a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Выступление на городском семинаре для учителей начальных классов

Автор: Ананьева Людмила Леонидовна Опубликовано: 2015-10-06 20:07:33

Выступление на городском семинаре для учителей начальных классов Учитель: Ананьева Л. Л, МОУ лицей «Политэк» Место проведения — МОУ гимназия №5 Время проведения — 26. 03. 2013 г. Слайд 1. C 2012- 2013 учебного года в учебный план для 4 классов лицея «Политэк» введен курс «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры изучают 2 класса из 6- ти. Я преподаю данный предмет первый год, работаю по учебнику А. Кураев а «Основы православной культуры, 4- 5класс» издательства «Просвещение», Москва, 2012 год. Сегодня представляю не столько опыт работы( об этом говорить преждевременно, так как еще не закончился учебный год, не проанализированы достижения, проблемы и недочеты в работе) , сколько возможности использования творческой, проектной и исследовательской деятельности учащихся при изучении основ православной культуры. Слайд 2. Свое выступление я построила как серию ответов на вопросы: Почему именно эта проблема? Для чего использовать такие технологии? Каким образом и когда возможно их использование в учебном процессе? Что в результате? Слайд 3. Итак, почему? Изменение облика современного общества Изменения в ориентирах новой системы образования Изменения в информационной среде обусловили не только необходимость в обновлении содержания образования, в том числе и в духовно- нравственном воспитании. Слайды 4, 5. Для чего? Целью изучения ОПК является формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. В качестве задач определены знакомство обучающихся с основными понятиями православной культуры; развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование у них ценностно- смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры; развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога. Слайд 6. Изменения в ориентирах сегодняшнего образования изменения в подходах к обучению детей. Все большее значение приобретает деятельностный подход, именно поэтому я сегодня говорю не о применении определенных педагогических технологий, а о вовлечении детей в различные виды деятельности. Делается это для того, чтобы сформировать набор компетенций ученика, обеспечив высокое качество образования и в конечном итоге – социализацию ребенка. Слайд 7. Ни учителя, ни родителей, ни ребенка, ни общество в целом не устроит качество обучения и воспитания на уровне ниже 50% успеха. Как же достичь результативности без увеличения затрат времени на уроке? Слайд 8. Ответ мы получим, опираясь на мудрость философов. Слайд 9. Итак, творческая, проектная и исследовательская деятельность детей должна стать тем самым ключом к формированию компетенций в образовательном процессе. В чем ее сущность проектной деятельности ребенка? Это специально организованный педагогом самостоятельно выполняемый ребенком комплекс действий, сопровождающийся поиском информации и завершающийся созданием творческого продукта. Слайд 10. Ее структура – 6 «П»: проблема, планирование, поиск, продукт, презентация, портфолио. Слайд 11. С ущность исследовательской деятельности- организованный педагогом выполняемый под его руководством комплекс действий, сопровождающийся определением проблемы, гипотезы ее решения, поиском информации, разрешением противоречий, завершающийся выводами, рекомендациями. Слайды 12- 13. Как же соотносится проект, исследование и творческая работа, в чем общее и разное? Слайд 14. Ответим на вопрос «когда? ». Место таких видов деятельности в учебном процессе- Существует проблема, суть которой – недостаток знания или информации, есть значимость результата для ребенка, есть возможность самостоятельной деятельности, есть возможность творчества. Предмет «Основы православной культуры» по своей информационной насыщенности всегда дает возможность расширить содержание изучаемого предмета, опираться на личный опыт ребенка, обращается к чувствам каждого ребенка, значит, есть возможность размышлять, самовыражаться, творить. Слайд 15. Формы проектных и творческих работ разнообразны, представлены на слайде по группам. Слайд 16. Итак, что же в результате? Помимо усвоенного содержания курса, проектно- исследовательская и творческая деятельность учащихся обеспечивает формирование: многих общеучебных, универсальных учебных действий и нравственные представлений и опыта нравственного поведения ребенка. Слайды 17 – 19. За три учебных четверти учащимися класса были выполнены следующие работы: среди творческих – рисунки, поделки, мини- сочинения; два коллективных проекта – «Золотое правило этики» и «Православный храм», а также две индивидуальных исследовательских работы по теме «Святые заступники Руси». Выделенные курсивом работы запланированы, идет сбор материала, но не завершены, так как по рабочей программе для презентации проектов и творческих работ отведены уроки с 31 по 34, т. е. , последняя неделя апреля и 3 недели мая. Слайды 20 – 26 – фотографии творческих работ. Они выполнены учащимися класса дома, с помощью старших членов семьи или на кружках «Волшебная кисточка» под руководством учителя Овсянниковой С. И. и «Рукодельница» под руководством Полосиной В. А. к урокам основ православной культуры. Слайды 27 – 29. Работу над проектом «Золотое правило этики» учащиеся выполняли во время зимних каникул. По программе для этого отводятся уроки №16 и 17, проводимые в первые дни 3 четверти. По желанию дети оформляли страницу самодельной книги, разместив на ней свои размышления по теме и иллюстрации. Затем книга была дополнена найденными детьми стихотворениями, подборкой пословиц о дружбе, семье, совести и нравственном выборе человека. В результате каждый участник оказался соавтором и художником книги. Потом двое учащихся – редакторы собрали страницы воедино, выполнили оглавление книги и е обложку. Вторая презентация книги была на родительском собрании. Данная работа содержала поиск информации, насыщена творчеством, но не содержала исследования. Слайды 30- 34. Следующей проектной работой, которая уже включала в себя элементы исследовательской деятельности, была работ по теме «Храм». Были проведены 2 урока, 1 из них – интегрирован с уроком музыки. На первом уроке мы освоили содержание учебника, обратились к личному опыту детей, посещавших храм. Возникли вопросы: почему они все разные по строению? Есть ли что- то общее в архитектуре храмов? Дети получили задание, разбившись по желанию на группы: найти информацию об устройстве православного храма( историки) , подготовить заочную экскурсию по храму( экскурсоводы) , рисунки( художники) . В этой работе приняли участие 7 человек из 29! К следующему уроку все было готово. Причем дети, пользуясь в основном одними и теми же источниками информации, принесли на урок и текстовую информацию, и фотографии, и рисунки. На втором уроке они провели заочную экскурсию по храму по музыку( с курсов повышения квалификации) . И тут в работу включилось большинство! Прямо на уроке сформировалась группа архитекторов( они начертили схему внутреннего устройства храма) , художников( схему устройства иконостаса) и интеллектуалов – они подготовили кроссворд, пользуясь информацией, принесенной на урок историками. Разгадан кроссворд был на следующем уроке в рамках проверки домашнего задания, а дополнен фрагментами, изображающими купол, главу, алтарный выступ( апсиду) , иконостас, аналой, колокольню и шатер спустя еще неделю. Слайд 35- 36. Индивидуальные исследовательские работы были выполнены при изучении тем «Подвиг»( урок № 19) и «Зачем творить добро»( урок № 21) , когда дети познакомились с понятиями «подвиг для себя, для других и для Бога», а также «святой». Был задан вопрос «А святые действительно жили среди других людей? » Я предложила детям провести исследование на эту тему. Поскольку близился праздник «День Защитника Отечества», основной темой стала «Святые воины – защитники Руси». Выполнены работы «Орден Андрея Первозванного» и «Святой праведный воин Феодор Ушаков». Презентация работы об ордене намечена на май, а работа о Феодоре Ушакове прошла презентацию на 4 Ушаковском фестивале, организованном нашим лицеем. Слайды 37- 39. У же идет сбор материала для проектной работы «Храмы Волгодонска», которая может быть выполнена в виде фотоальбома, буклета или путеводителя, в зависимости от собранного материала( в апреле, уроки 31- 32) . Слайд 40. Источниками информации для многих проектных работ могут стать журналы, выпущенные издательством «Аргументы и факты» из серии «Православные храмы» и «Ордена и медали». Слайд- 41- 44. Собираем материал для коллективной проектно- исследовательской работы «Энциклопедия подвига», в зависимости от представленного материала, в энциклопедии будут разделы: либо «Подвиг для других», и «Подвиг для Бога» либо «Военные подвиги» и «Подвиги мирного времени» либо «Мои предки – герои войны» и «Мои предки – герои мирного времени». Презентация №2. Огромное значение для меня имеет выполненная учеником исследовательская работа- презентация по теме «Феодор Ушаков – Святой Праведный Воин». Как в любой работе, здесь есть проблема, гипотеза, информация, выводы, но самым ценным является стихотворение. Оно написано отцом ученика, Ким Денисом Владиславовичем. ( Прочитать) . Кореец по национальности, буддист по вероисповеданию, живущий в нашем городе человек был вдохновлен святым подвигом русского православного воина. Можно сказать, что не был напрасным мой труд учителя, потому что в ответ на поставленную перед нами цель, все- таки возможен диалог различных религиозных культур в многонациональном Волгодонске, он состоялся. Закончу свое выступление русской поговоркой, которая приведена в тексте учебника на стр. 89, в уроке по теме «Защита Отечества», а также была упомянута диаконом Андреем Кураевым, автором учебника «Основы православной культуры», в лекции для учителей: «Невольник – не богомольник». Участие детей в творческой, проектной и исследовательской деятельности на уроках основ православной культуры может быть только добровольным. И это добровольное участие – первый шаг на пути к духовно- нравственному воспитанию каждого ребенка, а значит, в к возрождению России.

Оставить комментарий: