a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Пояснительная записка к рабочей программе для 9 класса

Автор: Атяшкина Татьяна Михайловна Опубликовано: 2015-09-28 19:12:02

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тематическое планирование составлено на основе учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2007) и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений Российской Феде­рации.

В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в основной школе и на его преподавание отводится (102) часов в год.

Для прохождения программы по физическому воспитанию в учебном процессе для обучения предлагается использовать учебник В.И.Ляха «Физическая культура 8-9  классы» М. Просвещение, 2009 г.

 В программе В. И. Ляха, А. А. Зданевича программный материал делится на две части - базо­вую и вариативную. В базовую часть - входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент (лыжная подготовка заменяется кроссовой). Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по баскетболу.

Важной особенностью образовательного процесса в основной школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончании изучения раздела, так и мере текущего освоения умений и навыков. По окончании основной школы учащийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов приведенных в разделе «Демонстриро­вать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования. По окончании основ­ной школы учащийся может сдавать экзамен по физической культуре как экзамен по выбору или дифференцированный зачет.

Изменений в программе – нет.

Задачи физического воспитания учащихся 9 классов направлены:

-   на содействие гармоническому развитию личности, укрепление здоровья учащихся, закреп­ление навыков правильной осанки, профилактику плоскостопия, содействие гармоническому разви­тию, выработку устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентации на здоровый образ жизни;

-   обучение основам базовых видов двигательных действий;

-   дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;

-   формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на со­стояние здоровья, работоспособности и развитие двигательных способностей на основе знаний о сис­теме организма;

-   углубленное представление об основных видах спорта;

-   приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и занятием любимым видом спорта в свободное время;

-   формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;

-   содействие развитию психических процессов и обучению психической саморегуляции.

Рабочая программа составлена с учетом следующих нормативных документов:

-        Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 г. № 329-Ф3 (ред. от 21.04.2011 г.);

-   Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правитель­ства РФ от 04.10.2000 г. № 751;

-   Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Приказ МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312 (ред. от 30.08.2010 г.);

-   Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ № 1089 от 24.12.2004 года.

- Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 г. № 1101-р;

-   О проведении мониторинга физического развития обучающихся. Письмо Минобрнауки  РФ от 29.03.2010 г. № 06-499;

-   О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 г. № 163-р.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

9 класс

 

Наименование разделов, тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Изучение

нового материала

Совершен-ствование

ЗУН

Оценка техники

Учёт

  1.  

Лёгкая атлетика

26

1

21

4

  1.  

Кроссовая подготовка

8

-

7

1

  1.  

Спортивные игры

27

2

25

-

  1.  

Гимнастика

21

1

17

3

  1.  

Лыжная подготовка

20

3

14

3

Итого:

102

7

84

11

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

 

Учащиеся должны знать:

  • Влияние возрастных особенностей организма и его  двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников.
  • Гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направленности.
  • Приёмы закаливания (правила, дозировку).
  • Правила игры по волейболу, баскетболу, лёгкой атлетике.
  • Страховку и самостраховку при занятиях по гимнастике.
  • Правила и организацию проведения соревнований по кроссу.

Учащиеся должны уметь:

  • Пробегать с максимальной скоростью дистанцию 60 м. с низкого старта (мальчики: «5»- 8,6, «4»- 8,9, «3»- 9,1; девочки: «5»- 9,1, «4»- 9,3, «3»- 9,7).
  • Прыгать в длину с разбега (мальчики: «5»- 420, «4»- 400, «3»- 380; девочки: «5»- 380, «4»- 360, «3»- 340).
  • Метать мяч в коридоре 10 м. (мальчики: «5»- 45, «4»- 40, «3»- 31; девочки: «5»- 28, «4»- 23, «3»- 18).
  • Бегать в равномерном темпе до 25 мин.
  • Играть в спортивные игры: в волейбол, баскетбол. Выполнять правильно технические действия.
  • Пробегать дистанцию 2000 м. (мальчики: «5»- 9,20, «4»- 9,40, «3»- 10,00; девочки: «5»- 10,20, «4»- 11,40, «3»- 12,30).
  • Выполнять различные акробатические упражнения: стойки, кувырки назад в полушпагат, длинный кувырок.
  • Выполнять строевые упражнения.
  • Выполнять лазание по канату в два приёма.
  • Выполнять технику лыжных ходов, контруклонов, конькового хода.
  • Проходить на лыжах на скорость дистанцию 3 км.
  • Выполнять прыжок в высоту.
  • Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
  • Оказывать посильную помощь при травмах и ушибах.
  • Самостоятельно организовать занятия физическими упражнениями.
  • Вести тетрадь самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроль над функциональным состоянием организма.
  • Оказывать помощь при проведении соревнований по подвижным и спортивным играм, лёгкой атлетике, кроссовой подготовке.

 

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения учебного предмета «Физическая культура»

 

В соответствии с ФГОС ООО данная рабочая программа направлена на достижение системы планируемых результатов освоения ООП ООО, включающей в себя личностные, метапредметные, предметные результаты. В том числе на формирование планируемых результатов освоения междисциплинарных программ «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности», «Основы проектно-исследовательской деятельности», «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом».     

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.

Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.

 

Личностные результаты:

1) Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитиеопыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

1) Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) навыки смыслового чтения;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–компетенции);

 

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.

Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.

В области познавательной культуры:

  • знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
  • знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
  • знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.

В области нравственной культуры:

  • способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
  • умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
  • способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.

В области трудовой культуры:

  • способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;
  • способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
  • способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.

В области эстетической культуры:

  • способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
  • способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
  • способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.

 В области коммуникативной культуры:

  • способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
  • способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения;
  • способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи.

В области физической культуры:

  • способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
  • способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
  • способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.

В области познавательной культуры:

  • владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
  • владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
  • владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.

В области нравственной культуры:

  • способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
  • способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
  • владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

В области трудовой культуры:

  • умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
  • умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
  • умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.

В области эстетической культуры:

  • красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и пере движений;
  • хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;
  • культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.

В области коммуникативной культуры:

  • владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
  • владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
  • владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.

В области физической культуры:

  • владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья, плавание и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
  • владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
  • умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Лёгкая атлетика (26 ч.)

Низкий старт. Бег 60 м. Прыжки в длину с разбега. Эстафетный бег. Метание мяча на дальность. Бег 2000 м. Прыжок  в высоту с разбега.

Зачёт: бег на 60м. Бег на 2000 м. Метание мяча. Прыжок в высоту разбега.

 

Кроссовая подготовка( 6 ч)

Равномерный бег до 25 мин. Преодоление вертикальных и горизонтальных препятствий. Бег по пересечённой местности 3 км. (мал.), 2 км (дев.).

Зачёт: Бег на результат 2 км. (дев.), 3км. (мал.).

Контроль: Техника преодоления вертикальных препятствий.

 

Спортивные игры. Баскетбол (17)

Сочетание приёмов, передвижений и остановок, приёмов передач ведения и бросков. Бросок двумя руками от головы в прыжке. Позиционное нападение со сменой мест. Штрафной бросок. Личная защита в игровых взаимодействиях. Бросок одной рукой от плеча в прыжке. Взаимодействие трёх игроков в нападении «малая восьмёрка»

Контроль: Техника штрафного броска. Техника броска одной рукой от плеча в прыжке.

 

Гимнастика (21)

Строевые упражнения. Акробатические упражнения. Подъём переворотом силой (мал.). подъём переворотом махом (дев.) Лазание по канату в два приёма. Прикладные упражнения. Подтягивание в висе (мал.), в висе лёжа (дев.).

Зачёт: подтягивание в висе (мал.), подтягивание в висе лёжа (дев.)

Контроль: Техника выполнения акробатических упражнений. Техника выполнения подъёмов переворотом.

 

Лыжная подготовка (20)

Попеременный двухшажный ход. Одновременный двухшажный ход. Одновременный одношажный ход. Контруклоны. Переход с одного хода на другой. Коньковый ход.

Зачёт: Прохождение дистанции 3 км.

Контроль: Техника попеременного двухшажного хода. Техника одновременного двухшажного хода. Техника перехода с одного хода на другой. Техника одновременного бесшажного хода. Техника преодоления контруклонов.

 

Спортивные игры. Волейбол (10)

Перемещение игроков. Передача мяча сверху двумя руками в парах. Нападающий удар при встречных передачах. Нижняя прямая подача. Приём мяча, отражённого сеткой. Приём мяча снизу в группе. Игра в нападении через 3 зону. Передача мяча двумя руками сверху, стоя спиной к партнёру. Игра в волейбол.

Контроль: Техника передачи мяча сверху двумя руками, в прыжке в парах. Техника  нижней прямой подачи. Техника передачи мяча сверху двумя руками, стоя спиной к цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

Материально – техническое обеспечение учебного предмета

Перечень оборудования

Материально – техническое обеспечение учебного предмета

Перечень оборудования

1

Сетка волейбольная

1

2

Гири  32 кг

3

3

Обруч гимнастический

4

4

Стол теннисный

1

5

Тренажёр «Кузнечик»

2

6

Костюм спортивный

8

7

Маты гимнастические

4

8

Козёл гимнастический

1

9

Лыжи пластиковые

25

10

Ботинки лыжные

25

11

Мяч футбольный

2

12

Мяч волейбольный

2

13

Сетка теннисная

2

14

Гантели 5 кг

2

15

Гантели 3 кг

2

16

Шахматы

1

17

Эспандер

1

18

Секундомер

1

19

Мат гимнастический

2

20

Эспандер 20 кг

6

21

Конь гимнастический

1

22

Обруч алюминиевый

5

23

Скакалки 3,8 м

6

24

Мяч для метания 150 г

4

25

Мяч футбольный

5

26

Мяч для мини- футбола

3

27

Сетка волейбольная  с тросом

12

28

Набор бадминтона

2

29

Теннисная ракетка

1

30

Мяч волейбольный

5

31

Стол теннисный «Спонета»

1

32

Мяч резиновый 1/8

1

33

Мяч резиновый 1/50

1

34

Мат гимнастический

2

35

Шведская стенка

1

36

Бревно гимнастическое

1

37

Кегли

2

38

 Брусья к шведской стенке

1

39

Канат

1

40

Гиря 16 кг

1

41

Мяч баскетбольный

2

42

Шахматы с лакированной доской

1

43

Шашки

3

44

Верёвочная лестница

1

45

Ракетка н/т

2

46

Шест для лазания

1

47

Свисток металлический

1

48

Скамейка гимнастическая 2,5 м

1

49

Рулетка 30 м

1

50

Стойка для прыжков в высоту

1

51

Насос для мячей

1

52

Штанга «Юниор» 20 кг

1

53

Коньки хоккейные р 41

4

54

Коньки хоккейные р 42

3

55

Дуги для подлезания

1

56

Обруч гимнастический стальной

4

57

Барьер легкоатлетический

1

58

Цель для метания

1

59

Коньки хоккейные  р.44

2

60

Коньки хоккейные р 43

3

61

Клюшка хоккейная

8

62

Мяч для метания

5

63

Секундомер  «Электрон»

1

64

Клюшка вратаря

1

65

Беговая дорожка механическая

1

66

Велотренажёр

1

                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно – методическое обеспечение предмета

 

  1. Комплексная программа Физического воспитания 1-11 классы В.И. Лях, А.А. Зданевич «Просвещений» М.: 2009

 

  1. Физическая культура. Основная школа. А.П. Матвеев 5-11 классы М.: «Просвещение» 2008

 

  1. Коровина Л. А.  Формирование у учащихся основ знаний по физической               культуре. –  Кемерово, 1999г.

 

  1. Виленский М.Я. и др.  Физическая культура 8-9 кл. Просвещение.  2009г.

 

  1. Погадаев Г.И.  Настольная книга учителя физической культуры. –

            2-е издание, переработанное и дополненное.- М.: Физкультура и спорт, 2000г.

 

  1. Г.В. Бондаренкова.  Физкультура 8 класс. Поурочные планы. Волгоград «Учитель» 2008

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: