15.11.2013г. Каблучко Л.Б. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников

Опубликовано: нет данных

Старший воспитатель, Каблучко Людмила Борисовна, высшая категория.

Добавлено: 15.11.2013г.

Сегодня никто не сомневается в пользе здоровья. Вот если бы оно пришло само собой, без труда! Но так не бывает, еще в свое время заметил выдающийся педагог Я.А. Коменский: «Кто-то сказал, что должно молить богов о том, чтобы в здоровом теле был здоровый дух. Нужно, однако, не только молиться, но и трудиться!» К сожалению, результаты современных исследований и статистика свидетельствуют о том, что у детей и молодежи еще не сформирована внутренняя готовность к укреплению здоровья, соблюдению гигиенических норм, систематическим занятиям физической культурой. А истина гласит о том, что только здоровый человек, с хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой работоспособностью способен активно жить, преодолевать трудности, творить. Здоровье рассматривается нами как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Если с самого раннего детства мы научили ребенка беречь, ценить и укреплять здоровье, если мы своим личным примером будем демонстрировать здоровый стиль поведения, то можно надеяться, что новое поколение будет крепче и духовно и физически. Так как педагогический подход формирования здоровья человека имеет выход на индивидуальное самосознание, развитие понимания его ценности, воспитание здорового образа жизни, овладение навыками самоконтроля и самооздоровления, то на наш взгляд, только через педагогов и родителей можно довести до сознания детей и молодежи понимания роли здоровья в жизни человека. Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.Затрагивая вопрос о мотивации здорового образа жизни, мы понимаем, что никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить ребенка вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если он сам не будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения. ГЛАВНОЕ- помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье. Возможно ли это в таком юном возрасте?ДА! Для этого необходимо погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни. —воспитание психофизически здорового, интеллектуально развитого, социально активного ребенка, гармонично входящего в социум. I. Обеспечение психофизического благополучия детей и формирование сознательного отношения к собственному здоровью, здоровью близких. Для этого осуществляется: • создание предметной среды ДОУ, благоприятной атмосферы, возникающей благодаря реализации основных положений личностно-ориентированной педагогики; • осуществление преемственной связи между ДОУ и школой, общественными организациями. II. Воспитание у детей мотивации здорового образа жизни через понимание здоровья как ведущего показателя экологической красоты, как средства достижения жизненных успехов. III. Воспитание потребности в физическом самосовершенствовании посредством эмоционально-волевого контроля состояний «ХОЧУ», «МОГУ» и «НАДО». IV. Становление ориентированной деятельности в социальной среде: соблюдение правил личной гигиены.

I. СИСТЕМА РАБОТЫ ДОУ по формированию у детей навыков здорового образа жизни, культурно-нравственного воспитания в детском саду и семье. В ДОУ разработана: Модель организации образовательного пространства по физическому воспитанию и охране здоровья дошкольников 1. Создание в ДОУ безопасной образовательной среды. 2. Осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы. 3. Использование комплексной системы диагностики и мониторинга состояния здоровья детей. Воспитатели. Становление профессионализма воспитателей ДОУ предполагает: • убежденность в целесообразности проведения оздоравливающих процедур взрослыми и детьми, в необходимости соблюдения каждым человеком норм здорового образа жизни; • компетентность в реализации здоровьесберегающих технологий воспитания; • совершенствование умений в области оздорови¬тельного развития дошкольников. Логопед. Основная функция логопеда — работа над увеличением активного словаря ребенка, совершенствование грамматического строя речи, особое внимание при этом уделяется детям с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Работа связана с формированием продуктивного словаря каждого ребенка. Старшая медицинская сестра. Осуществляет: • вакцинопрофилактику; • витаминотерапию; • контроль за нормами здорового питания; • контроль за санитарно-гигиеническими условиями; • контроль за соответствием мебели ростовым показателям. Музыкальный руководитель обеспечивает музыкальное сопровождение оздоравливающих мероприятий. Родители выступают активными участниками «Родительской гостиной», приводящейсяI раз в месяц (темы: «Сопровождать или управлять», «Наказания и поощрения», «Здоровый образ жизни», «Правильное питание», «Лечимся, играя», «Сад здоровой жизни»).

II. ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по профилактике ПАВ и формированию навыков здорового образа жизни с привлечением общественности. РАБОТА С ДЕТЬМИ Дошкольное учреждение работает по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство», базой для реализации данной программы является осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирования основ безопасного поведения, двигательной и гигиенической культуры. Воспитательно-образовательный процесс ориентирован на образовательный стандарт и его превышение в части оздоровительного развития воспитанников за счет применения инновационных педагогических технологий. В дошкольном учреждении разработана и утверждена на педагогическом совете ПРОГРАММА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ на 2013-2016гг. Методика работы с детьми строится нами в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, акцент делается на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей. Широко используется проектный метод. Его особенностью является интеграция, взаимопроникновение разных образовательных областей: «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Труд». Это позволяет осуществить сотрудничество специалистов при решении задачи формирования здорового образа жизни у детей. Знания даются детям в ходе непосредственной образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя и детей, а также в режимных моментах. Для более эффективного восприятия ребенком поданного материала, используются наглядные обучающие пособия, электронные пособия, фильмы - анимации для показа на мультимедийном оборудовании. Разработано тематическое планирование работы с детьми, включающее темы: — «Я — человек»; — «Я и движение»; — «Я и улица»; — «Я и опасные предметы»; — «Я осваиваю гигиену и этикет»; — "Я учусь правильно организовывать свою жизнь»; — «Я учусь охранять свою жизнь и здоровье»; — «Навыки здоровья»; — «Отношение ребенка к себе, своему здоровью». Воспитатели групп используют здоровьесберегающие технологии при проведении непосредственно образовательной деятельности с детьми (Приложение №1), «Сохрани свое здоровье» (Приложение №2),«Уши, носик, глазки» (Приложение №3) и других.

Разработан алгоритм по привитию навыков здорового образа жизни через различные формы работы.

ФОРМЫ РАБОТЫ.

Образовательная деятельность; Организация жизни детей; Информационно-коммуникативные технологии; Игровая деятельность. В ДОУ действует волонтерское движение «Маленькие маячки». Оно играет немаловажную роль в решении этой задачи. Ведь из уст маленького человека любые советы и установки звучат более убедительно и доходчиво. Наши «Маленькие маячки здоровья» зажигают в себе и в других стремление к здоровому образу жизни и несут этот свет окружающим их детям и взрослым. Посещая младшие группы, ребята – волонтеры проводят с младшими детьми беседы, игры, театрализованные представления «Путешествие в страну Здоровья», «Верные друзья здоровья», «Почему курить плохо?», «Не навреди природе», « Где спрятано «Здоровье»? (Приложение №4).

Проводим акции, направленные на безопасность жизнедеятельности и на соблюдение правил питания, гигиены: «Питаемся правильно», «Пейте дети молоко - будете здоровы!», «Нет, грязным рукам!». Проводятся силами детей волонтеров театрализованные представления, выступает волонтерская агитбригада. Для того чтобы стать настоящим пропагандистом идей, средств и методов формирования здорового образа жизни, всей физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольниками, детский сад должен служить образцом такого воспитания. В ДОУ уже стало традицией проведение спортивных мероприятий, в которых принимают участие ДЕТИ – СОТРУДНИКИ – РОДИТЕЛИ.

Ежегодно проводятся «День бега», «Олимпийские игры», «Спартакиада». Огромный заряд энергии и удовольствия получают все! В течение 3-х лет с детьми старшего дошкольного возраста проводится военно-патриотическая игра «ЗАРНИЦА» (Приложение № 5). Работа с социумом – ШКОЛА.

В рамках реализации плана преемственности в работе ДОУ и школы в ноябре 2012 года прошла спортивная встреча выпускников детского сада и детей старшей группы. В январе 2013 года неделя здоровья «Белая Олимпиада».

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ по пропаганде ЗОЖ, традиций, ценностей.

Мы убеждены, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. В ДОУ нами создано сообщество «ДЕТИ – РОДИТЕЛИ - ПЕДАГОГИ», которое успешно действует на протяжении 6 лет. В работе с родителями мы сделали упор на пропаганду здорового образа жизни, на знакомство с проводимой в детском саду работой по формированию здорового образа жизни у детей и вовлечение их в неё.

Проведены тематические родительские мероприятия: Сентябрь 2012год – День здоровья. Во время проведения Дня Здоровья дети раздавали родителям листовки, памятки, буклеты с призывом вести здоровый образ жизни (Приложение №6, фото коллаж). Октябрь 2012год - выступление на общем родительском собрании агитбригады волонтеров «Маленькие маячки» на тему «Здоровье и спорт» (Приложение №7, фото коллаж). Ноябрь 2012 год в рамках проекта «Моя семья успешно прошел семинар-практикум для родителей 2 младшей группы "Здоровье - наш бесценный дар! Его все ценят - млад и стар» во 2 младшей группе (Приложение №8, фото коллаж). В течение всего периода идет пропаганда здорового образа жизни:  (разработка и распространение наглядных материалов (закладок, буклетов, листовок), с призывом вести здоровый образ жизни самим и приучать к этому своих детей;  оформление Уголков Здоровья, папок-передвижек с материалом по формированию у детей привычки здорового образа жизни;  валеологические газеты. Материал для них подбирают воспитатели, оформляют и включают в план валеологической работы с родителями;  публикации в внутрисадовской газете «Белочка», в которой мы даем советы и рекомендации родителям, информируем о проводимых мероприятиях, отчитываемся о проделанной работе и сообщаем о своих успехах и победах в конкурсах и соревнованиях (Приложение № 9).

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА Для осуществления комплексного подхода к физкультурно-оздоровительной работе: - широко используем гибкое зонирование помещений и участков. Созданная нами предметно-развивающая среда как в спортивном зале, в группах, на улице включает зоны двигательно-игровой деятельности, где используется разнообразное спортивное оборудование, оборудование для подвижных игр, «дорожки здоровья» для предупреждения плоскостопия, что позволяет стимулировать двигательную активность, обогащать двигательный опыт, приобщать к культуре здоровья дошкольников; - процесс воспитания и обучения предусматривает формирование у детей знаний и представлений профилактической направленности. Мы считаем, что детям, помимо знаний о способах предупреждения некоторых заболеваний и причин их возникновения, необходимо понимать и позитивную роль хорошего самочувствия и настроения, научиться управлять своими эмоциями, противостоять стрессовым ситуациям. Знание ребенком основ гигиены и элементарных медицинских сведений составляет фундамент формирования здорового образа жизни, способствующий, в свою очередь, эффективности всех оздоровительных мероприятий, проводимых в нашем до¬школьном учреждении и в семье; -стремимся воспитать у них активную жизненную позицию в отношении собственного здоровья; -включаем и полноценное питание; -достаточная двигательная активность в течение дня, необходимый объем гигиенической грамотности в целом.

IY. СФОРМИРОВАННОСТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЗНАНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ.

Результаты мониторинга детского развития: интегративные качества на октябрь 2012г.

Интегративное качество Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень 1.Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. 33 % 49 % 18 %

Результаты мониторинга образовательного процесса: образовательные области на октябрь 2012г.

Образовательная область Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Здоровье 41% 45 % 14 % Физическая культура 23 % 60 % 17 % Безопасность 33 % 55 % 12 % Анализ посещаемости детьми детского сада заставляет нас задуматься и искать дополнительные пути решения задач оздоровления детей.

Пропущено по болезни Пропущено 1-м ребенком Индекс здоровья 2011г. 2012г. 2011г. 2012г. 2011г. 2012г. Ясли 448 517 11,7 10,6 23,7% 16,7 Сад 758 720 7,7 8,0 41,8% 57,9 Ясли - сад 1206 1237 8,9 9,1 36,8% 42,2 Такой комплексный подход к успешному решению задач этой важнейшей сферы образования и обучения детей, их тесная связь с общими воспитательными и образовательными задачами способствуют достижению позитивных результатов в воспитании, обучении и оздоровлении детей.

Документы для скачивания:

Здоровые дети-будущее поколение России!
Формат: .doc

Оставить комментарий:


Понравился сайт? Расскажи о нём: