Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МБОУ «Адашевская средняя общеобразовательная школа» Петуровой Н.И.
Документы для скачивания
«Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения».
Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)
Задача любого педагога - пробудить интерес к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала.
Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа».
В концепции модернизации Российского образования отмечается, что главной задачей российской образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальност
В своем поиске наиболее эффективных способов деятельности, также под воздействием изменений, активно происходящих в современном обществе, обусловливающих необходимость в модернизации образования, я обратилась к современным педагогическим технологиям или к отдельным их элементам, использование которых позволяет мне успешно реализовать поставленные образовательные цели.
Концептуальнос
Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что применение современных образовательных технологий позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.
Ведущая педагогическая идея. Ведущей педагогической идеей является применение современных образовательных технологий с целью развития интереса к русскому языку и литературе и, как следствие, повышения эффективности обучения. На своих уроках я стремлюсь к созданию системы оптимального сочетания элементов современных образовательных технологий и индивидуализации образования с точки зрения здоровьесбережен
Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособ
Наличие теоретической базы опыта
В своей работе я опираюсь на методические рекомендации, практические материалы, учебные пособия. Этот век называют веком технологий, ибо ни одна конкурентоспособ
- гуманность: технологии должны улучшать качество жизни людей, например, качество образования;
- эффективность: технологии должны быть результативными, т.е. должны давать положительные результаты;
- наукоёмкость: технологии должны иметь серьёзное научное обоснование;
- универсальность: технологии должны иметь широкое применение, например, одна и та же технология должна быть применима для преподавания разных учебных предметов, должна быть пригодна для разных ступеней обучения, а также для обучения детей с разным уровнем развития;
- интегрированност
Оптимальность и эффективность средств.
Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения.
В настоящее время на уроках русского языка использую такие средства ИКТ: «Русский язык. 1С: Репетитор. Весь школьный курс», «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия». Различие между ними определяется назначением программы, основным видом деятельности, степенью трудности и самостоятельност
На уроках литературы применяется CD «Литература. Хрестоматия», «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, уроки-презентаци
Используемые на уроках средства ИКТ существенно повышают наглядность изложения материала и привлекают внимание учащихся. Тема урока становится интересна учащимся, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами. Обучение делается более эффективным, когда вовлекаются все виды чувственного восприятия ученика с помощью мультимедийных функций компьютера.
Технология опыта.
На своих уроках, наряду с традиционными технологиями, я использую современные образовательные технологии:
- обучение в сотрудничестве (парная, групповая формы работы);
- технология встречных усилий (критического мышления);
- проблемно-поиско
- технология использования игровых методов;
- информационно-ко
- здоровьесберегаю
Я считаю, что идеальной формой для сотрудничества и взаимопомощи является парное и групповое обучение. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденный. В устной работе я использую такие виды заданий, как взаимопроверка правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару. Можно это же задание несколько изменить: один ученик задает вопрос по изученному материалу, а другой отвечает. Их диалог звучит у доски. При этом снимается монотонность и однообразие устных опросов (учебный диалог привлекает внимание, заставляет включиться в работу).
Работа в парах ребятам очень нравится. Они с удовольствием готовят дома словарные и графические взаимодиктанты, карточки – зачеты, с большим интересом работают с карточками на уроке. Усвоение учебного материала происходит в непосредственном учебном диалоге. Роль учителя в этом случае – оказывать помощь и консультировать, решая спорные вопросы.
С пятого класса начинаю проводить работу в группах. В среднем звене очень эффективны игры – соревнования, основанные на групповой деятельности: «Кто больше?», «Кто быстрее?». Подобные игры – соревнования развивают у ребят чувство личной ответственности за результат, быстроту реакции. Кроме того, подобная игровая деятельность насыщает урок эмоционально, поддерживает высокий уровень интереса к предмету.
К старшим классам игровая деятельность все больше замещается ролевыми, деловыми играми, уроками – конференциями, уроками – практикумами. Групповая работа возможна на уроке на разных его этапах.
Например, после объяснения нового материала группам предлагается изложить материал в виде опорной схемы, рисунка, кластера, таблицы, чтобы данный материал было легче запомнить. Затем происходит коллективное обсуждение, понравившиеся схемы записываются в тетрадь.
При обобщении материала каждая группа выполняет практическое задание на какое-то определенное правило, затем составляется коллективная таблица по данному правилу. Обобщение материала можно провести также в форме соревнования.
Тестовая технология помогает при контроле знаний учащихся. Тест обеспечивает субъективный фактор при проверке результатов, а так же развивает у ребят логическое мышление и внимательность. Тестовые задания различаются по уровню сложности и по форме вариантов ответов. В своей практике я применяю следующие типы тестовых заданий: задания, состоящие из вопроса и 4 вариантов ответа, из которых только один правильный; задания, предлагающие для анализа два суждения; задания, требующие заполнить пробел в предлагаемой схеме или таблице; задания на установление соответствия позиций, представленных в двух перечнях (столбцах, колонках); задания на отбор необходимых позиций из предлагаемого списка; задания, требующие определить пропущенное во фрагменте текста слово или словосочетание и т.д.
Проблемно-поиско
Технология использования игровых методов.
На своих уроках в 5 - 6-х классах я широко применяю дидактические игры. Для учащихся этого возраста игра продолжает оставаться комфортной, психологически приемлемой формой общения. Во время игры возникает особое эмоциональное состояние, обусловленное естественным стремлением добиться результата. В итоге полученные знания становятся личностно-значим
В течение нескольких лет я использую такую педагогическую технологию как информационно-ко
Информационны
Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом.
Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть языковые, литературные, исторические процессы другими глазами, стать их участниками. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы по осмыслению учебного материала.
Работа с мультимедийными программами развивает конструктивное, творческое мышление, коммуникативные способности у учащихся. Способствует формированию умений и навыков исследовательско
Для меня компьютер на уроке - это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактические материалы, сопровождающие урок, разработать письменные задания и тесты для учащихся, качественно подготовить выпускников к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Информационные технологии реализую с помощью следующих программ:
- программа подготовки компьютерных презентаций MS Power Point;
- электронное тестирование.
Здоровьесберегаю
Систематически в течение учебного года на уроках использую различные виды физкультминуток.
Результативность опыта
Анализируя свой педагогический опыт, я пришла к выводу, что использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы дает высокие результаты:
- развивает творческие, исследовательски
- способствует интенсификации учебно-воспитате
- помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предметам.
Результаты обучения
Предмет |
Класс |
Учебный год |
|||||||||
2010- 2011 |
2011- 2012 |
2012- 2013 |
2013- 2014 |
2014- 2015 |
|||||||
качество знаний % |
уровень знаний % |
качество знаний % |
уровень знаний % |
качество знаний % |
уровень знаний % |
качество знаний % |
уровень знаний % |
качество знаний % |
уровень знаний % |
||
Русский язык |
5 |
53 |
100 |
||||||||
6 |
|||||||||||
7 |
56,6 |
100 |
|||||||||
8 |
57,5 |
100 |
|||||||||
9 |
58,3 |
100 |
|||||||||
10 |
60 |
100 |
|||||||||
11 |
60 |
100 |
|||||||||
Русская литература |
5 |
57 |
100 |
||||||||
6 |
|||||||||||
7 |
67,4 |
100 |
|||||||||
8 |
68,2 |
68,6 |
100 |
||||||||
9 |
|||||||||||
10 |
80 |
100 |
|||||||||
11 |
80 |
100 |
|||||||||
ОРКСЭ |
5 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Учебный год |
Предмет |
Уровень |
ФИО участника |
Класс |
Результаты |
2012-2013 |
Русский яз |
муниципальный |
Радаев Станислав |
9 |
3 |
2013-2014 |
Русская литература |
Никишова Наталья |
10 |
3 |
|
Русский яз |
Радаев Станислав |
10 |
2 |
||
2014-2015 |
Русская литература |
Никишова Наталья |
11 |
4 |
|
Русский яз. |
Радаев Станислав |
11 |
2 |
||
Русский яз. |
региональный |
Радаев Станислав |
11 |
- |
Результаты Всероссийской предметной олимпиады
по русскому языку и литературе
Результаты итоговой аттестации в форме ГИА
Учебный год |
Количество аттестованных выпускников |
Качество знаний % |
Уровень знаний % |
Средний балл |
2012-2013 |
14 |
78 |
100 |
4,3 |
Результаты Единого Государственного Экзамена
Учебный год |
Количество аттестованных выпускников |
Качество знаний % |
Уровень знаний % |
Средний балл |
2014-2015 |
5 |
60 |
100 |
61 |
Результаты внеурочной деятельности
ФИО |
уровень |
Название конкурса |
Результат |
Год |
Петурова Марина |
всероссийский |
Всероссийский детский творческий конкурс «Святые заступники Руси» |
Грамота |
2011 |
Радаев Станислав |
муниципальный |
Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика» |
2 место |
2012 |
Радаев Станислав |
муниципальный |
Конкурс сочинений и детских рисунков среди учащихся 5-11 классов «Воссоединение Крыма и России» |
Грамота |
2012 |
Основина Анастасия |
республиканский |
Всероссийский конкурс-фестивал |
Диплом 2 степени |
2014 |
Радаев Станислав |
межрегиональный |
Конкурс литературного мастерства «Юные таланты пера-2013, номинация «Что там впереди?» |
Диплом |
2013 |
Никишова Наталья |
республиканский |
«Калейдоскоп профессий» |
2 место |
2014 |
Цилигина Марина |
общероссийский |
Конкурс «Альбус» |
Лауреат - 5 |
2015 |
Четыркина Дарья |
общероссийский |
Конкурс «Альбус» |
6 |
2015 |
Шичинова Олеся |
республиканский |
Литературный фестиваль «Подвиг героев в сердцах поколений», секция «Вокал» |
3 |
2015 |
Современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.
Однако хотелось бы отметить, что внедрение современных образовательных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью.
Излишнее увлечение современными технологиями проведения занятий может стать причиной того, что ученик, вовлечённый в «нескучные» формы обучения, окажется неспособным к усвоению материала, предложенного в традиционной вербальной форме. Не стоит забывать, что живое, эмоциональное слово учителя-словесни