a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

консультация "Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста"

Опубликовано: 0000-00-00 00:00:00

Консультация Тема: « Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста ». Подготовила: воспитатель Ермакова О. П. Эта тема очень актуальн ая на сегодняшний день, ведь культура поведения- это показатель воспитанности. Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к законам общества. Хочешь, чтобы уважали тебя, - уважай других. Культура отношений – дело не только личное, но и общественное. Нормы поведения человека, его отношение к окружающим, в основе которых лежат принципы нравственности, - важнейший показатель культуры. Как и все родители, я хотела бы видеть в наших детях такие проявления воспитанности, как: вежливость, деликатность, дисциплинированность, трудолюбие, опрятность, аккуратность. Это актуальный вопрос нашего общества и я считаю, что нужно уделять больше внимания детям в этом направлении. Понятие культуры поведения дошкольника можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в различных видах деятельности. Островская Л. Ф. писала: «Воспитание у детей навыков и привычек, способствующих формированию нравственного поведения, должно осуществляться непрерывно на протяжении всего дошкольного детства. Только тогда поведение ребёнка становится выражением его воспитанности». Когда же нужно начинать воспитывать навыки культурного поведения у малышей? Народная мудрость гласит, что воспитывать нужно с первых дней жизни, а не делать скидок на возраст. Воспитание культурно- гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды – важная составляющая часть культуры поведения. От знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Р абота я с малышами двухлетнего возраста, обра щаешь внимание на то, что многие ребята совершенно не владеют даже элементарными культурными навыками. Многие не умеют пользоваться( даже не хотят) платочком, расчёской, не могут самостоятельно помыть ручки, лицо, поправить одежду. Во время еды также возникают проблемы: кто- то неправильно держит ложку, чашку, многие не умеют вести себя за столом. Во время игр, занятий и самостоятельной деятельности детей обратила внимание, что половина детского коллектива плохо обращается с книгой, игрушками, дидактическими пособиями. Также далеко не все здороваются и прощаются с ребятами и взрослыми, часто ссорятся между собой. Р аботу следует начать с родителей, т. к. присутствующий в некоторых семьях низкий культурно- образовательный уровень родителей мешает культурному развитию ребёнка. К аждый вид детской деятельности( игры, труд, занятия) создаёт благоприятные возможности для воспитания навыков культурного поведения у ребят. Планируя работу с детьми, я включила занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим на такие темы: «Искупаем куклу Катю». Здесь я помогаю запоминать и употреблять в речи названия мыльных принадлежностей, последовательность действий с ними. Обы грываем с детьми ситуацию. «Оденем куклу Машу на прогулку». На этом занятии привлекаю детей к называнию элементов одежды, последовательности одевания. «Постелем зайке кроватку». Здесь ребята учат название постельных принадлежностей, учатся последовательно и аккуратно заправлять кроватку. «Напоим гостей чаем», «Накроем стол к обеду». На этих занятиях малыши учатся называть чайные и столовые принадлежности, накрывать на стол, учатся правильно вести себя за столом, пользоваться приборами, салфетками. Аналогичные занятия провожу на темы: «Как мы умеем убирать игрушки», «Какие мы знаем вежливые слова», «Наша Таня простудилась», «Сделаем комнату для кукол», «Мы идём на день рождения». На этих занятиях формируются не только культурные и гигиенические, но и игровые навыки, которые обеспечивают развитие сюжетно- ролевой игры. В каждую обучающую деятельность я включаю художественное слово- песенки, потешки, зачитываю отрывки из произведений «Мойдодыр», «Что такое хорошо и что такое плохо». Использую наглядность, игрушки- гости. Обязательно поощряю детей, использую к каждому индивидуальный подход. Также провожу любимые детьми игры и дидактические упражнения. Например: Дидактическая игра «Научим Хрюшу( Филю) умываться». Игрушка «приходит» в гости к детям и делится с ними тем, что никак не научится мыть руки и лицо; просит помочь. Я напоминаю ребятам последовательность действий и прошу рассказать об этом гостю. Очень интересно наблюдать за детьми в тот момент, когда они пытаются выглядеть «профессионалами» перед маленькой игрушкой и учат её умываться. Такую игру следует я проводи ть перед умыванием, чтобы малыши закреп или полученные знания и умения. «Туфельки поссорились- подружились». Для этого упражнения наклеив а ются на туфельки, глазки и по половине улыбки, которая получается только тогда, когда туфли стоят правильно. Ребятам очень нравится ставить обувь так, чтобы получилась смеющаяся мордочка. На этом примере малыши учатся обуваться. Упражнение «Причешем кукол». Рассказываю детям, что куклы собрались на праздник, а как им причесаться? Девочки с удовольствием обыгрывают ситуацию, а заодно просят поправить и им причёски. Для того, чтобы нау чить убирать игрушки на место, нужно для начала провести экскурсию по группе и показа ть ребятам где «живут» игрушки: машинки- в «гараже» на одной полке, куклы- в теремочке на другой, книги, кубики и т. д. – на специально отведённых для них полочках и шкафах. Далее, привлека ть к уборке игрушек, обыгрывая упражнения «Покажем куклам, какой у нас порядок», «Где живут машинки? » и т. д. Конечно, не все малыши спеш ат убирать всё на свои места. Здесь можно с хитрить: вечером спрятать некоторые игрушки или книги, а утром когда ребята спросят, где же игрушки? Объяснить им, что они обиделись на то, что их разбрасывают и вернутся только тогда, когда дети научатся с ними хорошо обращаться. Особое внимание нужно уделять бережному обращению с книгой, дидактическими по собиями. Чтобы привлечь детей, можно нарисовать на коробках книги – одну с грустным лицом, с помятыми уголками, а другую – весёлую и чисте нькую. Спрашивать у ребят, почему книга такая грустная, что с ней с лучилось? Вместе с детьми сделать вывод о плохом обращении с ней ребятами. Хотелось бы добавить о культуре общения со взрослыми и сверстниками. Человек, как существо социальное, постоянно взаимодействует с другими людьми. У ребёнка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками «ДОУ». И наша задача – воспитывать у ребят культуру общения, которая, кстати, осуществляется в тесной связи с формированием навыков коллективизма. Я стараюсь увлечь и объединить ребят интересной игрой или совместным занятием, поощряю даже незначительные попытки играть вместе. Стараюсь направлять отношения детей так, чтобы ребята приобретали опыт положительного общения. Для установления доброжелательных отношений между детьми и взрослыми также использую разнообразные дидактические игры и упражнения, такие, как: «Мишка ушиб лапку, пожалей его», «Как утешить куклу». В таких упражнениях я обучаю ребят спокойно разговаривать, сочувствовать другому, обращаться друг к другу по имени. «Покажем утёнку, как нужно попросить о чём- нибудь», «Научим игрушки здороваться друг с другом». В этих играх обучаю малышей пользоваться словесными формами приветствия, прощания, учу вежливо обращаться с просьбой. Очень любят ребята, когда я использую т героев пальчикового театра. Например, утром детей встречает пушистый котёнок, здоровается с ними, спрашивает, как дела. В другой раз, лохматый медвежонок просит помочь найти бочонок с мёдом. С помощью таких приёмов у детей сохраняется жизнерадостный настрой в течение дня. Конечно, не в сё идёт так гладко, как хотелось бы. Многие родители из- за нехватки времени или терпения предпочитают сами быстренько умыть, одеть ребёнка, убрать за него игрушки, что мешает закреплению полученных в детском саду знаний, умений и навыков культурного поведения. Некоторые родители мало обращают внимание на то, что малыш плохо ведёт себя на улице и в общественных местах. З начение воспитания культурных и гигиенических навыков, а именно: 1. Наличие навыков – важное условие для здоровья ребёнка, т. к. соблюдение правил личной гигиены предохраняет от инфекционных заболеваний. 2. Ежедневно повторяя одни и те же действия, дети совершенствуют движения: они становятся более точными, ловкими, координированными. 3. Ребёнок шире познаёт окружающий мир, т. к. пользуясь и знакомясь с разными предметами и их свойствами, осмысливает простые связи между явлениями( напр. , не наклоняешься над тарелкой – кофточка грязная) . 4. Развитие речи: наряду с показом и непосредственной помощью я пользуюсь словом( название принадлежностей, действий и т. п. ) . 5. Воспитывается внимание и воля. 6. У детей удовлетворяется стремление к самостоятельности. По моему мнению, в современных условиях ответственность за воспитание детей в первую очередь ложится на их родителей, которые в тесной взаимосвязи с воспитателями детского сада и учителями школы должны воспитать достойных граждан России.

Оставить комментарий: