a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект проектной деятельности во второй младшей группе "Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры"

Автор: Веревкина Жанна Евгеньевна Опубликовано: 2015-10-10 00:05:14

Тип проекта

Познавательно - развлекательный;

Краткосрочный;

Групповой

Участники проекта

Воспитатели;

Дети;

Музыкальный руководитель;

Родители.

Актуальность темы

У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Русские не должны терять нравственный авторитет среди других народов - авторитет, достойно завоеванный русским искусством. Мы не должны забыть о прошлом: о красоте и богатстве нашей музыки, живописи, литературы, архитектуры, о своих праздниках и обычаях. Именно родная культура, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом рождения личности. Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. И хочется надеяться, что уцелевшее, та «старина», которая осталась жить в танцах, играх, песнях, воспоминаниях,- сохранится для потомков. И молодому поколению будет легче разобраться во всём и выбрать нужные ориентиры для воспитания своих детей, ориентиры, которые помогут любить Родину - такой, какая она есть...

Мне кажется, что наряду со знанием компьютера, ребёнку совсем не помешает иметь представление о русских народных играх, песнях. Народные игры -удивительно совершенные и ценные произведения народного творчества, которые создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа. Они развивают ловкость, гибкость, силу, моторику, воспитывают навыки общения, с помощью них познаются этнические нормы. Кроме того, они совершенствуют все психические процессы - внимание, память, воображение.

Знакомя детей с народными играми, мы возрождаем добрую традицию, передаём опыт старшего поколения. В народной игре есть весь арсенал необходимых средств для формирования человека - гражданина своей страны.

Цель:

Сохранение, возрождение и применение русских народных игр для воспитания подрастающего поколения в современном детском саду.

Задачи:

- Создать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через русские народные игры.

- Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр.

- Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.

- Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, к народным играм.

- Использовать в работе все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

- Знакомить детей с народными праздниками и традициями, народными играми.

Актуальность

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и всё что связано с народной культурой: русские народные танцы, устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, пусть это будут народные игры, в которые дети очень любят играть.

Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основа для развития патриотических чувств. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста.

Игра - это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.

Неоценимым национальным богатством являются народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.

Л.П.Усова; К.Д. У шине кий, П.Ф.Лесгафт отмечали, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни-, известной среды, его окружающей. Они считали подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.

К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...» именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям закладывает в нём фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

Этап 1.

Теоретический.

План:

1. Информационный и рекламный блоки.

2. Проведение опроса - анкетирование.

3. Подбор методической литературы.

Этап 2.

Подготовительный.

План:

1. Создание предметно — развивающей среды.

2. Оформление уголков старины, русского быта и игрушки.

3. Взаимодействие детского сада с родители.

Этап 3.

Практический.

План:

1. Консультации для педагогов,родителей.

2. Занятия, выставки, для родителей и детей.

3.Чтение художественной литературы.

4.Проведение занятий по образовательным областям: художественное творчество, музыкальное развитие.

5.Развитие мелкой моторики – разучивание пальчиковых игр.

6.Советы музыкального руководителя в родительских уголках.

7. Привлечение родителей в изготовлении атрибутов для костюмов.

Этап 4.

Заключительный

План:

1. Подведение итогов.

2. Обобщение опыта работы по теме.

3. Оформление выставки работ.

Гипотеза

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, с русскими народными играми, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины.

Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов

- В группе создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству;

- Разработан план по приобщению к народной культуре;

- Составлена картотека: русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр;

- В уголках для родителей помещается материал по по народным праздникам;

- У детей появился интерес к народным играм;

- Сформировался необходимый минимум знаний;

- Познакомили детей с народными играми, народным календарём, традициями, бытом, обычаями русского народа:

- Возросло желание детей изучать фольклор, играть в русские народные игры;

- Развивали координацию движений, мышечный тонус, артистические умения;

- Развивали инициативу, творческие способности;

- Воспитывали любовь к Отечеству, уважение к предкам;

Результатами проведенной работы с детьми являются:

1. Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.

2. Умеют играть в русские народные подвижные игры. Используя считалки.

3. Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

4. Участие детей в русских народных праздниках.

5. Знание русского народного костюма.

6. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

Развивающая среда в реализации проекта.

Реальные предметы народного быта и интерьера.

«Стол красоты» с предметами декоративно – прикладного творчества и народными игрушками.

«Музыкальный уголок» оснащенный музыкальными инструментами.

«Сборники произведений устного народного творчества».

Работа с родителями.

Анализ экспресс-опроса родителей показал, что дети так же играют в игры и дома. Результаты этого же опроса выявили, что сами родители не всегда готовы поддержать ребенка в народной игре, так как не имеют представления и умения играть в данные виды игр.

Таким образом, встал вопрос о повышении уровня компетентности родителей в области фольклорной-народной игры. Чтобы родители стали непосредственными участниками педагогического процесса, активно участвующих в жизни сада и в жизни своего ребенка,был разработан план совместной работы воспитателей, родителей и детей.

-Изготовление совместно с детьми атрибутов для костюмов.

-Была дана консультация музыкального педагога по теме «Народные игры».

-Консультация воспитателей по теме «Важность приобщения детей к истокам русской культуры».

Совместное творческое сотрудничество позволило осуществить наш проект. Повыселась педагогическая культура родителей. Установились с ними доверительные и партнёрские отношения.Родительский коллектив стал главным заинтересованным лицом и помощником по приобщению детей к русской народной культуре способствующей развитию личностных качеств ребенка, раскрытию его творческого потенциала средствами фольклорных-народных игр.

Пройдут годы, дети могут забыть песни,танцы которые они исполняли, но они навсегда сохранят в своей памяти тепло общения, радость сопереживания, которые они ощутили в минуты игры, творческого поиска рядом со своими родными и близкими.

Приложение
Примеры некоторых Народных игр:
Зазывалки
Таю, таю, налетаю
Вас в игру всех приглашаю
А в какую, не скажу!
Зазывалку расскажу.

Кто опоздает, в небо улетает.
Тай, тай, налетай
Порезвись и поиграй!
Всех в игру мы принимаем
Никого не обижаем.

Поиграть пришла пора
Развеселая детвора
Пусть наш смех звучит вокруг
Становитесь дружно в круг!

Приглашаю детвору
На веселую игру,
А кого не примем
За уши поднимем.
Уши будут красные.
До того прекрасные.

Хороводная игра Зайка

Дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга стоит грустный зайка. Дети поют:
Зайка, зайка! Что с тобой?
Ты сидишь совсем больной.
Ты вставай, вставай, скачи!
Вот морковку получи! (2 раза)
Получи и попляши!
Все дети подходят к зайке и дают ему воображаемую морковку. Зайчик берёт морковку, делается весёлым и начинает плясать. А дети хлопают в ладоши. Потом выбирается другой зайка.

Хороводная игра Огуречик

Педагог выбирает Огуречика, который садится в центр круга. Дети вместе с педагогом ходят по кругу и поют:
Огуречик, огуречик,
Ты совсем как человечек.
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили, (подходят к огуречику и поднимают его)
Танцевать заставили.
Танцуй сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь.
Огуречик танцует, дети хлопают в ладоши. После танца Огуречик выбирает на своё место другого ребёнка, и игра продолжается.
Каравай
Это игра маленьких ребят. Если малыши не знают, чем заняться, научите их играть в «каравай». Сначала надо объяснить малышам, что каравай —это большой круглый хлеб. Затем надо поставить их в круг и сказать, чтобы они взялись за руки. На середину круга пусть выйдет один из малышей, например Алёша. После этого все идут справа налево и поют песенку:
Как Алёше на рожденье Испекли мы каравай!
Когда запоют:
Вот такой вышины! —
все должны поднять руки: показать, какой высокий каравай. Когда запоют:
должны присесть на корточки. После этих слов надо быстро встать, раздвинуть круг шире, > рук не разнимать и петь:
- Вот такой ширины!
И сейчас же надо быстро сузить круг, со всех сторон обступить Алёшу и петь:
- Вот такой ужины!
Как споют, пусть снова раздвинут круг и запоют:
Каравай, Каравай,
Кого любишь, выбирай!
Алёша станет думать: кого ему выбрать? Пока он раздумывает, хоровод ходит, не останавливаясь, и повторяет свою песенку:
Каравай, Каравай,
Кого любишь, выбирай!
Кого Алёша выберет, тот пусть выходит на середину круга, и можно начать игру снова.
Считалки

Пчелы в поле полетели,

Зажужжали, загудели.

Сели пчелы на цветы.

Мы играем – водишь – ты!

Конь ретивый

С длинной гривой

Скачет, скачет по полям.

Тут и там! Тут и там!

Где проскачет он –

Выходи из круга вон!

Считалка-числовка

Раз, два, три, четыре!

Жили мыши на квартире.

Чай пили, чашки били.

Притом денежки платили!

Кто не хочет платить– тому и водить!



Считалка-заменка

Ходит бабка с длинным носом,

А за нею дед.

Сколько деду лет?

Говори поскорей,

Не задерживай людей!

Семка тощий, не валися!

Степка толстый, берегися!

Савка шустрый, становися!

Санька слабый, оставайся!

Сенька малый, не качайся!

Родион, поди вон!

 

Коментарии
Вера написано 2016-04-13 20:37:01
Воспользовалась вашей разработкой. Спасибо!
Ответить

Оставить комментарий: