a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Инновационный педагогический опыт работы воспитателя Федоровой Н.Н. "Развитие духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы"

Опубликовано: 2015-11-01 18:46:57

Документы для скачивания

Развитие духовно- нравственных и гражданско- патриотических качеств у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок. В. Сухомлинский 1. Актуальность и перспективность опыта          Вопросы нравственного воспитания были актуальны всегда. Но особенно остро они встают сегодня, когда меняются ценности общества. Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Основные моральные качества формируются в эти годы. Духовно- нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально- культурного развития данного общества. Художественная литература  – одно из важнейших сре дств вс естороннего гармонического развития личности. В настоящее время художественная литература, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно художественное слово играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время художественная литератур а- это среда для развития эмоционально- нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих. Художественная литература входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. С произведениями начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Произведения не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное- они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких пережи ваний и эмоциональных открытий, воспитанию духовно- нравственных и гражданско- патриотических чувств. Актуальность темы: Духовно- нравственное воспитание, обеспечивает устойчивое,  гармоничное развитие человека, включающее в себя соблюдение  норм общественной морали и формировани е нравственных качеств личности. 2. Условия формирования опыта. Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать. Привлечь особое внимание общества к литературе и чтению в 2015 году призвал Президент РФ В. В. Путин, издав Указ от 12. 06. 2014г №426 «О проведении в Российской Федерации Года литературы». Задача приобщения детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы озвучена авторами примерных основны х общеобразовательных программ дошкольного образования. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. Кроме то го, согласно ФГОС, утвержденному приказом Минобрна уки России от 17. 10. 2013 №1155, содержание образовательной области «Художественно- эсстетическое развитие» предполагает, кроме прочего, формирование у детей элементарных представлений о видах искусства; восприятие художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживаний персонажам художественных произведени й. 3. Теоретическая база опыта. Теоретические основы духовно- нравственного и нравственно- патриотического воспита ния в современном дошкольном учреждении базируются на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций его разви тия. Большую роль в формировании нравственных каче ств пр извана сыграть книга. «На каждое произведение, - писал К. Д. Ушинский, - мы должны смотреть как на окно, чрез которое мы можем показать детям ту или другую сторону жизни' ' В. Г. Белинский писал: «Художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие к герою». Для ознакомления детей с нормами морали необходимо использовать художественную литературу, в которой писатели представляют героев( положительные и отрицательные) , в доступной форме описывая конкретные поступки. Р ебенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Я считаю, что художественная литература соответствующая возрасту, доступна пониманию дошкольника. Ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно- следственные связи и явления, делают ее особенно интересной и волнующей для детей. Художественная литература является незаменимым инструментом формирования нравственн о- здоровой личности ребенка, помогает понять на доступном ему языке красоту окружающего мира. В своей работе я использую следующую литературу: журналы «Дошкольное воспитание», «Детский сад будущего»; Гриценко З. А. «Ты детям сказку расскажи» М. , 2003. ; Доронова Т. Н. «Играют взрослые и дети» Линка – Пресс, 2006. ; Рик Т. «Сказки и пьесы для семьи и детского сада» Линка – Пресс, ; Рыжова Н. А. Коллекция увлечений. Линка – Пресс, 2005. ; Шорохова О. А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. М. , 2006. ; Безруких М. М. Сказка как источник развития творчества детей. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. , 2001. ; Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. Харьков. 1996. ; О. А. Шиян. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. Мозаика- синтез; М. : ; 2012. ; М. Д. Маханева. Театрализованные занятия в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2003г. Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко. Кукольный теат р- дошкольникам: Театр картинок. Театр игрушек. Театр петрушек. - М. : Просвещение, 1982г. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей, средней, старшей, подготовительной группах детского сада. – М. : Мозаика – Синтез, 2012, 2013. 4. Технология опыта. Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Основные моральные качества формируются именно в эти годы. Успех педагогических воздействий, в значительной мере определяется тем, насколько удается вызвать у ребенка определенные чувства к тому или иному лицу, предмету или действию.         В своей работе я предприняла попытку восполнить дефицит источников практического характера по воспитанию нравственных качеств у  дошкольников на произведениях художественной и православной литературы.         Формирование нравственных качеств и воспитание нравственных чувств – сложный процесс. Методика формирования этих представлений должна основываться на доступных впечатлениях, получаемые ребенком, Существенное значение имеет определение задач литературного образования в детском саду. Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, – это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека. Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой определены на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы и представлены в программах дошкольного образования.   Обобщенно эти задачи можно сформулировать следующим образом:  -  Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него.  - Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах( проза, поэзия) , об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке.  - Воспитывать литературно- художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения,  улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.   Ребенок подготовительной к школе группы должен уметь: определять основных героев; на основе анализа поступков персонажей, высказывать свое эмоциональное отношение к ним( кто нравится и почему) ; определять жанр( стихотворение, рассказ, сказка) ; улавливать наиболее яркие примеры образности языка( определения, сравнения) .      Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. В основе отбора – педагогические принципы, разработанные на основе общих положений. П осредством событий в произведениях детьми усваиваются духовно – нравственные категории( добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность) ; - развивается образный строй речи, обогащается словарный запас, формируются навыки связной речи, - развивается способность детей отличать хорошее от плохого в произведениях художественной литературы и в жизни; - воспитывается у детей милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь; - воспитывается трудолюбие, доводить начатое дело до конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда; - развивается эстетический вкус, умение в идеть, ценить и беречь красоту 5. Анализ результативности опыта.         Считаю, что результат опыта заключается в совместной деятельности педагогов и семьи, направленной на усвоение ребенком норм нравственно- духовного воспитания: - открытость его к добру, позитивное отношение ребенка к окружающему миру, к другим людям и самому себе; - знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах; деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки; - осознание ребёнком тех базовых нравственных качеств, которые я пытаюсь воспитать в детях: совестливость и порядочность, самоотверженность и незлобие, сопереживание и сочувствие, патриотизм; - понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и взрослых. Результаты, которые мною достигнуты: - дети знают определённые сюжеты, составляющие духовный опыт человечества; - научились понимать сюжетную линию сказки, выделять проблему, актуализированную в сказке, выражать свои мысли и чувства. В результате поставленных задач у детей сформированы следующие знания, умения, навыки: - знание определенных сюжетов; - умение понимать сюжетную линию произведений; - выделять проблему, актуализированную в произведениях; - выражать свои мысли и чувства в речи; - умение передавать художественный образ в рисунке( иллюстрация, в словесной форме; - умение продолжить сюжетную линию произведений, используя вербальное воображение, активный речевой запас. Результат опыта заключается в совместной деятельности педагогов и семьи, направленной на усвоение ребенком норм нравственно- духовного воспитания. 6. Трудоемкость Задача детского сада, как отмечает Л. М. Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров( сказка, загадка, пословица, небылица и др. ) . В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой – с произведениями А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, братьев Гримм, X. К. Андерсена, Ш. Перро и др. Решая задачу подготовки детей к литературному образованию, предлагается давать им знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях. При этом одним из главных факторов, стимулирующих интерес ребенка к чтению, является читающая семья и соответствующая домашняя книжная среда. Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Книга дает возможность домыслить, “ дофантазировать ”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно. 7. Адресность Своим результатом работы я делюсь с коллегами на педсоветах, районных методических объединениях. Полученные результаты будут иметь практическую ценность: – для педагогов дошкольных образовательных учреждений; – дл я родителей, в плане р азвитие духовно- нравственных и гражданско- патриотических качеств у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы. Наиболее приемлемыми формами трансляции опыта работы считаю: – информационные брошюры; – мастер- классы, мероприятия и ООД для педагогов района; – консультации; – дни открытых дверей для родителей и педагогов других дошкольных образовательных учреждений; – сайт ДОУ

Оставить комментарий: