Конспект проектной деятельности во второй младшей группе "Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры"
Тип проекта
Познавательно - развлекательный;
-
Краткосрочный;
-
Групповой
Участники проекта
Воспитатели;
-
Дети;
Музыкальный руководитель;
-
Родители.
Актуальность темы
У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Русские не должны терять нравственный авторитет среди других народов - авторитет, достойно завоеванный русским искусством. Мы не должны забыть о прошлом: о красоте и богатстве нашей музыки, живописи, литературы, архитектуры, о своих праздниках и обычаях. Именно родная культура, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом рождения личности. Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. И хочется надеяться, что уцелевшее, та «старина», которая осталась жить в танцах, играх, песнях, воспоминаниях,- сохранится для потомков. И молодому поколению будет легче разобраться во всём и выбрать нужные ориентиры для воспитания своих детей, ориентиры, которые помогут любить Родину - такой, какая она есть...
Мне кажется, что наряду со знанием компьютера, ребёнку совсем не помешает иметь представление о русских народных играх, песнях. Народные игры -удивительно совершенные и ценные произведения народного творчества, которые создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа. Они развивают ловкость, гибкость, силу, моторику, воспитывают навыки общения, с помощью них познаются этнические нормы. Кроме того, они совершенствуют все психические процессы - внимание, память, воображение.
Знакомя детей с народными играми, мы возрождаем добрую традицию, передаём опыт старшего поколения. В народной игре есть весь арсенал необходимых средств для формирования человека - гражданина своей страны.
Цель:
Сохранение, возрождение и применение русских народных игр для воспитания подрастающего поколения в современном детском саду.
Задачи:
- Создать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через русские народные игры.
- Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр.
- Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
- Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, к народным играм.
- Использовать в работе все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
- Знакомить детей с народными праздниками и традициями, народными играми.
Актуальность
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и всё что связано с народной культурой: русские народные танцы, устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, пусть это будут народные игры, в которые дети очень любят играть.
Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основа для развития патриотических чувств. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста.
Игра - это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.
Неоценимым национальным богатством являются народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.
Л.П.Усова; К.Д. У шине кий, П.Ф.Лесгафт отмечали, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни-, известной среды, его окружающей. Они считали подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.
К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...» именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям закладывает в нём фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Этап 1.
Теоретический.
План:
1. Информационный и рекламный блоки.
2. Проведение опроса - анкетирование.
3. Подбор методической литературы.
Этап 2.
Подготовительный.
План:
1. Создание предметно — развивающей среды.
2. Оформление уголков старины, русского быта и игрушки.
3. Взаимодействие детского сада с родители.
Этап 3.
Практический.
План:
1. Консультации для педагогов,родителей.
2. Занятия, выставки, для родителей и детей.
-
3.Чтение художественной литературы.
4.Проведение занятий по образовательным областям: художественное творчество, музыкальное развитие.
5.Развитие мелкой моторики – разучивание пальчиковых игр.
6.Советы музыкального руководителя в родительских уголках.
7. Привлечение родителей в изготовлении атрибутов для костюмов.
Этап 4.
Заключительный
План:
1. Подведение итогов.
2. Обобщение опыта работы по теме.
3. Оформление выставки работ.
Гипотеза
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, с русскими народными играми, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины.
Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов
- В группе создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству;
- Разработан план по приобщению к народной культуре;
- Составлена картотека: русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр;
- В уголках для родителей помещается материал по по народным праздникам;
- У детей появился интерес к народным играм;
- Сформировался необходимый минимум знаний;
- Познакомили детей с народными играми, народным календарём, традициями, бытом, обычаями русского народа:
- Возросло желание детей изучать фольклор, играть в русские народные игры;
- Развивали координацию движений, мышечный тонус, артистические умения;
- Развивали инициативу, творческие способности;
- Воспитывали любовь к Отечеству, уважение к предкам;
Результатами проведенной работы с детьми являются:
1. Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
2. Умеют играть в русские народные подвижные игры. Используя считалки.
3. Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
4. Участие детей в русских народных праздниках.
5. Знание русского народного костюма.
6. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
-
Развивающая среда в реализации проекта.
Реальные предметы народного быта и интерьера.
-
«Стол красоты» с предметами декоративно – прикладного творчества и народными игрушками.
-
«Музыкальный уголок» оснащенный музыкальными инструментами.
-
«Сборники произведений устного народного творчества».
-
Работа с родителями.
Анализ экспресс-опроса родителей показал, что дети так же играют в игры и дома. Результаты этого же опроса выявили, что сами родители не всегда готовы поддержать ребенка в народной игре, так как не имеют представления и умения играть в данные виды игр.
Таким образом, встал вопрос о повышении уровня компетентности родителей в области фольклорной-народной игры. Чтобы родители стали непосредственными участниками педагогического процесса, активно участвующих в жизни сада и в жизни своего ребенка,был разработан план совместной работы воспитателей, родителей и детей.
-Изготовление совместно с детьми атрибутов для костюмов.
-Была дана консультация музыкального педагога по теме «Народные игры».
-Консультация воспитателей по теме «Важность приобщения детей к истокам русской культуры».
Совместное творческое сотрудничество позволило осуществить наш проект. Повыселась педагогическая культура родителей. Установились с ними доверительные и партнёрские отношения.Родительский коллектив стал главным заинтересованным лицом и помощником по приобщению детей к русской народной культуре способствующей развитию личностных качеств ребенка, раскрытию его творческого потенциала средствами фольклорных-народных игр.
Пройдут годы, дети могут забыть песни,танцы которые они исполняли, но они навсегда сохранят в своей памяти тепло общения, радость сопереживания, которые они ощутили в минуты игры, творческого поиска рядом со своими родными и близкими.
- Приложение
- Примеры некоторых Народных игр:
- Зазывалки
- Таю, таю, налетаю
Вас в игру всех приглашаю
А в какую, не скажу!
Зазывалку расскажу.
Кто опоздает, в небо улетает.
Тай, тай, налетай
Порезвись и поиграй!
Всех в игру мы принимаем
Никого не обижаем.
Поиграть пришла пора
Развеселая детвора
Пусть наш смех звучит вокруг
Становитесь дружно в круг!
Приглашаю детвору
На веселую игру,
А кого не примем
За уши поднимем.
Уши будут красные.
До того прекрасные.
Хороводная игра Зайка
- Дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга стоит грустный зайка. Дети поют:
- Зайка, зайка! Что с тобой?
- Ты сидишь совсем больной.
- Ты вставай, вставай, скачи!
- Вот морковку получи! (2 раза)
- Получи и попляши!
- Все дети подходят к зайке и дают ему воображаемую морковку. Зайчик берёт морковку, делается весёлым и начинает плясать. А дети хлопают в ладоши. Потом выбирается другой зайка.
Хороводная игра Огуречик
- Педагог выбирает Огуречика, который садится в центр круга. Дети вместе с педагогом ходят по кругу и поют:
- Огуречик, огуречик,
- Ты совсем как человечек.
- Мы тебя кормили,
- Мы тебя поили,
- На ноги поставили, (подходят к огуречику и поднимают его)
- Танцевать заставили.
- Танцуй сколько хочешь,
- Выбирай, кого захочешь.
- Огуречик танцует, дети хлопают в ладоши. После танца Огуречик выбирает на своё место другого ребёнка, и игра продолжается.
- Каравай
- Это игра маленьких ребят. Если малыши не знают, чем заняться, научите их играть в «каравай». Сначала надо объяснить малышам, что каравай —это большой круглый хлеб. Затем надо поставить их в круг и сказать, чтобы они взялись за руки. На середину круга пусть выйдет один из малышей, например Алёша. После этого все идут справа налево и поют песенку:
- — Как Алёше на рожденье Испекли мы каравай!
- Когда запоют:
- — Вот такой вышины! —
- все должны поднять руки: показать, какой высокий каравай. Когда запоют:
- должны присесть на корточки. После этих слов надо быстро встать, раздвинуть круг шире, > рук не разнимать и петь:
- - Вот такой ширины!
- И сейчас же надо быстро сузить круг, со всех сторон обступить Алёшу и петь:
- - Вот такой ужины!
- Как споют, пусть снова раздвинут круг и запоют:
- — Каравай, Каравай,
- Кого любишь, выбирай!
- Алёша станет думать: кого ему выбрать? Пока он раздумывает, хоровод ходит, не останавливаясь, и повторяет свою песенку:
- — Каравай, Каравай,
- Кого любишь, выбирай!
- Кого Алёша выберет, тот пусть выходит на середину круга, и можно начать игру снова.
- Считалки
Пчелы в поле полетели,
Зажужжали, загудели.
Сели пчелы на цветы.
Мы играем – водишь – ты!
Конь ретивый
С длинной гривой
Скачет, скачет по полям.
Тут и там! Тут и там!
Где проскачет он –
Выходи из круга вон!
Считалка-числовка
Раз, два, три, четыре!
Жили мыши на квартире.
Чай пили, чашки били.
Притом денежки платили!
Кто не хочет платить– тому и водить!
-
Считалка-заменка
-
Ходит бабка с длинным носом,
-
А за нею дед.
-
Сколько деду лет?
-
Говори поскорей,
-
Не задерживай людей!
-
Семка тощий, не валися!
-
Степка толстый, берегися!
-
Савка шустрый, становися!
-
Санька слабый, оставайся!
-
Сенька малый, не качайся!
-
Родион, поди вон!