Занятия по развитию речи на тему «Весна. Признаки весны.» в средней группе

Опубликовано: 12:37:00 06-11-2015

Автор: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - Детский сад №84 "Золотое зернышко"

 

Цель: развитие связной речи по теме «Весна.Признаки весны».

Программное содержание:

-учить подбирать слова-определения к существительному

-учить отвечать полными предложениями, отгадывать загадки

-учить детей составлять рассказ по опорным картинкам

-развивать речь — доказательство

-развивать слуховое внимание, мелкую моторику;

-упражнять в изменении слов при помощи суффиксов;

-уточнять и расширять представление о перелетных птицах, диких животных;

-упражнять в умении выявлять простейшие причинно следственные связи;

-уточнять и расширять представления о весенних изменениях в живой и неживой природе;

-обогащать словарный запас по теме «Приметы  весны»;

-воспитывать умение слушать друг друга;

-воспитывать любовь к родной природе и бережного отношения к ней

 

Предварительная работа:

  • Наблюдения на прогулке за явлениями живой и неживой природы (солнце, небо, ветер, почки, птицы, одежда людей, работа дворников….за работой техники);
  • опытно-экспериментальная деятельность: нагревание предметов от солнца, таяние снега и сосулек в помещении, установление причинно следственной связи: где быстрее тает, наблюдение за срезанными ветками в группе;
  • рассматривание картинок с приметами ранней весны, открыток, альбомов с журнальными вырезками, модели признаков ранней весны, перелетные птицы, дикие животные, репродукции художников;
  • чтение худ.литературы, заучивание стихотворений (мнемотехника), отгадывание загадок, прослушивание закличек о весне, музыкальные произведения, приметы, звуки природы, беседы;
  • разучивание: дидактические игры, развивающие игры, подвижные игры
  • худ.творчесво: рисование на тему весна(трафареты, печатки, штампики), аппликация, лепка, раскраски, конструирование из природного материала, оригами.

 

НОД

 

Дети, кто из вас знает какое сейчас время года? (весна)

Дети, у меня есть изображение «тучки» и «солнышка». О каком настроении

«говорит солнышко »? (веселом, радостным) .

О каком настроении «говорит тучка »? (грустном)

А какое настроение сегодня у вас? (веселое)

 

Сейчас весна. Это красавица- весна привела нам тёплое, лучистое солнышко. Посмотрите, как ярко оно светит. Вот поэтому у вас сегодня и настроение хорошее.

А чтобы солнышко еще больше грело и светило, давайте его позовем. Дети зовут солнышко и делают движения руками.

Солнышко – вёдрышко,

Выгляни в окошко,

Посвети немножко.

А вот уже солнышко стало светить ярче. Солнышко проснулось, потянулось и побежали во все стороны солнечные лучики.

 

 

 

Я хочу пригласить вас  в сказку. «ВЕСЕННЯЯ СКАЗКА» :   Дети вместе с воспитателем садятся на стулья, просматривая презентацию «Весна». На экране появляются картинки, демонстрирующие события сказки. Воспитатель: «Жили-были четыре времени года. Вы их узнали? Дети: Зима, Весна, Лето, Осень. Воспитатель продолжает рассказывать сказку: Времена года жили дружно и по очереди правили миром. На смену Зиме приходила красавица Весна, дальше теплое Лето, потом разноцветная Осень.Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Дети устали от морозов и холода, им хотелось тепла,чтоб хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод!» На экране появляются картинки КОСТЕР, ЛАМПОЧКА, СОЛНЦЕ. Воспитатель: Как выдумаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? (Ответы детей «Солнце» Если дети дают неправильный ответ, то воспитатель помогает им с помощью наводящих вопросов).

Загадка

Молодое, новое,

К радости готовое.

Встанет рано поутру —

Я глаза скорей протру,

А оно — всё ярче, ярче,

За окном — всё жарче, жарче…

Что это такое? —Дети:Солнце!

 

Игра ''Сравни и назови''

Воспитатель начинает фразу, дети заканчивают

Солнце желтое, как… (одуванчик)

Солнце круглое, как… (мячик)

Солнце ласковое, как (мама, бабушка)

Солнце румяное, как (колобок)

Воспитатель: Солнце стало подниматься выше, светить ярче и сильнее. Согрело землю. Ещё недавно все вокруг былобелым-бело. Новдруг! Чтотакое? Снегначинаеттаять…Видишь, егостановитсявсеменьше?( с сопровождением демонстрационных слайдов.)

Воспитатель: А что же в это время происходит ввесеннем  лесу? Лес оживает, с юга возвращаются перелетные птицы. Прилетевшие из теплых стран соловьи наполняют весенний лес своими трелями, дятел стучит словно молоточком тук-тук,тук-тук. Просыпаются насекомые: жуки ,пауки,комары,мухи.

Игра '' Продолжи звук"

Зашумел ветер около уха ( ш-ш-ш-ш )

Летала оса около носа (с-с-с-с )

Летел, жук жужжал ( ж-ж-ж-ж )

Поймали комара, послушаем ( з-з-з-з )

Отпустили, сильно подуем  ( у-у-у-у).

 

       Воспитатель: Ой, дети, мы с вами забыли главное правило, в лесу шуметь нельзя, а мы расшумелись. Давайте возьмем бинокли, никого не видите вокруг? Лес густой, может там звери бродят. Дети, тихо, я кажется, заметила медведей. Посмотрите в бинокли вот туда, в просвет между деревьями. Правда ли, что там семья бурых медведей? Давайте, притаимся, присядем на корточки и понаблюдаем за ними. Шепотом говорите мне, какие там медведи и что они там делают. Правильно, там медведица с медвежатами. А почему мы их не встретили зимой? (Они спали в берлоге) Дети! Где родились медвежата? (в берлоге) Когда? (зимой) Чем кормит их мама (молоком) Что медведи едят весной (свежую травку, улиток, муравьев из муравейника).

 

 

 

Сейчас я вам расскажу, как медведь встретил весну.

 

Без забот и без тревоги спал медведь в своей берлоге

Спал всю зиму до весны и, наверно, видел сны

Вдруг, проснулся косолапый, слышит, каплет – вот беда!

В темноте пошарил лапой и вскочил – кругом вода.

Заспешил медведь наружу: заливает – не до сна!

Вылез он и видит лужи, тает снег… Пришла весна!

 

        Воспитатель:  Что делает медведица весной в лесу? (трется спиной о деревья, спина у нее чешется) Зачем она это делает? (Она линяет, старая густая шерсть у нее выпадает, к лету вырастет редкая шерсть, чтобы ей не было жарко) Куда мама привела детенышей? (к реке) Что она там будет делает? (рыбу ловит) Как она ловит рыбу? 

         Воспитатель: Дети! Я знаю, что в этом лесу есть белки, но не вижу их. Посмотрите вокруг себя в бинокли, поищите их на деревьях. Только тихо, не спугните! (Демонстрация слайда.) Ребята! Я заметила их! Какие они? (рыжие) А были какие? (серые) Что у них произошло? (линька) Что белки делают в лесу? (устраивают гнезда в дупле дерева).А кто из зверей еще линяет? Скажите, какие изменения происходят со зверями весной? (звери линяют, меняют зимнюю теплую шубку на более легкую) Почему в лесу появляется так много маленьких зверей? (Звери выводят потомство, взрослые звери кормят малышей, учат их охотиться, спасаться от врагов).

        Воспитатель: Давайте вспомним, как называются детеныши диких животных.

 

Игра «Мамы и малыши» «Один-много».

-медведь - медвежата - медвежонок;

- белка-бельчата-бельчонок;

- волк-волчата-волчонок;

- лиса-лисята-лисенок

 

Воспитатель: Демонстрация слайдов.

Этимедвежатавеснойвпервыйразвышлиизсвоейберлоги. Онидаженезнают, чтотакоевесна. Давайте им расскажем,что происходит весной:

       - Веснойначинаетсильнейпригреватьсолнышко. Искаждымднемстановитсявсетеплей.

       - Оттепласнегначинаеттаять.

       - Растаявшийснегпревращаетсявводу, маленькиевеселыеручейкижурчатнакаждомшагу.

       - Детиобожаютпускатьвеснойкораблики!

       - Таетледнаречкахиозерах! Начинаетсяледоход!

       - Веснойпросыпаютсяидеревья!  Наихветкахнабухаютпочки…

       - Веснойулюдеймногоработывсадах, поляхиогородах!

       - Веснойприродаоживаетотзимнегосна! Появляютсяперваятравкаицветы

 

      Воспитатель:   Этицветыназываютсяподснежники. Онипоявляютсяраннейвесной, кактольконачинаеттаятьснег. Иногдакажется, чтоонипророслипрямоиз-подснега. Поэтомуихиназывают–подснежники!

                                   МАТЬ-И–МАЧЕХАнарадостьвсемвапрелесияетяркозолотомцветовипорецептамдедовиотцовоткашлянасспасаетвсамомделе.

                                  А скажите, подснежники можно рвать? (Дети: Нет.)

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

 

 

 

 

 

К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди срывают первые цветы, не задумываясь о том, что они скоро погибнут.

 

Воспитатель :Посмотрите сколько разнообразных первоцветов,первых весенних цветов,какие они красивые( Демонстрация слайдов: гиацинт,примула,тюльпаны,нарцисс,пролеска,весенник,медуница,крокусы)

Пальчиковая гимнастика "Цветок"

Вырос высокий цветок на поляне,

(Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить.)

Утром весенним раскрыл лепестки.

(Развести пальцы рук.)

Всем лепесткам красоту и питанье

(Ритмично двигать пальцами вместе-врозь.)

Дружно дают под землей корешки.

(Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.)

 

Игра ''Доскажи словечко''

Плачет- заливается -

Солнце ей не нравится.

Изо льда бабулька,

Капает... (сосулька)

 

Солнцем радует погода,

Просыпается природа,

Соловьи разводят трель,

С крыши капает... (капель)

 

Солнце лучиком играет,

А снежок всё тает, тает!

Птичкам стало не до сна,

В гости к нам пришла ... (весна)

Воспитатель: Демонстрация слайдов.

Какие вы Молодцы! Как много знаете про весну. Теперь Зима обязательно уступит место Весне.

Еслиснегповсюдутает, деньстановитсядлинней,

 Есливсезазеленелоивполяхзвенитручей,

Если птицам не до сна,

Если солнце ярче светит,

Значит к нам пришла весна!

 

Комментарии:

Юлия
написано 07 апреля 2016 в 07:53:19
2
Здравствуйте есть ли итоговая часть занятия?

Ответить

Оставить комментарий: