a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

08.10.2015г. Бужор И.В. Трудовое воспитание детей четырех лет

Опубликовано: 2015-10-08 15:17:02

Почему нужно приучать ребенка к труду с ранних лет?

       Посильный труд необходим, потому что он способствует всестороннему развитию ребенка. Труд требует от ребенка физического напряжения и содействует повышению выносливости, укреплению детского организма. Разнообразные движения в процессе труда развивают различные группы мышц. Труд всегда связан с работой мысли, воображения. Выполняя работу, ребенок задумывается над тем, что и как сделать, какие орудия труда и материалы использовать.

      Работая, ребенок непосредственно знакомится со свойствами предметов, материалов. Систематически выполняя посильные трудовые обязанности, ребенок закаляет свою волю, у него воспитывается умение доводить дело до конца, настойчивость, ответственность, инициатива. А эти качества необходимы человеку в любом виде деятельности. Сам затрачивая усилия в труде, ребенок начинает с уважением относиться к труду других людей. Посильно участвуя в домашнем труде семьи, ребенок приучается заботиться о родителях, братьях и сестрах, стремится быть полезным окружающим.

       Что может и должен делать четырехлетний ребенок? Ребенок должен сам раздеваться и одеваться (застегивать пуговицы спереди, шнуровать ботинки), аккуратно складывать и вешать одежду, застилать постель (с помощью взрослых ), аккуратно мыть лицо, шею, уши, чистить зубы. Порядок в игровом уголке должен поддерживать сам ребенок. Вместе со взрослыми он моет игрушки, стирает кукольное белье. По мере овладения навыками ребенок делает это самостоятельно. Ребенок участвует в накрывании на стол и уборке со стола. Со временем это может стать его обязанностью.

    Никогда не заставляйте ребенка насильно помогать вам. Принуждение отвращает. Тем более работа, сделанная по принуждению, не отличается качеством. Помощь должна отходить от чистого сердца. Понятно, что ребенок может не обратить внимания, что вам трудно и что вы были бы не против принять от него помощь.

     Здесь можно немного схитрить: поохать да поахать: «Ах, как я устала», «Ох, спина болит».

Редкий ребенок не сообразит, что его помощь была бы к месту. Большую роль играет оценка взрослым результатов детского труда. Похвалы заслуживает прежде всего старание ребенка, стремление сделать порученное хорошо. Следует не просто сказать «молодец», «хорошо поработал», а конкретно указать, что сделано ребенком хорошо, а что ему еще не совсем удалось. Недопустимо наказывать трудом: «За то, что насорил, теперь сам все будешь убирать».

      Ребенка необходимо приучить к тому, что, если он что – то разлил или, играя, занимаясь, насорил, он сам должен все убрать. Слова нотации, как известно, методы для ребенка малоубедительные. Он должен видеть добрый пример взрослых. Учите ребенка доводить начатую им работу до конца, не торопите и не подгоняйте малыша, умейте ждать, пока он завершит работу сам.

       Только систематическое выполнение трудовых обязанностей будет способствовать воспитанию у дошкольников организованности, ответственности, привычки к трудовому усилию, что так важно для подготовки ребенка к школе.

Оставить комментарий: