a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«Преемственность логопедической помощи в системе образования (дошкольное образование - начальная школа – основная школа) как одно из условий внедрения ФГОС»

Автор: Ананьева Людмила Леонидовна Опубликовано: 2015-10-06 20:14:51

Документы для скачивания

Выступление у чителя- логопеда МОУ лицея «Политэк» г. Волгодонска Л. Л. Ананьевой 30. 10. 2012 г. «Преемственность логопедической помощи в системе образования( дошкольное образование- начальная школа – основная школа) как одно из условий внедрения ФГОС» В городе Волгодонске создана целостная система получения образования, обеспечивающая оптимальные психолого- педагогические условия для детей с проблемами в развитии и трудностями в обучении. В дошкольных образовательных учреждениях введены в действие федераль ные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы( ФГТ) , в общеобразовательных учреждениях- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего об разования( ФГОС) . ( Слайд 2) Для обеспечения каждому выпускнику ДОУ равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, стандартизирова но содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении ребенок его ни получал. Именно с этим и связано введение федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: какой должна быть программа дошкольного учреждения, какое содержание реализовывать для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей. ( С лайд 3) В отличие от федеральных государственных образовательных стандартов( ФГОС) для дошкольного образования предъявляются только две группы требовани й( а не три, как в стандарте общего образования) : к структуре программы дошкольного образования и к условиям ее реализации. Но, чтобы задать педагогам ориентир, конкретную цель их деятельности в ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования указано, что одним из обязательных разделов программы любого ДОУ является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем прописаны такие интегративные качества( а не знания, умения и навыки) , которые ребенок может приобрести в результате освоения программы: физически развитый, любознательный и активный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способный решить интеллектуальные и личност ные задачи, адекватные возрасту и др. Итак, в дошкольном образовании определены две группы требований, а не три, как в стандарте начального общего образования. Это требования к структуре программы дошкольного образования и требования к условиям ее реализации. ( Слайд 4) Содержание общеобразовательной программы дошкольного образования направлено на фо рмирование общей культуры детей, п редпосылок учебной деятельности, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и( или) психическом развитии детей. ( Слайд 5) В настоящее время в муниципальной системе образования в 75% дошкольных и 21% общеобразовательных учреждений созданы условия для оказания помощи детям с нарушениями речи. Организована работа 39 логопедических групп и 8 логопедических пунктов в дошкольных образовательных учреждениях и 4- х логопунктов при общеобразовательных учреждениях. В этом учебном году открыт еще один логопедический пункт при общеобразовательном учреждении. Логопедическая служба как часть муниципальной системы образования организует работу по раннему выявлению детей с проблемами в развитии речи, их комплексному обследованию, определению для каждого ребенка адекватного образовательного маршрута и оказанию своевременной квалифицированной помощи. Эффективная система логопедической помощи в дошкольный период позволяет сформировать у детей необходимую речевую, коммуникативную, познавательную, мотивационную готовность к усвоению основной образовательной программы начального общего образования. Понятие “готовность к школе” весьма многоаспектно. Уровень развития речевой готовности является одним из важных составляющих общей готовности к школе( М. М. Кольцова, 1978) . Следует отметить, что в настоящее время уже созданы многочисленные методики и разнообразные тесты для оценки степени готовности ребенка к школе( А. К. Маркова, А. Г. Лидерс, Е. Л. Яковлева. 1992) . Говоря о подготовке к школьному о бучению детей с нарушениями речи, мы ставим вопрос преемственности в работе двух очень важных звеньев – дошкольной и школьной логопедических служб( Л. Н. Ефименкова, Г. Г. Мисаренко, 1991; А. В. Ястребова, Л. Ф. Спирова, Т. П. Бессонова, 1997) . В научной литературе, посвященной проблеме преемственности, последнее рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребенка. «В этом смысле преемственность есть определение общих и специфических целей образования на ступенях дошкольного, начального общего, основного общего образования; углубление содержания образования на каждой последующей ступени( пример из физики, биологии) , обеспечивающее эффективное поступательное развитие ребенка; его успешный переход на следующую степень образования; связь и согласованность каждого компонента методической системы образования( целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации) . Преемственность может быть основана на идее ведущей деятельности или периодизации детского развития, которая предполагает смену ведущего типа деятельности в зависимости от возраста и новообразований у ребенка. ( Слайд 6) В модель преемственности ступеней образования входят основные принципы: - самоценность каждого возраста, развитие ребенка с учетом уровня достигнутого, опора на достижения предыдущего этапа; - индивидуализация образования: учет способностей, интересов, темпа продвижения ребенка; - гуманизация как утверждение норм уважения к человеческой личности, доброжелательного и бережного отношения к каждому человеку; - открытость человека изменяющемуся миру; - сохранение общего физического, психологического и психического здоровья детей. Цель системы преемственности- развитие всех детей, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка независимо от социального положения, уровня развития, материального уровня жизни. Таким образом, п роблема подготовки к школьному обучению детей с речевыми нарушениями в условиях логопедических групп и пунктов детского сада занимает одно из важнейших мест в современной логопедии, а содержание понятия “готовности к школьному обучению” является одним из актуальных. Поэтому важна тесная взаимосвязь в работе логопедов дошкольных учреждений и школ, например в рамках МО учителей- логопедов, которая будет способствовать решению проблем подготовки к школьному обучению детей с речевыми нарушениями. ( Слайд 7) Параметры готовности детей к об учению в школе проверяются специалистами ДОУ с помощью различных методов диагностики. Способы диагностирования были определены параметрами данной готовности: 1. Умение ориентироваться в окружающем мире, запас знаний, отношение к школе; 2. Исследование умственного и речевого развития; 3. Проверка памяти, особенностей мышления; 4. Образное представление; 5. Анализ образа; 6. Развитие движений( мелких и крупных) ; 7. Тест на развитость самооценки( самоконтроля) ; 8. Исследования аффективно- потребностной сферы. Диагностика состояния устной речи с балльно- уровневой системой оценки Т. А. Фотековой – одна из современных диагностик, которая позволяет учителю- логопеду объективно оценить уровень речевого развития ребёнка на момент выпуска из логопедической группы( в том числе по параметру «готовность к обучению грамоте») и дать соответствующие рекомендации родителям( законным представителям) . Своевременная развивающая работа с детьми, имеющими нарушения речи по итогам диагностического обследования, направлена на предотвращение многих нежелательных проблем в дальнейшем обучении. О рганизация коррекционного обу чения позволяет скорректировать дефект на уровне устной формы речи и тем самым предупредить его вторичное проявление в виде на рушений чтения и письма. Важно учитывать п ринцип системного подхода к анализу нарушений речи, который д ает возможность видеть как первичные проя вления основного дефекта, так и более отдельные его последствия, позволяет более четко квалифицировать все проявления речевых нарушений и определить эффективные пути коррекционного обучения. Ежегодно нами проводятся следующие мероприятия по преемственности дошкольной и школьной логопедической службы: Обследование выпускников логопедических групп с использованием речевой диагностики Т. А. Фотековой( в условиях детского сада) ; Индивидуальное и групповое консультирование родителей по результатам речевого обследования; Посещение итоговых логопедических и комплексных занятий, выпускных праздников для воспитанников логопедических групп детского сада; Выступление на родительском собрании для родителей будущих первоклассников по теме «Речевая подготовка ребёнка к школе». Родители будущих первоклассников получают «Методические рекомендации по подготовке к школьному обучению», разработанные учител ями- логопедами ДОУ. Обсуждение с учителями- логопед ами основных направлений коррекционной работы с выпускниками групп, которые нуждаются в продолжени и коррекционных занятий, уточнений индивидуальных и психологических особенностей этих детей. П осещение учителями начальных классов родительских собраний воспитанников подготовительных групп( в том числе и логопедической) . Для детей, не имевших грубых нарушений речи или не охваченных дошкольным образованием, допускаются затруднения, которые могут проявиться в школе при обучении письму и чтению: дисграфи я, дислексия. Для выпускников логогрупп и логопунктов дошкольных образовательных учреждений мы можем говорить не о преемственности логопедической помощи, а о преемственности психолого- педагогического сопровождения. Кроме того, родители имеют право выбора школы для обучения ребенка, а значит и учебно- методического комплекта( УМК) . Целесообразно рекомендовать выпускникам логогрупп и логопунктов дошкольных образовательных учреждений обучение по тем УМК, в содержании которых предусмотрена профилактика дисграфи и и дислексии. Это УМК «Планета Знаний», «Гармония». ( Слайд 8) В условиях реализации федеральных государственных стандартов поколения организация деятельности логопедического пункта школы приобретает определенную специфику, подразумевающую расширение целевого, операционно- деятельностного и контрольно- регулирующего компонента в работе учителя- логопеда. Согласно требованиям ФГОС начальное общее и дополнительное( коррекционное) образование взаимообусловлены и непрерывны. Это связано с объективными причинами: обучение в школе строится на сформированных у ребенка к началу школьной жизни психических функциях, важнейшей из которых является речь. К концу первого года обучения в общеобразовательном учреждении устная и письменная речь ребенка становится не только целью обучения, но и средством получения новых знаний. ( Слайд 9) Следующие тенденции начального общего образования повышают роль логопедической коррекционно- развивающей работы: 1. Гуманистическая направленность образования. 2. Вариативность образования. 3. Ориентир на повышение качества образования. 4. Рост самосознания родителей, повышение их роли в образовательном процессе. Отрицательно влияющие тенденции: 1. Ухудшение показателей здоровья детей, в том числе и речевого здоровья. 2. Словесные методы обучения зачастую считаются устаревшей педагогической традицией и постепенно вытесняются ИКТ- педагогическими технологиями. 3. Внедрение информационно- коммуникационных средств не только в учебную, но и творческую и игровую деятельность ребенка. О повышении роли коррекционной работы в достижении планируемых результатов обучения говорит и тот факт, что с введением новых образовательных стандартов в образовательную программу начального общего образования, помимо программ учебных курсов, программы духовно- нравственного развития и ряда других включена и программа коррекционной работы. ( Слайд 10) ФГОС определяет некоторые приоритеты развития начального общего образования с учетом современной социальной ситуации. Так, в качестве оценки результатов освоения основной образовательной программы предлагаются: - личностные результаты – готовность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению, ценностно- смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально- личностные позиции, личностные качества; - метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия( познавательные, регулятивные и коммуникативные) - предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт по получению нового знания, его преобразованию и применению; При этом только предметные результаты формируются за счет изучения учебных курсов, а личностные и метапредметные результаты- за счёт реализации всех компонентов образовательной программы начального общего образования, включая программу коррекционной работы. Таким образом, специалисты: педагог- психолог, учитель- логопед, социальный педагог как участники и исполнители программы коррекционной работы включаются в деятельность по достижению планируемых результатов обучения. ( Слайд 11) В чем специфика целевого компонента деятельности учителя- логопеда? ФГОС определяет цель программы коррекционной работы как создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования. Цель деятельности логопедического пункта конкретизирует цель программы коррекционной работы и заключается в оказании помощи обучающимися, имеющими нарушения в развитии устной и письменной речи( первичного характера) , в освоении ими общеобразовательных программ( особенно по родному языку) . ( Слайд 12) Основными задачами логопедического пункта школы являются: - коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся; - своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ; - разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей( законных представителей) обучающихся. В условиях реализации ФГОС для достижения планируемых результатов обучения можно говорить о расширении основных задач деятельности логопедического пункта, заключающихся в формировании универсальных учебных действий, позволяющих ребенку с нарушениями речи сознательно, грамотно, адекватно использовать ресурсы родного языка в различных коммуникативных ситуациях. Известно, что у ребенка с нарушениями речи снижена речевая активность и стремление к коммуникации, поэтому данная задача ориентирует учителя- логопеда на формирование мотивации общения за счет представлений о ценности и значимости коммуникации в обществе. Наряду с коррекцией речевого дефекта у детей возникает необходимость научить адекватно воспринимать и воспроизводить чужую речь, а также создавать собственную в устной и письменной форме. Кроме того, данная задача предусматривает необходимость учить применять данные знания в практике речевого общения: в учебной, игровой, бытовой ситуации. В условиях реализации ФГОС, – своевременную диагностику трудностей в освоении программ по русскому языку и чтению( дизорфография и др. ) . Эти трудности могут быть обусловлены не первичным речевым дефектом, а другими проблемами в развитии ребенка. Учитель- логопед проводит диагностику и консультирует родителей и педагогов по ее результатам. ПМПк школы, рассмотрев проблему ребенка, рекомендует ему психологическое, педагогическое либо медицинское сопровождение. Рассмотрим специфику деятельностного компонента. На этапе диагностики устной и письменной речи детей целесообразно использовать методики, основанные на нейропсихологическом подходе: «Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов»( Т. Фотековой, Т. Ахутиной ») , а также методику раннего выявления дислексии( А. Н. Корнева) . Кроме того, на этапе промежуточной и выходной диагностики для оценки сформированности навыков письменной речи эффективны тесты. В логопедическом пункте школы может быть создан банк тестовых работ 3 видов: «Тесты да – нет», «Тесты с выбором ответа» и «Тесты с графическим заданием». ( Слайд 14) Структура рабочих программ соответствует требованиям ФГОС и включает в себя: - пояснительную записку с описание целей и задач коррекционно- развивающей работы; - описание актуальных методологических подходов, на которых построено содержание программы; - учебно- тематический план с перечнем содержательных линий, изучаемых тем и сроками их прохождения; - требования к результатам освоения коррекционной программы по разделам: ученик научится …. , ученик может научиться…; - методическое и дидактическое обеспечение программы. Актуальным вопросов в начальной школе является внедрение в практику современных технологий для обеспечения деятельностного подхода в обучении в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Никакие организационные меры не обеспечат эффективную коррекцию речевых нарушений и освоение образовательной программы учащимися, если учитель- логопед не будет внедрять в коррекционно- образовательный процесс современные инновационные технологии и формы работы, наряду с традиционными методиками воздействия на детей- логопатов. Кроме того, обучение детей элементам проблемно- поисковой деятельности на ступени начального обучения обеспечивает преемственность с основной школой. Одной из эффективных технологий, позволяющей формировать многие предметные и метапредметные учебные действия в работе по коррекции речи, является апробированная на логопедическом пункте лицея технология проектной деятельности. С 2009 года в качестве приоритетного направления, реализуемого в своей работе, я выделила проблему «Формирование коммуникативных навыков младших школьников с нарушениями речи средствами проектной деятельности». ( Слайд 15) Технология проектной деятельности отвечает требованиям, предъявляемым к инновационной технологии: актуальность целостность оптимальность( применение не превышает научно обоснованных затрат времени педагога и ребенка, то есть дает максимально возможные в данных условиях результаты за промежутки времени, определенные нормативной базой) информационная нацеленность( Ребенок окунается в среду, которая насыщена информацией, либо ее нехваткой, деятельность связана с ее поиском, обработкой, преобразованием. ) личностная нацеленность( Зачастую педагог учитывает много факторов: требования программы, методические рекомендации, инструкции и пр. и не всегда замечает того, что хотят его подопечные, каковы их интересы, потребности. В таких случаях ни одна технология не поможет педагогу добиться своих целей. Деятельность педагога- его цели, потребности и мотивы, действия, средства и условия их применения и т. д. - должна соотноситься, соответствовать деятельности ребенка- его целям, возможностям, потребностям, интересам, мотивам, поступкам. ) результативность( Результат применения технологии- это изменения в развитии, обученности и воспитанности ребенка, происшедшие под доминирующим влиянием данной технологии за определенное время. Очевидно, что две технологии могут быть сравнимы по их результативности и другим свойствам. ) воспитательный потенциал( К примеру, педагог в целях активизации деятельности учащихся предлагает им ряд заданий; кто выполнит их быстрее, тот получит награду. Только вот какой результат? Если такие занятия могут стимулировать развитие стремления не к знаниям, а к получению материальной награды, вызывать жадность у детей, можно ли их назвать педагогически эффективными и целесообразными? ) применимость в реальных условиях( Не всякая технология может быть применена каждым педагогом, много зависит от его опыта работы, педагогического мастерства, методической и материальной обеспеченности педагогического процесса и др. Поэтому при выборе конкретной технологии необходимо обратить внимание на ее воспроизводимость в определенных условиях образовательного учреждения. ) . Применение данной технологии оправдано в работе по коррекции нарушений звукопроизношения, многих видов дисграфии, нарушений лексико- грамматического строя языка и не исключает участия в индивидуальных и коллективных проектах даже учеников 1 класса, не владеющих на достаточном уровне письменной речью. ( Слайд 16- 28) Так, в течение 2009- 2012 учебного года в подготовке проектов приняли участие 22 ребенка с нарушениями речи, занимающиеся на логопедическом пункте. Выполнено более 20 проектов, среди них- 14 индивидуальных проектов по темам: «Мой самый трудный звук», «Учусь не путать буквы», «Как я провел лето», «Части слова», «Предлоги»; две коллективные проектные работы представлены книжкой- самоделкой «Наш букварь», которые выполнены группой учащихся 1- х классов с фонетико- фонематическим, фонематическим недоразвитием речи. Изготовлена настольная игра «Приставка «под» и стенгазета «Полянка суффикса ищ », авторы которой учащиеся 2- 3 классов с нарушениями письменной речи, обусловленными общим недоразвитием речи III уровня. Пожалуй, только проектная деятельность позволяет в полной мере реализовать принцип проживания, в соответствии с которым осуществляется абсолютное личностное принятие каждым учащимся целей и содержания обучения. В условиях реализации ФГОС повышается роль информационно- просветительского направления в работе специалистов ПМПк( психолого- медико- педагогического консилиума) и учителя- логопеда в частности. Ведь повышение требований к результатам обучения и усложнение образовательной программы не отменяет обязательного ее усвоения для всех учеников, независимо от стартового уровня развития ребенка, определяемого на начало школьного обучения. ( Слайд 29) Информационно- просветительская деятельность учителя- логопеда включает в себя индивидуальные беседы с родителями с целью выяснения особенностей раннего психомоторного и речевого развития ребенка( проводятся практически со всеми родителями) ; консультации по результатам диагностики для учителей и родителей обучающихся; индивидуальные консультации родителям и педагогам о ходе коррекционной работы с детьми, организации речевого режима в семье и в классе; консультации учителям начальных классов, выступления на МО, сообщения по вопросам педагогического подхода к детям с речевыми нарушениями. групповые консультации для родителей на классных родительских собраниях. Помимо индивидуальных консультаций для родителей( законных представителей) проводятся групповые консультации для учителей, выставки наглядных и дидактических пособий, методической литературы. В логопедическом кабинете лицея оформлен информационный стенд «Наша речь», имеются методические папки с письменными консультациями для родителей и педагогов по различным проблемам педагогического подхода к детям с нарушениями речи. Ежегодно проводятся не менее двух групповых консультаций для родителей будущих первоклассников: «Речевая готовность к школе», «Как подготовить ребенка к овладению письмом», раздается буклет «Готовимся к школе». Повышение ответственности учителя- логопеда за результаты его коррекционно- образовательной деятельности актуализирует его личный профессиональный опыт. Среди форм повышения профессионального мастерства – участие в методической работе образовательного учреждения, городских методических объединениях, курсы повышения квалификации, обучение в школе – семинаре Педагогического Университета ЮФУ, участие в городских конкурсах профессионального мастерства, самообразование. ( Слайд 30) Эффективность коррекционной работы учителя- логопеда школьного логопедического пункта традиционно оценивается по уровню сформированности речевых навыков: эффективна ли коррекция различных сторон речи, скомпенсированы ли вторичные нарушения развития и фиксируется в цифровом отчете учителя- логопеда за прошедший учебный год. Кроме того, эффективность коррекционно- развивающей работы учителя- логопеда отслеживается посредством аналитических справок. Так, по данным выходной диагностики и заключениям ПМПк лицея, от 88% до 92% учащихся ежегодно выпускается с исправленной речью, остальные – со значительным улучшением в динамике речевого развития. ( Слайд 31) Согласно требованиям ФГОС, система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. Поэтому при определении эффективности логопедической работы представляется необходимым оценить не только динамику в развитии речи. Нацеленность коррекционно- развивающей работы на триединый результат- коррецию недостатков речевого развития, а также формирование метапредметных и личностных результатов — предполагает также оценку позитивных изменений в результатах освоения учебных программ, и личностных изменений. Среди них — такие показатели, как повышение мотивации к учению, преобладание внутренних мотивов учения над внешними, качество коммуникативного взаимодействия. ( Слайд 32) Одним из средств оценки личностных изменений в процессе коррекционной работы является портфолио ученика. Целью портфолио является отс леживание и оценивание динамики индивидуального развития и личностного роста обучающегося в широком образо вательном контексте; поддержка его образовательной и творческой активности и самостоятельности. В образовательном пространстве лицее «Политэк» это возможно через участие обучающихся в коллективной исследовательской и проектной деятельности, ежегодных предметных олимпиадах для младших школьников, научно- практической конференции учащихся начальных классов, ежегодном Ушаковском фестивале. Итак, в городе Волгодонске создана модель преемственности логопедической помощи в системе образования, которая опирается на стандартизированное содержание образовательных программ, определенное ФГТ в дошкольных образовательных учреждениях и ФГОС в начальном и среднем звене общеобразовательных школ) ; единство методических подходов к рубежной диагностике речевой сферы ребенка. При этом тестовые методики на выходе из детского сада и при поступлении в школу обеспечивают преемственность на этапе детский сад – школа, а оценка триединого результата обучения, в том числе, и средствами портфолио обеспечивает преемственность на этапе перехода со ступени начального общего образования на ступень основного образования; единство подходов к формированию ведущей деятельности ребенка. Важно формировать предпосылки учебной деятельности в игровой форме, на этапе дошкольного детства, а элементы проблемно- поисковой и исследовательской деятельности, актуальной для обучения в старших классах- в начальной школе, в том числе, средствами современных педагогических технологий; сеть дошкольных и общеобразовательных учебных заведений( ДОУ, МОУ СОШ, центр ППРК «Гармония », оказывающих логопедическую помощь детям от 2- х до 18 лет) взаимодействие педагогов в рамках городских МО учителей- логопедов ДОУ, воспитателей, учителей начальных классов. Конечным итогом логопедической работы можно считать не только и не столько устранение речевого нарушения, сколько высокую коммуникативную и социальную успешность ученика. ( Слайд 33)

Оставить комментарий: