a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме: "Определение спряжения глагола с безударным личным окончанием"

Автор: Краснова Наталья Геннадьевна Опубликовано: 2015-10-09 21:28:37

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Алексеевская средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов» Алексеевского муниципального района Республики Татарстан( школа- «Центр компетенции в электронном образовании») Технологическая карта урока русского языка в 4 классе Тема: Определение спряжения глагола с безударным личным окончанием Программа УМК «Планета знаний» Учебник: Русский язык 4 класс( часть 1) Авторы: Л. Я. Желтовская, О. Б. Кал инина. – М: АСТ: Астрель, 2014 Учитель: Марусина Наталья Геннадьевна I квалификационная кате гория, педагогический стаж 30 лет. Класс 4 Предмет русский язык Тема урока « Определение спряжения глагола с безударным личным окончанием » Дата проведения в соответствии тематическому плану Тип урока, вид урока, методы, формы обучения тип урока: урок комплексного применения знаний и умений( урок закрепления) на основе системн о- деятельностного подхода; вид урока: урок- путешествие метод ы: проблемно- поисковый, словесный, практический формы урока: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная, дифференцированная. Место и роль урока в изучаемой теме На изучение темы « Формы изменения и правописание глаголов » курсе преподавания «Русского языка» в 4 классе по УМК «Планета знаний» отводится 13уроков. Данный урок 12- ый. Цель урока Обобщение знаний о правописании и лексико- грамматических признаках глаго ла Задачи урока Образовательные: - формировать умственные действия анализа, синтеза и обобщения на основе частично- поисковой деятельности и постановки проблемной ситуации; - развивать умение выбирать способ определения спряжения глагола; - отрабатывать практические навыки правильного написания безуд арных личных окончаний глаголов; Развивающие: - способствовать развитию связной речи, коммуникативных навыков через организацию парной, групповой работы, давать самооценку учебной деятельности; - способствовать развитию орфографической зоркости, познавательного интереса, - способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; - формулировать свои мысли, высказывать их вслух; Воспитательные: - воспитывать кул ьтуру поведения при фронтальной, индивидуальной, парной и групповой работы; Планируемые результаты: Личностные- Умение р аботать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности; - умение проявления самостоя тельности в разных видах деятельности. - умение понимания богатства и разнообразия языковых средств, для выражения мыслей и чувств; Метапредметные Регулятивные УУД- умение самостоятельно формулировать тему и цели урока; - умение составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - умение в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; - умение контролировать правильность записей; - умение работать в парах, группах при решении орфографических задач; Познавательные УУД- уметь извлекать информацию, представленную в разных формах( сплошной текст, схема) ; - умение перерабатывать и преобразовать информацию из одной формы в другую( составлять план, таблицу, схему) ; - умение осуществлять анализ и синтез; - умение устанавливать причинно- следственные связи; - умение строить рассуждения; - умение обобщать изученные признаки важнейшей части речи в языке — глагола; - умение участвовать в составлении алгоритма( плана действий) решения новой орфографической задачи и использовать его при записи окончаний глаголов; - умение решать орфографические задачи при написании личных окончаний глаголов; Коммуникативные УУД- умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; - умение выдвигать собственные гипотезы и обоснов ывать их, обмениваться мыслями; - умение прислушиваться к мнению собеседников; - умение формулировать собственное мнение и позицию; - умение задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании; - умение адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; Предметные- умение с тремиться к совершенствованию собственной речи; - умение пробудить у учащихся интерес к русскому языку; - умение развивать устную и письменную речь; - умение расширить активный словарный запас; - умение определять спряжение глаголов; - умение решать орфографическую задачу в правописании личных безударных окончаний глаголов; - умение определять лицо и число глагола; - умение объяснять смысл пословиц; Оборудование Учебник Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина, – М: АСТ: Астрель, 2014. ИКТ: ПК, мультимедийный аппарат, интерактивная доска. Презентация к уроку создана в программе Power Point и состоит из 36 слайдов. Листы самооценки. Листы с заданиями для детей. Карточки с глаголами, домики, ромашки. Элементы здоровьесберегающих технологии( плакат: гимнастика для глаз) . Ресурсы урока Учебник Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина, – М: АСТ: Астрель, 2014. «Поурочные разработки» Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. ; – М: АСТ: Астрель, 2014. Учебное пособие: «Начальная школа требования стандартов второго поколения к урокам и внеур очной деятельности» С. П. Казачкова, М. С. Умнова, Москва, «Планета», 2014 «Основное общее образование: Федеральный государственный образовательный стандарт: сборник нормативно- правовых материалов, Москва, « Вентана- Граф », 201 П. Чайковский «Вальс цветов» И нтернет ресурсы: http: / / www. uchportal. ru http: / / www. openclass. ru № Этапы урока Ресурс Деятельность учащихся Форма организации УД Содержание учебного материала Формируемые УУД 1. Организационный этап 1мин. Тетради 25 шт Приветствуют, слушают учителя, организуют рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей. Комментированная запись числа в тетрадях. Фронтальная- Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь. Наверное, каждый из вас любит путешествовать. Путешествуя, человек узнает много нового, открывает для себя что- то неизведанное. Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в чудесную страну. Дорога нам предстоит дальняя, наверняка, будет много трудностей, испытаний, но, я надеюсь, что мы все это преодолеем и покорим эту загадочную страну. А для этого понадобятся все те знания, которые мы приобрели. Прежде чем отправиться в путешествие, давайте определим, о какой стране я говорю? Коммуникативные УУД Личностные УУД II. III. Мотивация учебной деятельности( 1мин. ) Актуализация внимания и постановка учебной задачи; формулирование темы и целей урока( 5мин) Слайд 2- 3 Слайд 4 маршрутные листы Слайд5 Слайд 6 Слайд 7 Разгадывают, отвечают. Отвечают( дают определение глагола) . Получают маршрутные листы. Ответ учащихся: ( думаю – ед. число, остальные – множественное сказки – имя существительное, остальные – глаголы читали – глагол прошедшего времени, остальные – настоящего) ГОВОР И ТЕ БЛЕСТ Я Т( Это глаголы с ударными личными окончаниями) Ответ учащихся: спряжение глаголов с ударными личными окончаниями можно определить по гласной в окончании. Если в окончании гласная Е, а в форме 3- го лица множественного числа- У Т, - ЮТ, это глаголы I спряжения. Если в окончании гласная И, а в форме 3- го лица множественного числа- А Т, - ЯТ, это глаголы II спряжения) Ответ учащихся: ( Это глаголы с безударными личными окончаниями) Ответ учащихся: ( в безударных личных окончаниях глаголов нечетко слышится гласная. Мы не знаем, что писать: И или Е) Ответ учащихся: ( Нелегко, так как мы не знаем, какую гласную надо писать) Вывод: тема урока « Определение спряжения глагола с безударным личным окончанием»( 2- 3 ученика зачитывают поставленные цели) . Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Индивидуальная Индивидуальная- Посмотрите на слайд, разгадайте ребус. Какое слово здесь зашифровано? - Правильно «Глагол». - Именно в страну Глаголию мы совершим наше путешествие. - Глагол – это отличная часть речи, Она заставит действовать нас всех, Читать, писать, играть – и обеспечит- В конце урока непременно нам успех. - Слова, которые живут в « Глаголии » очень разговорчивы. Они любят рассказывать о том, что делают имена существительные. Дайте определение глагола. - Я раздаю вам маршрутные листы. В них вы будете самостоятельно оценивать свою работу в группах, преодолевая препятствия( красный цвет – отлично, зеленый – задание выполнено хорошо, синий – удовлетворительно, задание выполнено с ошибками) . В конце нашего путешествия посмотрим, что у вас получилось. - На нашем пути встретилось препятствие, которое мы преодолеем все вместе. - Прочитайте слова, написанные на карточках. Подумайте, какое слово лишнее? ЧИТАЛИ ГОВОРИТЕ СМОТРЯТ ДУМАЮ СКАЗКИ ПРЫГАЕМ БЛЕСТЯТ( Учитель убирает постепенно с доски слова) . ГОВОР И ТЕ СМ О ТРЯТ ПР Ы ГАЕМ БЛЕСТ Я Т- Прочитайте оставшиеся глаголы. Поставьте в них ударения. В зависимости от положения ударения разделите их на две группы. Какие глаголы вошли в первую группу? - Как можно определить спряжение глаголов с ударными личными окончаниями? - Назовите вторую группу глаголов. СМ О ТРЯТ ПР Ы ГАЕМ- Какую видите трудность в написании безударных личных окончаний глаголов? - Легко ли в этих словах определить спряжение? - Определите тему сегодняшнего нашего путешествия- Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель. - Сформулируйте цель путешествия. - У каждого из вас есть на столе лист Цель( чего я хочу добиться на уроке) Учиться грамотно писать личные окончания глаголов Учиться определять спряжение глаголов с ударными и безударными личными окончаниями Учиться ставить глагол в неопределённую форму Вспомнить, на какие вопросы отвечает глагол. Вспомнить, каким членом предложения может быть глагол. Пополнить свой словарный запас. Отдохнуть на уроке. Начинаем наше путешествие. И для того, чтобы нам преодолеть все препятствия, мы должны повторить некоторые вопросы по теме «Глагол» Коммуникативные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Комму никативные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникати вные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД IV. Решение учебной задачи( 3мин. ) ( 3 мин. ) Маршрутные листы Слайд8 Слайд 9 Маршрутные листы Слайд 10 Проговаривают ответы вслух, заслушивают других, комментируют, дополняют или задают вопросы, оценивают. Делают выводы. - Работают в тетрадях Записывают в тетрадь, выделяют окончание глаголов, определяют спряжение. Поверяют. Оценивают свою работу. Работают по алгоритм. Проговаривают ответы вслух, по цепочке. Работа в парах. Индивидуальная Индивидуальная Индивидуальная Фронтальная- Дома вы должны были повторить темы «Спряжение глагола. Личные окончания глагола». Сейчас каждый из вас побывает в роли учителя. Я раздаю вам карточки с вопросами, которые вы будете задавать своему соседу по парте и оценивать его. Поворачиваемся друг к другу, задаем вопросы, оценки за каждый ответ фиксируйте на оценочном листе. - Открываем тетради, отступаем 2 строчки, записываем число, классная работа. Мы продолжаем путешествие, на нашем пути вновь препятствие. - Мы с вами вспомнили, как определить спряжение глагола с ударным личным окончанием. Карточки: Задание.  - С пишите в тетрадь, выделите окончание глаголов, определите спряжение: Берёт вилкой, снег валит, быстро уплывут, рвёт бумагу, долго молчат, много говорят, красиво поют, возьмёшь книгу. Проверяем- Молодцы! Оцените свою работу. - А теперь давайте вспомним алгоритм определения спряжения глагола с безударным личным окончанием. - Назовите глаголы- исключения. Молодцы! Коммуникати вные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД Регуля тивные УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД V. Физкультминутка. ( 2мин) Слайд 11 гимнастика для глаз Выполняют задание. Фронтальная Выполнение гимнастики для глаз. А теперь проверим, как вы знаете слова- исключения. Встаём. Я называю глаголы, если вы слышите слово исключение – вы приседаете, если это слово не исключение, то вы встаёте. Молодцы! Сели на места. Продолжаем наше путешествие. Давайте преодолеем следующее препятствие. VI. Закрепление знаний и способов действий. Исследовательская работа в группах( 5мин. ) Слайд 12 Слайды13- 29 Маршрутные листы Дифференцированная работа в группах. Работают в группах. Выступление групп. Каждая группа выступает с пословицами и объясняет, какую букву вставили в окончание глаголов, и как определяли спряжение. Делают выводы. Оценивают себя. Работа в группах- Исследуйте пословицы, вставите пропущенные глаголы определите спряжение. 1 группа: Труд человека …, а лень …. Глаза …, а руки …. По одежке …, а по уму …. …. кататься- люби и саночки …. - Исследуйте пословицы, вставите пропущенные глаголы определите спряжение 2 группа: Грамоте учиться- всегда …. К пирогам идут, а от работы бегут. Без труда не … и рыбку из пруда. По ученику и об учителе …. - Исследуйте пословицы, вставите пропущенные буквы определите спряжение 3 группа: Дела… шь наспех – дела… шь на смех. Учи других и сам науч … шься. Руки не протян. . . ш ь, так с полки не достан … шь Дурака учить — что мёртвого лечить Молодцы! Не забудьте себя оценить. Продолжим наше путешествие. Коммуникативные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД Комму никативные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД( Игра- тест «Рассели жильцов в домики») . ( 5мин. ) Слайд 30 Дифференцированная работа в группах. Работа в группах- Жители страны Глаголии предлагают вам помочь им расселить жильцов в домики, сами они справиться не могут. ( Игра «Рассели жильцов в домики») . Первая и вторая группа – вот вам жильцы- глаголы, одних поселите в домики I спряжения, а других- II спряжения. Третья группа, а вот вам жильцы- глаголы, поселите их в домики с буквой Е в окончании, а других- с буквой И в окончании. ( 5 мин. ) I спряжение II спряжение Реет строим веют жалят стелет рубят борются клеишь помогает слышит бреет заметишь срывает держись Коммуникативные УУД Познаватель ные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД Маршрутные листы Представители команд доказывают правильность выполненного задания Оценивают себя И Е Зависит откроешь увидишь спрашиваешь клеит скачет выскочит плачет уходишь напевает дарим хохочет любим читаем- Молодцы! Преодолели это препятствие! Не забудьте себя оценить! Игра «Найди слово»( 5мин. ) Слайд 31 Маршрутные листы Представители команд доказывают правильность выполненного задания Оценивают себя Работа в группах Игра «Найди слово»( выходят по очереди представители каждой группы, надевают головные уборы 1. I спряжение; 2. II спряжение. Задача учащихся выбрать из предложенных слов глаголы 1 и 2 спряжения( по 2 слова – объяснить) . Оцените свою работу. Коммуникативные УУД Позна вательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД Творческое задание( 5мин) Слайд 32 Сочиняют сказку по опорным словам Работа в тетрадях. Выборочное чтение работ. Индивидуальная работа Продолжим наше путешествие. - Жители страны Глаголии предлагают вам немного пофантазировать и сочинить рассказ или сказку на тему «Я садовник» по опорным словам. Коммуникативные УУД Познавательные УУД Регулятивны е УУД Личностные УУД Игра «Ромашка»( 5мин) Слайд 33 П. Чайковский «Вальс цветов» Маршрутные листы Представители команд доказывают правильность выполненного задания Оценивают себя Работа в тетрадях. Работа в группах( Р омашка – вставьте буквы в окончания глаголов) с использованием глаголов 1 и 2 спряжения) - работаем в группах, записать рассказ в тетрадь. Звучит музыка П. Чайковского «Вальс цветов» Полива. . . ш ь( Е) , Копа…м( Е) , Высад … шь( И) , Вкладыва …м( Е) , Выглян …т( Е) , Поду…т( Е) , Расцвета…т( Е) . Проверяем. Каждая группа читает свою работу. Оцениваем. Коммуникативные УУД Познавательные УУД Регулятивные Лично стные УУД VII. Итог урока. ( 2мин) Маршрутные листы Оценивание. Желающие высказывают своё мнение. Фронтальная работа- Наше путешествие подошло к концу. - Скажите, что мы сегодня с вами вспоминали? - Меня удивило…- Урок дал мне для жизни…- Возьмите таблички, которые я дала вам в начале урока. - Подумайте и поставьте галочки с правой стороны и укажите, чего вы добились в нашем путешествии. Коммуникативные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД VIII Рефлексия( 2мин) Слайд 3 4 Делают выводы Выявляют закономерность. Комментируют свои ответы, подробно Анализируют, Подбирают устно слова, заслушивают ответы, обосновывают свои решения. выводы Фронтальная работа А теперь посмотрите на доску. Что вы видите? ( дерево) . А что на нем не хватает? ( листочков) . Давайте украсим наше дерево листочками. На столе листочки зеленого и жёлтого цвета, на них записаны глаголы. Если вы берёте листочек зелёного цвета, значит, вам понравилось наше путешествие. А если берёте листочек жёлтого цвета, значит, вам не всё понравилось. Прежде чем прикрепить листочек, определите спряжение этого глагола и расположите соответственно спряжению на нашем дереве. Посмотрите, какое дерево стало красивым. Это не обыкновенное дерево, оно питается знаниями, и поэтому, чтобы наше дерево оставалось красивым, мы должны знать все правила по теме «Глагол». Коммуникативные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД IX. Домашнее задан ие( 1мин) Слайд 3 5 Слайд 36 Слушают объяснение учителя по выполнению и оформлению домашнего задания Фронтальная работа Домашнее задание: Выбери задание, которое ты сможешь выполнить. С. 77 упр. 162 – по заданию или сочинить сказку на тему «Глагол». - Спасибо за урок! Регулятивные УУД Личностные УУД

Оставить комментарий: