a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методические рекомендации "Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность"

Автор: Николкина Светлана Мироновна Опубликовано: 2015-09-25 19:01:50

Документы для скачивания

Методические рекомендации по теме «Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность»  Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Как мы постигаем мир дошкольного детства? Как открываем его влияние на развитие ребёнка? Прежде всего, через самые разнообразные детские игры.  Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.  Речь, во всём её м ногообразии, является необходимы м компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.   Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия в дошкольных образовательных учреждениях. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. В младшем дошкольном возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. И только при благоприятных условиях, ребенок успешно пройдет все стадии речевого развития, которые позволят ему понимать речь, самому свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Значительно помогают увеличить запас слов разнообразные формы фольклора. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить. Для более успешной работы необходимо подобрать соответствующие настольно- печатные игры, книги, наглядный материал, иллюстрации, которые помогают детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке разместить книги- раскладушки, книжки- малышки. В театральном уголке поместить фигурки персонажей знакомых потешек, стихов, сказок, кукольный театр, музыкальные инструменты. Любимые детьми сказки «Теремок», «Колобок», «Три медведя», «Волк и 7 козлят» можно показывавать в разных вариантах театра: настольный–   пл оскостной и объемный, фланелеграф, пальчиковый, би- ба- бо. После неоднократного показа, бесед предложить детям совместный показ сказок, на что они откликаются с большим интересом и желанием, учатся передвигать фигурки, управлять куклами, произносить монологи, вступать в диалог между персонажами. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность( дружба, доброта, честность, смелость и др. ) . Каждое новое занятие должно нести в себе какой- то новый элемент: упражнение, задание или игру. Заканчивается занятие всегда эмоционально- занимательными или подвижными играми. В занятиях с использованием театральных кукол, рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику. Комплексы пальчиковых гимнастик воспитатель выбирает самостоятельно, т. к. методическая литература по данному вопросу разнообразна и содержательна. Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические – чтение, рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказ детей, показ воспитателем способа действия, так и практические занятия – подготовка и проведение кукольных спектаклей, игры- импровизации, драматизация знакомых сказок. Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности решает следующие задачи:         1. Развивать устойчивый ин терес к театральной игровой    деятельности. 2. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя игровые импровизации. 3. Расширять представления детей об окружающей действительности. 4. Закреплять представление детей о различных видах кукольных театров. 5. Обогащать и активизировать словарь детей. 6. Совершенствовать интонационную выразительность речи. 7. Развивать диалогическую и монологическую речь. 8. Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки. 9. Развивать память, мышление, воображение, внимание. 10. Учить детей правильно оценивать свои и чужие поступки. 11. Воспитывать желание играть театральными куклами. Формы и методы работы 1.  Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним. 2.  Игры драматизации. 3.  Упражнения для социально – эмоционального развития детей. 4.  Упражнения по дикции( артикуляционная гимнастика) . 5.  Задания для развития речевой интонационной выразительности. 6.  Игры – превращения( «учись владеть своим телом») , образные упражнения. 8.   Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук. 9. Упражнения на развитие выразительной мимики. 10. Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок. Поскольку предметно- развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности необходимо разместить разные виды кукольного театра – пальчиковый, би- ба- бо, а так же маски, реквизит ы, куклы, декорации. Кр оме того, периодически обновлять материал, ориентируясь на интересы разных детей. . Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающие функции. Поэтому через их содержа ние, форму и методы можно идти к достижению трёх основных целей: - развитию речи и навыков театрально – исполнительской деятельности; - созданию атмосферы творчества; - социально – эмоциональному развитию детей. С целью  развития воображения, мышления, памяти   предложить детям закончить «Короткие истории» например: 1. Мальчик вернулся домой с прогулки, его встречает мама и говорит: «А у меня для тебя новость » Какая новость может быть у мамы? 2. Мальчик говорит себе тихо- тихо: «Как страшно! ». Чего он может бояться? 3. О чём может думать один карандаш, лёжа в коробке карандашей? Для более яркого создания образа детям необходимо владеть  выразительными пластикой и мимикой. Для развити я пластической выразительности предложить детям: 1.  Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа( сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору. 2.  От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю( зайцу, медведю, волку) . 3.  Изобразить прогулку трёх медведей, но так, чтобы все медведи вели себя и действовали по- разному.    Особенно интересными могут быть детям упражнения для развития выразительной мимики: 1.  Солёный чай. 2.  Ем лимон. 3.  Сердитый дедушка. 4.  Лампочка потухла, зажглась. 5.  Грязная бумажка. 6.  Тепло – холодно. 8.  Обиделись. 9.  Мне грустно. 10. Показать, как кошка выпрашивает колбасу и т. д. Для  снятия мышечного напряжения   можно использовать следующие упражнения: «Поздоровайтесь друг с другом за обе руки поочерёдно», «Найди взглядом своего товарища», «Не перепутайте движения»; игры: «Капуста», «Перестройся по росту». Пальчиковый игротренинг «Утречко», «Мальчик – пальчик, где ты был? », «Барабанщики», «Солдаты», «Мы – мастера», «Дятел», «Стирка белья», «Погрозим», «Я играю», «До свидания», помогаю т развивать  мелкую моторику. Для обучения детей средствам  речевой выразительности  - артикуляционную гимнастику: «Мама шинкует капусту», «Жало змеи», «Ставим укольчики », «Лошадка», «Чистим зубки», «Заводим мотоцикл». Предложить детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй»( приветливо, небрежно, просящее, требовательно) . Привлекать внимание детей к тому, как можно изменить смысл фразы путём перестановки логического ударения( каждый раз на другое слово) : «Принеси мне игрушку», «Мама ушла на работу». А так же использовать задания – упражнения «Разные настроения», «Я радуюсь, когда…», «Я грущу, когда…». Для  развития дикции  можно использовать скороговорки, игры «Подскажи словечко». Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения организовать теат рализованную деятельность детей так, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить с ебя в какой- то роли. Для этого используются разнообразные приёмы: - выбор детьми роли по желанию; - назначение на роли наиболее робких, застенчивых детей; - распределение ролей по карточкам; - проигрывание ролей в парах. Рабо тая над театрализацией сказки, предлагается использовать следующий план: I.  1. Чтение сказки.    2. Беседа по содержанию. II. 1. Рассказывание сказки по ролям.     2. Обсуждение кандидатур на роли персонажей сказки III. 1. Работа с артистами:                а) выразительное чтение;                б) игровые движения;                в) мимика.     2. Индивидуальная работа по ролям.     3. Закрепление. VI. Театрализованная игра Как уже отмечалось, репертуар игр- драматизаций зависит от возраста детей, учитывая особенност и психоречевого развития детей служат потешки, прибаутки, не требующие прямой речи, например: Как у нашего кота Шубка очень хороша. Как у котика усы Удивительной красы. Глаза смелые, зубки белые. Затем, предлагается драматизировать потешки более сложного содержания, где дети включаются в диалог с воспитателем, например:  Гуси вы, гуси, красные лапки! Где вы бывали, что вы видали?  Мы видали волка. Он унес гусенка.  Гуси вы, гуси, красные лапки! Ищите вы волка, спасайте гусенка. К концу года в младшей группе драматизируются небольшие сказки: " Колобок" , " Рукавичка" , " Теремок" , " Репка" , " Лиса и заяц" , " Лиса и дрозд" , " Снегурочка и лиса" , " Пузырь, соломинка и лапоть" . Результат ом проделанной работы является: 1.   У детей повысит ся интерес к театрально – игровой деятельности. 2.   Усовершенствуются исполнительские умения детей в создании художественного образа. 3.  Расшир ятся представления детей об окружающей действительности. 4.   Обогатится и активизирует ся словарь детей. 5.   Усовершенствуется интонационная выразительность речи. 6.   Развивается память, мышление, воображение, внимание детей. 7.   Усовершенствуется умение детей правильно оценивать свои и чужие поступки. 8.   Дети учатся понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё. Таким образом, ненавязчиво и непринужденно, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми. Следует подчеркнуть, что здесь важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений. Выполнение таких упражнений закономерно приводит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями( радость, печаль, страх, удивление, злость и др. ) и способами их невербального и вербального выражения. Особое внимание детей надо обратить на связь между настроением и особенностями вербальной и невербальной выразительности( силой голоса, темпом, интонационными и логическими ударениями) .  Значение этой работы усиливается тем, что без глубокого понимания эмоционального состояния и способов его внешнего проявления невозможна выразительность речи. Таким образом, театрализованная деятельность может включать как разыгрывание сказок, каких- либо сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни смешной случай, интересное событие и др. Они в основном строятся по единой схеме: — введение в тему, создание эмоционального настроения; — театрализованная деятельность( в разных формах) , где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал; — эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности. Таким образом, развитию речевых навыков, уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой- то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы: — выбор детьми роли по желанию; — назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей, имеющих проблемы с речью; — распределение ролей по карточкам( дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж) ; — проигрывание ролей в парах. Во время работы необходимо: — внимательно выслушивать ответы и предложения детей; — если они не отвечают, не требовать объяснений, а переходить к действиям с персонажем; — при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;  в заключение различными способами вызывать у детей радость, . *  Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи и социально- эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий: — единства социально- эмоционального развития; — насыщении этой деятельности интересным и эмоционально значимым для детей содержанием; — постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности; — наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми; — совместного участия в данном процессе детей и взрослых.    Рекомендации родителям: 1.  Чтение произведений художественной литературы, устного народного творчества. 2.  Проводить беседы по содержанию прочитанных произведений. 3.  Анализировать характеры персонажей, давать оценку их поступкам. 4.  Предлагать детям задания, игры, упражнения на развитие памяти, мышления, выразительной речи, мимики, жестов. 5.  Постановка спектаклей, драматизация сказок в семейном кругу. 6.  Посещение театров. 7.  Принимать участие в тематических вечерах, праздниках, развлечениях.

Оставить комментарий: