a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Организация деятельности учителя-логопеда по реализации компонента основной образовательной программы – программы коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС-2

Автор: Ананьева Людмила Леонидовна Опубликовано: 2015-09-29 00:48:35

Выступление у чителя- логопеда МОУ лицея «Политэк» г. Волгодонска Л. Л. Ананьевой 10. 04. 2012 г. Организация деятельности учителя- логопеда по реализации компонента основной образовательной программы – программы коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС- 2( слайд 1- титульный) С 1 сентября 2010 года в МОУ лицее «Политэк» введен Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования( ФГОС НОО) второго поколения, в настоящее время по ФГОС- 2 обучаются 13 начальных классов. Согласно требованиям ФГОС начальное общее и дополнительное( коррекционное) образование взаимообусловлены и непрерывны. Это связано с объективными причинами: обучение в школе строится на сформированных у ребенка к началу школьной жизни психических функциях, важнейшей из которых является речь. К концу первого года обучения в общеобразовательном учреждении устная и письменная речь ребенка становится не только целью обучения, но и средством получения новых знаний. ( слайд 2- Тенденции) Следующие тенденции начального общего образования повышают роль логопедической коррекционно- развивающей работы: 1. Гуманистическая направленность образования. 2. Вариативность образования. 3. Ориентир на повышение качества образования. 4. Рост самосознания родителей, повышение их роли в образовательном процессе. Отрицательно влияющие тенденции: 1. Ухудшение показателей здоровья детей, в том числе и речевого здоровья. 2. Словесные методы обучения зачастую считаются устаревшей педагогической традицией и постепенно вытесняются ИКТ- педагогическими технологиями. 3. Внедрение информационно- коммуникационных средств не только в учебную, но и творческую и игровую деятельность ребенка. ( слайд 3 – структура программы) О повышении роли коррекционной работы в достижении планируемых результатов обучения говорит и тот факт, что с введением новых образовательных стандартов в образовательную программу начального общего образования, помимо программ учебных курсов, программы духовно- нравственного развития и ряда других включена и программа коррекционной работы. ( Слайд 4 Система оценки) ФГОС о пределяет некоторые приоритеты развития начального общего образования с учетом современной социальной ситуации. Так, в качестве оценки результатов освоения основной образовательной программы предлагаются: - личностные результаты – готовность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению, ценностно- смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально- личностные позиции, личностные качества; - метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия( познавательные, регулятивные и коммуникативные) - предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт по получению нового знания, е го преобразованию и применению; При этом только предметные результаты формируются за счет изучения учебных курсов, а личностные и метапредметные результаты- за счёт реализации всех компонентов образовательной программы начального общего образования, включая программу коррекционной работы. Таким образом, специалисты нашего лицея: педагог- психолог, учитель- логопед, социальный педагог как участники и исполнителей программы коррекционной работы включаются в деятельность по достижению планируемых результатов обучения. ( слайд 5 Специфика) В условиях реализации федеральных государственных стандартов 2 поколения организация деятельности логопедического пункта приобретает определенную специфику, подразумевающую расширение целевого, операционно- деятельностного и контрольно- регулирующего компонента в работе учителя- логопеда. Логопедический пункт в лицее «Политэк» был открыт Приказом Управления образования в 2005 г. ( Слайд 6 Нормативка) Деятельность логопедического пункта лицея «Политэк» в условиях реализации ФГОС- 2 строится на основании следующих нормативных документов: - Инструктивное письмо МО РФ от 14. 12. 2000г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», - Инструктивное письмо МО РФ от 27. 03. 2000 г. № 27/ 901- 6 «О психолого- медико- педагогическом консилиуме( ПМПк) образовательного учреждения»; - «Положение о медико- психолого- педагогической службе Ростовской области», утвержденное решением Коллегии Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 25. 01. 2000 г. № 2/ 1; - Решение Коллегии МО и ПО РО от 25. 04. 03 г« О развитии логопедической службы в Ростовской области»; - Положение о муниципальной логопедической службе, утвержденное приказом начальника Управления образования г. В олгодонска от 30. 08. 2011 №710; - Приказы Управления образования г. В олгодонска «Об организации деятельности ПМПк в ОУ, логопедических пунктов» 4- «Положение о логопедическом пункте МОУ лицей «Политэк», утверж денное приказом от 23. 09. 2005 № 191 «Об утверждении Положени я о логопедическом пункте МОУ лицея «Политэк»; - «Положение о психолого- медико- педагогическом консилиуме МОУ лицей «Политэк», утвержденное приказом директора от 13. 02. 2006 № 17 и др. локальные акты образовательного учреждения. За время деятельности логопункта с 2005 года, обследована устная и письменная речь более 1500 учащихся. 237 учащихся были зачислены на корр екционно- развивающие занятия. Около 70% зачисленных на коррекционные занятия учащихся имеют с негрубую речевую патологию( фонетико- фонематичекое, фонематическое недоразвитие речи) , которая, тем не менее, может привести к стойким труд ностям в обучении. Менее 30% учащихся, имеют общее недоразвитие речи III уровня и обусловленные ими нарушения письма и чтения, - это дети, не посещавшие дошкольные образовательные учреждения, а также дети мигрантов, в семьях которых нередко двуязычие. В 2011- 2012 уч. году выявлено 38 учащихся с нарушениями речи первичного характера( это 10% учащихся) . Из них 35 учащихся охвачено логопедическими занятиями в течение учебного года, 3 учащихся получают консультативную помощь учителя- логопеда и педагогическое сопровождение. ( Слайд 7 – Целевой компонент) ФГОС определяе т цель программы коррекционной р аботы как создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего об разования. Цель деятельности логопедического пункта конкретизирует цель программы коррекционной работы и заключается в оказании помощи обучающимися, имеющим и нарушения в развитии устной и письменной речи( первичного характера) , в освоении ими общеобразовательных программ( особенно по родному языку) . ( Слайд 8 – Задачи) Основными задачами логопедического пункта лицея являются: - коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся; - своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ; - разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей( законных представителей) обучающихся. В условиях реализации ФГОС- 2 для достижения планируемых результатов обучения можно говорить о расширении основных задач деятельности логопедического пункта, заключающихся в формировании универсальных учебных действий, позволяющих ребенку с нарушениями речи сознательно, грамотно, адекватно использовать ресурсы родного языка в различных коммуникативных ситуациях. Известно, что у ребенка с нарушениями речи снижена речевая активность и стремление к коммуникации, поэтому данная задача ориентирует учителя- логопеда на формирование мотивации общения за счет представлений о ценности и значимости коммуникации в обществе. Наряду с коррекцией речевого дефекта у детей возникает необходимость научить адекватно воспринимать и воспроизводить чужую речь, а также создавать собственную в устной и письменной форме. Кроме того, данная задача предусматривает необходимость учить применять данные знания в практике речевого общения: в учебной, игровой, бытовой ситуации. Направления деятельности учителя- логопеда следующие: - Диагностическое- Коррекционно- развивающее- Консультативно- методическое- Информационно- просветительское( слайд 9 – Диагностическое направление) Диагностическое направление включает в себя первичную диагностику речевых нарушений и, что важно в условиях реализации ФГОС, – своевременную диагностику трудностей в освоении прог рамм по русскому языку и чтению( дизорфография и др. ) . Эти трудности могут быть обусловлены не первичным речевым дефектом, а другими проблемами в развитии ребенка. Учитель- логопед проводит диагностику и консультирует родителей и педагогов по ее результатам. ПМПк лицея, рассмотрев проблему ребенка, рекоменд ует ему психологическое, педагогическое либо медицинское сопровождение. Для диагностики целесообразно использовать методики, основанные на нейропсихологическом подходе: «Диагностика речевых нарушений школьников с использование м нейропсихологических методов»( Т. Фотековой, Т. Ахутиной ») , а также методику раннего выявления дислексии( А. Н. Корнев а) . Кроме того, на этапе проме жуточной и выходной диагностики для оценки сформированности навыков письменной речи эффективны тесты. В логопедическом пункте ли цея создан банк тестовых работ 3 видов: «Тесты да – нет», «Тесты с выбором ответа» и «Тесты с графическим заданием». ( Слайд 1 0 – коррекционно- развивающая работа) Коррекционно- развивающее направление включает в себя комплектование групп, составление расписания, составление рабочих программ, организацию и проведение коррекционно- развивающих занятий. В условиях, когда в лицее введены занятия внеурочной деятельностью для параллелей 1- 2- х классов, перестроено расписание работы учителя- логопеда. Учащиеся 1- 2 классов посещают логопедические занятия после динамической перемены и внеурочных занятий, т. е. , с 15 часов. Таким образом, при циклограмме работы учителя- логопеда с 14 до 18 часов ежедневно, время до 15 часов посвящено консультациям, оформлению документации и коррекционным занятиям с учащимися 3- 4 классов( это дети с нарушениями письменной речи, обусловленные ОНР, второго года обучения, а также вновь прибывшие дети, не получившие своевременной логопедической помощи) . В 2011- 2012 учебном году на логопедическом пункте учреждения было скомплектовано 7 групп учащихся 1- 3 классов, имеющих ОНР 3 уровня, ФФН, нарушения письменной речи, обусловленные ОНР 3 уровня( группы 1 и 2 года обучения) , нарушения письменной речи, обусловленные ФФН, ФН для проведения коррекционно- развивающей работы. Рабочие программы учителя- логопеда составлены для каждой группы. ( Слайд 1 1 – структура рабочей программы) Структура рабочих программ соответствует требованиям ФГОС и включает в себя: - пояснительную записку с описание целей и задач коррекционно- развивающей работы; - описание актуальных методологических подходов, на которых построено содержание программы; - учебно- тематический план с перечнем содержательных линий, изучаемых тем и сроками их прохождения; - требования к результатам освоения коррекционной программы по разделам: ученик научится…, ученик может научиться…; - методическое и дидактическое обеспечение программы. ( Слайд 1 2 – Деятельностный компонент) Рассмотрим специфику деятельностного компонента. Актуальным вопросов в начальной школе является внедрение в практику современных технологий для обеспечения деятельностного подхода в обучении в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Никакие организационные меры не обеспечат эффективную коррекцию речевых нарушений и освоение образовательной программы учащимися, если учитель- логопед не будет внедрять в коррекционно- образовательный процесс современные инноваци онные технологии и формы работы, наряду с традиционными методиками воздействия на детей- логопатов. Одной из эффективных технологий, позволяющей формировать многие предметные и метапредметные учебные действия в работе по коррекции речи, является апробированная на логопедическом пункте лицея технология проектной деятельности. С 2009 года в качестве приоритетного направления, реализуемого в своей работе, выделила проблему «Формирование коммуникативных навыков младших школьников с нарушениями речи средствами проектной деятельности». Применение данной технологии оправдано в работе по коррекции нарушений звукопроизношения, многих видов дисграфии, нарушений лексико- грамматического строя языка и не исключает участия в индивидуальных и коллективных проектах даже учеников 1 класса, не владеющих на достаточном уровне письменной речью. ( Слайд 1 3 – формы трансляции опыта) Опыт работы учителя- логопеда лицея по данному направлению был представлен на заседании городского МО учителей- логопедов в октябре 2011 года и реализуется в работе учителей- логопедов города Волгодонска. Другими формами трансляции опыта являются участие в совещаниях при Управлении образования и семинарах для педагогов города, публикации на сайте Управления Образования, печатные работы. В условиях реализации ФГОС повышается роль информационно- просветительского направления в работе специалистов ПМПк, и учителя- логопеда, в частности. Ведь повышение требований к результатам обучения и усложнение образовательной программы не отменяет обязательного ее усвоения для всех учеников, независимо от стартового уровня развития ребенка, определяемого на начало школьного обучения. ( Слайд 14 – Информационно- просветительское направление) Информационно- просветительская деятельность учителя- логопеда включает в себя индивидуальные беседы с родителями с целью выяснения особенностей раннего психомоторного и речевого развития ребенка( проводятся практически со всеми родителями) ; консультации по результатам диагностики для учителей и ро дителей обучающихся; индивидуальные консультации родителям и педагогам о ходе коррекционной работы с детьми, организации ре чевого режима в семье и в классе; консультации учителям начальных классов, выступления на МО, сообщения по вопросам педагогического подхода к детям с речевыми нарушениями. групповые консультации для родителей на классных родительских собраниях. Помимо индивидуальных консультаций для родителей зачисленных на логопедических пункт детей, проводятся групповые консультации для учителей, выставки наглядных и дидактических пособий, мето дической литературы. В логопедическом кабинете лицея оформлен информационный стенд «Наша речь», имеются мето дические папки с письменными консультациями для родителей и педагогов по различным проблемам педагогического подхода к детям с нарушениями речи. Ежегодно проводятся 2 групповые консультации для родителей будущих первоклассников: «Речевая готовность к школе», «Как подготови т ь ребенка к овладению письмом», п одготовлен буклет «Готовимся к школе». ( Слайд 1 5 – формы повышения квалификации) Повышение ответственности учителя- логопеда за результаты его коррекционно- образовательной деятельности актуализирует его личный профессиональный опыт. Среди форм повышения профессионального мастерства – участие в методической работе лицея, курсы повышения квалификации в институтах повышения квалификации, обучение в школе –с еминаре Педагогического Университета ЮФУ, участие в городском конкурсе профессионального мастерства, самообразование. Так, р аботая в тесном сотрудничестве с педагогами школы, учитель- логопед участвует в работе педагогического совета лицея, работе методического объединения учителей начальных классов. В 2009 году включилась в экспериментальную деятельность коллектива по проблеме « Создание развивающей среды средствами внутришкольного управления, позволяющей осуществить эффективную реализацию компетентностного подхода в обучении » в рамках областной экспериментальной площадки. Опыт работы учителя- логопеда накоплен, обобщен и готовится к публикации в сборнике «Из опыта работы лицея». Участвовала в городском конкурсе профессионального мастерства «Педагог года 2011 », являюсь победителем в номинации « Лучший учитель ». ( Слайд 1 6 Эффективность) Эффективность коррекционной работы учителя- логопеда школьного логопедического пункта традиционно оценивается по уровню сформированности речевых навыков: эффективна ли коррекция различных сторон речи, скомпенсированы л и вторичные нарушения развития и фиксируется в цифровом отчете учителя- логопеда за прошедший учебный год. Кроме того, эффективность коррекционно- развивающей работы учителя- логопеда отслеживается посредством аналитических справок. Так, по данным выходной диагностики и заключениям ПМПк лицея, от 88% до 92% учащихся ежегодно выпускается с исправленной речью, остальные – со значительным улучшением в динамике речевого развития. ( Сла йд 1 7 Контрольно- ре гулирующий компонент) Согласно требованиям ФГОС, с истема оценки достижения планируемых результатов освоения основной( специальной) образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. Поэтому при определении эффективности логопедической работы представляется необходимым оценить не только динамику в развитии речи, но и позитивные изменения в результатах освоения учебных программ, и личностные изменения – повышение мотивации к учению, преобладание внутренних мотивов учения над внешними, качество коммуникативного взаимодействия. В образовательном пространстве лицее «Политэк» это возможно через участие обучающихся в коллективной исследовательской и проектной деятельности, ежегодных предметных олимпиадах для младших школьников, научно- практической конференции учащихся начальных классов, ежегодном Ушаковском фестивале. Ведь конечным итогом логопедической работы можно считать высокую коммуникативную успешность ученика, когда речь становится для него не только инструментом познания, но и предметом его радости и гордости. ( Слайд 18 – спасибо за внимание)

Оставить комментарий: