Экологическое воспитание и ознакомление с окружающим миром

Опубликовано: 09:47:43 04-11-2015

«Экологическое воспитание и

ознакомление с окружающим миром»

(из опыта работы)

Артамонова Р.Р.- воспитатель

МБДОУ «Кадошкинский д/с комбинированного вида «Солнечный»

Природа-это единственная книга, каждая страница

которой полна глубокого содержания.

И.В.Гете

Современное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в реализации этой проблемы отводится экологическому образованию. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей- это огромный потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное знакомство с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ (наблюдая за объектами живой природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов), сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов), умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособления растений и животных к сезону и к среде обитания), обобщение (дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков).

Мне, как и многим педагогам- практикам, при ознакомлении детей с природой и с человеком приходилось сталкиваться с проблемой экологического воспитания. Если по рисованию, чтению, математике, труду и другим предметам у детей нет исходных знаний и обучение начинается практически с нуля, то воспитатель имеет возможность просто следовать за ходом естественного развития ребенка и наращивать знания и умения в соответствии с его индивидуальным темпом обучения. Во всех отношениях педагог является более знающим, поэтому он без особых усилий передает эти знания своим воспитанникам.

В отношении природоведения ситуация иная - воспитатель может ответить на 25- 30% вопросов. Такое интересное явление заслуживает специального внимания психологов.

И поэтому в своей работе определила решение следующих задач:

- уточнение и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях;

- формирование знаний о жизненно необходимых условий для человека, животных и растений (питание, рост, развитие);

- формирование элементарных представлений о причинно- следственных связях внутри природного комплекса;

- развитие гуманного эмоционально- доброжелательного и бережного отношения к окружающему миру;

- формирование потребности заботиться о чистоте своей группы;

- ознакомление с природными факторами, влияющими на здоровье человека;

- формирование гигиенических навыков;

-формирование взглядов на здоровый образ жизни;

- формирование привычки рационально использовать воду;

- выработка умения правильно взаимодействовать с окружающим миром (элементарные правила поведения в природе);

- развитие познавательного интереса к окружающему миру;

- формирование эстетического отношения к окружающему миру;

- развитие продуктивной деятельности.

Решение этих задач и умение детей применять свои знания и умения в жизни, в этом я вижу актуальность и перспективность моего опыта.

Для реализации целей и задач следую принципам: системности, сезонности, возрастной адресности, интеграции, преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.

Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребенка.

Работу по данному направлению осуществляю на занятиях, в процессе наблюдений, целевых экскурсий, чтения художественных произведений, различных игр и развлечений, трудовой и продуктивной деятельности.

Для решения задач использую такие формы работы, как интегрированные занятия, экспериментирование, экологические тропы, решение кроссвордов, оформление стенгазет, альбомов.

Структура занятия-экспериментирования.

1. Постановка проблемы.

2. Тренинг памяти, внимания, логики мышления.

3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе экспериментирования.

4. Уточнение плана исследования.

5. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

6. Распределение детей на подгруппы.

7. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Последние пять лет особое внимание уделяю ознакомлению дошкольников с человеком и формированию взглядов на здоровый образ жизни: на специально организуемых и познавательных занятиях, в играх, в нерегламентированных видах деятельности, в свободной самостоятельной деятельности в течении дня, в виде своеобразных домашних заданиях, даваемых как детям, так и их родителям.

Ознакомление дошкольников с человеком является новым направлением в системе дошкольного образования и поэтому необходимо с осторожностью относиться к экспериментам. Все проводимые наблюдения и эксперименты должны быть безопасными и безвредными. Чтобы у детей сформировался устойчивый интерес к приобретению знаний о человеке, чтобы получаемые знания были осознанными и понятными, наблюдения и эксперименты должны проводиться планомерно, целенаправленно и систематически. Не следует перегружать детей негативной информацией.

В результате проводимых мной занятий, экспериментов, игр дети старшей группы приобретают следующие знания, умения и навыки:

- понимание назначения таких органов чувств, как язык, глаз, ухо, нос;

- умение находить сходство в строении человека и животных;

- понимание гомологичности органов;

- приобретают общие представления обо всех возрастных периодах человека;

- понятие различия людей по половым признакам;

-  понятия о значении пищи, воды, воздуха для человека;

-  представление о витаминах, как натуральных, так и химических;

-  основных условиях необходимых для жизни человека;

- приобретают навыки бытового и обслуживающего труда;

- с удовольствием играют и разговаривают с товарищами;

- вежливо обращаются с взрослыми;

- знают, что у каждого человека и у каждого животного есть родители;

- знают свой адрес;

- активно стремятся поддерживать порядок в группе;

- самостоятельно выполняют гигиенические процедуры;

- пользуются только своими предметами личной гигиены;

- понимают, что свое здоровье надо беречь самому;

- понимают, что состояние здоровья связано с поведением и соблюдением гигиенических мероприятий;

- знают правила поведения на улице, во дворе, в общественных местах и стараются соблюдать их;

- по собственной инициативе организовывают сюжетно-ролевые игры на медицинскую тематику;

- отражают в рисунках, аппликациях, поделках ситуации, связанные с выполнением гигиенических и закаливающих процедур;

- рисуют и лепят человека, соблюдая пропорции частей тела и передавая несложные движения.

Оставить комментарий:


Понравился сайт? Расскажи о нём: