конструирование из бумаги «Наряд для баночки»

1

 

 

17

Работа с тканью «Коврик из цветов на пуговицах»

1

 

 

18

Работа с тканью «Коврик из цветов на пуговицах»

1

 

 

2 четверть

Характер и настроение вещи (14ч)

19

Конструирование из картона «Вертушка-радуга»

1

 

 

20

Плетение из ниток «Плетеная закладка»

1

 

 

21

Плетение из ниток «Плетеная закладка»

1

 

 

22

Вырезание из бумаги «Снежинки»

1

 

 

23

Конструирование из бумаги «Звезда-макушка» и «Звезда-подвеска»

1

 

 

24

Поделка из фольги «Елочные бусы»

1

 

 

25

Поделка из бумаги «Полумаска для новогоднего карнавала»

1

 

 

26

Конструирование из бумаги. Елочное украшение  «Сложный фонарик»

1

 

 

27

Конструирование из бумаги «Сувенирная елочка»

1

 

 

28

Объемная лепка из пластилина «Дед Мороз и Снегурочка»

1

 

 

29

Работа с тканью «Новогодняя салфетка»

1

 

 

30

Работа с тканью «Новогодняя салфетка»

1

 

 

31

Конструирование из бумаги Фигурная записная книжка «Ежик»

1

 

 

32

Объемная аппликация из бумаги «Снежный коврик»

1

 

 

3 четверть

Гармония вещей (22ч)

33

Конструирование из плетеных деталей «Собачка»

1

 

 

34

Конструирование из плетеных деталей «Собачка»

1

 

 

35

Лепка по сюжету басни И.А.Крылова «Зеркало и обезьяна»

1

 

 

36

Конструирование из бумаги «Военные принадлежности»

1

 

 

37

Конструирование из бумаги «Подарок папе. Игрушки из цилиндров»

1

 

 

38

Аппликация из природных материалов «Мимоза»

1

 

 

39

Аппликация из природных материалов «Мимоза»

1

 

 

40

Конструирование из ткани «Шелковые цветы – подарки маме»

1

 

 

41

Конструирование из ткани «Шелковые цветы – подарки маме»

1

 

 

42

Конструирование и плетение из бумаги «Бумажные корзиночки»

1

 

 

43

Конструирование из бумаги и картона «Часы»

1

 

 

44

Конструирование из бумаги и картона «Часы»

1

 

 

45

Объемная аппликация по сюжету сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка «Серая шейка»

1

 

 

46

Объемная аппликация по сюжету сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка «Серая шейка»

1

 

 

47

Шитье «Перчатка для куклы би-ба-бо»

1

 

 

48

Конструирование из бумаги «Куклы би-ба-бо – Буратино и Мальвина»

1

 

 

49

Конструирование из комбинированных материалов «Кукла-марионетка»

1

 

 

50

Конструирование из комбинированных материалов «Кукла-марионетка»

1

 

 

51

Нитяная графика. Натяжение нитей на поверхности, через сквозные отверстия.

1

 

 

52

Нитяная графика. Натяжение нитей на поверхности, через сквозные отверстия.

1

 

 

4 четверть

Весна, весна на улице! (16ч)

53

Шитье из ткани «Сумочка-зверушка»

1

 

 

54

Шитье из ткани «Сумочка-зверушка»

1

 

 

55

Объемная поделка из бумаги «Цветик-семицветик»

1

 

 

56

Комбинированная работа. Изготовление электроигрушки «Викторина»

1

 

 

57

Комбинированная работа. Изготовление электроигрушки «Викторина»

1

 

 

58

Конструирование из бумаги «Летающие модели»

1

 

 

59

Шитье «Мешочек для обуви»

1

 

 

60

Конструирование из картона  «Уточка с движущимся клювом»

1

 

 

61

Конструирование из картона «Мишка-попрыгунчик»

1

 

 

62

Поделки из бумаги и картона «Пальчиковый театр»

1

 

 

63

Поделка из бисера «Цветок»

1

 

 

64

Поделка из бисера «Цветок»

1

 

 

65

Комбинированная игрушка-подарок  «Клоун»

1

 

 

66

Комбинированная игрушка-подарок  «Клоун»

1

 

 

67

Урок-экскурсия «Весна, весна на улице!»

1

 

 

68

Праздник «Очумелые ручки»

1

 

 

 

Оставить комментарий: