a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Выступление на педагогическом совете "От компетентного учителя начальных классов – к формированию компетентного ученика".

Автор: Ананьева Людмила Леонидовна Опубликовано: 2015-10-06 20:04:35

Выступление на педагогическом совете Учитель: Ананьева Л. Л, МОУ лицей «Политэк» Время проведения — 07. 04. 2015 г. От компетентного учителя начальных классов – к формированию компетентного ученика. Слайд ы 1, 2. В своем выступлении я предполагаю кратко рассказать об универсальных учебных действиях, технологи, позволяющей их формировать, вовлечь участников в имитационную игру, позволяющую опробовать некоторые этапы создания проекта. Слайд 3. Нам много говорили о ФГОСах Не знал никто, а с чем же их едят? .   Известно было только лишь, что ФГОСы Нужны для наших маленьких ребят. Пришел сентябрь, учебники спустили П ришлось теперь вдвойне пугаться нам. Вот ФГОСы есть, программы утвердили   Н о как преподавать, не говорят.   Помучившись, немного поразмыслив   Мы дружно все на курсы подались, Надеясь хоть немного научиться Вести уроки, современным быть. Но что такое значит современным? А это означает, что теперь Р аботать мы должны не так, как прежде Урок т радиционный- путь в тупик. Теперь нам надо мыслить креативно П оставить равенство: учитель – ученик   Учить нам надо так, чтоб было видно: Добытчик знаний он! А ты – лишь проводник! Не должен ученик теперь стесняться Л юбую мысль свою преподносить, И нам порой не надо удивляться Когда мы в спор вступаем с ним. Уметь он должен доказать ино е- Когда вдруг не согласен он с тобой. Уметь учитывать и мнение другое С читаться с коллективом должен он. В конечном счете, получить должны мы Людей, способных сразу ко всему. Петь, танцевать, решать глобальные проблемы Н е обращаясь ни к кому. Слайд 4. На вопрос «чему учить? » общество всегда отвечало одинаково: разумному, доброму, вечному. На вопросы «как учить? » и «как оценить? » всегда по- разному. Очевидно, что все методы и технологии имеют разную эффективность. Слайд 5. Ни учителя, ни родителей, ни ребенка, ни общество в целом не устроит качество обучения и воспитания на уровне ниже 50% успеха. п оэтому и появились ФГОС. Ч то же изменилось в деятельности учителя? Изменение в деятельности учителя подразумевает расширение целевого, деятельностного и контрольно- измерительного компонента. Слайды 6- 8. Как же достичь результативности без увеличения затрат времени на уроке? Слайд 9. Ответ мы получим, опираясь на мудрость философов. Свою компетентность можно проявить только в деятельности, а не на словах. Так, компетентными нас делают результаты нашего труда. Слайд 10. Специфика предметов в начальной школе( в частности, УМК «Планета Знаний») по своей информационной насыщенности дают возможность расширить содержание изучаемого предмета, опираться на личный опыт ребенка, обращается к его чувствам, значит, есть возможность размышлять, самовыражаться, творить. Система заданий в любом УМК начальной школы сейчас предусматривает формирование УУД на каждом уроке. Это проблемные вопросы, задания на работу в паре и группе, множество приемов активизации мышления, творческих способностей, задания, побуждающие планировать свою деятельность на уроке, определять еецель, соотносить результат с образцом и т. д. Огромные возможности для формирования УУД познавательного и личностного блока имеют внеурочные занятия( кружки) по общеинтеллектуальному направлению. Но формировать УУД необходимо в комплексе. Поразмышляем? Слайд 11( задача) . Попробуем решить, опираясь на опыт и знания об этих животных. Очевидно, что для этого недостатоно наших предметных знаний и познавательных УУД. Для решения необходимо привлечь коммуникацию. Правильный ответ – 2( количество произносимых звуков) . Какие УУД упражняли, развивали? Слайд 12. Таким образом, чтобы сформировать настоящую компетентость, необходимо применять новые технологии. В моем опыте работы это проектная деятельно сть. Именно она должна стать тем самым ключом к формированию комплекса УУД в образовательном процессе. В чем ее сущность проектной деятельности ребенка? Это специально организованный педагогом самостоятельно выполняемый ребенком комплекс действий, сопровождающийся поиском информации и завершающийся созданием творческого продукта. Слайд 13. Ее структура – 6 « П »: проблема, планирование, поиск, продукт, презентация, портфолио. С лайд 14. Место таких видов де ятельности в учебном процессе: Существует проблема, суть которой – недостаток знания или информации, есть значимость результата для ребенка, есть возможность самостоятельной деятельности, есть возможность творчества. Слайд 15. При этом проектная технология отвечает всем требо ваниям инновационной технологии: она воспроизводима, не требует дополнительных затрат времени, перестройки учебой программы или последовательности изучения тем, эмоционально насыщена. Она не просто позволяет разнообразить или приукрасить уроки, она позволяет изучать тему с 1 до последнего урока. Слайд 16. Так, на первом уроке темы «О воздухе и воде» учитель задает вопрос: а может ли человек ходить по воде? Что это случилось, может ли измениться человек? А вода? Мы с вами тоже ходим по воде. Не верите? Посмотрим на маршрутный лист( он предваряет изучение каждой темы) . Далее ребенок, кого заинтересовала тема, собирает материал на уроке и во внеурочной деятельности, отбирает самое нужное и интересное, оформляет в виде творческого продукта и представляет на обобщающем уроке. А если форма представления выбрана интерактивная, то это еще и проверка знаний других учащихся, а не просто сольное выступление. Пример целостного использования данной технологии: Так, изучаемая во 2 классе тема «Царство тканей» была целиком изучена по данной технологии. На 1 уроке, после рассмотрения маршрутного листа и вводной беседы, детям были заданы вопросы, которые задам сейчас вам: что было первыми материалами, которые обрабатывали люди и приспособили для одежды? Удавалось ли им каждый раз для одежды убивать животное? Хватало ли этих материалов? Как люди научились использовать крохотные клочки шерсти, которые находили на стоянках животных? Удалось ли им использовать растения для этих целей и как создали первые ткани? Какие инструменты помогают обрабатывать ткани? Какие правила безопасности необходимо соблюдать при работе с иглой и ножницами? Эти вопросы вылились в проблему, а далее – в поиск информации и творческий продукт- проекты: поделка «Пещера древнего человека» с сообщением об истории возникновения тканей; модель ткацкого станка, презентация и поделка из войлока, плакат «Правила ТБ при работе с иглой». ( н а слайдах 17- 20 – фото детских работ) . Сообщения, презентации, плакат и модели были представлены на нескольких уроках, позволили не только усвоить предметные УУД, но и развить метапредметные УУД: личностные( какие? ) регулятивные( какие? ) , коммуникативные( какие? ) , познавательные( какие) ? Слайд 21. Формы проектных и творческих работ разнообразны, представлены на слайде по группам. Слайд 22. Смоделируем начало проекта: этап проблемы этап планирования. Скажите, что вы знаете об истории вещей? Какие, по- вашему мнению, были изобретены раньше: одежда или посуда? Что вы научились делать раньше: водить автомобиль или пользоваться мобильным телефоном? А человечество? Интересно ли это узнать? Важно ли это? Приходилось ли встречать рассказы или статьи на эту тему? Если вам захотелось это узнать, мы можем составить энциклопедию «Человек – изобретатель». Имитационное задание. Выбрать любое изобретение, о котором хотели бы узнать, заполнить лист «работа над проектом». Слайд 23. Для того, чтобы освоить этап сбора информации, и выполнения продукта, разделимся на группы. Мы выполним работу «наоборот». Вот проектный творческий продукт, выполненный ребенком 3 класса. Я не озвучиваю ни предмет, ни конкретную тему проекта. Попробуем в течение 3- 5 минут подготовить информацию. Группа математиков составит мини- сборник заданий для устного счета по теме «Умножение и деление», группа языковедов – словарный диктант по теме, группа литературоведов – подберет произведения устного народного творчества по теме, а группа историков проведет экскурсию по мельницам. Какие УУД сейчас упражняли, развивали? На самом деле, это был проект по теме «Бумажное царство», предмет – технология. Собранный материал содержал информацию о различных видах бумаги, их свойствах, способах обработки. Слайд 2 4. В качестве рефлексии обозначьте свое место среди фигурок по степени освоения технологии. Слайд 25. Итак, что же в результате? Проектная технология позволяет учителю оптимально решать задачу достижения планируемых результатов, эффективна в применении на любом предмете, любой теме урока, не требует дополнительных затрат времени, обеспечивает мультипредметные и мультикультурные связи обучении. Родителям она позволяет жить интересами своего ребенка, узнавать о его способностях и склонностях, а ребенку- обучение в зоне ближайшего развития, а также возможность представить результат своих трудов так, что он становится не только творческим продуктом, но и предметом его радости и гордости.

Оставить комментарий: