a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста по средствам моделирования в компенсирующей группе.

Автор: Венглевская Наталья Владимировна Опубликовано: 2015-10-08 21:05:37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста по средствам моделирования в компенсирующей группе.

 

 

 

 

 

 

Венглевская Н.В воспитатель

 

 

 

 

 

2014 г.

 

Дошкольное детство – особый период в развитии личности. В этот период память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Ребёнку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. Развитие личности ребенка в дошкольном учреждении согласно ФГОС   происходи по образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Речевое развитие другими словами можно назвать коммуникация.

СЛАЙД 2.  «Коммуникация», цель которой – развитие общения, развитие речевого общения. Коммуникация – это  процесс двухстороннего обмена информацией, ведущей к взаимопониманию. В словаре русского языка С.И.Ожегова «коммуникация» растолковывается как сообщение, общение.

В широком смысле КОММУНИКАЦИЯ – передача информации от одного лица, другому.

Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально – психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.

СЛАЙД 3. Способность к общению включает в себя:

  1. желание вступать в контакт с окружающими «Я хочу!»;
  2. умение организовать общение «Я умею!», включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;
  3. знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими «Я знаю!».

Именно эти три основных аспекта определяют содержание работы педагога по формированию коммуникативных качеств у детей.

В группе, компенсирующей направленности, у детей возникают проблемы:

СЛАЙД 4.

-       Поддерживать беседу на заданную тему, затрудняется общение как со взрослыми, так и со сверстниками, данные проблемы приводят к замкнутости, стеснительности

-       Неумение вести диалог;

-       в некоторых случаях напротив – порождает негативизм, агрессию и ведёт в целом к снижению познавательной активности и мотивации к обучению.

В связи с этими проблемами нами были поставлены задачи:

СЛАЙД 5. Задачи:

  1. Воспитать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе;
  2. Развивать диалоговую речь;
  3. Развивать навыки связной речи;
  4. Развивать фонематическое восприятие.

Одним из наиболее эффективных методов работы с детьми наглядное моделирование.

СЛАЙД 6. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними.  Другими словами наглядное моделирование  – использование в качестве дидактического материала опорных схем, мнемотаблиц, мнемодорожек.

Моделирование -  приём образования ассоциаций, с помощью которого увеличивается объём памяти, улучшается запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

СЛАЙД 7. Мнемотаблицы используются: обогащения словарного запаса, для заучивания стихов, отгадывание и загадывание загадок, пересказ художественной литературы, обучение составлению рассказов.

СЛАЙД 8. В нашей группе есть большое количество схем для помощи в составлении описательных рассказов об игрушках, одежде, посуде, овощах и фруктах, растениях, животных и птицах.

Элементами модели описательных рассказов становятся символы-заместители качественных характеристик объекта: принадлежность величина, цвет, форма, составляющие детали, качество поверхности, материал, из которого изготовлен объект, как он используется (какую пользу приносит), за что нравится (не нравится). По данной модели возможно составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе. Описательные рассказы способствуют развитию монологической речи ребенка.

СЛАЙД 9. Для систематизации знаний детей о сезонных изменениях, в группе мы используем модельные схемы, с их помощью ребенок не только называет признаки времен года, но и запоминает месяцы данного времени.

СЛАЙД 10. Что бы  автоматизировать звуки, на групповых и индивидуальных занятиях мы используем мнемодорожки, для лучшего заучивания чистоговорок и скороговорок.

СЛАЙД 11. Для совершенствования просодических компонентов речи применяю карточки с предметными и условно-символическими изображениями темпо-ритмических и интонационных характеристик: изменение голоса по силе, высоте, тембру, графические изображения простых и сложных ритмов, основных видов интонации.

СЛАЙД 12. Для развития пространственных представлений и заучивание предлогов используем графические модели. Данные предлоги можно использовать для составления предложений, заменяя схемой слова.

СЛАЙД 13. Для совершенствования мелкой и артикуляционной моторики используются  наглядные модели для самомассажа пальцев рук, ладоней, лица, шеи, для пальчиковой и артикуляционной гимнастики.

СЛАЙД 14. Для развития диалоговой речи и формирование социально-коммуникативных способностей происходит разделение детей на мини-группы, но не по принципу – «с кем дружу, а по выбору номера команды». После деления на команды подбираются сказочные персонажи и команда с использованием схем конспектирует сказку. Далее дети должны рассказать или обыграть сказку с использованием схемы. По окончании выбирается команда, сказка которой наиболее понравилась.

СЛАЙД 15. Перед началом мы с детьми зарисовываем некоторые элементы, которые они могут использовать в своем сюжете.

СЛАЙД 16. Наглядное моделирование можно использовать не только на занятиях, но и в игровой деятельности. Игра «Я хочу подружиться» цель данной игры сплочение детского коллектива, с использованием мнемотаблицы ребенок составляет описательный рассказ, по которому дети должны отгадать ребенка из группы.

СЛАЙД 17, 18 Для решения проблемных ситуаций. Изначально ставиться проблема и совместными усилиями ищем пути её преодоления. 

Мы считаем, что использование данного метода позволило придти к следующим результатам.

СЛАЙД 19.

уровень развития речи 2013-2014 г. 1

На начало 2013 учебного года высокий отсутствовал, средний – 19 человек (73%), низкий 7 (27%)  на конец учебного года 7 (26%) – высший уровень, 19 (73%) – средний уровень.

СЛАЙД 20.

Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:

  1. Добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
  2. Формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
  3. Применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

В данном выступлении представлена небольшая часть метода наглядного моделирования. Используя данный метод можно заучивать стихотворения,  проводить сравнение двух предметов, зарисовывать правила поведения при пожаре, на дороге, правила поведения в зимний, осенний период,  для занятий по обучению грамоте использовать схемы звукового анализа слов, анализа букв, игра «домики звуков» и т.д

Новый учебный год для детей  нашей группы будет последней ступенью дошкольного образования и поэтому у них должны быть сформированы компетенции в  коммуникации. В ФГОС представлены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

-       ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

Поэтому работа по этому направлению в нашей группе будет продолжена и в подготовительной группе. Нами были поставлены задачи на новый учебный год.

СЛАЙД 21. Задачидля подготовительной группы представлены на слайде.

Свое выступление я хотела бы закончить  словами Конфуция  

Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю.                                                                    

 

Оставить комментарий: