a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

ПРОЕКТ «Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы по психолого-педагогической и речевой коррекции детей, имеющих проблемы в развитии в условиях сельского детского сада, посредством создания партнерских отношений с родителями»

Опубликовано: 2015-10-29 14:02:40

Документы для скачивания

  

ПРОЕКТ

 

 «Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя

логопедической группы по  психолого-педагогической и

речевой коррекции детей, имеющих проблемы в развитии

в условиях сельского детского сада, посредством создания

партнерских отношений с родителями»

  

Выполнила:

Андрейцева Е. Т.

Учитель-логопед

МБДОУ ЦРР № 84 «Золотое зёрнышко»

село Кудиново, Ногинского района

   

Московская область, Ногинский район, с. Кудиново

2014 г.

 

Сведения о проекте

 

«Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы по  психолого-педагогической и речевой коррекции детей, имеющих проблемы в развитии в условиях сельского детского сада, посредством создания партнерских отношений с родителями»

Участники проекта:

Андрейцева Евгения Тимофеевна – учитель-логопед;

Пищугина Ирина Павловна – воспитатель.

Срок реализации проекта 1 год.

Актуальность проекта

Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и парциальных программ, реализуемых в ДОУ.

МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 84 «Золотое зернышко» Ногинского района расположен в сельской местности. Из 100 детей дошкольного возраста, живущих в поселке, 77% посещают детский сад.

По результатам опроса и анкетирования большое количество детей нуждается в помощи педагога-психолога, учителя-логопеда, врача-педиатра.

Такие проблемы на селе, как:

  • отдаленное расположение от города;
  • отсутствие учреждений культуры, образовательных центров, спортивных школ и секций

требуют серьезного подхода к решению вопроса об оказании психолого-педагогической и социально-речевой коррекции нуждающимся детям в условиях сельского детского сада посредством создания партнерских отношений с родителями. Слаженная работа учителя-логопеда и воспитателя – залог успешной деятельности по обучению и развитию детей. ВАЖНО обеспечить каждому ребенку интеллектуальную, психологическую и мотивационную готовность к школе.

Цели, задачи и основная идея проекта:

  • оказание психолого-педагогической и социальной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, при подготовке к школе в партнерстве с родителями;
  • формирование навыков связной речи;
  • профилактика дисграфии;
  • раннее интенсивное обучение чтению по технологии Н.А.Зайцева;
  • развитие наглядно-предметного и наглядно-образного мышления, внимания, памяти, работоспособности, произвольности и управляемости, умения общаться со сверстниками и взрослыми.

Ожидаемые результаты и эффекты проекта.

На 1 этапе – организационном - ожидаемые результаты:

- проведена полная диагностика;

- составлены планы по результатам психо-речевой диагностики;

- пополнена методическая копилка ДОУ;

- организована работа семейного клуба «Играем и учимся вместе с мамой»

На 2 этапе технологическом - ожидаемые результаты:

  • совершенствование:
  • фонематического восприятия и фонематических представлений;
  • связной речи (диалогической и монологической);
  • мыслительных процессов: памяти, внимания, наглядно-предметного и наглядно-образного мышления;
  • мелкой моторики кисти;
  • пространственного восприятия;
  • личностных и мотивационных качеств каждого ребенка;
  • педагогической компетентности родителей;

На 3 этапе – обобщающем - ожидаемые результаты:

- повышение уровня интеллектуального развития детей на 5-10%;

- повышение уровня психо-речевого развития детей на 5-10%;

- увеличение посещаемости занятий семейного клуба «Играем и учимся вместе с мамой на 15%.

Критерии и показатели оценки результативности и эффективности инновационного проекта:

для детей:

  • сформированность звукового анализа и синтеза слов;
  • увеличение объема активного словаря: предметного, глагольного, словаря признаков;
  • владение конструкцией предложений: простое двусоставное, распространенное прямыми и косвенными дополнениями, однородными членами предложения, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
  • владение предложно-падежными конструкциями, понимание пространственных значений простых и сложных предлогов;
  • владение конструкциями рассказов: простых повествовательных, описательных, по серии сюжетных картинок (умение выделять персонажей повествования, определять последовательность событий в порядке повествования, умение определять взаимодействия персонажей в каждом событии рассказа, умение выделять родовые и видовые признаки описываемых предметов)

Для родителей:

  • уровень сформированности навыков работы: со структурой слова, со структурой предложения, со структурой рассказа разного вида, с использованием авторской технологии Н.А.Зайцева;
  • уровень сформированности умений: сочетания учебных и игровых форм работы, предупреждающих переутомление ребенка, правильной организации обучающей игры, сотрудничества с ребенком, умение радоваться успехам и правильно переживать неудачи;
  • уровень сформированности знаний о физических и психических особенностях и возможностях детей старшего дошкольного возраста: об устойчивости и переключаемости внимания, восприятия и представления, о формах релаксации, об особенностях состояния мелких мышц кисти, об особенностях ориентировки относительно себя, относительно других, в пространстве и на листе бумаги.

 Основные виды деятельности по проекту

  • графическое моделирование рассказов по серии сюжетных картинок;(логопед, воспитатель);
  • работа с пиктограммами; (воспитатель);
  • когнитивные и креативные игры;(логопед, воспитатель);
  • звуко-буквенный анализ слогов и слов;(логопед);
  • работа по заданию логопеда в вечернее время;(воспитатель);
  • работа семейного клуба «Играем и учимся вместе с мамой» (логопед, воспитатель);
  • работа по обучению чтению по кубикам Н.А.Зайцева (воспитатель);

    Успех этой работы возможен только при систематическом и своевременном их применении с учетом:

  • дифференцированного подхода в зависимости от исходного состояния 

       ребенка;

  • индивидуальных особенностей ребенка, его способностей;
  • от взаимодействия педагогов с родителями.

 

 

 

Система коррекционного воздействия на детей 4-7 лет совместно с родителями. Организация деятельности семейного клуба «Играем и учимся вместе с мамой»

Психика – это системное качество головного мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни через собственную активную деятельность. Она не дана человеку в готовом виде с рождения и не формируется сама по себе. Специальные человеческие качества (сознание, речь, продуктивная деятельность), человеческая психика формируется у каждого из нас в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.

Субъективная реальность, внутренний мир человека многообразен и сложен: это познавательные процессы от ощущений до мышления, с помощью которых создается объективная картина окружающего мира.

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, явилось речевое общение, которое развилось на основе продуктивной деятельности.

Речь – это язык в действии. Психо-речевая коррекционная направленность педагогического процесса предполагает преодоление имеющихся у детей речевых трудностей.

4-7 лет в психо-речевом развитии ребенка – это этап развития в ходе активной речевой практики, особое качество приобретают такие процессы как познавательная функция, произвольность и управляемость.

Особую значимость организация семейного клуба «Играем и учимся вместе с мамой» приобретает из-за тех трудностей, которые встречаются в обучении детей-дошкольников, имеющих речевую патологию:

  • плохо контролируют движения частей тела;
  • недостаточно ориентируются в пространстве;
  • путают цвета спектра, не называют оттенки;
  • из памяти на линейный ряд выпадают формы среднего размера и, как следствие, предметы, находящиеся в середине линейного ряда.
  • недостаточно сформирован тактильный гнозис – дети не узнают предметы на ощупь;
  • длинные мышцы рук развиты недостаточно, короткие мышцы кисти развиты плохо и при графо-моторной деятельности ребенок работает не кистью, а локтем;
  • предметный словарь беден, слов больше в пассиве, чем в активен;
  • словарь признаков ограничен только названием цветов и т.д.
  • звукопроизношение и фонематическое восприятие не сформированы;
  • связная речь не сформирована.

 

Исходя из проведенного анализа и отдаленного расположения от города, отсутствия детских центров развития, было проведено анкетирование среди родителей и принято решение о создании на базе ДОУ семейного клуба «Играем и учимся вместе с мамой».

 

На занятиях клуба принимают участие мама, папа, бабушка и при необходимости другие родственники. Начинаются занятия после комплектации группы в октябре и проводятся 1 раз в неделю. Система посещения занятий гибкая (по мере занятости родителей). На занятии мама сидит вместе с ребенком, работает и играет вместе с ним.

При создании семейного клуба творческим коллективом ДОУ были поставлены следующие задачи:

для детей:

  • оказание психолого-педагогической помощи детям в условиях сельского детского сада при подготовке к школе;
  • профилактика дисграфии у дошкольников;
  • Исходя из проведенного анализа и отдаленного расположения от города, отсутствия детских центров развития, было проведено анкетирование среди родителей и принято решение о создании на базе ДОУ семейного клуба «Играем и учимся вместе с мамой».
  • На занятиях клуба принимают участие мама, папа, бабушка и при необходимости другие родственники. Начинаются занятия после комплектации группы в октябре и проводятся 1 раз в неделю. Система посещения занятий гибкая (по мере занятости родителей). На занятии мама сидит вместе с ребенком, работает и играет вместе с ним.
  • При создании семейного клуба творческим коллективом ДОУ были поставлены следующие задачи:
  • для детей:
  • оказание психолого-педагогической помощи детям в условиях сельского детского сада при подготовке к школе;
  • профилактика дисграфии у дошкольников;

Для этого учителем-логопедом совместно с воспитателем  было составлено перспективное планирование с учетом деятельности учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателя. При планировании учитывался принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями детей.

На основе перспективного планирования разработана система коррекционных занятий для детей 5-6 лет и для детей 6–7 лет. В коррекционные занятия входят разделы:

  • развитие мелкой моторики кисти;
  • релаксационные и мобилизующие виды упражнений;
  • развитие фонематического восприятия;
  • формирование фонематических представлений;
  • формирование связной речи;
  • развитие графо-моторных навыков;
  • совместные подвижные игры;
  • элементы психогимнастики;
  • креативные игры.

В зависимости от целей и задач разделы занятий могут варьироваться.

Проект осуществляется в 3 ЭТАПА:

1 ЭТАП – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ:

  • полная диагностика психического и речевого развития детей;
  • разработка планов, конспектов, методических рекомендаций.
  • Создание условий для полноценного психического и речевого развития детей (четкое зонирование логопедической группы, оборудование  логопедического кабинета, кабинета по развитию речи, комнаты психологической разгрузки).

Ожидаемые результаты:

  • проведена диагностика;
  • составлены планы по результатам психо-речевой диагностики; пополнена методическая копилка логопедического кабинета и логопедической группы;
  • организована работа семейного клуба «Играем и учимся вместе с мамой»

 

2 ЭТАП - ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ:

  • реализация разработанного планирования и системы коррекционной работы на практике,
  • проведение мониторинга,
  • выявление уровня готовности детей к школе.

Ожидаемые результаты:

  • психологическая, интеллектуальная и мотивационная готовность детей к школе;

3 ЭТАП - ОБОБЩАЮЩИЙ:

  • обобщение и распространение опыта работы,
  • проведения Дня открытых дверей для родителей и жителей микрорайона и сельского поселения Аксено-Бутырское;
  • проведение семинара-практикума для специалистов ДОУ по теме: «Психолого-педагогическая и речевая коррекция для детей, имеющих проблемы в развитии в условиях сельского детского сада».

Ожидаемые результаты:

  • повышение уровня интеллектуального развития детей на 5-10%;
  • повышение уровня психического и речевого развития детей на 5-10%.

Календарный план реализации инновационного проекта с указанием сроков реализации по этапам и ожидаемых результатов

№№

пп

Этап проекта

Мероприятия

проекта

Сроки

Ожидаемые результаты

 

организационный

- диагностика;

 

- составление перспективных и календарных планов работы;

 

 

- пополнение кабинетов методической литературой, дидактическими играми, игрушками и пособиями;

 

2 недели

 

 

в течение года

- проведена диагностика;

- составлены планы по результатам

психо-речевой диагностики;

 

- пополнены материалы логопедических кабинетов и кабинета психолога методической литературой, дидактическими играми, игрушками и пособиями;

 

Технологический

-проведение фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми (логопед, психолог, воспитатель)

 

- проведение занятий клуба «Играем и учимся вместе с мамой» -

 логопед и психолог

 

- мастер-классы для педагогов Доу

 

- заседание круглого стола для специалистов Доу – зам. по ВМР

 

- проведение мониторинга  логопед, зам.по ВМР

 

-  выявление уровня готовности детей к школе ( логопед, психолог

зам.по ВМР, воспитатель).

(сентябрь-май)

Ежедневно

 

 

 

 

Октябрь-май еженедельно

 

 

 

1 раз в

квартал

 

1 раз вквартал

 

 

сентябрь,

май

 

май

Психологическая, интеллектуальная, и мотивационная готовность детей к школе.

 

 

Повышение педагогической компетентности родителей.

 

Повышение педагогической компетентности педагогов.

 

Обобщающий

-обобщение и распространение опыта работы;

- проведение дня открытых дверей для родителей и жителей микрорайона и сельского поселения Аксено-Бутырское;

- Проведение семинара-практикума для специалистов ДОУ по теме: «Психолого-педагогическая и речевая коррекция для детей, имеющих проблемы в развитии в условиях сельского детского сада»

В течение года

 

 

Апрель

 

 

 

 

 

 

 

май

Повышение уровня интеллектуального развития детей на 5-10 %

 

 

 

 

Повышение уровня психо-речевого развития на 5-10 %

 

Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в массовую практику.

  • Проведение семинара для воспитателей логопедических групп Ногинского района по теме: «Интеграция образовательных областей в системе работы по психолого-речевой коррекции для детей, имеющих проблемы в развитии».
  • Проведение Дня открытых дверей «Обеспечение равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу» - для родителей и жителей микрорайона.
  • Участие в региональной научно-практической конференции (секция «Реализация программных задач на примере календарно-тематического планирования при взаимодействии педагогов ДОУ в условиях коррекционных групп»)
  • Дальнейшая работа над проектом по теме: «Организация единого коррекционно-развивающего пространства для обеспечения готовности детей коррекционной группы к школьному обучению».

Обоснование устойчивости результатов  проекта

 после окончания его реализации.

  • Систематическая работа по психолого-речевой коррекции у детей, имеющих проблемы в развитии, по перспективному календарно-тематическому планированию с учетом интеграции образовательных областей, составленному в соответствии с возрастными особенностями и возможностями детей с использованием дифференцированного подхода в условиях взаимодействия педагогов ДОУ.
  • Применение современных педагогических технологий в работе всех специалистов по данной теме.
  • Распространение опыта работы в Ногинском районе.

 

Методологической основой нашей работы послужили

теоретические труды:

-Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Коррекционное обучение детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи»

-Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. «Практикум по детской психологии»;

-Каше Г. А. «Подготовка к школе детей с недостатками речи»;

-Левченко И. Ю. Ткачева В. В. «Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии»;

-Кушнерова Л. Е. «Новые формы дошкольного образования»;

-Зайцев Н. А. «Раннее интенсивное обучение чтению». 

Л. П. Успенская, Л. Б. Успенский «Учитесь говорить правильно».

Т. А. Ткаченко «Логопедическая энциклопедия».

К. Фоппель «Привет, ручки», «Привет, ножки», «Привет, ушки», «Привет, глазки».

«Федеральный государственный образовательный стандарт» 2013 г.

 

Оставить комментарий: