Консультация для педагогов

Опубликовано: 11:34:38 14-09-2015

Автор: Зубарева Ольга Михайловна

Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.

… «Чтобы научиться говорить, надо говорить» М.Р. Львов.
А говорят дети везде и всегда, независимо от того, когда, где и с кем они находятся. Ведь речь ребёнка должна развиваться постоянно.
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию и к построению своей личности, своего мира через диалог с другими личностями.
Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и с взрослыми, т.е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.
Всестороннее развитие ребенка осуществляется на основе усвоения многовекового опыта человечества. Этот опыт к детям приходит от взрослых, он передается с помощью языка.
Развитию речи в детском саду и в нашей группе уделяется большое внимание. Это обучение родному языку, правильной речи, развитию речевого общения, расширению словаря, обучение пересказу.  Компонентами речевой активности является быстрота речевых реакций и в диалоге и в других ситуациях, выбор игр и игровых  увлечений, связанных с речью, речевое воображение, овладение на определенном уровне системой языка.
Большая роль в дошкольном образовательном учреждении отводится предметно-пространственной среде. Она должна соответствовать Федеральным государственным образовательным стандартам и принципам.
Развивающая среда нужна для того, чтобы воспитать успешного, самостоятельного, инициативного, активного и творческого ребенка, она должна способствовать всестороннему гармоничному развитию личности детей.
Развивающая среда должна быть построена таким образом, чтобы максимально способствовать развитию речи детей.
В своей группе мы постарались организовать развивающее пространство так, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться, наблюдать, добиваться поставленной цели. Обстановка группы позволяет предусмотреть чередование
непосредственно образовательной, совместной и свободной деятельности детей, способствует реализации режима двигательной активности, что предупреждает умственное утомление, способствует здоровьесбережению.
Кроме того, создавая развивающую среду группы, мы стремились к тому, чтобы окружающая обстановка была
комфортной, эстетичной, подвижной, вызывала, прежде всего, стремление к самостоятельной деятельности.
Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе выделены центры организации определенного вида деятельности. Каждый центр группы отграничен от остального пространства с помощью мебели или   воздушного зонирования.  Насыщенная предметно-развивающая среда: уголок литературы, книги, театральный уголок, сюжетные игры, игры по ознакомлению детей с социальной действительностью.
Некоторые из центров имеют своего радушного хозяина, способного многому научить детей.
Центр речевого развития «Литература»  был создан с целью всестороннего развития речи наших воспитанников в развивающей среде группы. Центр включает в себя  книги с        соответствующими познавательными материалами  для современного дошкольника, где знакомим  детей с  историей создания книги и трудовой деятельностью тех людей, кто её создает.
Овладение связной речью - это не только умение правильно построить предложение, а именно цепочку слов, объединенную одним глаголом.
Всегда стремлюсь к тому, чтобы дети самостоятельно называли предметы, их признаки, действия, могли классифицировать. Для этого оформлена речевая коробочка, где размещены различные сюжетные и предметные картинки. Дети самостоятельно составляют загадки-описания, рассказы по картинкам.
Ключевым персонажем речевого уголка мы сделали зайчика. Известно, что сказочные персонажи занимают особое место в предметном мире ребенка. Они является другом, партнером в мире игр, собеседником.
Вместе с Зайчишкой дети учатся правильно выговаривать звуки, различать  их на слух и в произношении. Вместе с ним дети отрабатывают правильное звукопроизношение перед зеркалом. Также Зайчик может придумывать для детей разные увлекательные игры со звуками и словами.
Работая над развитием речи, нужно активизировать ее основные компоненты, поэтому большое внимание уделяю словесным играм, цель которых обогащение словарного запаса, формирование грамматически правильной речи. Благодаря таким играм дети оперируют языковой информацией, что повышает их собственную речевую активность.  Провожу такие игры:  
 «Сосчитай до пяти» (один стол, два стола…)
«Слова-признаки» (стол деревянный, тяжелый, светлый…)
«Слова-действия» (столяр пилит, чинит, стругает…)
«Один — много» (стол — столы, шкаф — шкафы…)
«Много» (шкаф — много шкафов, диван — много диванов…)
«Составь предложение» (Ваня купил в мебельном магазине деревянный шкаф.)
«Жадина» — употребление существительных с местоимениями мой, моя, мои (мой стол, моя кровать…)
«Назови ласково» (стол — столик, кровать — кроватка…)
«Скажи наоборот» (новый стол — старый стол, тяжелый — легкий…)
 «Подбор  прилагательных», «Скажи наоборот»,  «Пара к паре», «Новая история».
В речевом уголке расположились игры и пособия:
Для развития физиологического и речевого дыхания.
Дыхательные упражнения улучшают ритмы, повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, успокаивают, снимают стрессы и важны в работе над произношением. Для обучения детей длительному плавному выдоху мы оборудовали в речевом уголке полочку «Дуй, ветерок». Здесь доступно для детей разместили дыхательные тренажеры, также изготовленные руками взрослых: «Аквариум», «Обезьянки», «Задуй свечу» и т. д.
Пособия для развития мелкой моторики: картотеки с упражнениями на развитие пальчиковой моторики (например, игра «Золушка», в которой нужно разложить в две емкости бусинки, пуговицы с помощью пинцетов или китайских палочек), сухой пальчиковый бассейн, шнуровки, обводки.
Картинки к артикуляционным упражнениям.
Игры на развитие высших психических функций: разрезные картинки, домино, «Четвертый — лишний», «Цвет и форма», «Узнай по контуру» и др.
Игры на развитие фонематического слуха, на автоматизацию звуков, совершенствующие грамматический строй речи, направленные на развитие связной речи, помогающие обучению грамоте.
Все игры постоянно обновляются.
В свободной игровой деятельности дети самостоятельно занимаются в центре: делают гимнастику для языка, играют в игры на развитие воздушной струи, берут обводки, шнуровки, мозаики, пазлы, называют картинки в звуковых альбомах, играют в логопеда.
Центр художественного слова (книжный уголок).
Здесь представлены любимые детские сказки и рассказы по лексическим темам, а также иллюстративный материал, фотографии детских писателей. Вместе с детьми мы систематически организовываем выставки произведений того или иного автора (например, к юбилейным датам), проводим литературные викторины и конкурсы.
Наряду с художественной литературой в книжном уголке представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников, кроссворды, ребусы в соответствии с возрастом детей. Каждый ребенок может самостоятельно выбрать книгу, картинки, иллюстрации по своему желанию.
В этом уголке способствует развитию всех сторон речевой системы: это обогащение словарного запаса, дети учатся правильно строить высказывание, пересказывать текст, составлять описательные и творческие рассказы.
Можно работать над интонационной выразительностью речи. Также дети делают первые шаги в чтении, знакомятся с пословицами и поговорками, крылатыми фразами, учатся объяснять их и применять в самостоятельной речи. Отрабатывается как диалогическая форма речи, так и монологическая.
Музыкально-театральный центр представлен набором детских музыкальных инструментов, звучащих игрушек, игр, направленных на ознакомление с различными музыкальными жанрами, портреты известных композиторов. Есть также аудиотехника, фонотека. Играя с музыкальными инструментами, дети учатся слышать различные звуки, отличать их по высоте, силе, что может способствовать развитию не только музыкального слуха, но и фонематического слуха и чувства ритма (а это важно при подготовке к обучению грамоте). Дети очень любят петь песни заученные на музыкальном занятии. Для этого мы записываем их в альбом соответсвующей картинке. Так детям, легче запомнить.
Также здесь расположились сказочные персонажи, выполненные из различных материалов. Дети с удовольствием с ними играют. Учатся правильно выстраивать фразы при инсценировке, перевоплощаются в различных героев, меняя при этом интонацию, голос. Театрализованные игры развивают уверенность в себе, коммуникабельность.
Центр «Строительство», где герой медведь, содержит разнообразный строительный материал, который находится в свободном доступе для детей. Для построек имеются образцы моделей, схемы, фотографии, рисунки. Дети с большим удовольствием строят. Здесь удобно проводить игры, в процессе которых дети учатся понимать значения предлогов и употреблять их в речи.
Центр «Науки» (исследовательский центр). Хозяйка этого центра — мышка, которая приносит детям новые задания и наблюдает за их работой. В данном центре размещен разнообразный материал для экспериментирования, дидактические игры, модели, детские работы из природного материала, разные виды коллекций. В процессе выполнения опытов и исследований дети  учатся составлять предложения по демонстрируемым действиям, составлять небольшие рассказы, размышлять, рассуждать и доказывать. Дети, ухаживая за растениями, поясняют, что это за цветок и как правильно за ним ухаживать. Отмечая погоду в календаре, дети разесняют какая сегодня погода в природе тем самым они развивают речь и правильно строить предложения.  Играя животными,  дети называют их  и очень любят играть игру «Назови детеныша» и подражать голосам животным. Это полезное упражнение для развития речи детей.   Проводя опыты, дети объясняют, что происходит и тем самым развивается речь ребенка.
Центру «Искусство» отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанников встречает ёжик, с ним в свободное время дети рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей мелки, акварель, гуашь, дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон и т. д. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла. Работа в этом уголке способствует развитию мелкой моторики, развивает речевое творчество детей.
Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми
атрибутами для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки — транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жилет и жезл регулировщика, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит настольный коврик с разметкой улиц и дорог.

Физкультурно-оздоровительный центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность
в двигательной активности. Это также очень важно в работе с детьми. Здесь же имеется описание различных подвижных игр в которые дети очень любят играть, большинство игр сопровождаются текстом, которые дети любят повторять дети.
Центр «Математика» — удобное рабочее место, где ребята вместе с волком играют в дидактические и настольные игры. Для выполнения индивидуальных и подгрупповых упражнений используются магнитная доска, фланелеграф. Занимаясь математикой, можно работать над грамматическим строем речи, пространственно-временными представлениями, связной речью. В этом центре так же находятся звучащие игрушки, игрушки-заместители, клубочки, различная мозаика, шнуровки и многое другое, способствующее развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховых анализаторов, зрительного восприятия, развитию психических процессов.
В центре «Игра» для мальчиков и девочек созданы  игры по интересам и половым различиям детей, где дети с удовольствием  играют и общаются между собой, тем самым учатся правильно выстраивать фразы. Такие игры развивают уверенность в себе, коммуникабельность.
 В заключении хочется отметить, что для развития речи детей дошкольного возраста необходимо создавать определенную предметно-речевую среду, которая будет способствовать формированию не только правильной, но и хорошей устной речи, где речь педагога – образец для ребенка. Подражание речи взрослых является одним из механизмов овладения родным языком.













Комментарии:

Зубарева О.М.
написано 22 сентября 2019 в 20:19:53
0
Нравственная основа сказок Сказка «Репка»- учит младших быть дружными, трудолюбивыми, «Маша и медведь» - предостерегает, что в лес одним ходить нельзя, можно попасть в беду. Сказка «Теремок» учит дружить, что вместе – сила и победа. Сказка «Репка» учит трудолюбию и взаимопомощи. Сказка «Козлятки и волк» - как добрые и миролюбивые побеждают. В начале своей работы, я подобрала сказки, которые соответствуют данному возрасту («Курочка ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок» «Козлятки и волк»). Сделала подборку игрушек по сказкам (Колобок, внучка Машенька, козлят и три медведя). При повторении сказок я обучала детей элементам драматизации. Это доставило малышам огромную радость. И хотя охотно взяв на себя ту или иную роль, ребенок не редко забывал ее, не всегда согласовал свои действия с действиями партнера, меня не смущали эти трудности. Так же привлекались родители, им давались рекомендации, советы, консультации, информационный материал.

Ответить

Зубарева О.М.
написано 22 сентября 2019 в 20:21:27
0
Нравственная основа сказок Сказка «Репка»- учит младших быть дружными, трудолюбивыми, «Маша и медведь» - предостерегает, что в лес одним ходить нельзя, можно попасть в беду. Сказка «Теремок» учит дружить, что вместе – сила и победа. Сказка «Репка» учит трудолюбию и взаимопомощи. Сказка «Козлятки и волк» - как добрые и миролюбивые побеждают. В начале своей работы, я подобрала сказки, которые соответствуют данному возрасту («Курочка ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок» «Козлятки и волк»). Сделала подборку игрушек по сказкам (Колобок, внучка Машенька, козлят и три медведя). При повторении сказок я обучала детей элементам драматизации. Это доставило малышам огромную радость. И хотя охотно взяв на себя ту или иную роль, ребенок не редко забывал ее, не всегда согласовал свои действия с действиями партнера, меня не смущали эти трудности. Так же привлекались родители, им давались рекомендации, советы, консультации, информационный материал.

Ответить

Зубарева О.М.
написано 22 сентября 2019 в 20:33:00
0
Нравственность сказок Сказка «Репка»- учит младших быть дружными, трудолюбивыми, «Маша и медведь» - предостерегает, что в лес одним ходить нельзя, можно попасть в беду. Сказка «Теремок» учит дружить, что вместе – сила и победа. Сказка «Репка» учит трудолюбию и взаимопомощи. Сказка «Козлятки и волк» - как добрые и миролюбивые побеждают. Сказка «Зимовье зверей» учат дружить. Сказка «Гуси-лебеди», наказ слушаться родителей Сказка «Бобовое зернышко» забота о близком поощряется В начале своей работы, я подобрала сказки, которые соответствуют данному возрасту («Курочка ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок» «Козлятки и волк»). Сделала подборку игрушек по сказкам (Колобок, внучка Машенька, козлят и три медведя). При повторении сказок я обучала детей элементам драматизации. Это доставило малышам огромную радость. И хотя охотно взяв на себя ту или иную роль, ребенок не редко забывал ее, не всегда согласовал свои действия с действиями партнера, меня не смущали эти трудности. Так же привлекались родители, им давались рекомендации, советы, консультации, информационный материал.

Ответить

Зубарева О.М.
написано 22 сентября 2019 в 20:33:43
0
Нравственность сказок Сказка «Репка»- учит младших быть дружными, трудолюбивыми, «Маша и медведь» - предостерегает, что в лес одним ходить нельзя, можно попасть в беду. Сказка «Теремок» учит дружить, что вместе – сила и победа. Сказка «Репка» учит трудолюбию и взаимопомощи. Сказка «Козлятки и волк» - как добрые и миролюбивые побеждают. Сказка «Зимовье зверей» учат дружить. Сказка «Гуси-лебеди», наказ слушаться родителей Сказка «Бобовое зернышко» забота о близком поощряется В начале своей работы, я подобрала сказки, которые соответствуют данному возрасту («Курочка ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок» «Козлятки и волк»). Сделала подборку игрушек по сказкам (Колобок, внучка Машенька, козлят и три медведя). При повторении сказок я обучала детей элементам драматизации. Это доставило малышам огромную радость. И хотя охотно взяв на себя ту или иную роль, ребенок не редко забывал ее, не всегда согласовал свои действия с действиями партнера, меня не смущали эти трудности. Так же привлекались родители, им давались рекомендации, советы, консультации, информационный материал.

Ответить

Оставить комментарий: