a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Рабочая программа - Математика - 4 класс

Автор: Матвеева Минира Хасановна Опубликовано: 2015-10-26 20:44:07

Документы для скачивания

Муниципальное казенное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Алзамай» Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю: На заседании МО зам дир. по УВР директор Г. В. Серова Протокол № 1 О. В. Тебенькова_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ от 29. 08. 20_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ приказ №_ _ _ _ _ _ от_ _ _ _ _ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике 4 «б» класс УМК «Школа России» Составила: Матвеева М. Х. , учитель начальных классов I квалификационная категория Алзамай, 2014 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Статус документа Рабочая программа предмета «Математика» составлена на основе Федерального го сударственного стандарта начального общего образования( 2010 года) , Примерной про граммы начального общего образования по математике для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Байтовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степано вой «Математика. 1- 4 классы»( учебно- методический комплект «Школа России») . Место предмета в учебном плане Р абочая программа рассчитана на 136 часов в год при 4 часах в неделю. Общая характеристика предмета Начальный курс математики- курс интегрированный: в нём объединён арифметиче ский, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса со ставляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на t этих знаниях осознанное и прочное усвоение приёмов устных и письменных вычислений. Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их изме рением. Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, оз накомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свой ствами, с простейшими чертёжными и измерительными приборами. Практическая направленность курса выражена в следующих положениях: рассмотрение теоретических вопросов курса опирается на жизненный опыт ребёнка, практические работы, различные свойства наглядности, подведение детей на основе собст венных наблюдений к индуктивным выводам, сразу же находящим применение в учебной практике; система упражнений, направленных на выработку навыков, предусматривает их применение в разнообразных условиях. Тренировочные упражнения рационально распре делены во времени. Цели: математическое развитие младших школьников; формирование системы начальных математических знаний; воспитание интереса к математике, к умственной деятельности. Задачи: формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на ос нове овладения несложными математическими методами познания окружающего мира( умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и простран ственные отношения) ; развитие основ логического, знаково- символического и алгоритмического мыш ления; развитие пространственного воображения; развитие математической речи; формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно- познавательных и практических задач; формирование умения вести поиск информации и работать с ней; формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности; развитие познавательных способностей; воспитание стремления к расширению математических знаний; формирование критичности мышления; развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное сужде ние, оценивать и принимать суждения других. Требования к уровню подготовленности обучающихся К концу обучения в четвёртом классе ученик научится: читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать резуль тат сравнения, используя знаки& gt; ( больше) , & lt; ( меньше) , = ( равно) ; представлять любое трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых; объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица; пользоваться изученной математической терминологией; записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3- 4 действия( со скобками и без них) ; находить числовые значения буквенных выражений вида а+ 3, 8- г, Ь. : 2, а+ Ь, с- d, k: п при заданных числовых значениях входящих в них букв; выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; выполнять вычисления с нулём; выполнять письменные вычисления( сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные числа) , проверку вычислений; решать уравнения вида х±60= 320, 125+ х= 750, 2000- х= 1450, х- 12= 2400, х: 5= 420, 600: х= 25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий; решать задачи в 1—3 действия; находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямо угольника( квадрата) ; находить площадь прямоугольника( квадрата) , зная длины его сторон; узнавать время по часам; выполнять арифметические действия с величинами( сложение и вычитание значе- ний »в еличин, умножение и деление значений величин на однозначное число) ; применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величи нами; строить заданный отрезок; строить на клетчатой бумаге прямоугольник( квадрат) по заданным длинам сторон. К концу обучения в четвёртом классе ученик получит возможность научиться: : выделять признаки и свойства объектов( прямоугольник, его периметр, площадь и др. ) ; выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости ме жду ними; определять с помощью сравнения( сопоставления) их характерные признаки; формировать речевые математические умения и навыки, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, выделять слова( словосочетания и т. д. ) , помогающие понять его смысл; ставить вопросы по ходу выполнения задания; выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обос новывать этапы решения задачи, уравнения и др. ; развивать организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей ра боты, определять последовательность предстоящих действий; осуществлять контроль и оценку правильности действий, поиск путей преодоления ошибок; сформировать умения читать и записывать числа, знание состава чисел, которые понадобятся при выполнении устных, а в дальнейшем и письменных вычислений; формировать и отрабатывать навыки устных и письменных вычислений: табличные случаи умножения и деления, внетабличные вычисления в пределах 100, разнообразные примеры на применение правил о порядке выполнения действий в выражениях со скобками и без них; пользоваться алгоритмами письменного сложения и вычитания многозначных чи сел, умножения и деления многозначного числа на однозначное и двузначное числа; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и по вседневной жизни для: ориентировки в окружающем пространстве( планирование маршрута, выбор пути передвижения и др. ) ; сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости; определения времени по часам( в часах и минутах) . Учебно- т ематическое планирование № Наименование разделов и тем Всего часов 1 Числа от 1 до 1000. Повторение 13 2 Числа, которые больше 1000. Нумерация 11 3 Величины 1 8 4 Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание 1 1 5 Числа, которые больше 1000. Умножение и деление 7 1 6 Контроль и учёт знаний 2 7 Итоговое повторение 10 Итого 136 Содержание программы учебного курса( 136 часов) Числа от 1 до 1000 Повторение( 13 ч) Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержа щих 2- 4 действия. Письменные приёмы вычислений. Числа, которые больше 1000 Нумерация( 11ч) Новая счетная единица — тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение( уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз. Величины( 18 ч) Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения ме жду ними. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный деци метр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности. Сложение и вычитание( 11 ч) Сложение и вычитание( обобщение и систематизация знаний) : задачи, решаемые сло жением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания. Решение уравнений вида: х+ 312= 654+ 79, 729- х= 217+ 163, х- 137= 500- 140. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное — в остальных случаях. Сложение и вычитание значений величин. Умножение и деление( 71 ч) Умножение и деление( обобщение и систематизация знаний) : задачи, решаемые ум ножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе пере- становки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на чис ло, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и ре зультатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления. Решение уравнений вида 6- х= 429+ 120, х- 18= 270- 50, 360: х= 630: 7 на основе взаи мосвязей между компонентами и результатами действий. Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000. Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число( в порядке ознаком ления) . Умножение и деление значений величин на однозначное число. Связь между величинами( скорость, время, расстояние; масса одного предмета, коли чество предметов, масса всех предметов и др. ) . В течение всего года проводится: вычисление значений числовых выражений в 2 — 4 действия( со скобками и без них) , требующих применения всех изученных правил о порядке выполнения действий; решение задач в одно действие, раскрывающих смысл арифметических действий; нахождение неизвестных компонентов действий; отношения больше, меньше, равно' , взаимосвязь между величинами; решение задач в 2—4 действия; решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных; разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2 — 3 ее частей; построение изученных фигур с помощью линейки и циркуля. Контроль и учёт знаний( 2ч) Итоговое повторение( 10 ч) Средства контроля Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих лич ностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семей ным ценностям, бережное отношение к окружающему миру. Целостное восприятие окружающего мира. Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересо ванность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими. Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. г Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат. Метапредметные результаты Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера. Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Способность использовать знаково- символические средства представления информа ции для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно познавательных и практических задач. ' Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных тех нологий для решения коммуникативных и познавательных задач. Использование различных способов поиска( в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета) , сбора, обработки, анализа, организа ции и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными зада чами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью кла виатуры компьютера, фиксировать( записывать) результаты измерения величин и анализи ровать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио- , виде о- и гра фическим сопровождением. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, класси фикации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных свя зей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность су ществования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распреде лении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в со вместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окру жающих. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика». Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими су щественные связи и отношения между объектами и процессами. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего обра зования( в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного пред мета «Математика». Предметные результаты Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения ок ружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и про странственных отношений. Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме( таблицы, схемы, диаграммы) , записи и выполнения алгоритмов. Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно- познавательных и учебно- практических задач. Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовы ми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре; исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с табли цами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками; представлять, анализировать и ин терпретировать данные. Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере( набирать текст на| равиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере) . Способы оценивания достижений В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по математике, должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно- психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуатив- ность эмоциональных реакций ребенка. Система оценки достижения планируемых результатов изучения математики предпо лагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность выпускников начальной школы решать учебно познавательные и учебно- практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достиже ний являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизи рованных работ по математике. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Текущий контроль по математике осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или арифметического диктанта. Работы для текущего кон троля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется все сторонняя проверка только одного определенного умения. Тематический контроль по математике проводится в письменной форме. Для темати ческих проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, из мерение величин и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знание таб личных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. В этом случае для обеспече ния самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из ко торых содержит около тридцати примеров на сложение и вычитание или умножение и деле ние. На выполнение такой работы отводится 5- 6 минут урока. Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учи теля за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ. Однако последним придается наибольшее значение. В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Одной из ее целей является оценка предметных и метапредметных результатов ос воения программы по математике в четвертом классе: способность решать учебно практические и учебно- познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений. Нормы оценок по математике Работа, состоящая из примеров Работа, состоящая из задач Комбинированная работа' Контрольный устный счет «5»- без ошибок. «5»- без ошибок. «5»- без ошибок «5»- без ошибок «4»- 1 грубая и 1- 2 негрубые ошибки «4»- 1- 2 негрубые ошибки «4»- 1 грубая и 1- 2 негрубые ошибки, при этом грубых оши бок не должно быть в задаче «4»- 1- 2 ошибки «3»- 2- 3 грубые и 1- 2 негрубые ошибки или 3 и более негру бых ошибки «3»- 1 грубая и 3- 4 негрубые ошибки «3»- 2- 3 грубые и 3- 4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным «3»- 3- 4 ошибки «2»- 4 и более гру бых ошибки «2»- 2 и более грубых ошибки «2»- 4 грубые ошибки Грубые ошибки: вычислительные ошибки в примерах и задачах; порядок действий, неправильное решение задачи( пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия) ; не доведение до конца решения задачи, примера; невыполненное задание. Негрубые ошибки: нерациональные приёмы вычисления; неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи; неверно оформленный ответ задачи; неправиль ное списывание данных; не доведение до конца преобразований. За грамматические ошибки, допущенные в работе по математике, оценка не снижа ется. За небрежно оформленную работу, несоблюдение правил орфографии и каллиграфии оценка снижается на один балл, но не ниже «3». При тестировании все верные ответы берутся за 100% , отметка выставляется в соответствии с таблицей: Процент выполнения задания Отметка 91- 100% отлично 76- 90% хорошо 51- 75% удовлетворительно менее 50% неудовлетворительно Виды контрольно- измерительных материалов № урока Вид работы По теме 12 Вводная диагностическая работа Вводная 13 Проверочная работа № 1 Повторение 21 Проверочная работа № 2 Нумерация 2 2 Математический диктант №1 Нумерация 24 Контрольная работа № 1 Нумерация 3 3 Контрольная работа № 2 За 1 четверть 3 4 Математический диктант №2 За 1 четверть 40 Проверочная работа № 3 Величины 4 2 Тест № 1 Проверим себя и оценим свои достижения 50 Проверочная работа № 4 Сложение и вычитание 52 Контрольная работа № 3 Сложение и вычитание 54 Тест № 2 Проверим себя и оценим свои достижения 5 7 Математический диктант №3 За 2 четверть 6 1 Контрольная работа № 4 За 2 четверть 69 Проверочная работа № 5 Умножение и деление на однозначное число 7 0 Тест № 3 Проверим себя и оценим свои достижения 72 Контрольная работа № 5 Умножение и деление на однозначное число 77 Проверочная работа № 6 Скорость. Время. Расстояние 94 Проверочная работа № 7 Деление на числа, оканчивающиеся нулями 95 Математический диктант № 4 За 3 четверть 96 Тест № 4 Проверим себя и оценим свои достижения 98 Контрольная работа № 6 За 3 четверть 109 Математический диктант № 5 Умножение и деление 119 Проверочная работа № 8 Деление на двузначное число 120 Математический диктант № 6 Умножение и деление 121 Контрольная работа № 7 Умножение и деление 128' Контрольная работа № 8 За год 129 Математический диктант № 7 За год 130 Итоговая диагностическая работа За год Количество контрольных и проверочных работ Период обучения Тесты Контрольные работы Математические диктанты Проверочные работы Диагностиче ские работы 1 четверть- 2 2 2 1 2 четверть 2 2 1 2 3 четверть 2 2 1 3- 4 четверть- 2 3 1 1 Итого 4 8 7 8 2 Учебно- методические средства обучения 1. Рабочая программа «Школа России» 1- 4классы. В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. В. Бойкиной, М. Н. Дементьевой, Н. Ф. Стефаненко «Русский язык». Москва «Просвещение» 2011г. 2. Математика: учебник для 4 кл асса: в 2 частях/ М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова. – М. : Просвещение, 2014 3. Раб очая тетрадь по математике для 4 класса: в 2 частях/ М. И. Моро. – М. : Просвещение, 2014 4. Электронное приложение к учебнику М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова. 4 класс. М. : Просвещение. .

Оставить комментарий: