Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Адашевская СОШ» Четыркиной Веры Ивановны

Опубликовано: 16:43:02 29-09-2015

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Адашевская СОШ»

Четыркиной Веры Ивановны

«Педагогические технологии и приёмы формирования универсальных учебных действий»



  • Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)

 

          Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходили и превосходят своих сверстников из большинства стран. 
          Однако,  результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями, но их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений. Получается, что владея знаниями, выпускники не могут и не умеют их использовать в жизни.
         Почему? Процесс обучения строился как процесс передачи информации от учителя к ученику. Только через собственную деятельность каждый познает окружающий мир, пытается создать определенные жизненные блага, решить личные и профессиональные проблемы. 
       Учащимся в школе приходится делать зачастую то, что «велят» учителя, то, в чем они иногда не видят смысла. Несоответствие между деятельностью, диктуемой человеческой природой и той, которую требуют выполнять в школе, рождает массу педагогических проблем: одна их них неподготовленность выпускников к самостоятельной жизни и работе.

        Это стало причиной того, что в последние годы в обществе сложилось новое понимание главной цели образования: формирование функционально грамотной личности, то есть человека, который

  • обладает огромным потенциалом к саморазвитию, умеет учиться и самостоятельно добывать знания;

  • владеет обобщенным целостным представлением о мире (картиной мира);

  • привык самостоятельно принимать решения и нести за них персональную ответственность;

  • усвоил положительный опыт и завоевания предыдущих поколений, сумел проанализировать его и сделать своим собственным, тем самым заложив основу своей гражданской и национальной самоидентификации.

  • толерантен по своей жизненной позиции, понимает, что он живет и трудится среди таких же личностей, как и он, умеет отстаивать свое мнение и уважать мнение других;

  • эффективно владеет вербальными и невербальными средствами общения и использует их для достижения своих целей;

  • способен жить в любом социуме, адаптируясь к нему.

           Реализация этой цели требует выполнения целого комплекса задач, среди которых основными являются: 
- обучение деятельности — умению ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты своих действий;
- формирование личностных качеств — ума, воли, чувств и эмоции, нравственных качеств, познавательных мотивов деятельности;
- формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы.

     Все эти цели и задачи успешно реализуются при деятельностном подходе в обучении, который лежит в основе ФГОС второго поколения.

 Именно поэтому я работаю над проблемой «Педагогические технологии и приёмы формирования универсальных учебных действий»


 

  • Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)

         Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.  Исходя из этого,  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные  (универсальные учебные действия).

В связи с переходом на новые государственные стандарты считаю  необходимым использовать в своей практике современные образовательные технологии, методы и приёмы, способствующие формированию УУД. В основе ФГОС -  системно-деятельностный  подход в обучении, где ключевая фигура — учитель, а главное действующее лицо — ученик.

Использование в своей практике следующих технологий:

  • проблемно-диалогическая технология,

  • технология формирования правильного типа читательской деятельности (продуктивного чтения);

  • технология оценивания учебных успехов;

  • проектная технология.

позволяют мне в полном объёме реализовать системно-деятельностный подход в работе с учащимися и формировать личностные и метапредметные универсальные учебные действия.

 

  • Наличие теоретической базы опыта

           Деятельностный метод обучения помогает конструктивно выполнить задачи образования XXI века, т.к. данная дидактическая модель позволяет осуществлять: 
· формирование мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);
· формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;
· формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

         Деятельностный подход к жизни вообще является значительным достижением психологии. Он основан на принципиальном положении о том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью и деятельностью обусловлена. При этом деятельность понимается как преднамеренная активность человека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром, и это взаимодействие заключается в решении жизненно важных задачопределяющих существование и развитие человека. Она играет решающую роль в формировании физических и духовных качеств личности. 
          Педагогами и психологами доказано, что учебный процесс эффективен в отношении усвоения знаний и умственного развития учащихся только тогда, когда он вызывает и организует их собственную познавательную деятельность. Доказано и то, что способности человека проявляются в деятельности, но главное в том, что они создаются в ней.
          Если учитывать деятельностную природу человека, то следует признать, что цель по развитию учащихся может быть достигнута только единственным способом: через «включение» их в самостоятельное выполнение тех видов деятельности, которые указаны в цели. В самом деле, для того чтобы научиться рассуждать, надо рассуждать, чтобы научиться думать — надо думать.

        Деятельностный подход – это обучение, реализующее принцип деятельности. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.  Построенная структура учебной деятельности включает в себя систему деятельностных шагов – технология деятельностного метода обучения (разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсон).
           При деятельностном подходе задача учителя, например, при введении нового материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно, все объяснить, рассказать и показать. Теперь он должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
          Образно говоря, если в наглядном обучении учитель выполняет роль музыканта-исполнителя, а дети — роль зрителей, то в деятельностном подходе их роли меняются: дети сами становятся исполнителями, а учитель — дирижером. И если мы хотим научить детей играть на музыкальных инструментах, то другого пути у нас нет.
           Деятельностный подход ломает многие привычные стереотипы подготовки и проведения уроков, меняет саму систему взаимоотношений «учитель — ученик». 
         
Система дидактических принципов деятельностного подхода
         Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей 
системой дидактических принципов:
1) 
Принцип деятельности — заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности. Понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений;
2) 
Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей;
3) 
Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук);
4) 
Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний);
5) 
Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;
6) 
Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора;
7) 
Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. 
          Представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу детям культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, преемственности, активности, сознательного усвоения знаний, научности и др.). Разработанная дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума.
           Сформулированные выше дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий организации непрерывного процесса обучения деятельностной парадигме образования.

 

  • Ведущая педагогическая идея

Главная задача учителя - организация учебной деятельности таким образом, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию. Таким образом, перед учителем ставятся задачи:

  1. научить получать знания (учить учиться)

  2. научить работать и зарабатывать (учение для труда)

  3. научить жить (учение для бытия)

      4.   научить жить вместе (учение для совместной жизни)

 

  • Оптимальность и эффективность средств

 

Проблемно-диалогическая технология,  прежде всего, формирует регулятивные  универсальные учебные действия, обеспечивая развитие умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий:  за счёт использования диалога –коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. –познавательных.

      На уроках изучения нового материала применяю приёмы «Удивляй!», «Яркое пятно», «Актуальность». Стараюсь найти такой угол зрения на изучаемый материал, при котором даже обыденное становится удивительным. В качестве "яркого пятна" могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, т.е. любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание, но при этом связанный с темой урока.

        Прием "актуальность" состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой проблемы для самих учащихся. В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.

 «В одном большом пребольшом городе жил был маленький Паровозик. Дома его все любили, и Паровозику жилось хорошо. Только одна была у него проблема – он не умел считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда умный старый Паровоз посоветовал ему отправиться в путешествие и перенумеровать станции, которые Паровозик будет проезжать. «Ты построишь, - сказал Умный Паровоз,- волшебный отрезок, который называется «числовым отрезком» (тема урока). Он станет твоим верным другом и помощником и научит решать даже самые трудные примеры».

 

   Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена, прежде всего, на формирование регулятивных  универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие  умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование икоммуникативных универсальных учебных действий:  за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к  личностному развитию ученика.

В рамках технологии оценивания использую такие приёмы как:

«Право на ошибку»  (Тренировочная контрольная работа: учитель проводит контрольную работу традиционным способом, но ставит отметки в журнал только по желанию учеников) 

 

Блицконтрольная: учитель в течение 7-10 мин проводит письменный опрос в быстром темпе для выявления степени усвоения учебных навыков, необходимых для дальнейшей успешной учебы. Работы сдаются учителю, либо проводится самопроверка (учитель диктует или показывает верные ответы). В этом случае важно задать нормы оценивания (например, если из семи заданий шесть-семь выполнены правильно, то ставится отметка 5, 5 заданий — 4 и т.д.). 

 

Райтинг (от англ. right — правильно): завершив работу, ученик сам ставит себе 
отметку. Затем ее оценивает учитель. Записывается дробь. Например: 4/5, где 4 —отметка ученика, 5 — отметка преподавателя. Прием используют с целью согласования критериев отметки. Через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают. Еще одна цель использования данного приема заключается в формировании умения регулярно оценивать свой труд. 

Очень хорошие результаты в формировании личностных и метапредметных УУД дают: 

  • Метод нескольких попыток

  • Метод работы у доски с несколькими учениками сразу при одном и том же задании.

Учащиеся самостоятельно выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения, прогнозируют результат, осуществляют контроль и коррекцию своих умений. Развивается саморегуляция как способность к мобилизации сил, к волевому усилию. 
Метод нескольких попыток.

После неудачного ответа, поставив ученику соответствующую отметку или даже не ставить, а просто махнуть рукой: «Садись!» да ещё в присутствии других, у человека мелькнёт чувство ущербности, неблагополучия, недовольство самим. Поэтому я прошу ученика исправить свой ответ. Психологи утверждают, что внимание отключается сразу же, как только ответственность отпала: тебя спрашивать не собираются, тебе и вслушиваться, и вдумываться, всматриваться не надо. Нужно совершать вторую попытку с наименьшим интервалом от первой, для того, чтобы дети учились использовать маленький промежуток времени продуктивно.

Метод работы у доски с несколькими учениками сразу при одном и том же задании.

У всех педагогов проблема: увеличить количество полученных отметок на уроке. Зачем всё одинаковое? Пусть получат разные задания! Тогда объём материала для учеников, оставшихся  за партами, увеличится в соответствующее количество раз. Наблюдать и оценивать такое количество разнообразных объектов тяжело.

Плюсы этого метода.

Наблюдение за разнообразием действий однородного состава вызванных к доске.

Можно сравнивать, анализировать. Списывать друг у друга у всех на виду неловко, да и трудно списывать, когда не знаешь, что именно списывать, что правильно.

Развитие внимания. Вызов разнородного состава можно использовать для тренировки объёма внимания.

Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения) направлена на формирование коммуникативных  универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников;познавательных универсальных учебных действий, например, умения извлекать информацию из текста.  

Работа над проектами  направлена на достижение конкретной цели, конечный результат, что создает предпосылки и условия для достижения регулятивных метапредметных  результатов. Сопоставление  и отбор информации из  различных источников позволяет осваивать познавательные универсальные учебные действия.

Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений. Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов.

Дети особенно увлечены мини-проектами, которые можно реализовать в процессе урока. Это даёт возможность раскрыться и показать те способности, которые нельзя увидеть в ходе обычного урока. Например, на уроках чтения сочинение сказки, загадки, театрализация прочитанного произведения. На уроках технологии – изготовление масок, декораций (работа в группах) с последующей театрализацией.

Арт-технологии в развитии универсальных учебных действий представляют собой процесс изучения учащихся и их самоисследования посредством художественной формы. Значительная часть занятий по развитию универсальных учебных действий предполагает самостоятельную работу и творческие задания, которые обеспечивают арт-технологии: литературное творчество (сочинение сказок, произведений малых стихотворных форм (хокку, синквейнов и др.)); рисование; коллажирование; составление презентаций, изготовление поделок.

Внеурочная деятельность гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков. Кроме этого, обеспечивает развитие коммуникативных, познавательныхуниверсальных учебных действий.

       Использование данных технологий и приемов в начальной школе позволяет мне формировать способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта,  развивать УУД учащихся, т.е. умение учиться, которое, в свою очередь, является ключевой компетенцией ученика в условиях реализации ФГОС НОО. 

 

  • Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения обучаемых)

           Итогом проведенной работы было то, что дети научились самостоятельно работать,  не пугаться новой нестандартной учебной ситуации, а с интересом находить ее решение, расширять и добывать новые знания, оценивать результат выполненной работы, у наименее успешных детей не выработалась отрицательная оценка мотивации к учебе. Дети учатся с удовольствием, не боятся контрольных работ, у них вырабатывается адекватная самооценка и положительная учебная мотивация. Кроме этого у ребят сформировались познавательные и учебные интересы, они задают массу вопросов, поиск ответов на которые – совместная деятельность учителя и учеников,  они спорят, отстаивая свою точку зрения, но умеют и принять сторону другого ученика, если не правы. 

       Результатом применения вышеперечисленных технологий  могу назвать следующее:

  • Повышение качества знаний учащихся, развитие способностей каждого ученика,

  • Приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность,

  • Активизация познавательной деятельности и творческой активности учащихся,

  • Формированию личностных качеств ученика,

  • Развитие у школьников операционного мышления, направленности на поиск оптимальных решений,

  • Формирование умения организовать сбор информации и правильно ее использовать,

  • Формирование у учащихся осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

       Полученный  педагогический опыт считаю  актуальным,  поскольку проводимая работа позволяет получать высокие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей.

Документы для скачивания:

Документ
Формат: .docx

Оставить комментарий: