Байбекова Адиля Фаритовна: "Моя педагогическая философия"

Опубликовано: 10:53:06 06-10-2015

Байбекова Адиля Фаритовна,

 учитель начальных классов

МБОУ «Большеполянская ООШ»

Кадошкинского района, РМ.

Стаж педагогической работы 32 года.

 

Моя педагогическая философия.

 

Проживи одну свою и тысячу

жизней своих учеников – и ты

проживёшь вечность…

 

      Профессия учителя, которую я выбрала, одна из самых важных и трудных. Это именно то, что приносит мне радость и удовлетворение, особенно, когда видишь глаза детей, добрые и наивные, которые смотрят с любовью и безграничным уважением. Хочется отдать им всё.

« Если ты не воспитаешь себя, ты плохой учитель, но если ты воспитаешь только себя, ты вообще не учитель», - гласит одна из профессиональных заповедей учителя. Я люблю учиться, стремиться к повышению своего педагогического мастерства.

    Последние 4 года работаю над темой «Развитие связной письменной речи учащихся. Обучение речевому общению».

    Анализ проделанной работы по системе уроков связной письменной речи показывает, что учащиеся стали лучше выражать свои мысли средствами русского языка в письменной форме, писать орфографический грамотно. В целях реализации задачи развития у детей интеллектуальных, творческих способностей посредством коллективных творческих дел младшие школьники приняли участие в школьном интеллектуальном марафоне по литературному чтению среди учащихся начальных классов и получили призовые места. В школьном творческом марафоне «Золотая осень», мои учащиеся лидировали в номинации: «Лучшее сочинение».   В районном туре «Одарённые дети-2015» , ученица моего  класса заняла призовое место в номинации «Театральная».

      Чтобы и дальше добиваться оптимальных результатов в обучении, необходимо соблюдать некоторые условия. Знать психологические особенности детей 6-9 лет и учитывать их в своей работе. Постоянно стремиться к тому, чтобы на уроке дети получали новую информацию посредством русского языка. Использовать интересные и занимательные тесты.

     Умение ставить детей в ситуации, вызывающие необходимость использования русского языка,- одна из важнейших задач национальной школы.

      Об эффективности своей работы учитель может судить только в том случае, когда он добился от детей не только усвоения изучаемого материала, но и его использования в самостоятельной речи. На уроках русского языка должна создаваться атмосфера уважения и любви друг к другу: учителя к детям и детей к педагогу.

      Как правило, ребёнок приходит в школу с огромным желанием учиться. Задача учителя – удержать в нём это чувство радостного удовлетворения перед школой, перед тайнами, которые его там ждут. Перед учителем встаёт вопрос, с помощью каких средств и методов сделать обучение увлекательным?

       В индивидуальной работе с детьми использую следующие методы перевоспитания: метод переубеждения, переучивания, реконструирования, поощрения, самоисправления.

       Но ребёнок никогда не будет заниматься скучным и трудным делом. Всё, что он слышит, видит и чувствует, должно приносить ему радость, вызывать интерес.

   Первые шаги ребёнка в школе очень нелегки. И поэтому я стараюсь увлечь ребят радостью познания, умением и желанием трудиться. Часто вспоминаю слова Я. Корчака: «Уважайте незнание ребёнка», напоминаю детям о том, что не стыдно не знать, а стыдно не спрашивать.

       Когда подбираю материал к уроку, ориентируюсь как на сильного, так и на слабого ученика, чётко представляю, кому какой вопрос задам, кого похвалю, а кому, может быть, и улыбнусь вместо замечания. Каждого ребёнка на уроке стараюсь выслушать, не обрывать на полуслове.

       Сократ говорил, что удивление – первый шаг к мышлению, а мы стараемся, чтобы оно присутствовало на каждом уроке. С него начинается поиск ответов, обсуждение проблемы, а когда дети затрудняются, мы терпеливо и доходчиво объясняем.

        К каждому уроку готовлю много дополнительного материала: дидактические игры, викторины, занимательные вопросы, ребусы, математическое лото. Задание на дом тщательно продумываю. Важно, чтобы ребёнка не надо было заставлять делать урок, а он сам спешил его выполнить. На уроке домашнее задание проверяю, отмечаю самых старательных учеников. Даже слабые ученики тянутся за сильными, стараются выполнить его не хуже других. Таким образом, происходит ненавязчивая активизация познавательной деятельности учащихся.

        У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мы хорошо владеем культурой поведения в обществе, но далеко не всегда умеем правильно вести себя по отношению к природе. Откуда у эмоционально отзывчивого ребенка столько холодности и безразличия. Не от нас ли, взрослых? Ведь порой родители сами являются примером экологического бескультурья. Активная позиция педагогов способна изменить эту ситуацию. Общение детей с природой организованное педагогом, содержание знаний доступное возрасту, восприятию детей вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее. Поэтому поиск оптимальных путей воспитания культуры является актуальным на современном этапе развития экологического воспитания школьников. Использование методов экологического воспитания в комплексе (совместная деятельность; наблюдения; метод моделирования; исследования) позволяют успешно решить задачи экологического воспитания школьников. Привлекая детей к тесному общению с природой, мы взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение. Основными формами организации работы являются: - комплексные занятия, в которых учебная деятельность сочетается с практической; - организации поисково-самостоятельной деятельности; - совместная деятельность с педагогом; - самостоятельная деятельность в специально организованной развивающей среде. Желание работать лучше, чем вчера, помогает достичь неплохих результатов в учёбе.

      Большое значение имеет трудовое воспитание учащихся. Участие в субботниках, уборка территории школы, у берега реки Исса, озеленение территории школы и класса. Вот перечень трудовых дел моих учащихся.

     Большое внимание в воспитательной работе классный руководитель должен уделять формированию правильного отношения учащихся к занятиям физкультурой и спортом. Учащиеся посещают спортивные кружки (футбол,  шахматный, танцевальный). В рамках недели здоровья были проведены соревнования по шашкам и шахматам среди мальчиков и девочек.

     Но мы должны понимать, что детям нужен и отдых. И чтобы досуг был интересным нужно правильно и успешно его организовать. В этом мне помогают сами ребята и их родители. У нас сложилась традиция на утренники приглашать моих бывших выпускников, учащихся старших классов. Они с удовольствием помогают в подготовке открытых мероприятий.

     Развитию интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей

учащихся способствовало внеклассное мероприятие, проведённое к празднику мам:  «Милой мамочке моей». Не только мамы, но и мальчики были активными участниками шоу и с удовольствием демонстрировали костюмы, сделанные руками девочек из бабушкиных платков. И в конкурсе причёсок им не было равных.

     С новогодним  представлением «Здравствуй-здравствуй, Новый год!» учащиеся выступили перед родителями и дошкольниками .

      Родители также оказывают посильную помощь в подготовке мероприятий. К каждому родительскому собранию мы готовим маленькие концерты, которые родителям и детям очень нравятся. Часто проводим родительские лектории, устраиваем «Дни открытых дверей». Провела родительские собрания: «Телевизор в жизни школьника», «Режим дня первоклассника», «Как учить любить книгу?».  Для изучения семьи я использовала различные методы психолого-педагогической диагностики, которые позволяют корректировать поведение ребёнка, влиять на взаимоотношения детей и родителей. С целью изучения качества характера учащихся, взаимоотношений в семье использовала анкетирование, многовариантный тест, рисуночный тест, сочинение-размышление, проективные методики. Эффективность использования проективных методик состоит в том, что методики неоконченных предложений можно использовать, как для учащихся, так и для их родителей. Они дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов в семье. На основании данных исследований проводились индивидуальные и тематические консультации, собеседования с детьми и родителями. Совместно с активом класса и родительским комитетом была оформлена «Фотогалерея» из жизни класса.

     Классные часы ребятам нравятся не меньше, чем утренники. На них мы узнаём о правах и обязанностях школьника, о различных профессиях, о правилах дорожного движения, о том, как надо вести себя на природе. Проводились классные часы: “Нужны ли правила в жизни?”, “Что такое закон?”. Воспитанию чувства патриотизма, любви к Родине способствовал классный час, посвящённый ко Дню Победы, с приглашением ветерана Великой Отечественной войны.

      Важную роль играет трудовое воспитание школьников. Ребята принимали активное участие в субботниках. Они убирали не только территорию школы, но и участки возле дороги и лесную полянку, где остановились отдохнуть во время похода.

    Подводя итоги воспитательной работы, надо отметить, что у детей значительно активизировалась любознательность, инициативность, повысилась заинтересованность в учёбе, сплотился ученический коллектив.

    И как бы не сердился порой учитель на своих ребят, он должен помнить слова В. Розова «Доброта – вещь удивительная, она сближает, как ничто другое, она тот язык, на котором всякий захочет разговаривать». Я ни разу не пожалела, что стала учителем. Школа – моя жизнь, а дети – моя радость.

Документы для скачивания:

Документ
Формат: .doc

Оставить комментарий: