Закаливание в системе физического воспитания дошкольников

Опубликовано: нет данных

Автор: Структурное подразделение "Детский сад № 5 комбинированного вида" муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Радуга" комбинированного вида" Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

Воспитатель группы ФФН Сулягина О.И. Закаливание в системе физического воспитания дошкольников В дошкольных учреждениях имеются большие возможности для укрепления здоровья детей. На протяжении всего периода пребывания ребенка в детском саду обеспечивается не только охрана его здоровья, но и используются средства, способствующие совершенствованию функций организма. Оздоровительная работа осуществляется разнообразными способами, которые тесно взаимосвязаны. Поэтому она требует постоянного контакта педагогического коллектива с медицинскими работниками, родителями, техническим персоналом, от которого зависит состояние помещений, выполнение режима. Одно из основных направлений оздоровительной работы в дошкольном учреждении - проведение всех форм лечебно-профилактических мероприятий в установленные Министерством здравоохранения России сроки. Это плановые медицинские осмотры, диспансеризация с последующим лечением нуждающихся в нем детей; профилактические прививки; определение уровня физического развития на основе измерения длины и массы тела, окружности грудной клетки; организация своевременных консультаций специалистов для детей с отклонениями в состоянии здоровья; врачебный контроль за физическим воспитанием, санитарно - эпидемиологической обстановкой; санитарно-просветительная работа. Всесторонний медицинский осмотр дает возможность оценить состояние здоровья каждого ребенка и на этой основе отнести его к одной из групп здоровья, с тем чтобы врач и медицинская сестра могли своевременно применять необходимые для него воздействия. По существующей классификации, разработанной НИИ гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения России, основная масса детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях, относится к І и II группам здоровья. І группа - это здоровые дети, уровень развития которых соответствует возрасту; ІІ группа - это также здоровые дети, но имеющие незначительные отклонения со стороны отдельных органов и систем, дети со сниженной сопротивляемостью организма к заболеваниям; к III группе относят детей с хроническими заболеваниями в компенсированном состоянии. Исследования показали, что к III группе здоровья можно отнести лишь незначительную часть детей (до 10 - 12%); дошкольники с тяжелыми хроническими заболеваниями (ІV и V группы) в массовых детских садах не воспитываются. Изучение состояния здоровья детей в дошкольных учреждениях предполагает его оценку по четырем основным критериям: 1) наличие или отсутствие заболевания; 2) уровень физического и нервно психического развития, гармоничность развития; 3) уровень физиологических систем организма; 4) устойчивость к воздействию вредных факторов среды (в том числе к заболеваниям). Положительная динамика основных показателей у детей выявляется в процессе регулярных медицинских осмотров, эффективность которых во многом зависит и от работы воспитателя. Именно воспитатель может раньше всех заметить какие-либо изменения в состоянии здоровья ребенка, все улучшения, которые происходят у него под влиянием лечения, и вовремя информировать об этом врача, медицинскую сестру. Таким образом, между воспитателем, с одной стороны, и медицинскими работниками - с другой, осуществляется двусторонняя связь, которая поможет достигнуть хороших результатов в укреплении здоровья детей. Е. А. Аркин писал: «Во главе педагогических мероприятий, проникая всю воспитательную работу должна стоять забота об укреплении здоровья ребенка». Воспитатель полностью отвечает за соблюдение всех санитарно-гигиенических правил содержания помещений групповой ячейки. Он следит за тем, чтобы в них систематически и качественно осуществлялись влажная уборка, проветривание, а игрушки, книги, пособия содержались в порядке. Важно помнить, что свежий воздух и чистота в группе - залог эффективности всей оздоровительной работы. Если этого нет, то никакие специальные процедуры не будут оказывать благоприятного влияния на организм и их проведение окажется бесполезным, а иногда и вредным (например, водные процедуры в несоответствующих гигиеническим требованиям условиях и т.п.). Закаливание - существенный раздел оздоровительной работы в дошкольном учреждении. В процессе закаливания повышается устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды, к изменениям температуры, погодных условий. Это достигается тренировкой сосудов поверхности тела, нервных окончаний воздействием разнообразных физических средств, природных факторов. Организм ребенка особенно чувствителен к тепловому дискомфорту. Дети одинаково легко переохлаждаются и перегреваются. И то, и другое ведет к нарушению теплового баланса и, следовательно, к заболеванию. Разнообразные закаливающие средства способствуют тренировке нервно - рефлекторных сосудистых реакций, в большой мере определяющих общее физиологическое состояние организма, его реактивность на воздействие внешних раздражителей. Закаливание улучшает обмен веществ, деятельность органов дыхания и сердечно - сосудистой системы, повышает интенсивность окислительных процессов в организме, мышечный тонус. Правильное закаливание основывается на следующих известных принципах: рациональный выбор процедур; систематичность их проведения; постепенность и увеличение силы воздействия; непрерывность; индивидуальный подход к детям в зависимости от состояния здоровья, особенностей нервной системы. В дошкольном учреждении закаливание детей является неотъемлемым компонентом всей воспитательно-образовательной и оздоровительной работы. Его осуществляет воспитатель с помощью няни и под контролем медицинских работников. При организации закаливания детей, которое лучше всего начинать в теплое время года, детей разбивают на группы: І группа - дети здоровые, ранее закаливаемые; II группа - дети здоровые, ранее не закаливаемые или имеющие функциональные отклонения; III группа - дети, имеющие хронические заболевания, и те, кто перенес какое - либо длительное заболевание. По мере закаливания, но не менее чем через два месяца, детей можно пере вести из одной группы в другую (из более слабой в более сильную). Основанием для перевода в другую группу будут отсутствие у ребенка острых заболеваний, положительная эмоциональная реакция на процедуру, отсутствие отрицательных внешних проявлений на холодовый раздражитель. Для детей ІI и III групп конечная температура воды при водных процедурах и воздуха в помещении может быть на 1° - 3°C выше. Для правильного закаливания воспитателю необходимо вначале овладеть методикой проведения различных процедур. В этом ему помогут врач или медицинская сестра. А на специально организованном семинаре воспитатели приобретут практические навыки и получат запас необходимых теоретических знаний. В повседневной жизни детского сада закаливание можно водить различными способами, при выборе которых нужно обязательно учитывать местные климатические условия. Следует сказать, что деление закаливающих процедур на воздушные, водные и другие в какой-то мере условно, так как при использовании одного средства всегда в большей или меньшей степени происходит воздействие другого фактора. Наилучший эффект дает комплексное использование закаливающих мер. Такое воздействие происходит как бы само собой. Например, обливание водой и обтирание всегда связаны с одновременным воздействием воздуха, потому что дети некоторое время находятся в комнате раздетыми (частично или полностью). Вот почему так важно, чтобы не только температура воды, если используются водные процедуры, но и температура воздуха в помещении, где они проводятся, соответствовали гигиеническим рекомендациям. Только в этом случае оба закаливающих фактора - вода и воздух – будут способствовать оздоровлению. То же можно сказать и о купании детей в открытых водоемах. В этом случае на организм ребенка, помимо воды, оказывают одновременное воздействие такие факторы, как солнце, воздух, гидроионизация, которая создается при распылении мельчайших частиц воды в воздухе. Важно лишь следить за тем, чтобы применение одних средств не исключало бы полезного действия других. Так, например, необходимо тщательно контролировать процесс обливания детей, чтобы оно не проводилось при сквозняках или низкой температуре воздуха. Нельзя проводить обливание и в душном, непроветренном помещении с высокой влажностью и температурой воздуха. Одним из наиболее доступных и простых методов закаливания является воздушное. Основное условие его эффективности - постоянное пребывание детей в хорошо проветренном помещении с температурой воздуха 20°С, влажностью воздуха в пределах 60% при отсутствии бактериальной загрязненности. Закаливание воздухом не требует проведения специальных процедур, приспособлений, дополнительных затрат времени. Оно осуществляется во время пребывания детей на прогулке и в помещении. Важно лишь, чтобы их одежда соответствовала гигиеническим требованиям и условиям погоды. При нормальной температуре воздуха в помещении дети находятся в облегченной одежде - в платье или рубашке из хлопчатобумажных тканей с длинным или с коротким рукавом; на ногах - носки или хлопчатобумажные колготы, легкие туфли на небольшом широком каблуке. Неприемлема для повседневной носки в помещении одежда из синтетических тканей, она плохо проводит тепло, воздух, не впитывает влагу, что создает дискомфортные условия, нарушает отдачу организмом тепла и может привести к заболеванию. Для поддержания хорошего микроклимата помещение нужно регулярно проветривать. Проветривание туалетных комнат и раздевальных можно проводить только в отсутствие детей. Закаливание происходит и во время сна »детей в спальной комнате, если в ней поддерживается необходимая температура, а также при организации сна на воздухе. Если дети спят в помещении, то в нем с одной стороны оставляют открытыми фрамуги или форточки таким образом, чтобы близко лежащие дети не подвергались охлаждению. Тех детей, которые находятся вблизи открытой фрамуги, нужно одеть теплее (на голову надеть легкую шапочку или повязать косынку). Воспитатёль следит, чтобы во время сна они не раскрывались. Фрамуги или форточки открывают с той стороны, откуда нет ветра, тогда дети не будут охлаждаться даже находясь в обычной одежде. Примерно за 20 – 30 мин (с учетом погодных условий) до подъема детей фрамуги закрывают. Здоровые, закаленные воспитанники могут одеваться и раздеваться во время подъема и укладывания при постепенном снижении температуры воздуха в спальной комнате с 21 - 20° до 18 - 16°. Так будет осуществляться дополнительное закаливание воздухом. В теплый период года фрамуги, форточки, окна можно оставлять открытыми в течение всей длительности сна детей. В дошкольных учреждениях южных районов спальные комнаты должны быть снабжены солнцезащитным и устройствами, предохраняющими помещение от перегревания и проникновения яркого света, мешающего детям заснуть. Одним из эффективных средств закаливания является ежедневное пребывание детей на свежем воздухе в любую погоду. Закаливание солнечными лучами большей частью не требует специальных процедур, оно происходит время разнообразных игр на участке в теплое время года. Лишь в северных областях, где не хватает солнечного света, проводят облучение помещения и поверхности тела детей ртутно-кварцевыми лампами. Дозировка облучения для каждого ребенка, показания и противопоказания определяются медицинскими работниками. При выезде на дачу в южные, средние широты дети принимают солнечные ванны также под контролем врача. В обычных условиях пребывание ребенка на солнце во время прогулки увеличивается постепенно. Вначале дети играют на участке в полосе светотени, а затем, привыкая, они могут находиться под прямыми солнечными лучами более длительное время - в целом от 5 - 6 до 10 мин одномоментного пребывания и до 40 - 50 мин суммарно, в течение дня. Также постепенно открывают участки поверхности тела детей - сначала дети остаются в трусах и майках, а затем в одних трусах. Когда ребенок играет на солнечной стороне участка, на голове у него должна быть Панама из светлой хлопчатобумажной ткани. При играх в тени панаму лучше снять, чтобы кожа головы не потела. Закаливание водой начинают с наиболее слабых - местных водных процедур. К ним относятся обливание отдельных частей тела, влажные обтирания до пояса. Чаще всего в детских учреждениях используют обливание ног с постепенным снижением температуры воды, а также водой контрастных температур. Способ закаливания зависит от конкретных условий, в которых находится детский сад или группа: от снабжения здания горячей и холодной водой, опыта персонала, количества детей в группе и др. При обливании ног начальную температуру воды 30° черёз один - два дня постепенно снижают на 1 - 2° и доводят в течение 7 - 10 дней до 16 - 14°. Обливание можно проводить только тогда, когда у ребенка теплые ноги. Если же они охлаждены, их следует предварительно согреть растиранием или теплым обливанием. Температура воздуха в помещении, где проводят обливание, должна быть не ниже 20°. Обычно при обливании пользуются лейкой или ковшом – так легче получить нужную температуру воды. На всю процедуру для одного ребенка расходуется 1/2 - 1/3 л воды; длительность обливания - 15 - 20 с. После процедуры ноги ребенка насухо вытирают чистым индивидуальным полотенцем. В холодный период года обливания, как правило, проводят после дневного сна; в теплый - после прогулки, когда его можно сочетать с гигиеническим мытьем ног: вначале ноги ребенка моют теплой водой с мылом, а затем обливают водой закаливающей температуры. Влажные обтирания до пояса чаще всего применяют для закаливания ослабленных детей или используют в качестве подготовительного этапа при переходе от местных к общим обтираниям или обливаниям. После влажных обтираний кожу ребенка также нужно насухо вытереть и растереть. Нельзя допускать охлаждения детей, появления у них неприятных ощущений, озноба, отрицательных эмоциональных реакций. Обливание ног с использованием воды контрастных температур осуществляется следующим образом: ноги ребенка попеременно в течение 10 - 15с обливают прохладной и теплой водой. Температура теплой воды 35 - 36°, прохладной 18°. Постепенно детей можно приучать к большему диапазону температур, повышая температуру теплой воды до 40° и снижая температуру прохладной воды до 16 - 17° (с учетом состояния здоровья, степени привыкания ребенка к процедуре). Обливание ног здоровых детей заканчивается прохладной водой; детей с отклонениями в состоянии здоровья - теплой. Общее обливание лучше всего проводить в теплое время года после предварительной подготовки детей _ привыкания их к местным водным процедурам. В осеннее - зимний период обливание проводят только при наличии хороших бытовых и гигиенических условий, позволяющих соблюдать все необходимые правила и избежать переохлаждения детей. Температура воздуха в помещении должна быть не ниже 23°. В теплое время года общие обливания проводят после первой прогулки, перед обедом, сочетая их с гигиенической процедурой. Начальная температура воды при общих обливаниях тела 34 - 35°, конечная 22 - 24°. Через каждые 3 - 4 дня температуру воды снижают на 2°. Для обливания лучше всего использовать лейку; расход воды на одного ребенка - 1,5 - 2л; продолжительность обливания постепенно увеличивается с 15 - 20 до 35 - 40 с. Если ребенок пропустил процедуру закаливания водой, местные или общие обливания, то его обливают водой начальной температуры. Конкретные указания к обливанию и закаливанию детей, перенесших заболевание, а также ослабленных или тех, кто пропустил процедуры, дает врач дошкольного учреждения или медицинская сестра. Для того чтобы закаливание проходило с большей эффективностью и не занимало слишком много времени, важно правильно организовать детей, научить их самостоятельно проделывать простейшие процедуры, помогать друг другу. Например, влажное обтирание до пояса, которое можно проводить начиная с 4 – 5 лет, организуют таким образом. Дети раздеваются до трусов, с помощью воспитателя каждый повязывает полотенце вокруг пояса, берет мягкую рукавичку. 10 - 12 детей встают вокруг таза с водой нужной температуры, затем каждый опускает в нее рукавичку, отжимает ее, надевает на левую руку и обтирает правую в направлении от пальцев к плечу. Затем надевает рукавичку на правую руку и обтирает левую руку, шею, грудь. Далее все снимают рукавички и становятся друг за другом. Каждый ребенок передает ее сзади стоящему, после чего они обтирают спины друг другу. По окончании процедуры дети быстро растираются сухим полотенцем. Общее влажное обтирание продолжается в течение 1 - 2 мин в такой последовательности: руки, ноги, грудь, живот, спина. После этого детей вытирают (или они вытираются самостоятельно) сухим полотенцем. Проводят его так. Таз с прокипяченными рукавичками (по количеству детей) наполняют водой соответствующей температуры. Дети раздеваются и подходят к няне, которая берет из таза рукавичку и обтирает каждого. Воспитатель или медсестра быстро вытирает ребенка полотенцем, и он одевается. Если в группе один взрослый, ребенок подходит к нему со своим полотенцем и после обтирания вытирается самостоятельно. В случае, когда не всех детей группы обтирают водой одной и той же температуры, процедуру начинают с тех, кому рекомендована более теплая вода. А вот как можно организовать обливание ног. В душевой дети поочереди друг за другом подходят к поддону. Няня или воспитатель обливает им ноги водой нужной температуры. Затем дети выходят, встают на решетку, вытирают самостоятельно или с помощью няни (воспитателя) ноги и тут же обуваются. В туалетную комнату из спальни они приходят в обуви на босу ногу. Для общего обливания воду нужной температуры готовят в баке и черпают ковшом. Голову обливать не рекомендуется. Ребенок стоит на деревянной решетке со стоком под ней для воды (можно ставить ребенка в таз, ванну, поддон). Общее обливание длится 20 - 30с, а вся процедура занимает 2 - 3 мин на одного ребенка. Обливание можно проводить под душем, если обеспечить постоянную температуру воды с помощью смесителя. Обливание под душем может проводиться до 30 - 40с. При осуществлении всех видов водных процедур помощь и участие няни обязательны. Предпочтительно проводить оздоровительную профилактическую и коррекционную работу совместно с родителями, другими членами семьи. Для этого можно организовывать не только праздники, но и целевые прогулки к определенным объектам природы, экскурсии, походы в лес, к водоему, в заповедник на весь день, мини - соревнования, сюжетно - сказочные эстафеты, игры - поединки на быстроту реакции, координацию движений, шутливые старты - аттракционы. Совместно с родителями можно согласовать способы оздоровительных нетрадиционных процедур и закаливания: дневной сон на полу (на матах), обливание водой комнатной температуры, бег в трусиках, в маечках и кедах в осенний период на участке, использование фитоподушек во время дневного сна, фиточая, аутогенная тренировка перед дневным сном, полоскание горла водой комнатной температуры и т.д. Педагогу необходимо дифференцированно подходить к нагрузке детей с физическими упражнениями и в выборе способов оздоровительной работы, фитопроцедур с учетом переносимости предложенной деятельности. Больше использовать элементов упражнений - асан Хатха - йоги, повышающих иммунитет даже на начальной стадии их использования. Для этого целесообразно разделить детей по группам здоровья: І группа – профилактическая Цель: повысить способность адаптации организма ребенка к неблагоприятным воздействиям внешней среды, создать условия для последующей работы. а) закапывание носоглотки Чесночным раствором; б) очистительный салат; в) промывание носа водой; г) здоровое питание. II группа - интенсивная Цель: дать детям эмоциональный заряд бодрости и душевного равновесия, тренировать дыхание, укреплять мышцы. а) оздоровительный бег (дозированный); б) утренняя зарядка на свежем воздухе (в течение всего года); в) дыхательная гимнастика по системе Бутейко; г) массаж, самомассаж. III группа - сильнодействующая Цель: способствовать «пробуждению›› нервной системы, мобилизации внутренних сил организма. а) обливание водой Нельзя проводить закаливающие процедуры, которые не нравятся малышу. Они должны вызывать радость. І. Воздушные ванны для тела. 1. Дети ежедневно в любое время года 15 - 20 мин. играют босиком в одних трусиках в простые подвижные игры. 2. Ребенок сам растирает сухой салфеткой или рукавичкой руки, ноги, плечи, грудь. 3. Воспитатель растирает раздетого ребенка сухой салфеткой, слегка пощипывает и похлопывает кожу, позволяет малышу расслабленно повисеть у себя на вытянутых руках. 4. Игра «Я массажист!›› Дети попарно делают друг другу массаж спины, рисуя на ней различные фигуры. 5. Влажное растирание. Раздетого ребенка взрослые быстро обтирают влажным полотенцем, после Чего ему предлагается 5 - 10 мин быстро побегать («Догонялки», «Обгонялки»). Через 10 мин. процедура повторяется, а затем ребенка растирают сухим полотенцем. 6. Поглаживающий массах во время приема воздушных ванн. ІІ. Контрастные ванночки для рук и ног с последующим самомассажем пальцев ног и стоп. 1. Проводятся при температуре воды в ванночках 18°С и 30°С. 2. Растирание рук и ног снегом или охлажденной водой до ощущения сильного тепла с последующим вытиранием насухо и самомассажем. III. Солевые дорожки. Стопа должна быть предварительно разогрета. С этой целью используют массажеры для стоп, пуговичные и палочные дорожки, корригирующие упражнения для стоп, прыжки и т.д. Эффект соленых дорожек заключается в том, что соль раздражает стопу ребенка, богатую нервными окончаниями. Соленой раствор: на 1 л воды 90 г соли. ІV. Закаливание носоглотки. Полоскание рта и горла. 1. Полоскание горла 1,5% раствором морской соли. 2. Игра «Волшебный напиток» (температура воды понижается от 36 - 38°С до 8 - 10°С). 3. Игра «Левушка››. Рычание с напряжением нижней Части Челюсти, языка, малого язычка. V. Комплекс оздоровительных упражнений для горла. 1. Игровые упражнения «Маленькие волшебники». 2. Игры: «Буратино», «Солнечные зайчики››, «Птичка», «Покачай малышку». VІ. Дыхательные и звуковые упражнения. VII. Точечный массаж. Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольных учреждениях. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЬІХ ИСТОЧНИКОВ 1. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Занятия физической культурой в ДОУ - М. 2005г. 2. Режим дня в детском саду. Т.Л. Богина, Н.Т. Терехова - М. «Просвещение» 2007г. 3. Крюкова О.Ф. Режим школьника - Саранск 20044г. 4. Осокина Т.И. Игры и развлечения Детей на воздухе - М. 2003г.

Документы для скачивания:

Воспитатель группы ФФН Сулягина О.И. Закаливание в системе физического воспитания дошкольников В дошкольных учреждениях имеются большие возможности для укрепления здоровья детей. На протяжении всего периода пребывания ребенка в детском саду обеспечи
Формат: .docx

Оставить комментарий: