18.10.2013г. Каблучко Л.Б. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ.

Опубликовано: нет данных

Старший воспитатель, Каблучко Людмила Борисовна, высшая категория.

Добавлено: 18.10.2013г.

Вопросы безопасности на дорогах остаются актуальными. Ежегодные результаты статистики, согласно которым в нашей стране совершается десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков, заставляют реагировать соответствующим образом. Именно поэтому приоритетной задачей педагогического коллектива является предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма. Ее решение требует совместного участия педагогов, воспитанников и их родителей и сотрудников ГИБДД. Деятельность детского сада по формированию навыков безопасного поведения на дорогах является комплексной и предусматривает:

 организацию разных видов детской деятельности в режиме дня ДОУ;  повышение компетентности родителей посредством партнерских взаимоотношений (взрослые должны знать правила дорожного движения для пешеходов и воспитывать детей как дисциплинированных пешеходов);  использование в педагогической практике современных образо¬вательных технологий, особенно проектного метода;  совершенствование предметно-развивающей среды. Работа организуется в ДОУ в соответствии с нормативными документами: - Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ; - Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования; - Правила дорожного движения; - основная общеобразовательная программа ДОУ; - примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А., 2011.; - примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство»: Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова, 2011 г.; Ежегодно разрабатывается план работы ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, который предусматривает работу: - с педагогами; - с детьми; - с социумом (библиотека, школа, ГИБДД); - с родителями. Работа в ДОУ ведется планомерно и систематически. В работе ипользуется с начала 2010-2011 учебного года на основе данной программы, разработана рабочая программа ДОУ, в которой раскрыты основные положения, определены цель и задачи, принципы, обеспечение программы, раскрыты этапы работы. Программа включает задачи по каждой возрастной группе, план работы ДОУ, мониторинг знаний. В 2010 году в ДОУ, на основе специализированной программы обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения «Светофор», Т.И. Даниловой, была разработана и действовала рабочая программа детского сада по ознакомлению детей с Правилами дорожного движения и формированию навыков безопасного поведения у участников образовательного процесса. В 2012 году она была переработана с учетом изменений, произошедших в системе дошкольного образования, и выше указанных документов. В рабочей программе излагаются содержание и технология работы по обучению детей от 3 до 7 лет правилам дорожного движения, обозначены цели, задачи, распределены этапы работы, задачи работы по каждой возрастной группе, мониторинг (приложение 2) и тематический план. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривают такую образовательную область, как "Безопасность", одной из задач которой является "Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортных средств". Ее решение осуществляется в интеграции с другими об¬разовательными областями: "Познание", "Коммуникация", "Социализация", "Труд", "Физическая культура", "Здоровье".

В рамках организации деятельности по формированию у детей навыков безопасного поведения на дорогах используются: - программа обучения детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения «Светофор» Т.И. Даниловой; - программа "Основы безопасности детей старшего дошкольного возраста" под редакцией Н.Н. Авдеева, Н.Л. Князева, Р.Б. Стеркина в комплекте с рабочими тетрадями; - пособия для работы с детьми в формате электронных презентаций и игр; - пособия для работы с родителями в формате электронных презентаций. Один из главных аспектов работы по воспитанию у детей навыков безопасного поведения на дороге имеет наличие грамотного, слаженного коллектива единомышленников, способных решать поставленные задачи. Поэтому мы большое внимание уделяем повышению квалификации педагогов и созданию условий для повышения их профессионального роста. Для повышения уровня знаний педагогов по вопросам обучения детей Правилам дорожного движения регулярно проводятся консультации, деловые игры, семинары - практикумы, организуются выставки, в ходе которых педагоги могут не только показать свои знания, но и проявить смекалку, творческий подход к решению определенной задачи. Систематическую работу по обучению детей Правилам дорожного движения начинаем с младшей группы и проводим по принципу «От простого к сложному». Приступая к обучению, мы всегда помним о двух вещах: 1. Наша главная и первостепенная задача – это обучить детей необходимому минимуму Правил дорожного движения и дорожных знаков. Основное положение, которое мы педагоги последовательно реализуем в профилактической работе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма – жизнь в городе, в селе происходит по правилам; они помогают людям правильно вести себя на дороге и их нужно все выполнять. Это положение для нас является ключевым. 2. В процессе обучения подходить к детям дифференцированно, учитывать их индивидуальные возможности. Используем различные формы работы с детьми, наглядный материал, экскурсии и другие интересные для детей формы и методы работы. Уделяем большое внимание организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта, так как, всё чему мы учим детей, они должны применять на практике, в реальной жизни. В методическом кабинете оформлена выставка литературы в помощь воспитателям: «Правила безопасности дорожного движения», «Красный желтый, зеленый», «Организация работы дошкольного учреждения по предупреждению дорожно-транспортного травматизма», «Основы безопасности», «Правила дорожного движения», подборка газет «Добрая Дорога Детства», журналов «Дошкольное воспитание», «Старший воспитатель». Подготовлена выставка пособий для игр и занятий с детьми: - демонстрационные картины «Мы едим в автобусе», «Милиционер – регулировщик», «Мы пешеходы», «Водитель»; - иллюстрации: «Школа светофорных наук», «Палочка-выручалочка»; - стихи, загадки, художественная литература, плакаты. Проектный метод Педагогами дошкольных групп разработаны педагогические проекты по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения, предусматривающие работу по всем видам детской деятельности, а также и работу с родителями. 2010-2011 учебный год: реализован проект «Светофорик», цель - создание условий для усвоения и закрепления знаний у детей и родителей навыков безопасного осознанного поведения на улицах села и города. 2012-2013 учебный год: разработан и реализуется проект «История возникновения транспорта», цель - развития познавательного интереса воспитанников к истории транспорта в работе с детьми старшего дошкольного возраста. В ходе реализации данных проектов решаются задачи: — обобщение и расширение знаний детей о правилах дорожного движения, об истории появления и развития транспорта, о необходимости с его возникновением создания правил дорожного движения; — оптимизация работы с родителями детей старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения; — формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения; — обобщение и расширение знаний укрепление и развитие материально-технической базы для работы по данному направлению; — выработка системы воспитательно-образовательной работы.

Непосредственно-образовательная деятельность. Задачи профилактики детского дорожно-транспортного травматизма решаются и в ходе проведения непосредственно образовательной деятельности с детьми в течение всего года с учетом сезона и тематического принципа планирования: «Транспорт для Деда Мороза» (2 младшая группа), «Дед Мороз и Правила дорожного движения» (2 младшая группа). Воспитатели планируют непосредственную образовательную деятельность в форме игровых занятий по реализации образовательной области «Безопасность» в интеграции с другими образовательными областями, кроме того, проводят экскурсии, рассматривание и разыгрывание различных ситуаций «на дороге», «в транспорте» и другие, проводятся сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы. Досуги, праздники, викторины, развлечения. Данные формы работы с детьми способствуют успешному освоению детьми практических навыков путем введения их в игровую ситуацию. Дети показывают свои знания о Правилах дорожного движения во время проведения досугов «Путешествие в игру», а показ сказки младшим дошкольникам «Светофор-Светофорыч» не только помогла им самим освоить правила дорожного движения, но и обучить им других. Электронные презентации, фильмы, тренинги, обучающие мультфильмы. Активно в образовательном процессе педагогами ДОУ используются информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) обучения детей. Это разработки по профилактике дорожно-транспортного травматизма с дошкольниками в формате электронных игр, пособий, тренингов презентации, обучающих мультфильмов. В ДОУ имеется для этого необходимое оборудование: - мультимедийное оборудование; - ноутбук; - электронная игра - тренинг «Приключение Ненарушайки»; - электронная викторина – тренинг «Правила дорожного движения»; - презентации «Элементы улиц и дорог», «Уроки безопасности на дороге», «Транспорт», «Внимание – дорога» и другие. - электронные физкультминутки для глаз «Автомобили», «Космос». Моделирование игровых проблемно-практических ситуаций. Акции. С 2009 года в ДОУ действует волонтерское движение. Эта активная форма общения в детской среде - от сверстника к сверстнику. Наш девиз: «Помогая другим, помогаю себе». В ходе проекта мы решаем проблемы и по формированию осознанного отношения детей к соблюдению правил дорожного движения; - привлекаем внимания общественности, родителей к данной проблеме. В рамках волонтерской деятельности действует агитбригада «Маленькие маячки», которая своим примером показывает образец правильного и грамотного поведения на дорогах. Одной из эффективных форм работы по взаимодействию и раз¬витию взаимопонимания между всеми участниками дорожного движения стало проведение акций «Движение с уважением», «Водитель! Сохрани мне жизнь!», «Внимание – дети!» и другие. В ходе акций мы попытаемся привлечь внимание всех взрослых к проблемам детского травматизма на дорогах. Водителям дети - волонтеры раздавали памятки, буклеты, ленточки призывающие водителей быть внимательными и строго соблюдать правила дорожного движения. Коллектив детского сада постоянно принимает активное участие в акциях и профилактических мероприятиях проводимых в районе. АКЦИЯ «ВНИМАНИЕ - ДЕТИ!» С 20 августа по 30 сентября 2012 года в рамках Всероссийского целевого профилактического мероприятия «Внимание - дети!», проводимом в целях повышения уровня защищённости детей от дорожно-транспортного травматизма, восстановления навыков, связанных с безопасным поведением на улицах и дорогах, адаптации воспитанников к транспортной среде в местах постоянного места жительства были проведены следующие мероприятия: - на педагогическом совете рассмотрен вопрос о состоянии работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, предусмотрены меры по совершенствованию организации работы с воспитанниками по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах, определены дополнительные меры повышения эффективности данной работы; - на групповых родительских собраниях, посвящённым началу учебного года, особое внимание было уделено вопросам обеспечения безопасного поведения детей на дорогах, проведены беседы с родителями-водителями о необходимости применения ремней безопасности и детских удерживающих устройств, с разъяснением требований законодательства по содержанию и воспитанию детей и возможных уголовно-правовых последствий в случае неисполнения родительских обязанностей; - совместно с родительским активом организована работа по пропаганде в родительской среде необходимости обеспечения детей светоотражающими элементами; - проведена акция «Автомобильное кресло – детям!», направленная на популяризацию использования детских удерживающих устройств и защиту прав детей-пассажиров, которая предусматривала встречу в «Родительской гостиной». Встреча сопровождалась:  показом видео – фильма «О необходимости использования детских удерживающих устройств в машине»;  беседой «Детские удерживающие устройства» и презентацией;  раздачей буклета «В детском кресле без забот отправляемся в поход»; - активизировано обучение детей правилам дорожного движения на дороге и улице; - организована работа по обеспечению учреждения методическими материалами и наглядной агитацией по обучению детей безопасному поведению на улицах и на дороге. АКЦИЯ «ЗЕБРА»

С 17 по 26 октября 2012 г. на основании приказа управления образования администрации Шебекинского района № 1369 от 17.10.2012г. «О проведении районной акции по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма среди детей дошкольного возраста «Зебра» в ДОУ была проведена акция по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма «ЗЕБРА». ЦЕЛЬ АКЦИИ: повышение эффективности работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и привлечения внимания общественности к проблеме обеспечения безопасности дорожного движения. В рамках акции был разработан и проведен ряд мероприятий: 1. Издан приказ по ДОУ «Об участии в районной акции по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма среди детей дошкольного возраста «Зебра»». 2. Разработано положение о проведении акции по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма среди детей дошкольного возраста «Зебра». 3. Разработан план мероприятий в рамках проведения акции «Зебра». 4. Разработан логотип акции. Проведены тематические мероприятия: 1. Игра «Дорожная азбука» с участием родителей, инспекторов ОГИБДД г. Шебекино и Шебекинского района; 2. Агитбригада «Маленькие маячки»; 3. Образовательная деятельность «Учимся дружить с дорогой»; 4. Развлечение «Добрая дорога» средний возраст; 5. Методические рекомендации по проведению акций. Коллаж по итогам акции «Внимание - дети»; 6. Агитационный материал: плакаты, листовки, буклеты. С 2007 года детский сад активно сотрудничает с органами ГИБДД. Неоценимую пользу приносят встречи педагогов и детей с сотрудниками ГИБДД, в ходе которых не только дети, но и взрослые узнают много новой и полезной, полной и достоверной информации о правилах дорожного движения. Представляют аналитическую справку о состоянии транспорта и детском дорожно-транспортном травматизме, а дети демонстрируют свои знания и умения правил дорожного движения. Такие встречи необходимы и стали у нас традицией В октябре 2010 года в гостях у детей побывали инспектора ОГИБДД по Шебекинскому району и городу Шебекино старший лейтенант Каблучко Роман Владимирович, и старший лейтенант Сабельников Владимир Витальевич. С их активным участием прошло развлечение «Азбука пешеходов». В ноябре 2012 года в гостях у детей побывали инспектор ИАЗ по Шебекинскому району и городу Шебекино Забелина Марина Геннадиевна и инспектор ДПС по Шебекинскому району и городу Шебекино Остапенко Инна Евгеньевна. Они провели просветительскую работу среди детей, родителей и сотрудников ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, приняли участие в мероприятиях, проведенных в ДОУ в рамках районной акции по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма среди детей дошкольного возраста «Зебра». После совместных консультаций с инспекторами ГИБДД по Шебекинскому району и городу Шебекино разработаны рекомендации для педагогов и родителей «Типичные ошибки при обучении детей ПДД». Ведь прежде чем начинать обучение дошкольников, педагогам самим необходимо знать и соблюдать правила дорожного движения. В настоящее время большую информационную и методическую поддержку оказывает старший инспектор по ОП УГИБДД УМВД России по Белгородской области капитан полиции Каблучко Р.В. Он предоставляет агитационный материал для проведения акций «Движение с уважением», «Детское кресло – детям» и др., газеты «Добрая Дорога Детства», предоставляет пособия для работы с детьми в формате электронных игр, пособия для работы с родителями. Ведь от правильности подачи информации детям, родителям, зависит безопасность детей. Коллектив детского сада активно сотрудничает с социумом - библиотекой и школой. Работа отражена в плане. Это и экскурсии в библиотеку, встречи "Детские журналы о правилах дорог», рассматривание книг, энциклопедий, детских журналов, викторина "Мы едем, едем, едем", демонстрация мультипликационного фильма по стихотворению С. Михалко¬ва "Вот какой рассеянный", презентация коллективной работы воспитанников ДОУ - стенгазеты "Транспорт прошлого и настоящего", оформление выставки творческих ра¬бот детей в читальном зале библиотеки. В течение года в детский сад приходит школьная агитбригада волонтеров. Школьники рассказывают детям о необходимости соблюдения правил дорожного движения, показывают кукольные спектакли. Целостность образовательного процесса обеспечивается в окружающем ребенка мире - сре¬де, где он воспитывается и развивается. Построение предметно-развивающего пространства по теме без¬опасности на дорогах в соответствии с возрастными потребностями ребенка и деятельностным подхо¬дом помогает формированию устойчивых навыков и самоконтроля в его поведении. Центром по ознакомлению детей с ППД, формированию у них навыков безопасного поведения на дорогах является площадка на территории ДОУ. Для организации непосредственно образовательной деятельности, досугов и развлечений в ДОУ изготовлены автомобили, автобус. Кроме того, в каждой группе ДОУ создана соответствующая предметно-развивающая среда, представленная центрами сюжетно-ролевых, подвижных и дидактических игр и формируется в соответствии с целями (приложение 4). Работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма целенаправленно проводим с родителями и взрослыми, сопровождающими детей в детский сад, так как считаем, что только в этом случае воспитание и обучение дошкольников безопасному поведению на улице может быть эффективной. Родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания. Поэтому находясь на улице с ребенком, они должны сами строго соблюдать правила дорожного движения. Активно в своей работе с родителями используем анкетирование, тесты, которые помогают выяснить, насколько родители заинтересованы в обучении детей Правилам дорожного движения и формировании у них навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города, села. Результаты учитываем в работе, как с самими родителями, так и с детьми. В группах представлены стенды «Уголок безопасности» с публикациями в прессе по проблемам профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, материалами бесед с подробным раскрытием причин и условий, приводящих к возникновению ДТП с участием дошкольников в качестве пешеходов и пассажиров. Действуют выставки детских рисунков, поделок, макетов по тематике дорожной безопасности. Педагоги проводят беседы о психофизиологии восприятия дошкольниками дорожной среды, объясняя, что дети погибают, получают травмы и увечья чаще всего из-за их возрастных и психологических особенностей поведения на улице. Раздачи родителям детьми памяток «Обучение детей наблюдательности на улице», «Правила поведения на остановке маршрутного такси», «Правила перевозки детей в автомобиле», «Причины детского дорожно-транспортного травматизма», буклеты «Дорога и дети». Одной из форм работы с родителями является разработка и использование маршрута «Дом - детский сад». После консультаций с родителями, изучения наглядной агитации, родители активно включились в изготовление плана-маршрута своего ребенка. Разработаны методические рекомендации по разработке и использованию маршрута «Дом - детский сад».

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ.

Такая содержательная и плодотворная работа в течение 3-х последних лет (2010 г., 2011 г., 2012г.) по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах посредством использования технологий развивающего обучения дает свои результаты самым важным результатом нашей работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма считаем то, что за время работы нашего ДОУ не было ни одного дорожно-транспортного происшествия с участием наших воспитанников.

Документы для скачивания:

Зеленый огонек
Формат: .pdf

Комментарии:

Сергей
написано 22 апреля 2014 в 15:38:03
0
Отличный материал, спасибо!

Ответить

Марина
написано 11 июля 2014 в 08:14:54
0
Очень полезная информация, интересные формы работы. Спасибо за идеи и вдохновение.

Ответить

Оставить комментарий:


Понравился сайт? Расскажи о нём: