a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы Шиндяковой Нины Алексеевны

Опубликовано: 2015-09-29 16:18:05

Документы для скачивания

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы

Шиндяковой Нины Алексеевны,

МБОУ «Адашевская средняя общеобразовательная школа» Кадошкинского муниципального района

(Педагогический стаж работы – 25 лет, первая квалификационная категория)

Основная цель современного  образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершенствования и самообразования. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных технических средств обучения, новых методик обучения, учитывающих разноуровневую подготовку учащихся. Главная задача моей педагогической деятельности - не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить  ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры), но и, что не менее важно и ценно, показать  практическую ценность и необходимость  в дальнейшей жизни.  

1.​ Актуальность и перспективность опыта

На протяжении 25 лет работы в должности учителя русского языка и литературы меня, как и многих моих коллег, интересуют вопросы: как оживить урок, активизировать мыслительную деятельность учащихся, поддержать интерес к предмету, желание изучать то, что кажется хорошо знакомым?

Я обратила внимание на то обстоятельство, что в последние годы происходит резкое падение интереса школьников к русскому языку как учебному предмету, к литературе, чтению классических произведений как постижение искусства, традиций народа и, как следствие, снижение грамотности, общей культуры, проявление косноязычия, неумения правильно, логично выразить свою мысль. Снижается уровень грамотности учащихся, на уроках наблюдается снижение мотивации учебной деятельности сознательного отношения к овладению знаниями, умениями и навыками. На уроках русского языка и литературы не все учащиеся активны, отвлекаются, когда идет поиск решения проблемы, когда требуется напряжение мысли и преодоление трудностей. Ребята постепенно теряют интерес к данному предмету. Одна из основных причин этого, на мой взгляд, в том, что мы, учителя-словесники, не всегда ярко и убедительно показываем учащимся богатство русского языка, его способность выражать самые различные мысли и чувства. Поэтому я должна сделать всё возможное, чтобы добиться эффективности работы всех учащихся на уроке, сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, дать любому ученику (и сильному, и слабому) почувствовать себя в ситуации успеха, чтобы школьники с желанием и хорошим настроением шли на мои уроки.

Современный урок ценен не столько получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приемам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Компьютер является средством самоконтроля, тренажером знаний, презентаций результатов собственной деятельности. Уроки русского языка и литературы с компьютерной поддержкой являются наиболее интересным и важным показателем внедрения ИКТ в учебный процесс.

2.​ Концептуальность опыта.

Проблема «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы на основе информационных технологий» в наше время звучит по-особому. Использование новых информационных технологий в обучении позволяет учителю перестать быть основным (а иногда и единственным) источником информации, а занять позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся, и управляющего ею. Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач.

Применение компьютерных технологий позволяет мне наполнить уроки новым содержанием, развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность, поддерживать самостоятельность в освоении возможностей компьютерных технологий и идти в ногу со временем. Мною разработаны презентации, развивающие творческое мышление учащихся, дающие им наглядно представить тот или иной материал, комплекс уроков, элементов уроков с использованием информационных технологий для каждого класса. Подготовка и проведение урока с компьютерной поддержкой требуют от учителя очень много времени и терпения. Задачи, стоящие перед учителем-словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. По большому счёту, наша главная цель - это душа ребёнка, проблемы нравственности, развитие творческой личнсти..

Задачи эти предполагают, конечно, в первую очередь работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Перед учителем-словесником, который собирается использовать возможности компьютера на своих уроках, всегда возникают вопросы о целесообразности его использования на уроках русского языка и литературы, о том, в какой степени компьютер может заменить учителя и на каких этапах урока, а также о том, какие дидактические функции можно возложить на компьютер. В связи с этим на уроках русского языка и литературы я использую информационные технологии согласно возрастным особенностям учеников, потому что компьютер не сможет никогда заменить человеческое общение, столь необходимое на уроках литературы.

3.​ Наличие теоретической базы опыта

Как учитель я стараюсь использовать ИКТ в своей педагогической деятельности, руководствуясь следующими нормативными документами и материалами:

1.​ Концепция проекта федерального закона "Об образовании в РФ".

2.​ Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа

3.​ "Концепция модернизации российского образования»

В своей работе я опираюсь на методические рекомендации, практические материалы, учебные пособия:

​ Предметно-содержательные журналы «Современный урок»

​ Развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы посредством внедрения ИКТ (из опыта экспериментальной работы). И.Н.Черкасова, К.А. Кипа.

​ Интерактивное образование. Электронная газета. № 12-13, октябрь 2007 г.

​ Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникативных технологий в общеобразовательной школе. Под редакцией И.Г. Семакина. 

​ Интернет в гуманитарном образовании. Под редакцией Полат Е.С.

​ Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений.

​ Методика проведения уроков с использованием информационных технологий (Практический материал) – г. Саранск

И другие источники.

4.​ Ведущая педагогическая идея

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции», - утверждал В. Сухомлинский. Эти слова не потеряли своей значимости. Чтобы ученикам было интересно учиться, а нам, учителям, интересно учить, необходимо повышать свою информационную культуру, идти в ногу со временем. Я убеждена, что учитель должен быть современным. Он должен сочетать в своей педагогической деятельности традиционные и новые современные методы обучения. Компьютерная деятельность на уроке русского языка и литературы ориентирована на поддержку традиционного курса обучения, и в этом случае она не только не отвлекает ученика от предмета, но и служит развитию у ребёнка повышенного интереса к нему.

Именно поэтому я активно использую в своей педагогической деятельности ИКТ не как дань моде, а как возможность проводить уроки на новом современном уровне. Он помогает учителю создавать принципиально новые условия работы в учебном классе, информационно открытом всему миру, а также меняет способ мышления сегодняшних школьников так, чтобы он соответствовал потребностям завтрашнего дня. Я изучаю опыт учителей по данной теме.

Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка. Я считаю, что все эти задачи можно успешно реализовать, если разумно использовать ИКТ на уроках русского языка и литературы.

 

5.​ Оптимальность и эффективность средств

 Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении  различных форм урока: мультимедийной школьной лекции, урока - наблюдения, урока - семинара, урока - практикума, урока - виртуальной экскурсии. Организация таких экскурсий возможна на природу, в музей, на родину писателя. Большой опыт накоплен у меня по проведению уроков контроля за знаниями учащихся: уроки-зачеты, тестирование по различным темам. Использую как готовые пакеты контролирующих программ и программ-тренажеров, так и собственные, составленные мною.

Методика преподавания русского языка и литературы с использованием компьютера как технического средства обучения, позволяет интенсифицировать процесс обучения:

​ повысить темп урока;

​ увеличить долю самостоятельной работы учащихся;

​ проверить усвоение теоретических знаний у всех учащихся; 

​ использовать большое количество иллюстративного материала

​ углубить степень отработки практических умений и навыков;

​ вести дифференцированную работу с каждым учеником;

​ выявить пробелы в его грамотности.

Многие учителя, которые уже применяют в преподавании своего предмета информационные технологии, надеюсь, согласятся со мной, что самым распространённым или популярным средством ИКТ в школе является  презентация. В этом случае компьютер с мультимедийным проектором заменяет всю совокупность технических и нетехнических средств обучения: доску и книгу, телевизор и видеомагнитофон, иллюстративный материал и звуковое сопровождение.

Я создаю различные презентации для своих уроков, так как считаю, что это позволяет в ряде ситуаций максимально заинтересовать учащихся темой.

Презентация как фрагмент урока предполагает использование компьютера на одном или нескольких этапах урока. Например, при объяснении нового материала я использую презентации с иллюстративным материалом — рисунки, картины, фотографии, видеоряд, а также опорные схемы и алгоритмы; в других ситуациях — демонстрационные программы, которые позволяют в доступной наглядной форме довести до учащихся теоретические сведения. Следует отметить, что иллюстрации компьютерного альбома выгодно отличаются от того иллюстративного материала, который содержится в учебниках и учебных пособиях, — они часто более продуманны, наглядны и, что самое главное, позволяют, как правило, полностью представить тему.

Уроки, полностью построенные на одной презентации, отличаются тем, что содержат в себе поддержку практически всех этапов урока и должны быть продуманы так, чтобы учитель мог руководить деятельностью учащихся на уроке посредством этой презентации. Такой вариант применения ИКТ является одной из эффективных форм урока-лекции, урока-открытия.

6.  Результативность опыта

Я применяю компьютер на уроке в различных режимах, а именно: 

​ Использование готовых программных продуктов

​ Работа с программами MS Office (Word, PowerPoint)

​ Работа с ресурсами Интернета

​ ЭОР

​ Текстовые материалы

​ Тесты

​ Презентации учебного материала, разработанные мной для уроков

​ Электронные энциклопедии

​ Самостоятельная работа учащихся (закрепление)

Каждому ученику предоставлены возможности проявить творчески свою индивидуальность, добиваться качественных результатов. Электронные словари и энциклопедии, видеоматериалы позволяют мобильно получать дополнительные знания и использовать их на уроке. Используя Интернет-ресурсы, мои ученики готовят различные доклады, рефераты, занимаются проектной деятельностью. Написание, оформление и представление рефератов, докладов и исследовательских работ повышает уровень активности учащихся. При подготовке презентации ученик проводит исследовательскую работу, использует большое количество источников информации, выбирает из обширного литературного материала наиболее важный и делает выводы, а также проявляет творческий подход к оформлению слайдов. В процессе демонстрации презентаций он приобретает опыт публичных выступлений.

Учащиеся классов, где систематически ведется работа с компьютерными презентациями, реально повышают свое качество знаний, уровень воспитанности и интеллектуальное развитие. Использование ИКТ в процессе обучении позволило мне значительно повысить мотивацию учащихся к изучению моих предметов и, как следствие, их уровень обученности и качество знаний.

Проводимая работа позволяет получать высокие результаты подготовки учащихся, развивает республиканских конкурсах и олимпиадах. Некоторые выпускники имеют золотые и серебряные медали творческие способности детей. Мои ученики занимают призовые места в районных и республиканских олимпиадах.

7. Возможность тиражирования

 

Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, выступаю с сообщениями на уровне школы, района, участвую в работе семинаров и секций муниципального и республиканского уровней, в работе республиканских научно-практических конференций, провожу открытые уроки.

Материалы опыта выставлены на сайте образовательного учреждения, на личной страничке сайта про школу. ru.

 

В заключение

 

Есть великая “ формула” приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: “ Сначала открыть истину, известную многим, затем открыть истины, известные некоторым, и наконец открыть истины, никому еще неизвестные”. Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского таланта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.

 

Результативность опыта

 

Победители и призеры предметных олимпиад на муниципальном уровне

Год

Ф.И. участника

Класс

Предмет

Результат

2012-2013г.

Шичинова Олеся

8

Русский язык

Русская литература

призер

Петурова Марина

Киселева Наталья

11

11

Родной язык

Родной литература

победитель

победитель

2013-2014г.

Шичинова Олеся

 

 

9

10

 

 

 

 

русский язык

литература

 

призер

 

2014-2015

Киселева Алина

Мишанина Ирина

 

10

10

 

 

Русский язык

Русская литература

победитель

победитель

 

 

Победители и призеры предметных олимпиад на Республиканском уровне

Год

Ф.И. участника

Класс

Предмет

Результат

2012-2013г.

Петурова Марина

 

11

 

Родной язык

призер

II степени

 

 

Победители и призеры предметных олимпиад на Всероссийском уровне

Год

Ф.И. участника

Класс

Предмет

Результат

2014-2015г.

Шичинова Олеся

 

Самсонова Александра

 

10

10

 

Русский язык

Русский язык

призер

II степени

призер

II степени

 

Победы и призовые места в конкурсах

(муниципальный уровень)

Год

Конкурс

Класс

Ф.И. ученика

Результат

2012-2013 г.

Конкурс «Живая классика»

7

Шичинова Олеся

призер

2013-2014 г

Конкурс чтецов, посв. 100- летию со дня рождения С. Михалкова

8

Шичинова Олеся

призер III степени

Форум «Одаренные дети»-2013» номинация«Глаголом сжечь сердца людей»

 

9

Киселева Ульяна

призер ll степени

 

2014-2015 г.

Конкурс «Город мастеров»

10

 

1место

       

 

Результаты государственной итоговой аттестации выпускников основной школы (9 класс)

 

 

Год

Предмет

Класс

Количество

учащихся

«5»

«4»

«3»

«2»

Уровень обученности

Качество знаний

2013-2014

Русский язык

9

16

2

5

9

-

100%

44%

2014-2015

Русский язык

9

8

6

1

1

-

100%

88%

Оставить комментарий: