28.10.2015г. Гайдук И.В. Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Одна из задач воспитателей групп раннего возраста заключается в формировании культурно-гигиенических навыков. Воспитатели заново учат детей пользоваться горшком, полотенцем, мыть руки перед едой, одевать и снимать одежду, принимать пищу.
К сожалению, родители не уделяют этим вопросам должного внимания, а зачастую выполняют эти действия за детей. Все это, конечно же, затрудняет процесс адаптации детей к детскому саду, тормозит развитие малыша, ухудшает его психологическое самочувствие. Самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства.
По своей природе дети очень активны. Очень часто они стремятся выполнить различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддерживать их в этом. Как часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что-то за ребенка или помочь ему в чем-то приходилось слышать - я сам! Часто по разным причинам - из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка - мы стремимся сделать все за него сами.
Давайте попробуем ответить на вопросы: действительно ли мы оказываем ребенку помощь и может ли маленький ребенок быть самостоятельным?
Стремясь сделать все за ребенка, взрослые причиняют ему большой вред, лишая его самостоятельности, подрывая у него веру в свои силы, приучая надеяться на других.
Уже к трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях. У него появляются устойчивое желание самоутвердиться.
Подавлять эти порывы ни в коем случае нельзя - это приводит к существенным осложнениям в отношениях ребёнка и взрослого, оказывает серьёзное негативное влияние на развитие личности ребёнка. Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения.
Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, они продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте.
Во время мытья рук мы пользуемся маленькими стишками: Водичка, водичка, Умой моё личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. Когда мы причесываем девочек, мы читаем стишок:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косынка до пят –
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся –
Маму, дочку, слушайся.
Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения и имеет следующие задачи:
приучить детей правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу;
уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой;
учить тому, что и как едят (хлеб, котлета, салат, суп, каша, бутерброд, запеканка) ;
познакомить с разновидностями посуды (чайная, столовая)
учить сервировать стол к чаю.
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей:
прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Навыки, которыми должен овладеть ребёнок к трем годам:
1. Продолжать учить под контролем взрослого, а затем и самостоятельно мыть руки после загрязнения и перед едой.
2. Насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
3. Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок, использовать зеркало
4. Формировать навык пользования индивидуальными предметами: полотенце, носовой платок, салфетка, расчёска, горшок.
5. В процессе еды побуждать к самостоятельности, учить держать ложку .
6. В процессе одевания и раздевания напоминать их порядок.
7. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застёжки на липучках) ;
8. При небольшой помощи взрослого учить аккуратно складывать снятую одежду, в определённом порядке;
9. При небольшой помощи взрослого учить правильно надевать обувь и одежду.
Помогите своему малышу стать самостоятельным, шагать по жизни уверенно, и вы будете гордиться его успехами!