a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Педагогическая идея учителя изобразительного искусства МОУ «Старошайговская СОШ №2» Тувиной Ольги Ивановны

Опубликовано: 2015-09-30 10:06:57

Документы для скачивания

МОУ «Старошайговская средняя общеобразовательная школа №2» Старошайговского муниципального района Республики Мордовия

 

Педагогическая идея учителя изобразительного искусства МОУ «Старошайговская СОШ №2» Тувиной Ольги Ивановны

 

Учитель изобразительного искусства

МОУ «Старошайговская СОШ №2»

Тувина Ольга Ивановна

Пед. стаж: 18 лет, 13 разряд (1 категория)

 

 

с. Старое Шайгово 2015 г.

 

Время, в которое мы живем, выдвинуло перед школой задачу воспитания свободной, творческой, образованной, культурной и активной личности. Большая роль в этом отводится школе, и огромный вклад в развитие творческих способностей вносит наш предмет. Ведь развивать творческие способности человека – это, прежде всего, воспитывать творческое отношение к труду и искусству. Предмет «Изобразительное искусство» - это творческий предмет, который предоставляет большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности. Долгое время преподавание носило воспроизводящий характер: учитель показывает, как и что делать, а ученики копируют его действия. Данный стиль работы не способствует развитию творческих способностей учащихся.

Школу делает школьный учитель. Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной и устной речи. Настоящий учитель тоже смешивает, разучивает, осваивает – только это педагогические краски, этюды и приемы…Иногда говорят, что умение творить – удел немногих и творческая личность является подарком богов. Может быть, в этом есть доля истины, так как известно, что Пушкины и Моцарты рождаются достаточно редко. Но мы говорим не о воспитании гениев, а формировании личности, умеющей мыслить самостоятельно, нестандартно.

В основе творческих   способностей лежат общие умственные способности. Не обязательно, это высокий уровень развития интеллектуальных способностей, предполагает хорошо развитые творческие способности. Поэтому, если учащиеся с низким уровнем обучения проявляют инициативу, творчество, то я это только поддерживаю. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство со стороны взрослых.

  Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности.

 

 


     Моя методическая тема «Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства через организацию проектной деятельности».

Актуальность проблемы:

развитие творческих способностей на уроках ИЗО обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентированный подход, в основе которого лежит развитие индивидуальных способностей учащихся.

 Своей главной педагогической идеей считаю – развитие творческих способностей учащихся.

Цели:

1.​ Приобщить учащихся к творческой работе;

2.​ Прививать интерес к творчеству, поиску;

3.​ Развивать навыки созидания, самореализации.

Исходя из поставленных целей, считаю:

​ творчеству нужно и можно учить.

Для формирования творчески активной личности, способной к саморазвитию использую следующее:

​ развиваю творческую активность учащихся;

​ включаю учащихся в творческую деятельность;

​ вношу проблемность в учебный процесс;

​ развиваю качества творческого мышления: самостоятельность, критичность и т.п.

 

Развитие творческих способностей учащихся осуществляю, опираясь на принципы:

​  принцип развития мотивации к творческой деятельности;

​  принцип развития умений самообразования и самовоспитания;

​  принцип приоритета творческой деятельности;

​  принцип согласования;

​  принцип выбора форм обучения, обеспечивающих самостоятельность и творчество учащихся;

 

Я поставила перед собой проблему, – какими качествами должен обладать человек, чтобы быть творческой личностью?

Многие советские ученые работали над этим вопросом.

 

 

 

В результате исследования было установлено, что творческая личность обладает следующими качествами:

​  умение поставить творческую цель и подчинить свою деятельность ее достижению;

​  умение планировать, самоконтролировать свою деятельность;

​  умение находить и решать проблему;

Именно эти качества необходимо развивать для раскрытия творческого потенциала учащихся.

Так, например, при выполнении проектов наилучшим образом создаются условия для развития творческих способностей, самостоятельности учащихся. Выполняя проектные работы, школьники на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле предмета от зарождения замысла до его реализации и использования на практике. При проектировании учащиеся приобретают опыт решения нетиповых задач.

Выбирая тему проекта и выполняя его, учащиеся находят область применения знаний и умений, полученных ранее, реализуют свои способности, проявляют инициативу. Проектный метод позволяет не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития. Перед выбором темы проекта я предлагаю учащимся минимальное количество примерных тем. Упор делаю на то, чтобы учащиеся самостоятельно придумали тему, которая должна быть им интересна.

 При выполнении проектов должна быть выполнена практическая работа. Упор делаю на то, чтобы учащиеся практически представили то, что придумали сами. Большое внимание уделяю оформлению проектов. Поощряю любую творческую фантазию, проекты должны быть яркими, красочными.

Творческий проект - это хорошая творческая задача для самовыражения любого учащегося. Метод проектов рассматриваю не как итоговую самостоятельную работу учащихся, а как способ, позволяющий приобрести навыки проектирования и изготовления изделий, удовлетворяющих индивидуальные потребности личности, а в перспективе и общества, другими словами: “Я сделаю свой мир полезным, красивым и удобным для себя и других”.
Особое внимание на занятиях уделяю групповым проектам. В творческих коллективах складываются отношения дружбы, взаимных симпатий, эмоциональной притягательности, взаимопонимания, доверия, уважения, где учащиеся ориентируются на продуктивные формы общения и сотворчества.

 

Проекты выполняем по наиболее оптимальному и отработанному плану:
    1. Определение потребности и краткая формулировка задач.
    2. Набор первоначальных идей.
    3. Проработка одной или нескольких идей.
    4. Изготовление изделия.
    5. Испытание и оценка.

Творческие проекты стали у нас неотъемлемой частью обучения и вызывают у учащихся живой интерес, так как помогают осознать практическую и социальную направленность знаний и умений, получаемых в школе, проявить самостоятельность и творческую инициативу.

Улучшить организацию моей работы помогает соблюдение некоторых правил:
Служить примером для подражания. Учителю необходимо самому профессионально демонстрировать приемы работы, выставлять работы на выставках.
Поощрять сомнения.  Конечно, дети не должны подвергать сомнению любое исходное положение, но каждый должен уметь находить объект, достойный сомнения.
Разрешать делать ошибки. Ученик не должен бояться рисковать, боятся думать независимо. На уроках необходимо избегать резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребят.
Поощрять разумный поиск. Позволяя своим ученикам рисковать, и даже поощряя их в этом, учитель может помочь им раскрыть свой творческий потенциал.
Поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему.
Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности. Давая учащимся задания, необходимо объяснить, что от них ожидают не только демонстрации знаний основ предмета, но и элементов творчества, которые будут поощряться.
Готовить к препятствиям. Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, трудности, отстаивать свое мнение. От способности ученика к творчеству зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, а в итоге ребенок вырастает в интересную, неординарную личность. А это уже путь в инициативные, предприимчивые и компетентные специалисты. Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее находят свое место в науке, на  производстве,  лучше  осваивают свою работу, приносят больше пользы.  На основе этого я ставлю перед собой такие задачи, как приобщить учащихся к творческой работе, привить интерес к творчеству, поиску, развить навыки созидания, самореализации. Бесталанных детей нет. Важно только вовремя научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя.

Развитие творческой деятельности необходимо для любого человека. Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей ученика важно не только для него самого, но и для общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающими нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи. Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни. Бесталанных детей нет. Важно только научить их раскрыть свои способности, поверить в себя. Это задача каждого учителя.

Оставить комментарий: