a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

20.02.2014г. Для Вас, родители! Клаптюх И.Л.

Опубликовано: 0000-00-00 00:00:00

Методические рекомендации. Подготовил: Клаптюх И. Л. Дыхательная гимнастика. «Дыхательные» игры – приучают ребёнка контролировать своё дыхание, правильно дышать, укрепляют дыхательную мускулатуру, увеличивают «жизненный объём» лёгких. Что представляет собой правильное дыхание? Это дыхание свежим воздухом через нос. Оно состоит из трёх последовательных фаз: - непроизвольного бесшумного вдоха; - выдоха; - краткой паузы – передышки. Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Органы слуха, дыхания, голоса неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Каждый из органов речи имеет свою функцию, и нарушение одной из них отразится на деятельности остальных органов. Поэтому правильное дыхание очень существенно для хорошей «постановки» голоса, свободного владения речью, речевыми модуляциями. «Дыхательные» игры. «Щенок после прогулки» Щенок во время прогулки бегал – бегал – то за вороной помчится, то за кошкой, то с соседским псом в догонялки припустит. Наконец он устал и остановился передохнуть. Уставший щенок часто и глубоко дышит через рот, сильно высунув язык( как можно больше) . Он даже оскалился, словно улыбается, довольный. «Летящая птица» Большая величавая птица медленно летит над океаном. Вдох – руки – крылья поднимаются, выдох – опускаются. Вдох и выдох глубокие и медленные – птица – то мощная, сильная, с большими крыльями. «Ёжик ищет еду» Ёжик быстро – быстро бегает по комнате, вынюхивает, нет ли где вкусненького. Нюхая, он делает несколько втягивающих коротких вдохов подряд на кадом «подозрительном месте». Неудача! Ёжик коротко и сильно выдыхает от разочарования( ф – ф- ф! ) и бежит дальше. «Разжигаем костёр» Что надо для упражнения – игры: несколько палочек или веточек. Наконец путешественники решили сделать привал: набрали веточек, сложили их, чтобы разжечь костёр, а он всё не загорается. Нужно глубоко вдохнуть, набрать побольше воздуха и подуть изо всех сил на упрямое кострище. «Надуваем шарик» Что надо для упражнения- игры: воздушный шарик. Нужно надуть его. В день достаточно одного такого подвига. 2. Из гимнастики Стрельниковой. Основная особенность дыхательной системы по Стрельниковой- вдох выполняется в непривычном режиме, в момент сжатия грудной клетки, а не наоборот, как мы все привыкли это делать. Например: при выполнении наклонов вдох делается, когда мы выпрямляемся, а выдох – когда наклоняемся. По Стрельниковой же вдох делается при наклоне, а выдох- при подъёме. Все упражнения подобраны с учётом того, чтобы было выполнено движение на сжатие грудной клетки. Вдох делают носом – короткий, резкий, шумный( шмыгнуть носом, будто нюхаем воздух) , выдох- ртом, произвольно, без усилий. При выдохе рот приоткрывают для того, чтобы воздух вышел сам. Вдох обязательно должен быть коротким, иначе начинает кружиться голова от переизбытка кислорода, а выдох надо выполнять без усилий, не выталкивать, а просто выпускать воздух. «Мишка удивляется» Исходное положение. Руки на поясе. Выполнение. Плечи поднять – вдох. Плечи опустить- выдох. «Зайка поднимает гантели» Исходное положение. Руки вытянуть вперёд, кулачки сжать. Выполнение. Руки в локтях согнуть( поднимаем « гантельки ») – вдох. Возвращаем их в исходное положение – выдох. «Волк оглядывается» Исходное положение. Встать прямо, руки на поясе. Выполнение. Повернуть плечи и голову влево, правая рука к левому плечу – вдох. Поворачивается волк обратно – выдох. То же в другую сторону. «Обезьянка себя обнимает» Исходное положение. Встать прямо. Руки развести в стороны. Выполнение. Двигая руки навстречу друг другу, «обнять плечи»- вдох. Руки вернуть в исходное положение – выдох. «Журавлик кланяется» Наклон вперёд, руки в стороны. Двигая руки навстречу друг другу, «обнять плечи»- вдох. Разогнуться, руки в стороны – выдох. 3. Игры для « сопливых » Эти упражнения- игры очень помогут детям, которые чуть что – и сразу с насморком. То есть тем, кто не понаслышке знает, что такое ринит, гайморит, аденоиды, фарингиты – ларингиты и прочая « лоровская » напасть. «Ворона говорит: «Добрый день! » Исходное положение. Сесть на стул или на пол. Выполнение. На вдохе поднять руки в стороны, а потом вверх и на выдохе медленно опустить их Н а выдохе громко произнести: «Кар – р ». Повторить 3- 4 раза. «Гуси» Исходное положение. Сесть на стул или на пол. Выполнение. Поднять руки к плечам. Сделать вдох, а на выдохе громко произнести: «Га –а » или «Го – о! ». Повторить 4- 5 раз. «Майский жук» Исходное положение. Сесть на пол, руки положить на талию. Выполнение. Сделать вдох, на выдохе развернуться направо, правую руку до отказа отведя в сторону и назад, подражая при этом жужжанию жука: « Ж – ж». Возвратиться в исходное положение и повторить то же, развернувшись в левую сторону. Выполнить 4- 5 раз. 4. Упражнения на развитие речевого дыхания по методике А. В. Ястребова, О. И. Лазаренко Дыхательные мышцы можно тренировать со звуком и без него. Без звука хорошо тренируются мышцы во всех упражнениях, рассчитанных на укрепление и развитие гигиенического дыхания. При смысловой и эмоциональной речи организация работы дыхательных мышц весьма многообразна. Здесь может понадобиться- длительный выдох, не прерываемый паузами и не требующий особенных мелодических изменений речи; - длительный выдох с мелодическими контрастными изменениями речи; - выдох, прерываемый длительными и короткими паузами; - выдох, неравномерно распределяемый в речевых смысловых отрезках: то много слов на одном выдохе, то одно – два слова; - выдох, необходимый для произнесения сильного, слабого и среднего звуков. В связи с этим следует развивать разнообразные комбинации вдохов и выдохов. Следует серьёзно отнестись к совету врачей, рекомендующих дыхание через нос как наиболее полезное для здоровья и ограждающее голосовые органы от различных заболеваний. Установлено, что дыхание через нос помогает окрепнуть мышцам носоглотки, а здоровая носоглотка оберегает организм от насморка, который, в свою очередь, плохо действует на голосовой аппарат. При сильном насморке воспалительные процессы могут распространяться на придаточные полости носа, что нарушает резонирование звука, на гортань с её связками, на трахею и бронхи, что лишает звук гибкости, изменяет его. Т. А. Проценко « Оздоравливающие игры для малышей» А. В. Ястребова, О. И. Лазаренко «Хочу в школу! Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей». – М. , АРКИ, 1999

Методические рекомендации. Координационно – подвижные игры Подготовил: Клаптюх И. Л- воспитатель группы №4 Координационно – подвижные игры – жанр детского фольклора. Игровая модель, соединяющая речь и движение, главное значение в них имеет ритм. Ценность координационно – подвиж ных игр заключается в том, что они: - являются одной из эффективных форм психологического переключения во время занятий; - дают возможность детям «играть» своим телом как инструментом, передающим творческую активность; - развивают двигательные способности, память, чувство ритма, речевое интонирование; - учат ребёнка ощущать свое тело и управлять им, бережно относиться к партнёру во время занятий, угадывать намерения друг друга, сотрудничать. Координационно – подвижная игра Дом, который построил Джек( Для старшей группы) Цель: Игра активизирует внимание. Чередование умеренного и активного движения учит детей контролировать свои эмоции. Исходное положение: дети стоят в парах напротив друг друга. В игре много персонажей. Образ, характер и смена действующих лиц приближают модель к театральным играм. Вот дом, ( 1 – хлопки в ритме текста; произносится четко и радостно) Который построил Джек. ( 2 – удары по плечам в ритме стихотворения) А это пшеница, ( 3 – Насыпать на ладонь воображаемую пшеницу, те кст пр оговаривается в умеренном темпе) Которая в темном чулане хранится( 4 – закрыть друг другу ладонями, текст проговаривается шепотом) В доме( 1) , Который построил Джек( 2) . А это весёлая птица – синица, ( 5 – раскрыв руки – крылышки, ритмично поворачивать корпус из стороны в сторону) Которая ловко ворует( 6 – быстро «склёвывать», щипать пшеницу с раскрытых ладоней партнёра) пшеницу( 3) , Которая в тёмном чулане хранится( 4) В доме( 2) , Который построил Джек. ( 1) Вот кот, ( 7 – замереть в позе хищного кота) Который пугает( 8 – мягкими шагами обойти друг друга) и ловит синицу( 5) , Которая ловко ворует( 6) пшеницу( 3) , Которая в тёмном чулане хранится( 4) В доме( 2) , Который построил Джек. ( 1) А это пёс без хвоста, ( 9 – помахать руками за собой) Который за шиворот треплет( 10 – активно потрепать партнёра за плечо) кота( 7) , Который пугает и ловит( 8) синицу( 5) , Которая часто ворует( 6) пшеницу( 3) , Которая в тёмном чулане хранится( 4) В доме( 2) , Который построил Джек. ( 1) А это Корова безрогая, ( 11 – показать рожки) Лягнувшая( 12 – отталкивающее движение ногой) Старого пса без хвоста( 9) , Который за шиворот треплет( 10) кота( 7) , Который пугает и ловит( 8) синицу( 5) , Которая ловко ворует( 6) пшеницу( 3) , Которая в тёмном чулане хранится( 4) , В доме( 2) , Который построил Джек. ( 1) А это молочница старая, строгая, Которая доит корову безрогую( 11) Лягнувшую( 12) старого пса без хвоста( 9) , Который за шиворот треплет( 10) кота( 7) , Который пугает и ловит( 8) синицу( 5) , Которая ловко ворует( 6) пшеницу( 3) , Которая в тёмном чулане хранится( 4) В доме( 2) , Который построил Джек. ( 1) А это ленивый и толстый пастух, Который бранится с Молочницей строгою, Которая доит корову безрогую( 11) . Лягнувшую( 12) старого пса без хвоста( 9) , Который за шиворот треплет( 10) кота( 7) , Который пугает и ловит( 8) синицу( 5) , Которая в тёмном чулане хранится( 4) В доме( 2) , Который построил Джек. ( 1) Разучивается модель в течение нескольких занятий. Возможно предложить детям звукоизобразительными слогами дополнить образы Синицы, Кота, Пса и Коровы. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду. – М, : ТЦ Сфера, 2003 Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2003. Сергиенко Г. Н. Учимся, говорим, играем. Коррекционно – развивающая деятельность в ДОУ. Практическое пособие для воспитателей

Методические рекомендации. Технологии развития мелкой моторики. Подготовил: Клаптюх И. Л. - воспитатель группы №4 Существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, поэтому при наличии речевого дефекта у ребёнка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Развитие мелкой моторики рук благотворно влияет не только на формирование активной детской речи, но и на исправление её недостатков. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является, по мнению М. М. Кольцовой, и «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». У детей, имеющих речевые нарушения, развитию мелкой моторики должно уделяться особое внимание. Работа по развитию кистей рук проводится систематически, по 3- 5 минут ежедневно, в детском саду и дома: упражнения для развития мелкой моторики включаются в занятия логопеда и воспитателей; игры с пальчиками – в режимные моменты и прогулки; пальчиковая гимнастика проводится в комплексе с артикуляционной, воспитателями, в специально отведённое в режиме дня время, а также дома с родителями; игры и действия с предметами – на физкультурных занятиях. В начале учебного года дети часто испытывают затруднения в выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются постепенно, вначале выполняются пассивно, с помощью взрослого, а по мере усвоения дети переходят к самостоятельному выполнению. Можно рекомендовать следующие эффективные приёмы развития мелкой моторики рук. Пальчиковые игры. 1. Пальчиковые игры с грецкими орехами. Эти игры направлены на развитие тонких движений пальцев, а значит, и речи. Их можно: - вращать между ладоней( один или два) - перекатывать по тыльной стороне каждой ладони; - вращать внутри одной ладони( перебирая пальцами) ; - удерживать поочерёдно между пальцев рук; Чтобы игры с орехами не были молчаливыми, можно подбирать для них маленькие стишки, потешки, песенки. Я предлагаю несколько стихотворений для игр с орехами. Сонный слон. Ирина Токмакова Динь – дон. Динь –д он. вращение ореха между ладонями В переулке ходит слон, удерживать орех большим и указательным пальцами Старый, серый, сонный слон вращать внутри ладони( перебирая пальцами) Динь – дон. Динь – дон. в ращение ореха между ладонями. Стало в комнате темно: соединить ладони, удерживая орех большими пальцами Заслоняет слон окно. Или это снится сон? перекатывание вверх вниз между ладонями Динь – дон. Динь – дон. в ращение ореха между ладонями. Дождик. Борис Заходер Дождик песенку поёт: перекатывание вверх вниз между ладонями Кап, кап, кап… орех в левой ладошке, поочередно ударяем по нему пальцами правой руки Только кто её поймёт- перекатывание вверх вниз между ладонями Кап, кап, кап? орех в правой ладошке, поочерёдно ударяем по нему пальцами левой руки Не поймём ни я, ни ты, перекатывание по тыльной стороне левой руки Но зато поймут цветы, перекатывание по тыльной стороне правой руки И весенняя листва, И зелёная трава…. вращение между ладонями Строители Борис Заходер Слесарь Мне нужны такие вещи: вращение между ладонями Молоток, удерживаем орех большим и указательным пальцем правой руки Тиски удерживаем большим и указательным пальцем левой руки И клещи, удерживаем большим и средним пальцем правой руки Ключ, удерживаем большим и средним пальцем левой руки Напильник большой и безымянный правой руки И ножовка, большой и безымянный левой руки А всего нужней – Сноровка! перекатывание вверх вниз между ладонями 2. Игровое упражнение «Сухой бассейн» Цель: развитие мелкой моторики рук. Оборудование: «сухие бассейны»- емкость, наполненная шариками, горохом, фасолью и т. д. Содержание выполняемых действий: нахождение спрятанных игрушек. 3. Японская методика пальцевого массажа. Массаж «четками» Цель: перебирание чёток развивает пальчики, успокаивает нервы. Оборудование: четки, изготовленные из деревянных бусин, на каждого ребёнка. Содержание выполняемых действий: перебирание чёток сочетать со счётом, прямым и обратным, различными стихотворениями. 4. Игровое упражнение с прищепками. Цель: развитие мелкой моторики трёх основных пальцев руки( большого, указательного и средненго) . Подготовка руки к письму. Учить называть и различать основные цвета. Развивать воображение( делаем солнышко, дерево, бабочку, озеро, рыбку и. т) Оборудование: прищепки. Содержание выполняемых действий: сооружение различных конструкций, прикрепляя прищепки одну к другой, изготавливать игрушки, проводить самомассаж 5. Игровое упражнение с семенами фасоли разного цвета, гороха. Цель: развитие мелкой моторики. Оборудование: семена фасоли разного цвета, гороха. Содержание выполняемых действий: описывать сходство и различие семян; разбирать ложечкой смешанные горох и фасоль; выкладывать бусы или различные композиции на листе с липкой лентой. 6. Игровое упражнение с верёвками. Цель: развитие мелкой моторики, творческого воображения. Оборудование: верёвки капроновые плетёные. Содержание выполняемых действий: завязывание разных узлов и с уже завязанными узлами – для перебирания узлов пальцами, счёт узлов; «рисовать» нитями различные картины. 7. Игровое упражнение с фрагментами порогового коврика «травка». Берём квадратный фрагмент порогового коврика «травка». К ладём его на колени, и обе руки делают на нём движения соответствующие тексту. На полянке, на лужайке прыгаем всеми пальцами Целый день скакали зайки по коврику И катались по траве, прокатываем ладони от основания От хвоста и к голове. К кончикам пальцев Долго зайцы так скакали, «Допрыгать» и « лечь» ладонями Но напрыгались, устали. н а коврик Мимо змеи проползали, Ладони по очереди ползут «С добрым утром! »- им сказали как змеи Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов н/ Д. , 2011 Дьякова Е. А. Логопедический массаж. – М. , 2003

Оставить комментарий: