a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Родительское собрание вместе дружная семья Осипова Л.А

Опубликовано: 2015-09-11 17:50:30

Документы для скачивания

Вступительное слово- Начать родительское собрание я хочу словами известного английского философа Ф. Бэкона «Любовь к Родине начинается с семьи». Сегодняшний разговор, уважаемые родители, мы посвятим непростым вопросам: 1. С чего начинается любовь к Родине? 2. Нужно ли воспитывать в детях патриотические чувства? Как это делать? Почему сегодня мы начали об этом говорить? Я думаю, что для вас не будет большим секретом, что в последние десятилетия наше общество очень сильно изменилось. Изменения в обществе не могли не отразиться и на таких общественных организациях как школа. Государство стало понимать, что вопросы гражданского образования и воспитания должны стать ключевыми в обучении и воспитании наших детей. Начинаться воспитание должно уже в дошкольном возрасте и продолжаться в школе. А участниками этого процесса должны стать не только педагоги, но и родители, и наше общество. Вопрос формирования патриотизма – сложный и многогранный. Поэтому сегодня мы с вами постараемся выработать единые принципы в решении вопросов связанных с воспитанием настоящих граждан России. 2. - Ролик – гимн 3. - Слово для выступления –Кл. рук. начального звена Осиповой Л. А. « Первые уроки патриотизма» Ролик с чего начинается Родина 4. слово для выступления – кл. рук. 7- 8 классов Дунькина Р. Н. 5. клип – березы 6. выступление кл. рук 9 класса Цыбисовой В. А. 7. презентация проекта Босиной М. б. . 8. демонстрация проекта. 9. презентация «Деревенька моя» Лысова Кристина 10. подведение итогов собрания- Что вам показалось особенно интересным на собрании? - Какие вопросы патриотического воспитания молодежи вы хотели бы обсудить на других родительских собраниях? 11. заключительное слово Надеюсь, на то что тема собрания не оставила вас равнодушными. Итак, мы выяснили, что вопросы воспитания и обучения неразделимы, что заниматься этим должна и школа и семья, что патриотическое воспитание и гражданское образование являются важнейшей частью образовательного процесса. Жизнь каждой семьи – это часть жизни страны. Для воспитания патриотизма и гражданственности необходимо, чтобы семья жила в едином ритме со всем народом, чтобы цели, стремления и заботы народа были и ее целями, стремлениями и заботами. Ведь гражданственность и патриотизм- это чувства неразрывной связи с народом, Первые уроки патриотизма. В современных условиях проблема патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению. В настоящее время патриотизм рассматривается как важнейшая ценность, интегрирующая социальный и духовно- нравственный компонент. Первые чувства патриотизма. Доступны ли они детям? Дошкольника м, особенно школьникам младшего возраста, доступно чувство любви к семье, к родному городу, к природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Первые уроки патриотизма дети получают в семье. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребёнком в форме требований, предъявляемых родителями, предстают воплощёнными во всём образе жизни семьи и, даже ещё, не будучи осознанными, усваиваются как единственно возможный способ поведения. Именно в семье формируются привычки, жизненные принципы. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. Сегодня в нашем обществе обострены многие противоречия политические, социально- экономические, национальные. В этих условиях особенно повышается роль семьи в формировании ценностных ориентаций личности ребенка. Для личностного развития каждого ребенка огромное значение имеет приобщение к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Без уважения к истории и культуре своего Отечества невозможно воспитать полноценно развитую личность. Но в последние годы в патриотическом воспитании детей в условиях семьи сегодня невооруженным глазом стали заметны такие недостатки: 1) отсутствие у многих родителей, особенно молодых, знаний и умений, необходимых для осуществления патриотического воспитания детей различных возрастов; 2) незнание специфических для семьи средств и форм патриотического воспитания детей; 3) негативное отношение части родителей к вовлечению детей в общественно- полезный труд, связанный с заботливым отношением к ветеранам войны и труда, с охраной природы, памятников истории и культуры, с благоустройством своих городов; 4) отсутствие у определенной категории семей положительного примера в патриотическом воспитании. Проблема состоит в том, что детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания основ патриотизма потребовало новых подходов к организации воспитательно- образовательного процесса. Ф ормирование основ патриотизма охватывает более широкий круг задач: - формирование духовно- нравственного отношения и чувства сопричастности к ро дному дому, семье, школе, городу, родной природе, культурному наследию своего народа; - воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям и окружающим людям; - воспитание уважительного отношения к людям, родной земле, символике, традициям и обычаям. Все эти задачи важны и актуальны, однако приоритетной для формирования основ патриотизма, на мой взгляд, является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом. Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: - корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны; - семья – ячейка общества, хранительница национальных ценностей. Это способствует формированию основ патриотизма уже в дошкольном возрасте, ребенком познаются поведенческие модели, происходит осознание целей жизни и закладывается основа успешности цели воспитания – развитие ребенка как личности, в которой концентрируются идеалы народа и государства. К сожалению, результаты диагностики показывают, что у детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи». Наблюдаются неточные знания истории своего рода и семьи. В семьях не сформированы представления о положительных и отрицательных поступках, как одних из ценностей семьи, так как есть семьи, членов которых ничто не радует в поведении ребенка, между родителями нет согласованности – одни и те же поступки вызывают свои, не совпадающие по значению, реакции. Родители не всегда выслушивают мнение детей, отсутствует доверие и уважение между членами семьи. Недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. У школьников начального звена в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта «Вместе дружная семья» была обусловлена выше перечисленными факторами. Проект «Вместе дружная семья» Цель проекта: Формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям. Задачи: 1. Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. 2. Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т. е. потребность к формированию семейных ценностей. 3. Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями. 4. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. 5. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада. Формы работы с детьми: Беседы; занятия; рассматривание семейных альбомов, иллюстраций; выставки детских работ по проекту «Вместе дружная семья» в ДОУ; заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью; творческая речевая деятельность; утренники, развлечения, конкурсы; дидактические и сюжетно- ролевые игры по проекту «Вместе дружная семья»; сочинение рассказов и сказок о семье; создание мини- проектов; с родителями. Б еседы, консультации, родительские собрания по темам проекта; анкетирование; дни открытых дверей; Фотоконкурсы; праздники; семейные мини – проекты. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество». Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации. Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно- образовательног о пространства для учеников, котор ое поддерживается в школе и семье. Беседа с родителями по теме собрания Дунькина Р. Н. Впервые слово «патриот» появилось в период Французской революции 1789- 1796 гг. Патриотами тогда себя называли борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям Родины из лагеря монархистов. В толковом словаре В. И. Даля значение этого слова трактуется так: «Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб». Патриотическое чувство свойственно всем национальностям и народностям. А зарождается патриот с формирования родственных чувств в своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке и дальним родственникам. Это первая ступень формирования патриотизма. Вторая ступень идет через воспитание любви к малой родине – своему селу, ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма. Третья ступень формирования патриотизма – воспитание любви к Отечеству, обществу, народу, их истории, культуре, традициям. Таким образом начинается процесс формирования патриотизма в семье, любовь к Родине – его финал. Чувство патриотизма нельзя принять в принудительном порядке. В современных условиях развития общества особенно сложно привить любовь к своему отечеству, помочь детям и подросткам осмыслить историю родной страны, научить искренне переживать за судьбу народа и страны, вызывать у молодого человека в душе те качества, которые определяют его как личность, как гражданина. В связи с этим целесообразно обратиться к богатейшим традициям семейной педагогики, истории семьи. Первые уроки патриотизма и нравственности дети получают в семье. От того как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. Патриот – это личность нравственно свободная. Ее поведение не является следствием стихийного подчинения чужой воле. Убеждать, увлекать детей полезными делами – важная задача взрослых. Родители и дети могут найти много интересных совместных занятий: спорт, туризм, посещение театра и кино. Так, постепенно в процессе совместной деятельности воспитывается патриотизм. Чем больше у родителей и детей общих дел, увлечений, тем крепче влияние взрослых на сыновей и дочерей, значительнее сила их примера, прочнее контакты между старшим и младшим поколениями, успешнее воспитание. Когда родители знакомят детей с родной природой, помогают им пережить возвышающее душу чувство красоты, чувство прекрасного, величественного, они готовят предпосылки для восприятия идеи Родины, народа, общности гражданских интересов и устремлений. Беседа с родителями по теме собрания. Цыбисова В. А. Семья помогает ребенку постепенно входить в мир больших социальных идей и чувств. Сначала это только любящий своих родителей и заботящийся о них сын или дочь. Шаг за шагом, у ребенка формируется чувство долга: перед родителями, школой, перед Отечеством. В период формирования мировоззрения это высокое чувство приобретает полноту и многогранность. Это и долг по отношению к семье, школе, долг защитника Родины, долг труженика. Усиление воспитательного потенциала семей возрастает в результате помощи в воспитания детей со стороны старшего поколения – бабушек, дедушек и других родственников. Они служат своеобразным транслятором социального опыта, накопленного поколениями. Факторами, способствующими установлению связи поколений, являются родословная книга семьи, реликвии прожитых лет, которые передаются по наследству от отцов к детям и внукам, семейные традиции. В семье, где есть реликвии старших поколений, и дети восхищаются их героическими поступками – воспитание патриотических чувств ребенка на высоком уровне. Живой пример родителей – специфическая форма передачи социального наследования, нравственно- эмоциональный климат формируется отношениями между матерью и отцом. Истоки гражданственности и патриотизма у детей – в нас, взрослых, в нашей любви к Родине, в чувстве гордости за ее успехи и искреннем стремлением разделить все ее беды, встать на защиту, оказать ей посильную помощь, деятельно, активно разделить все ее заботы, в нашем стремлении сохранить и умножить духовную и материальную культуру своего народа. Родители сами должны жить полной, сознательной, нравственной жизнью гражданина своей страны. Одними из основных методов воспитания в семье являются пример, организация жизни ребенка, помощь ребенку. Совместные занятия и деятельность детей с родителями: чтение, работа по дому и вне его, игры, спорт, музеи, театр – все это служит патриотическому воспитанию. Очевидно, что слово «Отечество» происходит от «отец», в то же время привычно до тривиальности словосочетание «Родина – мать». Специфика детско- родительских отношений может дать ключ к пониманию сущности патриотизма. П лан проекта «Вместе дружная семья» в начальном звенешколы. Месяц Тема Организованная деятельность с детьми Совместная деятельность педагогов и детей Совместная деятельность с родителями Консультативная информация для родителей Сентябрь Анкетирование родителей и диагностика детей Октябрь Моя семья 1. Социальный мир «Моя семья» 2. Мир искусства и художественная деятельность( Рисование) «А у нас дружная семья! » Беседа на тему: «Мои близкие», «Как росли мои родители, бабушка и дедушка», «Традиции нашей семьи». Чтение сказки «Крошечка – Хаврошечка», Рисование: «Моя семья» Рассматривание картин: Т. Сорокина «Семья» Драматизация сказки: «Репка» Сюжетно- ролевые игры: «Семья», «Встречаем гостей» Рассказы и рисунки детей: «Познакомьтесь с моей семьёй» Составления герба семьи Консультация: «Влияния семейного воспитания на формирование личности ребёнка» Папка- передвижка «Моя дружная семья» Ноябрь Члены моей семьи Социальный мир «Что я знаю о себе» Беседа на тему: «Выходной день в нашей семье», «Самые дорогие люди». Обсуждение ситуаций: «У меня большая семья», «Мой детский альбом», «На кого я похож? ». Чтение произведений: Я. Акима «Моя родня», В. Драгунского «Моя сестра Ксения». Творческая речевая деятельность: «Письмо бабушке и дедушке» Игровая ситуация: «Мои братья и сёстры» Ручной труд: «Открытка для мамы на день матери», Формирование фотоальбома своей семьи для группы. Конкурсная программа для детей и родителей посвящённая Дню матери «Мать и дитя» Мини- проект: «Значения имени» Папка- передвижка: «История возникновения праздника «День матери» Декабрь «Наши имена и фамилии» 1. Социальный мир «Наши имена» 2. Социальный мир «Наши фамилии» Беседа на тему: «Моя родословная», «Я и моё имя» Творческая речевая деятельность: Интервью у родителей – «Расскажи, почему меня так назвали? » Дидактические игры: «Моя семья. Составь цепочку» Мини- проект: «Генеалогическое древо моей семьи». Участие родителей в улучшении предметно- развивающей среды Папка- передвижка: «Особенности воспитания ребёнка мамой и папой» Буклеты: «Основные заповеди «здоровой» семьи» Январь «Родительский дом – начало начал» Социальный мир «Мой дом» Конструктивная игра: «Начерти и построй» Дидактическая игра «Разные дома». Беседа на тему: «История моего дома» Рассматривание иллюстраций: «Семья дома» Сюжетно- ролевые игры: «Новоселье», «Ремонт в квартире». Игры- драматизации: «Кошкин дом», Обсуждение ситуаций: «Моя комната» Фотовыставка: «Мой день в детском саду» Экскурсия детей и родителей в краеведческом музей Семинар- практикум «Досуг семьи. Место ребёнка в нём» Февраль «Мой папа Защитник Отечества» 1. Социальный мир «Защитники Отечества» 2. Мир искусства и художественная деятельность( Рисование) «Портрет моего папы» Выставка рисунков, посвящённая Дню Защитников Отечества «Мой папа солдат» Рассматривание иллюстраций, репродукций, альбомов с военной тематикой Чтение художественной литературы: Г. Х. Андерсен «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик»; стихи к празднику( о моряках, летчиках и др. ) ; чтение народных былин, сказок о богатырях Аппликация коллективная: «Наша Армия родная» Ручной труд: «Поздравительная открытка для папы» Сюжетно- ролевые игры: «Моряки», «Летчики». Подвижные игры: «Всадники», «Самолеты» Игра – викторина для родителей «Звездный час» Изготовление семейных газет: «Семейный активный отдых! » Папка- передвижка: «Растим мужчину» Буклеты: «О роли отца в семье» Март «Моя мама». Мир искусства и художественная деятельность( Рисование) «Портрет мамы» Беседа на тему: «Что любит моя мама» «Мама глазами художников» Рисование: «Моя любимая мама» Чтение стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» Настольный театр: «Волк и семеро козлят» Музыкально- дидактические игры: «Где мои детки? », «Мама и детки». Сюжетно- ролевые игры: «Дочки – матери», «Мама в парикмахерской» Творческая речевая деятельность: Описательный рассказ- «Моя мама красавица» Праздничная программа, посвящённая мамам ко дню 8 марта «Мамин день» Фотоконкурс «Самая обаятельная улыбка для мамы» Папка- передвижка: «Родители – гиды на пути познания» Апрель «Профессии моих родителей» Мир искусства и художественная деятельность( Рисование) «Все работы хороши, выбирай на вкус» Беседа на тему: «Мои родители – строители, врачи, учителя, и т. д. » Чтение произведений С. Баруздина «Мамина работа», С. Михалкова «А что у вас? » Рассматривание иллюстраций: «Папина профессия» Сюжетно- ролевые игры: «Водители», «Пожарники» Дидактические игры «Назови профессии», «Что лишнее? » Творческая речевая деятельность: Рассказ детей на тему- «Хочу быть как мама, папа» Конкурс «Самый лучший рецепт семьи» для создания кулинарной энциклопедии. Папка- передвижка: «Сколько времени необходимо уделять общению с ребёнком» Консультация «Роль семьи в нравственном воспитании детей» Май «Мы помощники» Социальный мир «Маленький, да удаленький» Беседа на тему: «Мои домашние обязанности», «Если мама устала…», «Как я помогал папе, бабушке, дедушке». Игра имитация: «Мамины помощники» Сюжетно- ролевые игры: «Готовим обед для мамы», «Помогаю в гараже папе». «День открытых дверей» для родителей Праздник, посвящённый Дню семьи: «Цветок семейного счастья» Папка- передвижка: «Домашние обязанности». Буклеты: «Распределение обязанностей в семье» Конспект занятие: «Моя семья». Цель: Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; учить строить элементарные родственные связ и. Задачи: * Воспитывать любящее заботливое отношение к членам своей семьи, чувство гордости за свою семью; * А ктивизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье; * Развитие умения рассуждать и доказывать, развитие мышления. Словарная работа: семья, дедушка, бабушка, тётя, дядя. Материал: рисунки на тему «Моя семья», дидактическая игра «Кто какую работу в доме выполняет», персонажи сказки «Репка», сюжетные картины. Музыкальный ряд: песня «Неразлучные друзья». Предварительная работа: чтение рассказов – Л. Квитко «Бабушкины руки», А. Яковлев «Мама», Дора Габе «Моя семья», Л. Воронкова «Как Вовка бабушек выручал», Л. Толстой «Старый дед и внучек»; совместные рисунки родителей и детей «Герб семьи»; рисунки детей на тему «Моя семья»; совместное обсуждение смысла пословиц о маме, о семье. Ход занятия. Дети стоят в кругу. - Собрались все дети в круг. Я- твой друг и ты – мой друг. Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. - Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Сегодня у нас гости, давайте поздороваемся ними. Дети садятся на места. • Сообщение темы занятия. - Ребята, сегодня на занятии мы с вами совершим путешествие в сказку. Хотите? - Её название вы узнаете, ответив на вопрос: «Как называется сказка, в которой благодаря дружной работе всей семьи удалось собрать большой урожай этого овоща? »( показывается репка) . - Это сказка про дружную семью. Назовите её членов. ( Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка. ) • Беседа. Рассказы детей. - Как вы понимаете, что такое семья? - Семья – это дом. Семья – это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека. - Репка хочет познакомить вас с семьёй, которая её растила, рассказать про них сказку. - «Посадил дед репку. Выросла репка большая- пребольшая. Ста дед репку и земли тащить: тянет- потянет- вытянуть не может. Позвал дед на помощь бабку. А бабка говорит: «Я тебе обязательно помогу, но уж очень мне интересно, что это за рисунки у ребят? »- Дети, расскажем бабке? - Сегодня у нас на занятии открыта выставка рисунков «Моя семья». Кто хочет рассказать о своей семье? ( Дети по желанию выходят к своим рисункам, рассказывают, кто изображён. ) Наводящие вопросы: - С кем ты живёшь? - Кто самый старший в вашей семье? - Кто самый младший? - Как ты заботишься о членах своей семьи? - Ты любишь своих близких? Почему? Психогимнастика. - Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы, у бабушки, когда они радуются, когда у них хорошее настроение? - А если они хмурятся? - Слушаем сказку Репки дальше. - «Бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку, а внучка говорит: «С удовольствием, а потом с ребятами поиграю». Игра «Кто какую работу выполняет». Дети выходят к доске. Каждому участнику раздаётся карточка с названием того или иного задания, которое выполняет кто- то из членов семьи. Дети ставят эту карточку рядом с иллюстрацией члена семьи, произнося при этом фразу, например: «брат катается на коньках». И т. д. Внучка с детьми участвует в игре. Физ. минутка «Семейная зарядка». Осенью, весною, Летом и зимой. Мы во двор выходим Дружною семьёй. Встанем в круг и по порядку Каждый делает зарядку. Мама руки поднимает( руки вверх и вниз) . Папа бодро приседает( приседания) . Повороты вправо- влево Делает мой братик Сева( руки на поясе, повороты всем корпусом) . А я сам бегу трусцой И качаю головой( бег на месте и наклоны головой в стороны) . - Сказка продолжается: «Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут, вытянуть не могут. Крикнула внучка Жучку. Та охотно прибежала на помощь». Потом она увидела иллюстрации на доске, и ей захотелось у нас остаться. Разрешим Жучке? Работа над иллюстрациями. Воспитатель предлагает детям иллюстрации, где изображены семьи животных. - Рассмотрите иллюстрации. Как можно назвать каждую из них? ( Семья кошки с котятами; семья коровы и быка с телятами) . - Можно сказать, что на каждой картине изображена семья? - Почему? - Что чувствует кошка рядом со своими котятами? Корова и бык с телятами? - Правильно и животные испытывают чувство радости, когда находятся в окружении семьи, потому что дети радуют своих родителей тем, что они подрастают, крепнут, учатся новому в жизни. А детёныши радуются тому, что родители их согревают, защищают. - Понравилось жучке вместе с вами иллюстрации рассматривать, но репку надо дальше тянуть. - Кого позвала Жучка? - Кошка прибежала, хочет с вами поиграть. Пальчиковая гимнастика «Дружная семья». Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, А вот этот пальчик – я, Вместе – дружная семья! - Сказка продолжается. «Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку». - Мышка прибежала не с пустыми руками, принесла для вас загадки. 1. Мне она тётя, а моей маме…( сестра) . 2. Моем папе он папа а мне…( дедушка) . 3. Моему папе он жена, а мне…( мама) . 4. Папе он родной брат, а мне…( дядя) . - Вот какие интересные задания приготовила для вас мышка. Взялись они все вместе за репку и вытянули её из земли. - Как вы думаете, почему они вытащили репку? ( Тянули все вместе, дружно) . Итог. - Как хорошо, что у всех у вас есть семьи. Главное, чтобы в семье всегда был мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. - Что вы хотите пожелать своей семье? Исполнение песни «Неразлучные друзья». - Закончить наше игровое занятие я предлагаю песней, которая называется «Неразлучные друзья». Конспект занятие: « Родословная – старинная русская традиция» Цель: Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, родным, родственникам, предкам. Задачи: Закреплять имеющиеся знания о родственных отношениях; формировать элементарные представления о том, что такое род и родословная, о происхождении фамилий, традициях и обычаях. Воспитывать уважительное отношение к старшим. Иллюстративный материал: рисунки из серии «Славянская семья»- «Кузнец», «Славянская семья». Предварительная работа: повторение терминов родства( бабушка, дедушка, мать, отец, племянник, сын, внук, дочь, муж, жена) , ласковых, уважительных старинных обращений к родным( батюшка, матушка, сестрица, братец, тетушка, дядюшка) . ( в скобках даны примерные ответы детей) Ход занятия: Воспитатель: - Ребята, мы с вами много говорили о семье, рассматривали иллюстрации, репродукции картин, выучили много стихов. Сегодня мы вновь поговорим о семье, но только теперь о людях, которые жили в старину. ( Показывает рисунок «Славянская семья») - Что изображено на рисунке? ( ответы детей) - Этот рисунок отображает современную жизнь или рассказывает нам о прошлом? ( рассказывает о прошлом) - Почему вы решили, что на рисунке изображено прошлое? ( одежда людей необычная, старинная) - Какую одежду носили в старину люди? ( мужчины носили длинные рубахи с поясом, женщины надевали рубахи, сарафаны, сверху на голову повязывали платочки) - Как вы думаете, люди, изображенные на рисунке живут в современной квартире? ( нет, они живут в избе) - Как вы догадались, что они живут в старинной избе? ( В избе стены деревянные, есть русская печь) - Да, в каждой крестьянской избе была печь, она согревала избу, в ней готовили еду, на лежанках отдыхали. - Какие старинные предметы вы видите на рисунке? ( деревянные ложки, кубки, ухват с глиняным горшком, прялка) - Прялка – удивительный предмет! Она нужна была для того, чтобы прясть пряжу – шерстяные нитки. Кудель, клочок шерсти нанизывали сверху прялки, вытягивали и скручивали шерстяную нить, наматывали ее на веретено. Воспитатель: - Итак, благодаря рисунку мы с вами можем представить, как жила раньше семья. Мы как бы попали в прошлое, оказались в старинной крестьянской избе. Как вы думаете, люди изображенные на рисунке, чужие или родные друг другу? ( Родные) Как можно назвать их одним словом? ( Семья) . - Мы знаем, что эта семья жила давно. Видим, что это большая семья. - Пожалуйста, подумайте и скажите: кто кем кому приходится в этой семье? - Посмотрите на рисунок и скажите, кто здесь самые старшие члены семьи? ( Дедушка и бабушка) - Рядом с ними сидит отец. Как вы думаете, кем он приходится дедушке и бабушке? ( Он их сын) . - Кто стоит возле отца? ( Его сыновья, внуки дедушки и бабушки) . - Как вы думаете, почему молодые люди стоят? ( Они выражают уважение к старшим членам семьи) . - Да, в старину в семьях почитали, очень уважали старших, во всем их слушались, не смели им перечить, не перебивали, не капризничали. Родители учили своих детей и внуков всему, что умели сами, передавали свой жизненный опыт. Посмотрите, как внимательно слушают сыновья отца. Наверное, он рассказывает им что- то очень важное, интересное. Дети обращались к своим родителям на «Вы», с почтением и уважением. Дети во всем помогали родителям. Посмотрите, художник показал, как дочь помогает своей матушке готовить еду. С детства воспитывали любовь к труду, трудолюбие. Воспитатель: - А чем в это время занята сама матушка? ( Она прядет пряжу и присматривает за маленькой девочкой – своей племянницей) - А кто такие племянники? ( Это дети братьев и сестер) - Как вы думаете, у этой девочки есть родители? ( да, на этом рисунке в избу входит ее отец) . Воспитатель: - Семьи в старину были большими и дружными, родственники всегда помогали друг другу. Пока брат отца со своей женой были заняты, ездили в город на ярмарку, за их дочерью присматривали его родные. Люди были очень гостеприимными, хлебосольными, гостей встречали хлебом и солью. Любили веселье, игры, пляски, хороводы. Такие были в старину обычаи. ( Проводится народная подвижная или хороводная игра) Воспитатель: - Обычай- это то, что принято делать обычно, по привычке, каждый день. Обычаи передавались от отцов, и дедов детям и внукам и со временем становились традицией. - Давайте еще раз повторим, какие были обычаи в старину( Дети уважали старших, люди были трудолюбивыми, дружными, гостеприимными, обращались друг к другу ласково, с уважением, помогали друг другу) - Как обращались друг к другу в семье? Как ласково, уважительно называли маму, отца, других членов семьи? ( Матушка, батюшка, сестрица, братец, тетушка, дядюшка) . Воспитатель: - Какие хорошие, замечательные обычаи! Мы тоже постараемся им следовать, будем поддерживать традиции. - В старину люди очень хорошо знали своих родных, родственников, предков. Предки – это наши родственники, которые жили до нас, перед нами. Дедушки и бабушки рассказывали внукам о своих родителях, о своих дедушках и бабушках, о своих предках, о своих родных, об истории своей семьи. Так создавалась родословная семьи, где знали имена, отчества и фамилии всех своих родных, знали, чем они занимались, где жили. - Давайте и мы придумаем имена членам этой дружной семьи( Дети предлагают и обсуждают: дедушка – Петр Васильевич, бабушка – Тамара Ивановна, отца назовем Иваном Петровичем, а мать- Екатериной, дядю – Алексеем, сыновей – Михаилом, Данилой, и Ильей, дочь –Софьей, а маленькую племянницу – Аннушкой) . Воспитатель: - Давным- давно у людей не было фамилий, а были только имена. Но одинаковые имена встречаются довольно часто, а чтобы было понятно, о ком идет речь, люди использовали отчества и прозвища. Например Иван – сын Петра( Петров сын) , внук кузнеца – Кузнецов внук. Так и появились фамилии. Так, предком этой семьи был кузнец( выставляется рисунок) , и фамилия у них произошла от кузнеца – Кузнецовы. Так появился род Кузнецовых. - А родословная идет от дедушки и бабушки, потому что они самые старшие члены семьи. Воспитатель раздает детям заранее приготовленные листочки с именами рода Кузнецовых и на доске дети с помощью воспитателя строят родословную семьи. Воспитатель: - Посмотрите, имена выстроились тремя рядами. Каждый из этих рядов указывает на поколение: бабушек и дедушек, мамы и папы и поколение детей. У нас получилось ТРИ поколения Кузнецовых. Дома вы с родителями можете составить родословную своей семьи и узнать историю своей семьи: ее корни, ее обычаи и традиции. А наше занятие окончено. Спасибо всем. Сценарий семейного праздника «Цветок семейного счастья» Цель: Расширять представления детей о своей семье, родственных отношениях. Задачи: Закрепить понятие «генеалогическое древо». Воспитывать у детей чувство привязанности, любви, уважения, заботы к членам семьи Побуждать детей открыто, искренне выражать свои чувства. Способствовать сплочению и единению представителей разных поколений. Предварительная работа: * изготовление цветка с 7 лепестками, на лепестках надписи: *   родство; *   любовь; *   забота; *   здоровье; *   веселье; *    дружба; *   увлечение; * создание генеалогического древа семьями- участниками; * подготовка материала к изготовлению картин( клей, бумага, природный бросовый материал, салфетки, кисти) . Ход праздника. В е дущий. - Здравствуйте, дорогие взрослые и дети! Мы собрались сегодня все вместе, чтобы поговорить о самом дорогом, о самом главном, что есть у человека- о его семье. Давайте вместе произнесем слово «Семья». Семь- я. Что оно означает? Давайте послушаем, что об этом думают дети? ( рассказы детей) . Действительно, семья – это( сделать вывод из высказываний детей) . Счастливая семья похожа на красивый цветок, лепестки которого сейчас расскажут нам о том, какой она должна быть. ( Ведущий прикрепляет к мольберту серединку цветка. ) Ведущий. - Дети, я думаю, что каждому человеку интересно побольше узнать о своих предках. Кем они были, чем занимались, как жили? У каждой семьи своя история. Свою связь с предками и родными можно изобразить на рисунке. Такой рисунок называется генеалогическим древом. ( Показывает образец) . Он и в самом деле похож на дерево, у которого есть корни, ствол, ветки и листья. И сегодня( перечислить) познакомят нас с происхождением своей семьи. ( Представление родословных) . Ведущий. Итак, мы сейчас доказали с вами, что первый лепесток нашего цветка обозначает родство, связь разных поколений. ( Прикрепляется первый лепесток- «родство») . А сейчас немного отдохнем- дружно песенку споем. Ведущий. В хорошей дружной семье у каждого человека свои обязанности, все помогают и самое главное- любят друг друга. А когда любят друг друга, то свою любовь выражают ласковыми словами. У нас есть волшебная шкатулка, которую мы сейчас заполним ласковыми добрыми словами. ( Шкатулка передается по кругу) Теперь мы знаем, что любовь и уважение к своим близким наши семьи выражают добрыми и ласковыми словами. ( Прикрепляется второй лепесток- «любовь») . Ведущий. Но любовь нужно и делами своими доказывать: помогать друг другу, заботиться друг о друге. И сейчас мы узнаем, какие замечательные помощники живут в наших семьях. Конкурс «Помощники»( совместное приготовление салата) . Ведущий. Вот мы и выяснили, что в счастливой семье все заботятся друг о друге, помогают во всем. ( Прикрепляется третий лепесток- «забота») . Ведущий. Самые старшие и уважаемые члены семьи- это бабушки и дедушки. Они могут находиться рядом или жить вдалеке от вас. Но вы всегда должны помнить о том, что бабушки и дедушки дали жизнь вашим мамам и папам, а значит и вам. И когда ваши папы и мамы были совсем маленькими, бабушки пели им колыбельные. Хотите послушать? Звучат колыбельные в исполнении бабушек. Ведущий. А сейчас я предлагаю поблагодарить бабушек и спеть для них веселую песню. В старину на Руси говорили «Где много песен поётся- там и весело живется». ( На цветке появляется четвертый лепесток, обозначающий веселье) . Ведущий. Я думаю, что вы очень любите свой родной дом. Не важно- большой он или маленький, в городе или в деревне. И, наверное, каждый из вас хочет, чтобы в вашем доме было красиво и уютно. Сейчас я предлагаю участникам нашего праздника сделать свой дом еще краше. ( Из предложенных материалов участникам предлагается сделать красивую картинку для украшения интерьера дома) . Пока семьи- участницы трудятся, вас ждет музыкальный сюрприз. Ведущий. Вы все дружно работали, поэтому у всех картины получились очень красивыми, яркими. И мы узнали еще один секрет счастливой семьи- она должна быть дружной. ( Крепится пятый лепесток- «дружба») . Ведущий. Есть такая пословица «В здоровом теле- здоровый дух». Если человек здоров- он бодр, весел, радуется жизни и у него все ладится. Поэтому мы должны заботиться не только о своем здоровье, но и о здоровье своих родных. И я предлагаю семьям- участникам нашего праздника поделиться своими рецептами здоровья. ( Презентация напитков) . - Дети, оказывается, счастливая семья- это здоровая семья. ( Крепится   шестой лепесток- «здоровье») . Ведущий. Славно мы сегодня вечер проводим, и я, кажется, знаю, что еще необходимо для того, чтобы семья была счастлива. Может, кто- нибудь подскажет мне? Да, дети, это всем вместе отдыхать, интересно и увлекательно проводить свое свободное время. Кто умеет отдыхать, тот хорошо трудится и учится. О своем отдыхе и увлечениях нам сейчас расскажут и покажут участницы нашего праздника. ( Представление семейных газет) . Вот и седьмой лепесток раскрылся на нашем цветке- «увлечение» Расцвел наш красивый цветок- цветок «Семейного счастья». Берегите его. Оказывается, что семья счастлива тогда, когда она имеет много родственников, и все они любят, заботятся, помогают друг другу, дружат и умеют интересно и увлекательно отдыхать с пользой для своего здоровья. И в конце нашего праздника я предлагаю всем спеть песню «Взрослые и дети».

Оставить комментарий: