a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Экологическое воспитание и ознакомление с окружающим миром

Опубликовано: 2015-11-04 09:47:43
<p style="text-align: center;"><strong>&laquo;Экологическое воспитание и</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>ознакомление с окружающим миром&raquo;</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>(из опыта работы)</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong><a href="/teachers/11613/">Артамонова Р.Р.</a>- воспитатель</strong></p> <p style="text-align: center;"><a href="/"><strong>МБДОУ &laquo;Кадошкинский д/с комбинированного вида &laquo;Солнечный&raquo;</strong></a></p> <p style="text-align: center;"><strong>Природа-это единственная книга, каждая страница</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>которой полна глубокого содержания.</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>И.В.Гете</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>Современное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в реализации этой проблемы отводится экологическому образованию. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей- это огромный потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное знакомство с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ (наблюдая за объектами живой природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов), сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов), умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособления растений и животных к сезону и к среде обитания), обобщение (дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков).</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>Мне, как и многим педагогам- практикам, при ознакомлении детей с природой и с человеком приходилось сталкиваться с проблемой экологического воспитания. Если по рисованию, чтению, математике, труду и другим предметам у детей нет исходных знаний и обучение начинается практически с нуля, то воспитатель имеет возможность просто следовать за ходом естественного развития ребенка и наращивать знания и умения в соответствии с его индивидуальным темпом обучения. Во всех отношениях педагог является более знающим, поэтому он без особых усилий передает эти знания своим воспитанникам.</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>В отношении природоведения ситуация иная - воспитатель может ответить на 25- 30% вопросов. Такое интересное явление заслуживает специального внимания психологов.</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>И поэтому в своей работе определила решение следующих задач:</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>- уточнение и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях;</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>- формирование знаний о жизненно необходимых условий для человека, животных и растений (питание, рост, развитие);</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>- формирование элементарных представлений о причинно- следственных связях внутри природного комплекса;</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>- развитие гуманного эмоционально- доброжелательного и бережного отношения к окружающему миру;</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>- формирование потребности заботиться о чистоте своей группы;</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>- ознакомление с природными факторами, влияющими на здоровье человека;</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>- формирование гигиенических навыков;</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>-формирование взглядов на здоровый образ жизни;</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>- формирование привычки рационально использовать воду;</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>- выработка умения правильно взаимодействовать с окружающим миром (элементарные правила поведения в природе);</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>- развитие познавательного интереса к окружающему миру;</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>- формирование эстетического отношения к окружающему миру;</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>- развитие продуктивной деятельности.</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>Решение этих задач и умение детей применять свои знания и умения в жизни, в этом я вижу актуальность и перспективность моего опыта.</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>Для реализации целей и задач следую принципам: системности, сезонности, возрастной адресности, интеграции, преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребенка.</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>Работу по данному направлению осуществляю на занятиях, в процессе наблюдений, целевых экскурсий, чтения художественных произведений, различных игр и развлечений, трудовой и продуктивной деятельности.</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>Для решения задач использую такие формы работы, как интегрированные занятия, экспериментирование, экологические тропы, решение кроссвордов, оформление стенгазет, альбомов.</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>Структура занятия-экспериментирования.</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>1. Постановка проблемы.</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>2. Тренинг памяти, внимания, логики мышления.</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе экспериментирования.</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>4. Уточнение плана исследования.</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>5. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>6. Распределение детей на подгруппы.</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>7. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>Последние пять лет особое внимание уделяю ознакомлению дошкольников с человеком и формированию взглядов на здоровый образ жизни: на специально организуемых и познавательных занятиях, в играх, в нерегламентированных видах деятельности, в свободной самостоятельной деятельности в течении дня, в виде своеобразных домашних заданиях, даваемых как детям, так и их родителям.</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>Ознакомление дошкольников с человеком является новым направлением в системе дошкольного образования и поэтому необходимо с осторожностью относиться к экспериментам. Все проводимые наблюдения и эксперименты должны быть безопасными и безвредными. Чтобы у детей сформировался устойчивый интерес к приобретению знаний о человеке, чтобы получаемые знания были осознанными и понятными, наблюдения и эксперименты должны проводиться планомерно, целенаправленно и систематически. Не следует перегружать детей негативной информацией.</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>В результате проводимых мной занятий, экспериментов, игр дети старшей группы приобретают следующие знания, умения и навыки:</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>- понимание назначения таких органов чувств, как язык, глаз, ухо, нос;</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>- умение находить сходство в строении человека и животных;</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>- понимание гомологичности органов;</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>- приобретают общие представления обо всех возрастных периодах человека;</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>- понятие</strong><strong>&nbsp;различия людей по половым признакам;</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>- &nbsp;понятия о значении пищи, воды, воздуха для человека;</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>- &nbsp;представление о витаминах, как натуральных, так и химических;</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>- &nbsp;основных условиях необходимых для жизни человека;</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>- приобретают навыки бытового и обслуживающего труда;</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>- с удовольствием играют и разговаривают с товарищами;</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>- вежливо обращаются с взрослыми;</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>- знают, что у каждого человека и у каждого животного есть родители;</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>- знают свой адрес;</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>- активно стремятся поддерживать порядок в группе;</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>- самостоятельно выполняют гигиенические процедуры;</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>- пользуются только своими предметами личной гигиены;</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>- понимают, что свое здоровье надо беречь самому;</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>- понимают, что состояние здоровья связано с поведением и соблюдением гигиенических мероприятий;</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>- знают правила поведения на улице, во дворе, в общественных местах и стараются соблюдать их;</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>- по собственной инициативе организовывают сюжетно-ролевые игры на медицинскую тематику;</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>- отражают в рисунках, аппликациях, поделках ситуации, связанные с выполнением гигиенических и закаливающих процедур;</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>- рисуют и лепят человека, соблюдая пропорции частей тела и передавая несложные движения.</strong></p>

Документы для скачивания