a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«Развитие познавательного интереса в ходе выполнения самостоятельной работы на уроках математики» (Васильева С.В.)

Опубликовано: 2015-10-28 10:29:51

«Развитие познавательного интереса в ходе выполнения самостоятельной работы на уроках математики».

Проблема, над которой я работаю последние годы – «Развитие познавательного интереса в ходе выполнения самостоятельной работы на уроках математики».  Почему я выбрала эту тему? Интерес учеников к учебе резко снизился, важно заинтересовать ребенка, сделать все для того, чтобы предмет был интересен, чтобы ребенок с удовольствием шел на урок. В своей работе я опиралась на труды не столько математиков, сколько известных педагогов нашего времени (И.П. Пидкасистый «Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении», В.В.Давыдов «Проблемы развивающего развития»,  Б.П. Есипов «Самостоятельная работа учащихся на уроках» и др.). Познавательный интерес – это один из важнейших мотивов учения. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Еще К.Д. Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением  к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет массу хлопот т огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически невозможна.

Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес как важный мотив учения.  Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. 
 
Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит , что в самом процессе школьник должен находить привлекательные стороны, чтобы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса. 
Путь к нему лежит прежде всего через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса. Например, в 5 классе при изучении темы «Десятичные дроби» ,  которая учащимся чаще всего не интересна, важно с первых минут заинтересовать  детей, поэтому я начинаю изучение  темы с того, что даю двум – трем ученикам задание подготовить доклады по теме, которую мы только еще будем изучать. Урок начинаю с небольшой практической работы, в ходе выполнения которой ученики сами приходят к необходимым знаниям, затем даю небольшую историческую справку о том как и когда люди стали  пользоваться дробями . Ученики проявляют интерес к изучаемой теме . 
 
Самостоятельное выполнение работы – самый надежный показатель качества знаний , умений и навыков. Организация самостоятельной работы , руководство ею – это ответственная и сложная работа учителя. Планируя урок и включая как его часть любую из форм самостоятельной работы не всегда можно получить желаемый результат.. 
Например, при изучении темы «Подобия треугольников» по геометрии в 8 классе хорошо воспринимаются такие виды самостоятельной работы как : математический диктант, практические задания по построению подобных треугольников, но плохо «идут» задачи, которые чем-то отличаются от задач в учебнике. 
Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи . Первая из них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая – в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. Для решения первой задачи использую теоретические самостоятельные работы в 8-9 классах при изучении многих тем геометрии, даю учащимся задания по подготовке докладов по изучаемой теме, поиску необходимой информации в сети «Интернет», учащиеся пытаются делать мини-проекты. 
При решении второй задачи чаще всего привожу примеры из истории математики по практическому применению той или иной темы и ученики стараются сами решать задачи и выясняют как можно полученные знания применить в практике. Такие задания интересны как пятиклассникам, так и девятиклассникам. Так, например, изучая арифметическую и геометрическую прогрессии, учащиеся часто задают вопрос: зачем это? Но когда они начинают решать практические задачи  по биологии, экономике и т.д. и у ребят загораются глаза, понимаешь, что все твои усилия были не напрасны.
При выполнении самостоятельных работ должна быть система. Последовательность выполнения домашних и классных логически вытекает из предыдущих и готовит почву для выполнения последующих. В этом случае между отдельными работами обеспечиваются не только ближние, но и дальние связи.
 Эффективность   самостоятельной работы достигается, если она является одним из составных, органических элементов учебного процесса, и для нее предусматривается специальное время на каждом уроке, если она проводится планомерно и систематически. Только при этом условии у учащихся вырабатываются устойчивые умения и навыки в выполнении различных видов самостоятельной работы и наращиваются темпы в ее выполнении. 
Результаты своей работы  представляю в виде открытых уроков и  внеклассных мероприятий: Урок – обобщение в 7 классе по теме «Формулы сокращенного умножения» , «Умножение десятичных дробей на натуральные числа» открытый урок в 5 классе , «Признаки подобия треугольников» открытый урок в 8 класс , «Соотношения между сторонами и углами треугольника» открытый урок в 9 классе «Четыре замечательные точки треугольника» открытый урок – обобщение в 8 классе 
 Игра «Звездный час дроби» в 6 классе от 17.02.2009г.
Конкурс логических задач 5-9 классы от 21.02.2009г.
«Путешествие в царство математики» 5-6 классы от 18.12.2009
«Три знаменитые задачи древности» беседа 8-9 классы от 6.12.2010г.
Внеклассное мероприятие «Путешествие по Санкт – Петербургу» 5 класс 
и выступлений на педагогических советах и заседаниях МО учителей –предметников естественно -  научного цикла: «Школьная оценка: «за» и «против» ,«Предмет и специфика математики» ,«Использование вопросов в обучении математике» ,  «Внеклассная работа по математике» , «Роль межличностных отношений в образовательном процессе» .
Самостоятельная  работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей возможности справиться с различными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.

Оставить комментарий: