Конспект интегрированный непосредственно-образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста "Грибы"

Опубликовано: 08:45:34 14-09-2015

(коммуникация, познание, художественное творчество, музыка)

Задачи: - воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимания необходимости сохранения его целостности, умения вести себя в лесу; воспитывать желание использовать в работе разные техники аппликации.

- способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о живой природе, расширять представления детей о лесе и его обитателях;

- учить выделять части гриба (ножка, шляпка, корень, распознавать грибы, называть их названия, классифицировать грибы по признаку съедобности (съедобные - несъедобные) ;

- познакомить с правилами поведения в природе при сборе грибов;

- развивать у детей речь и познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, а также память, умение анализировать, делать выводы;

- активизировать и расширять словарь детей по теме «Грибы», развивать фонематический слух; речевое дыхание, мелкую моторику пальцев рук; координацию речи и движений.

Методические приемы: художественное слово, загадывание загадок, игровая мотивация, беседа, объяснение, показ, фонетическая зарядка, музыкальное сопровождение, пальчиковая гимнастика, дидактические игры, продуктивная деятельность.

Оборудование: мольберт, игрушка «Старичок – Лесовичок», раздаточные карточки с изображениями съедобных и несъедобных грибов, магнитофон, запись «Голоса леса», телефон, «пеньки» (модули, корзина, предметные картинки «Грибы» (подосиновик, подберезовик, лисички, мухомор, бледная поганка, рыжик, белый гриб, масленок, опенок) . Основа для аппликативных композиций «Белочка», «Ежик», заготовка гриба. Цветная бумага гофрированная (оранжевая, красная, коричневая, желтая, черная, клей-карандаш, салфетка на каждого ребенка.

Предварительная работа: рассматривание грибов (муляжи, экскурсия в лес, беседа о характерных признаках грибов.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, мне кто-то звонит, давайте ответим. Оказывается это Старичок – Лесовичок. Сейчас я включу телефон, и вы его услышите:

Я веселый старичок

Старичок-Лесовичок!

Я люблю гулять по лесу,

В лесу хожу я каждый день.

Все в лесу мне интересно:

Каждый куст и каждый пень.

Знаю лес и лес люблю

В гости вас к себе зову.

Воспитатель: Ну что, ребята, примем приглашение Старичка-Лесовичка?

Отправляемся в путь. Чтобы попасть в лес, надо сесть на электричку и уехать далеко от садика.

Воспитатель: Предлагаю вам встать друг за другом — как вагончики и под веселую музыку двинуться в путь (во время музыкальных пауз объявляю остановки, «открываю» и «закрываю» двери воображаемых вагонов, при движении нужно идти топчущим шагом и вращать перед собой руками, изображая колеса, а также произносить звукоподражание: «Чух-чух-чух. ») .

- Станция «Лесная»! Вот мы и приехали в лес, я предлагаю вам сесть на «пенечки» (расставленные полукругом) .

- Ребята, в лесу много не только интересного, но даже сказочного. В этом лесу живет Старичок – Лесовичок, но он пока боится выйти из леса и прячется от вас.

- Чтобы старичок Лесовичок не боялся вас, надо показать ему, что вы в лесу не посторонние. Давайте поговорим с вами на лесном языке — я скажу слово, а вы добавьте к нему «лесной».

Воспитатель: задаю вопросы ребятам

- Гриб какой?. (лесной) (дорога, озеро, ягоды, листочек, поляна, воздух, тропинка, запахи, дерево).

- Ребята, давайте позовем Лесовичка: «Старичок - Лесовичок, выйди к нам! » с разной интонацией (шепотом, погромче и совсем громко).

Показываю детям поделку из природного материала. Лесовичок здоровается с детьми и говорит, что он хочет им что-то показать. Но сначала просит ответить на его вопросы:

- Какое сейчас время года? (Осень).

- Что осенью в лесу созревает? (Ягоды, грибы.)

- Кто из вас уже бывал в лесу и собирал грибы или ягоды (уточнить какие? »

Предлагаю детям от имени Лесовичка пойти прогуляться и поискать на лесной полянке грибы.

Старичок - Лесовичок : Теперь, вы, грибники. Тихо пойдем по лесу, вдыхаем свежий запах опавшей листвы (дыхательная гимнастика, собираем грибы. Внимательно смотрим под ноги, поднимаем нижние ветки, срезаем ножом грибы (имитация движений).

Старичок - Лесовичок : зачитывается стихотворение

По дорожкам, по тропинкам,

В лес осенний мы пойдем.

Бод березкой, под рябинкой

Мы грибочков наберем.

Дети встают и ходят по комнате, находя расставленные грибы (плоские их изображения) .

- Как называется гриб, который ты нашел?

- Какой он - большой или маленький?

- Какого цвета у него шляпка, ножка (цвет, толстая или тонкая, высокая или низкая? Почему гриб так назван?

Когда грибы будут названы и описаны, предлагаю положить их в общую корзину.

- Какие в корзине собраны грибы — съедобные или несъедобные?

Дети: Съедобные. - Какие несъедобные грибы вы знаете? Почему их так назвали — „несъедобные"? »

Старичок - Лесовичок : Есть грибы ядовитые. В «несъедобных» грибах есть яд, который может вызвать отравление, может человек даже погибнуть. Собирать грибы нужно только хорошо известные нам.

Рассматриваем грибы, которые собрали в лесу.

Старичок – Лесовичок: достает из корзинки «грибы». Загадывает загадки.

Круглый, гладенький, красивый, с ножкой длинной и прямой. (Подберезовик)

Очень дружные сестрички, золотистые --- (Лисички)

На нем сер кафтанчик, красна шапочка. (Подосиновик)

Наверняка любой грибник найти мечтает (Боровик)

Сравнение грибов по схеме

Сравним эти грибы: лисичка и подберезовик, рыжик и белый гриб

- Чем они похожи и чем отличаются?

Старичок – Лесовичок: - Так какие же грибы можно найти в наших лесах?

- Ребята, кто знает этот гриб? (рассказы детей по картинке) .

Маслята, опята, белый гриб, мухомор, рыжик, подберезовик.

Старичок – Лесовичок: Следующая остановка «Грибная»! Ребята, какие дары преподносит нам лес?

Дети: Лес нам дает ягоды, грибы, орехи.

Старичок – Лесовичок: А что можно приготовить из грибов?

Дети: Суп грибной, грибы жареные, соленые, сушеные.

Старичок – Лесовичок: Вот какие подарки преподносит нам лес! Давайте высушим грибы на зиму (дидактическая игра «Засуши на зиму»). Соберите грибы на ниточку только те, которые можно есть.

- Какие грибы остались на столе?

Дети: Мухоморы, бледная поганка. Почему?

Дети: Ядовитые.

Старичок – Лесовичок: Правила поведения в природе при сборе грибов. Сбор грибов называют «тихой охотой». Мы в лесу не хозяева, а гости. А коль уж пришли в гости – уважайте хозяев леса: растительный и животный лесной народ. На обычную охоту ходят с ружьями, а на грибную охоту – с ножами.

- А вы знаете зачем?

Дети: Грибы нужно не срывать, а срезать. А для чего?

Дети: Чтобы не вырвать грибницу – корни грибов. Без грибницы новые грибы не вырастут.

Двигаемся на электричке к следующей станции

Старичок – Лесовичок: Наша станция «Мастерилка»!

Ребята, мои друзья - белочка и ежик болели, и поэтому не успели собрать грибы на зиму. Нужна ваша помощь.

Старичок – Лесовичок: Как мы можем помочь?

Дети: Надо помочь насобирать им грибов.

Старичок - Лесовичок: Правильно! В беде нельзя оставлять зверей.

Воспитатель: Я предлагаю изготовить грибы из бумаги и оставить их в лесу

Предлагаю детям сесть и размять свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика. «Пальчик, пальчик-непоседа"

Топ-топ – пять шагов, (шагаем пальчиками по столу)

в туеске пять грибов (переплетая пальцы обеих рук – туесок, в кулачок)

Мухомор красный – гриб опасный,

а второй – лисичка, рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка, розовое ушко.

А четвёртый гриб – сморчок, бородатый старичок.

Пятый гриб – белый, ешь его смело! »

(на каждое двустишие разгибаем по одному пальчику, начиная с мизинца)

Продуктивная деятельность «Грибы» (аппликация из бумаги).

Воспитатель показывает небольшую корзиночку.

— Чтобы узнать, что находится в корзинке, надо отгадать загадку: «Стоял на крепкой ножке, теперь лежит в лукошке» (гриб)

Посредством беседы, уточняю с детьми строение грибка (его части, форму). При этом основное внимание уделяет форме шляпки («Шляпка сверху закругленная, а внизу прямая»). Обвожу шляпку пальцем и предлагаю детям в воздухе «нарисовать» ее. А ножка гриба прямая и отходит от середины шляпки.

Как нужно работать с гофробумагой. В замедленном темпе показываю и объясняю приемы работы:

Объяснение задание:

Показываю детям основу для аппликативных композиций «Белочка», «Ежик».

— Каждый сделает по одному грибку для зверей, а для кого, вы выберите сами.

В процессе работы помогаю детям в закреплении приема - скатывания комочков из бумаги (индивидуальный показ). Слежу, как дети составляют композицию, в какой последовательности наклеивают части аппликации: ножка, шляпка.

Звучит спокойная музыка.

Самостоятельная работа детей.

Предупреждаю об окончании работы.

Ребята, нам нужно поторапливаться, последняя электричка из леса отправляется через … минут.

Готовые работы прикрепляются к основе, ребята угадывают название грибов.

Старичок – Лесовичок: Молодцы! Я уверен, что зверята обрадуются, увидев ваш подарок. Они всегда будут рады видеть вас в своих владениях.

Воспитатель: Ребята, давайте попрощаемся со Старичком - Лесовичком .

- А нам пора возвращаться в детский сад. Заходим в электричку и отправляемся в обратном направлении через все станции.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие в лес. Остановка «Детский сад»! На каких остановках мы побывали? На какой остановке вам понравилось больше всего? Как используют грибы в пищу? Почему нельзя рвать грибы с корнем? Что нужно знать тем, кто собрался в лес собирать грибы?

Воспитатель: Всем спасибо за работу.

Документы для скачивания:

Конспект
Формат: .docx

Оставить комментарий: