a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация"Использование художественного слова в экологическом воспитании дошкольников"

Опубликовано: 0000-00-00 00:00:00

Консультация Тема: « Использование художественного слова в экологическом воспитании дошкольников ». П одготовила: воспитатель Сяркина Н. Н. Покинут счастьем будет тот, Кого ребенком плохо воспитали. Побег зелёный выпрямить легко, Сухую ветвь один огонь направит. Саади В наше время люди ежедневно сталкиваются с самыми разнообразными экологическими проблемами. Прежде всего, ухудшение жизни человека выражается в плохой среде обитания: это загрязненная вода, воздух, продукты питания. Особенно чувствительны к изменениям окружающей среды дети. Воспитание экологической культуры, экологического сознания и мышления- единственный для человечества выход из сложившейся ситуации. Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста. Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу- значит творить добро. Именно в дошкольном возрасте у человека формируется представление об окружающем мире и очень важно, чтобы эти представления включали и понимание существующих в природе взаимосвязей- то есть экологических знаний. В наше время можно часто наблюдать, как дети проявля ют бесчувственность, а порой даже и жестокость по отношению к животным, насекомым, растения: б ерут в руки и сильно сжима ют маленьк их животных, ловят насекомых и сажа ют их в банку, что мо жет привезти к травме, как малыша, так и животного; рв ут первоцветы, лома ют деревья. А между тем стали редкими обычные когда- то растения и животные, оскудели богатые ранее грибами и ягодами природные угодья. Как объяснить детям, что всё живое в природе нуждается в любви и в защите? Научить понимать природу, ценить её значи мость в нашей жизни, беречь её. Как показывает практика, у многих детей наблюдается отсутствие стойкого познавательного интереса к природе, желание глубже узнать этот мир, прочувствовать красоту природы. Дошкольный возраст наиболее перспективен для познания основ экологических знаний, так как в этом возрасте ребенок воспринимает природу как окружающую среду гораздо эмоциональней и обращает внимание на такие особенности природы, которые в более старшем возрасте человек не замечает. Ребенок способен удивляться тому, что его окружает, задавать массу вопросов. Он воспринимает животных и растения как равных, сочувствуя им, сопереживает вместе с ними. В процессе общения с природой рождается, развивается и крепнет такие бесценные свойства личности, как наблюдательность, любознательность. В своей работе использую тся разные формы воспитания и обучения: интегрированные занятия, циклы наблюдений, целевые прогулки в природу, экологические праздники, игровые обучающие ситуации, элементарные опыты и проблемные ситуации. Организуя работу по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, составляется календарный план наблюдений в природе за сезонными изменениями, где распис ываются задачи, объекты и параметры наблюдений( например, как солнечный свет влияет на растительность) . Совместно с музыкальным руководителем мы способствуем тому, чтобы дети знали песни о красоте родной природы, призываем к бережному отношению к ней. На интегрированных занятиях используются такие произведения, как «Край родной»( слова и музыка Е. Голюновой) , «Песня о родине»( слова Е. Карасёвой, музыка В. Елинена) . В процессе ознакомления с природой помимо других форм работы, широко используется художественное слово. В свою работу с детьми включаю тся выразительные художественные произведения, отражающие красоту и особенности русской природы. Например, стало традиционным чтение и обсуждение произведений таких авторов, как К. Бал ьмонт, А. Плещеев, А. Пушкин. В художественной литературе о природе, сочетаются научное содержание и художестве нное слово. О муравьях мы узнаем из книги Н. Розакова «Муравей Красная точка», «На лесной иголке», о бабочках и стрекозах- из книги Ф. Льва «Потому что они красивые», А. Фета «Бабочка». Заслуживают также внимания книги отечественных авторов: А. Брем «Жизнь животных», В. Зотов «Лесная азбука», Т. Нуждина «Чудо- всюду». В процессе чтения художественной литературы дошкольники учатся анализировать, рассуждать, рассказывать, запоминать. Так, например, маленьким детям трудно запомнить такие слова, как «стебель», «чешуйки», «плавники» и др. , а с помощью художественного слова( сказок, потешек, стихотворений) дети легко и быстро их запоминают. Например: «Кролики» З. Александрова, эскимосская сказка «Травкин хвостик», «Где спит рыбка» И. Токманова. Произведения художественной литературы усиливают радостное настроение детей, развивают любознательность. Книги воспитывают в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение, учат выделять закономерности природных явлений. Замечено, что дети удивительно внимательно реагируют на явление природы: закапал ли дождик, пошел ли первый снежок, показалась ли первая весенняя травка. . . . Эта чуткость не проходит мимо сознания маленького человека, затрагивает его. Поэтому, очевидно и детские писатели, зная эту особенность своего читателя, немало произведений- посвящают явлениям природы, жизни животных и растений. З аняти я по экологии с использованием художественного слова, например «Что растет и кто живет на болоте», «Лес- источник здоровья», «Все нужны на земле» используются произведения таких авторов, как И. Бунина «Лес, точно терем расписной», Л. Некрасова «Осень», Ю. Дмитриева «Жаба», В. Мусатова «На болоте». Так, например, на занятии по теме «Кустарники. Черника» ставятся задачи: познакомить детей с растением- черника, её внешним видом, местом прорастания; закрепить умение различать кустарники от травы и деревьев, сравнивать их; воспитывать интерес и бережное отношение к природе. Занятие проходит с участием « Лесовичка », который загадывает дошкольникам загадки, беседует с детьми о растениях леса, проводит с помощью детей сравнение кустарников, травы и деревьев. Дети самостоятельно подбирают обобщающее слово- «растения», описывают внешний вид черники, отмечают характерные особенности и слушают рассказ В л. Зотова «Черника». «Встретились в лесу Лисёнок и Зайчонок. Ха- ха- ха! - рассмеялся Зайчонок. - Посмотрите, какой у него чёрный язык! Ты что, чернилами измазался? - И вовсе не чернилами, - обиделся Лисёнок. - Это я чернику ел. Чернику? Она что, уже поспела? Как- никак уже середина июля. Она всегда в это время поспевает. Наверное, вкусная! Сочная, нежная, - облизнулся Лисёнок. - А хочешь, я покажу тебе дорогу, и ты попробуешь этой ягоды? Конечно, хочу! - обрадовался Зайчонок. Тогда пошли. И малыши побежали к ельнику. . . Обычно черника растёт среди хвойных деревьев. Маленький ягодный кустарник хранит для дерева влагу. А деревья своей тенью оберегают чернику от палящего солнца. Вот и черничник. Низкие серебристые стебли со светло- зелёными листьями. Листочки у черники расположены в основном на верхушках веточек. Малыши стали собирать сочные ягоды и лакомиться ими. - А на следующий год они вырастут? - сидя в траве и обли зываясь, встревожился Зайчонок. Обязательно, - успокоил его Лисёнок. Растёт черника долго, чуть не сто лет. А сам черничник всё время обновляется. Постоянно появляются но вые, молодые кусты этой ягоды». По завершению прослушивания данного текста проводится его анализ, в ходе которого дети отвечают на вопросы: - С каким деревом дружит черника? Почему эту ягоду так называют? - Как отличить кустик черники от других растений? - Какую пользу приносит черника для деревьев? А деревья для неё? Что нового вы узнали об этом кустарнике из рассказа? - Кто может нам пересказать этот рассказ? З анятия о птицах, учат детей доброте, заботе, испытывать радость от сознания того, что можно спасти птиц от гибели, не навредить им, например, стихотворения В. Берестова «О чём поют воробушки», Е. Благиной « Журавушка », после чтения и анализа дети высказывают своё мнение. Также, включаю в занятия игры( подвижные) «Не сорока, не ворона», «Птицы в гнёздах», «Воробушки и автомобили», «Совушка». Эти игры помогают детям перевоплощаться, развивая их фантазию и воображение( дошкольники представляют себя той, птичкой, на которую хотят быть похожими больше всего, ст араются подражать ей голосом) . Закрепление знаний проходит на экологических праздниках, организуемых совместно с работниками библиотеки: «Как вести себя в природе», «Край родной земля уральская», «Не поётся птицам без небес», «Мы- друзья природы». В результате целенаправленной работы по данному направлению отмечается, что у детей закладываются знания о культуре поведения в природе. Они верно оценивают свои поступки и поведение окружающих. Главное добиться, чтобы каждый воспитанник знал нормы и проявила поведения в природе и строго следовал им. Научившись наблюдать, понимать и подмечать в самом обыкновенном новое, неожиданное, ребёнок сможет полюбить природу и вырасти бережливым хозяином её богатств.

Оставить комментарий: