a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Доклад «Работа над орфографическим правилом на уроке русского языка». Подготовила: Ивлева Т.А.

Опубликовано: 2015-10-22 13:06:44

Часто обнаруживается, что у хорошего ученика плохо выполнена контрольная работа, написан диктант, выполнены тестовые задания…. Спрашиваешь, как пишется слово, в котором допущена ошибка; он даёт верные объяснения, говорит правило. Но бывает и в следующей проверочной работе «море ошибок».

 

Да, многие учащиеся знают правила, они их заучили, но когда пишут, они не видят случаев, когда их нужно применить. Становится понятно, что надо усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока, систематически закреплять только что пройденный на уроке материал на последующих уроках. Пристальный контроль следует установить за всеми учащимися.

 

И начинаешь с самого главного: добываешься того, чтобы ученик не только заучивал правило, но и видел орфограммы. Может быть, одна из причин невысокой орфографической грамотности - отсутствие на уроке всестороннего анализа правила. Нередко учитель даёт ученикам правило в той же формулировке, в какой оно изложено в учебнике, не задумываясь над тем, как облегчить его усвоение. Ведь в классе сидят учащиеся с разным уровнем восприятия. Кто-то, прочитав параграф самостоятельно или выслушав учителя, сможет найти нужную орфограмму, воспроизвести правило, а кому-то нужно донести изучаемый материал«простыми словами», подтверждая его своими примерами. Выработка навыков правописания – процесс длительный, нужно систематически и кропотливо работать на протяжении не одного года.

 

Как же работать над орфографическим правилом?

 

Во-первых, многие языковеды считают, подготовку к восприятию правила следует начинать за 2 - 3 урока до изучения новой темы. Так повторяя глагол в 7 классе, учащиеся слышат: причастие – это глагольная форма, которая имеет

 

признаки сходные с глаголом и прилагательным. Они ждут этой встречи. Ученики заранее знают, какие знания необходимы для того, чтобы усвоить новыеумения, какие навыки должны быть уже выработаны.

 

Например, школьники с трудом усваивают правописание приставок НЕ - и НИ - в отрицательных местоимениях. Основная причина в том, что ученики в своевремя не научились выделять в слове ударный слог. Следовательно, перед изучением орфограммы: « Различение приставок не, ни - в отрицательныхместоимениях» нужно хорошо потренировать учащихся в выделении ударных слогов.

 

Также определенные трудности учащиеся испытывают при усвоении орфограмм: « Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями», и « Одна и две буквы Н всуффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени», они не научились выделять из предложения словосочетания с причастием и различатьглавные и зависимые слова.

 

Второй этап в роботе над орфографической зоркостью – психологическая подготовка к его восприятию, цель которой – вызвать повышенный интерес к изучениюнового материала. Здесь можно включить занимательный рассказ, как-либо связанный с изучением новой орфограммы.

 

Так, например, при изучении темы « Фразеологизмы» я рассказываю об истории появления в языке некоторых фразеологических оборотов. Выслушиваем поданной теме уже имеющиеся знания учеников. И еще, например, перед анализом орфограммы: « Ъ и Ь разделительные знаки» следует рассказать учащимся о том,какой «дорогой» буквой был Ъ. Затем идет объяснение нового материала.

 

Следующий этап в работе над орфографическим правилом – его анализ: ознакомление с орфограммой и орфографическим правилом и формированиеорфографических умений.

 

Особое внимание обращаем на познавательные признаки орфограммы и на условии правильного написания.

 

Конечно, особое значение в осознании и усвоении нового материала имеют наглядные пособия. На современном уроке большую роль играют компьютерныетехнологии, что способствуют образованию у учащихся представлений и понятий на основе живого восприятия предметов и явлений.

 

Например, рассматривая условия выбора букв е и и в приставках «пре - при»- учитель отличает значение приставки при -, и на доске появляются рисунки созначением приближения, ( например, «Станция» с приближающимся поездом), присоединения и т.д.

 

Заметила, что часто смешивают учащиеся однокоренные существительные I и III склонения (лошадь – лошадка, дочь - дочка); не обращают внимания на формусуществительного женского рода с основой на шипящую (ночь – туч, вещь - рощ); путают существительные на – ия и – ея (пишут на батареи, по аллеи) здесь стоит обращать внимание на склонении существительных, а усвоив – правописание дефиса между частями слова в наречиях, начинают ставить его междупредлогом и прилагательным (по - русскому языку, по - весеннему небу) и т.д.

 

И считаю, систематические сопоставления однотипных правил и противопоставление лишь внешне аналогичных – одно из обязательных условий выработкинавыков грамотного письма.

 

Заключительный этап в изучении орфографического правила – его воспроизведение. Желательно, чтобы все ученики воспроизвели правило не один раз. Кроме контрольных диктантов систематически проводим орфографические диктовки, словарно – объяснительные диктанты и т. д ,

 

где ученики должны быть готовы выполнить и объяснить любое правило, выполнить тестовые задания по изученному материалу.

 

Важно на каждом уроке отводить немного времени на любой вид грамматического разбора (фонетический, синтаксический, разбор по составу и т. д.) Такая работатакже помогает развитию орфографической зоркости учащихся.

 

После контрольных работ обязательно проводится работа над ошибками, где каждый ученик письменно в тетради объясняет каждую допущенную им ошибку. Если ошибка орфографическая, записывается слово, подчеркивается орфограмма в слове, записывается правило и несколько своих примеров. Если же ошибкапунктуационная, следует строить схему данного предложения. Бывает, несколько учеников в силу своих знаний или интуитивно выполняют работу без единойошибки. Тем учащимся предлагается выполнить индивидуальные задания, но уже посложнее.

 

В конце урока, минут за 5 – 7 до звонка, неплохо взять в руки тетради учеников, вспомнить все орфограммы, с которыми они работали на уроке. За эти минутыбудут перечислены десятки орфограмм. Это прекрасное повторение и закрепление знаний и умений, способствующее активизации мышления учащихся и повышению сознательности усвоения материала.

 

И прежде чем провести уроки контроля знаний и умений: урок – зачет, урок – тестирование, контрольный диктант, изложение и т.д., следует предварительнопровести уроки повторения и систематизации изученного по тому или иному разделу, что помогут в предупреждении учащимися многих ошибок.

Оставить комментарий: