«Психолого-педагогическая и речевая коррекция для детей, имеющих проблемы в развитии»
Документы для скачивания
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
«Психолого-педагогическая и речевая коррекция для детей, имеющих проблемы в развитии»
МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 84
«Золотое зернышко»
с. Кудиново Ногинского района
Московской области
2013 год
Авторы:
Творческая группа педагогов МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 84 «Золотое зернышко»
с. Кудиново Ногинского района Московской области.
Содержание.
- Актуальность и новизна проекта.
 
- Организация деятельности семейного клуба.
 
- Система коррекционного воздействия для детей 4-7 лет совместно с родителями.
 
- Этапы деятельности по проекту.
 
- Приложения.
 
Психика – это системное качество головного мозга, реализуемое через
многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в
процессе жизни через собственную активную деятельность. Она не дана человеку в
готовом виде с рождения и не формируется сама по себе. Специальные человеческие
качества (сознание, речь, продуктивная деятельность), человеческая психика формируется
у каждого из нас в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими
поколениями.
Субъективная реальность, внутренний мир человека многообразен и сложен: это познавательные процессы от ощущений до мышления, с помощью которых создается объективная картина окружающего мира.
Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, явилось речевое общение, которое развилось на основе продуктивной деятельности.
Речь – это язык в действии. Психо-речевая коррекционная направленность педагогического процесса предполагает преодоление имеющихся у детей речевых трудностей.
Успех этой работы возможен только при систематическом и своевременном их применении с учетом:
- дифференцированного подхода в зависимости от исходного состояния ребенка;
 - индивидуальных особенностей ребенка, его способностей;
 - от взаимодействия специалистов с родителями.
 
3-7 лет в психо-речевом развитии ребенка – это этап развития в ходе активной речевой практики, особое качество приобретают такие процессы как познавательная функция, произвольность и управляемость.
Особую значимость организация семейного клуба «Играем и учимся вместе с мамой» приобретает в из-за тех трудностей, которые встречаются в обучении детей-дошкольников, имеющих речевую патологию:
- плохо контролируют движения частей тела;
 - недостаточно ориентируются в пространстве;
 - путают цвета спектра, не называют оттенки;
 - из памяти на линейный ряд выпадают формы среднего размера и, как следствие, предметы, находящиеся в середине линейного ряда.
 - недостаточно сформирован тактильный гнозис – дети не узнают предметы наощупь;
 - длинные мышцы рук развиты недостаточно, короткие мышцы кисти развиты плохо и при графо-моторной деятельности ребенок работает не кистью, а локтем;
 - предметный словарь беден, слов больше в пассиве, чем в активен;
 - словарь признаков ограничен только названием цветов и т.д.
 - звукопроизношение и фонематическое восприятие не сформированы;
 - связная речь не сформирована.
 
Исходя из проведенного анализа и отдаленного расположения от города, отсутствия детских центров развития, было проведено анкетирование родителей и принято решение о создании на базе ДОУ семейного клуба «Играем и учимся вместе с мамой».
В занятиях клуба принимают участие мама, папа, бабушка и при необходимости другие родственники. Начинаются занятия после комплектации группы в октябре и проводятся 1 раз в неделю. Система посещения гибкая (по мере занятости родителей). На занятии мама сидит вместе с ребенком, работает и играет вместе с ним.
При создании семейного клуба творческим коллективом ДОУ были поставлены следующие задачи
для детей:
- оказание психолого-педагогической помощи детям в условиях сельского детского сада при подготовке к школе;
 - профилактика дисграфии у дошкольников;
 - формирование умений и навыков связной речи в соответствии с возрастными нормами;
 - раннее интенсивное обучение грамоте по технологии Н.А.Зайцева;
 - развитие наглядно-образного мышления, внимания, памяти, работоспособности, произвольности и управляемости, умения работать в коллективе;
 
для родителей:
- обучение навыкам работы со звуко-буквенным составом слова;
 - обучение приемам работы со структурой предложений разного типа;
 - обучение приемам работы графического моделирования рассказов, структурой повествовательного рассказа;
 - обучение приемам использования дополнительных анализаторов (зрительного, слухового, моторно-двигательного);
 - обучение приемам работы с кубиками Н.А.Зайцева;
 - обучение представлению о физических и психических возможностях ребенка данного возраста;
 - обучение приемам обучения психогимнастики и релаксации;
 - о сочетании учебных занятий и игровых упражнений, способствующих более эффективному усвоению знаний, предупреждающих переутомление, нарушение осанки и зрения, развивающих движения кисти и пальцев, которые улучшают внимание и память, совершенствуют мышление ребенка.
 - обучение взрослого приемам сотрудничества с ребенком как с равноправным партнером;
 - создание благоприятного психологического климата при сотрудничестве взрослого и ребенка, умения радоваться успехам ребенка вместе с ним.
 
В ходе решения всех поставленных задач педагоги-специалисты ставят целью добиться правильного коррекционного воздействия на детей- дошкольников совместно с родителями.
Для этого творческим коллективом ДОУ было составлено перспективное планирование с учетом деятельности учителя-логопеда, педагога-психолога, методиста. При планировании учитывался принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями детей
На основе перспективного планирования разработана система коррекционных
занятий для детей 4-5 лет и для детей 5 – 7 лет. В коррекционные занятия входят разделы:
- развитие мелкой моторики кисти;
 - релаксационные и мобилизующие виды упражнений;
 - развитие фонематического восприятия;
 - формирование связной речи;
 - развитие графо-моторных навыков;
 - совместные подвижные игры;
 - элементы психогимнастики;
 
В зависимости от целей и задач разделы занятий могут варьироваться.
Методологической основой нашей работы послужили теоретические труды:
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Коррекционное обучение детей 5-ти летнего возраста с общим недоразвитием речи»;
- Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. «Практикум по детской психологии»;
- Каше Г.А. «Подготовка к школе детей с недостатками речи»;
- Левченко И.Ю., Ткачева В.В. «Психологическая помощь семье, воспитывающего ребенка с отклонениями в развитии»;
- Кушнерова Л.Е. «Новые формы дошкольного образования»;
- Зайцев Н.В. «Раннее интенсивное обучение чтению»
Проект осуществляется в 3 ЭТАПА:
1 ЭТАП – полная диагностика, создание банка данных по детскому саду, разработка
планов, конспектов, методических рекомендаций.
2 ЭТАП - реализация разработанного планирования и системы коррекционной работы
на практике, проведение мониторинга, выявление уровня готовности к школе.
3 ЭТАП - обобщение и распространение опыта работы,
- проведения Дня открытых дверей для родителей и жителей микрорайона;
- Проведение семинара-практикума для специалистов ДОУ по теме:
«Психолого-педагогическая и речевая коррекция для детей, имеющих
проблемы в развитии в условиях сельского детского сада».
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
- Фамилия, имя, ребенка _______________________________________________
 
- Год и месяц рождения ________________________________________________
 
- Родители ________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
- Полный состав семьи ________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
- Когда сформировались навыки самообслуживания у ребенка ____________________________________________________________________
 
- Наблюдались ли трудности в поведении в 3 года ____________________________________________________________________
 
- Каковы любимые занятия ребенка ____________________________________________________________________
 
- В какие игры любит играть дома ________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
- в детском саду, во дворе____________________________________________________________________________________________________________________________________
 
- Занимается ли рисованием _____________конструктивными играми _________
 
- Любит ли задавать вопросы ___________________________________________
 
- С кем из членов семьи ребенок больше общается, к кому более привязан ____________________________________________________________________
 
- Как вы поощряете и наказываете вашего ребенка ____________________________________________________________________
 
- Как вы оцениваете поведение вашего ребенка (добрый, послушный, дерзкий, упрямый, внимательный к другим членам семьи, обидчивый и др.) ________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
- Что вас беспокоит в вашем ребенке ________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
- Что бы Вы хотели изменить в нынешней ситуации ____________________________________________________________________
 
Анкеты заполнял(а)______________ «______» _____________ 20____ года