a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Родительское собрание «Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста» во II младшей группе

Опубликовано: 0000-00-00 00:00:00

Документы для скачивания

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области» Родительское собрание на тему: « Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста » во I I младшей группе Воспитатель: Парахина Ирина Александровна Февраль 201 2 – 201 3 уч. год ПЛАН подготовки и проведения родительского собрания во II младшей группе МДОУ «Детский сад №1 п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области» на тему: « Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста » Цель: П ознакомить родителей с проблемой самостоятельности ребёнка в детском саду. Сформировать знания родителей о необходимости воспитания у детей самостоятельности в младшем дошкольном возрасте. Установление доверительных и парт нерских отношений с родителями; Вовлечение семьи в единое образовательное пространство. План проведения собрания: Вступительная часть. Дискуссия. Заключительная часть. Ведущий- воспитатель Парахина Ирина Александровна Обмен опытом по данно й проблеме в семейном воспитании. ( И. Муравейка) - Давай будем одеваться …- Я сама! Я сама! - Пойдём, будем умываться …- Я сама! Я сама! - Ну идём хоть причешу я …- Я сама! Я сама! - Ну давай хоть накормлю я …- Я сама! Я сама! Что такое самостоятельность? Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем больших успехов можно достичь. Прежде чем говорить о том, как же воспитывать в детях самостоятельность и когда необходимо это делать, нужно определиться с тем, что это такое. Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом. Часто, по разным причинам – из- за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Как вы считаете? Может ли маленький ребенок быть самостоятельным? Вы совершенно правы. Стремясь сделать все за ребенка, взрослый причиняет ему большой вред, лишает его самостоятельности. Уже к трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться. Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя, это может привести к негативизму, упрямству, может наблюдаться строптивость, своеволие. То есть, не просто непослушание, а стремление сделать все наоборот, ребенок начинает отрицать все, что он делал раньше, ребенок все хочет делать сам, отказываясь от помощи взрослого и добиваться самостоятельности даже в том, что еще мало умеет. Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьезное негативное влияние на развитие личности ребенка. Стихотворение «Взрослым»( М. Шварц) Я в своей родной квартире К ак на слyжбе строевой. Командир на командире. . . Я один здесь рядовой! Всем я должен подчиняться: По приказ y- одеваться, По приказy- yмываться, Ровно заправлять кровать. По команде- есть садиться, По заданию- y читься, По режимy- спать ложиться, По бyдильникy- вставать! Теперь вам ясно, почем y Начал огрызаться я? Конец терпенью моемy, ДЕ- МО- БИ- ЛИ- ЗАЦИЯ! А вы, дорогие родители, сталкивались когда- нибудь с подобными проявлениями? Какие пути выхода из трудной ситуации вы находили? Родители делятся опытом Итак, дети стремятся к самостоятельности. Но возникает вопрос: «Что же они умеют выполнять самостоятельно? » Давайте попробуем составить перечень действий, доступных для выполнения детям младшей группы: - Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место. - Одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду складывать, вешать, расстегивать, застегивать пуговицы. - Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому. - Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом. - Пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу закрытым ртом. - Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой. - Убирать игрушки, строительный материал в определенное место. Для того, чтобы приобрести эти навыки требуется помощь взрослого. Надо создать необходимые условия для проявления самостоятельности. Приспособить к росту ребенка вешалку для одевания, выделить место для хранения предметов туалета, постоянное и удобное место для полотенца, обуви и т. д. Но создание условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо правильно руководить действиями детей. Прежде, чем ожидать от ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи. Ситуация для анализа. Письма от родителей. Ответы на вопросы. При формировании навыков самостоятельности у детей, мы часто сталкиваемся с тем, что ребенок не может справиться с предложенным заданием. Как действовать в подобных ситуациях? Ситуация: Научившись убирать за собой после еды, Гена принялся двигать стул, но тот зацепился ножкой за ножку стола. Не приложив каких- либо стараний, он отказался от небольшого, но необходимого усилия и тотчас же оставил свое намерение. Когда мама напомнила ему, что нужно задвинуть стул, мальчик плаксиво заявил: «Никак не получается». Вопрос: Какие действия нужно предпринять взрослым? Ситуация: На даче мама дала Маше шесть ложек, чтобы она отнесла их в сад и разложила на одном из столов. Но выйдя на улицу, Маша отвлеклась – к ней под ноги прикатился мячик. Минута и ложки оставлены в траве, а маленькая помощница, схватив мяч, убегает с ним. Вопрос: Как должна поступить мама в этой ситуации? Стихотворение «Что взяла, клади на место»( З. Александрова) Это Оленьке известно: Что взяла, клади на место! Только девочка мала: Забывает, где взяла. На кроватку ставит кружку, На паркет кладет подушку, Прячет ботики в буфет. Всё на месте или нет? Если мама промолчала, Надо делать всё сначала: На буфет нести подушку, На паркет поставить кружку, Сунуть ботики в кровать … К ажется, не так опять? Оля смотрит виновато: Нет, стояло всё не там … П омогите ей, ребята, Всё расставить по местам. Развитие самостоятельности у детей, советы Обучайте ребенка. Выделите время и покажите малышу, как одевать варежки или действовать вилкой. Устройте небольшое, но веселое соревнование на скорость. Ограничьте  критику. Вполне вероятно, что наливая себе воду, ребенок зальет скатерть, а стараясь" починить" машинку, сломает ее. Развитие самостоятельности у детей нельзя останавливать, если нет  угрозы для здоровья. Но даже запрещая, к примеру, брать в руки острый нож, объясняйте спокойно, не допуская ругани. Хвалите  ребенка. Без стимула пропадает желание дейсвовать. Заметьте, что малыш сам поставил посуду в раковину и похвалите его. Принимайте и по возможности прислушивайтесь к  мнению Вашего ребенка. Он вполне может проявить себя при выборе прически, одежды, цвета обоев в комнате. Совместная работа  легче и увлекательнее. Вытрите вместе пыль, полейте цветы, поработайте над решением задачи. Основную инициативу при этом незаметно предоставьте ребенку. Самостоятельность развивается постепенно, и начинается этот процесс достаточно рано. Необходимо помнить, что не нужно выполнять за ребенка то, что он может сделать сам. Если ребенок уже научился, например, есть или одеваться без помощи взрослого, то дайте ему возможность делать это самостоятельно! Конечно, Вы можете одеть ребенка быстрее, чем он сделает это сам, или накормить его, не испачкав одежду и все вокруг, но тогда Вы будете мешать возрастанию самостоятельности ребенка. Следует помогать ребенку только в том случае, если он сам просит взрослого о помощи. Не нужно вмешиваться в деятельность ребенка тогда, когда он чем- то занят, если он не просит Вас об этом. Конечно, взрослые зачастую лучше понимают, как выполнить то или иное действие, но важно дать возможность ребенку найти решение самостоятельно! Пусть он учится постигать какие- то вещи сам и делать маленькие открытия. Но родителям при этом следует быть разумными! Если ребенок делает что- то, представляющее опасность для него, то следует, конечно же, оградить его от этого, даже если он не просит об этом. Нужно всячески поощрять стремление к самостоятельности. В этом возрасте ребенок очень часто повторяет: " Я сам! " . Важно не препятствовать ему в этом стремлении( конечно, в рамках разумного) , всячески стимулировать его попытки самостоятельных действий. Очень часто родители на неумелые попытки своего чада что- то сделать самостоятельно реагируют так: " Не мешай! " , " Отойди" , " Ты еще маленький, не справишься, я са м( а) все сделаю" и т. д. Старайтесь давать ребенку возможность попробовать свои силы. Хочет он помыть пол,  — дайте ему ведерко и тряпку. Вам потребуется потом всего несколько минут, чтобы незаметно убрать за ним лужи, образовавшиеся в результате его труда, но зато у ребенка будут формироваться навыки не только самостоятельности, но и трудолюбия. Хочет он постирать свой носовой платочек? Позвольте ему сделать это. Ничего страшного, если потом Вам придется перестирать его, ведь в данный момент не столь важен конечный результат. Поддерживайте ребенка и одобряйте его действия — ведь он так нуждается в этом. Главное не делать предметом насмешек его неумелые попытки. Ведь от малыша порой требуется очень много усилий для того, чтобы сделать то, что взрослому кажется простым и несложным. Если у ребенка что- то не получается, можно деликатно объяснить ему ошибку и обязательно подбодрить, помочь ему поверить в то, что у него обязательно все получится.

Оставить комментарий: