a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«Организация коррекционно - развивающей деятельности в подготовительной к школе группе комбинированной направленности».Консультация для родителей. 2015-2016 уч.год

Опубликовано: 2015-11-07 16:13:05

   Речь – важнейшая психическая функция присущая только человеку. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем активнее идёт его психическое развитие. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.     Изучением речевых нарушений, их предупреждением и преодолением путём воспитания и обучения занимается специальная педагогическая наука – логопедия. Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей различают неблагоприятные внешние (эндогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды.

                        Основные причины патологии детской речи. 1. Внутриутробная патология которая приводит к нарушению развития плода (наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении плода в период от 4 недель до 4 месяцев). возникновению речевой патологии способствуют: токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания. травмы, несовместимость крови по резус – фактору. 2. Родовая травма и асфиксия во время родов, которые приводят к внутренним кровоизлияниям. 3. Различные заболевания в первые годы жизни ребёнка (особенно опасны инфекционно – вирусные заболевания, менинго – энцифалиты и ранние желудочно – кишечные расстройства). 4. Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга. 5. Наследственные факторы. 6. Неблагоприятные социально – бытовые условия. приводящие к микросоциальной педагогической запущенности. нарушению эмоционально – волевой сферы и дефициту в развитии речи. Каждая из названных причин, а нередко и их сочетание могут обусловить нарушения различных сторон речи.

              Виды речевых нарушений, характерных для детского сада. Речь характеризуется тремя компонентами: звукопроизношение, лексика и грамматика. 1. ФН (фонетическое недоразвитие речи) – нарушена звуковая сторона речи. Фонематический слух в норме, смысл слов не искажается, т.е. страдает звукопроизношение, а лексика и грамматика не затронуты. Например: «лиса – иса», «санки – фанки», «корова – колова». 2. ФФН (фонетико – фонематическое недоразвитие речи) – здесь к фонетическому недоразвитию речи (искажению звуков) присоединяется фонематическое недоразвитие – недостаточная  сформированность фонематического слуха, т.е. дети не слышат разницу между звуком и его заменителем (искажается смысл слова). Например:  «рак – лак», «рожки – ложки». Лексика и грамматика не нарушены (хотя могут встречаться элементы лексико – грамматического недоразвития) 3. ОНР (общее недоразвитие речи) – страдают все компоненты речи – звукопроизношение, лексика и грамматика, т. е. к  фонетико - фонематическому недоразвитию  речи присоединяется недоразвитие лексики ( бедный словарь, не знают антонимов и синонимов, нет обобщающих слов, не могут произнести сложные слова и т. д..) и недоразвитие грамматического строя ( не умеют образовывать новые слова с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов, не пользуются союзами и союзными словами. не согласовывают слова в предложении, не могут полно и правильно составить рассказ  и т.д.

В МБДОУ «Зубово – Полянский детский сад №2 комбинированного вида» функционирует подготовительная к школе группа комбинированной направленности. В группе 14 детей с ФФН. Занятия проводятся по программе Т,Б,Филичевой, Г.В.Чиркиной «Программа логопедической работы по преодолению фонетико – фонематического недоразвития у детей». Она предназначена для коррекционного обучения детей шестилетнего возраста с нормальным слухом и интеллектом, имеющих отклонение в речевом развитии. В картине недоразвития их речи на первый план выступает несформированность её звуковой стороны, обусловленная дефектами воспроизведения и произношения. Однако, у некоторых детей наблюдается и нерезко выраженное отставание в развитии лексико – грамматических категорий.

Учитель – логопед и воспитатель работают над развитием речи детей совместно. Ликвидация имеющихся у детей пробелов в речевом развитии проводится преимущественно логопедом.  Воспитатели же  закрепляют приобретённые знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя  логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей (в игровую, трудовую, познавательную), в содержание других занятий (математику, художественное творчество, изобразительную деятельность, развитие речи, ознакомление с окружающим миром через наблюдения за явлениями природы и экспериментальную деятельность) а так же в режимные моменты. Они проводят упражнения по закреплению произношения или дифференциации поставленных звуков, по развитию внимания и памяти, фонематического слуха и восприятия, проводят работу над развитием связной речи по лексическим темам.

 Коррекционно – развивающая работа ведётся в следующих направлениях: 1. Формирование произносительных навыков. 2. Развитие фонематического слуха. 3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. На скоррегированном речевом материале осуществляется: - развитие у детей внимания к морфологическому составу слова; - воспитание у детей умения составлять простые, распросранённые и сложные предложения. употреблять разные конструкции предложений в связной речи; - развитие связной речи путём работы над пересказом с постановкой какой – либо коррекционной задачи; - развитие словаря, путём привлечения внимания к способам словообразования; - обучение грамоте на базе исправленного звукопроизношения.

Учебный год в подготовительной к школе группе комбинированной направленности  для детей с ФФН начинается  первого сентября, длится десять месяцев (до первого июля) и условно делится на три периода: I период — сентябрь, октябрь, ноябрь; II период — декабрь, январь, февраль; III период — март, апрель, май, июнь.      Как правило, две первые недели сентября отводится логопедом для углубленной диагностики развития детей, сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми, совместной деятельности с детьми в режимные моменты, составления и обсуждения со всеми специалистами группы плана работы на учебный год.       С 15 сентября начинается организованная коррекционно – развивающая деятельность с детьми  в соответствии с утвержденным планом работы.       В среду логопед проводит только индивидуальную работу с детьми, индивидуальные занятия с детьми в присутствии родителей или консультирование родителей во второй половине дня. Вечерние приемы родителей по средам логопед назначает по мере необходимости.       В середине учебного года, с 01.01 по 10.01, в группе устраиваются зимние каникулы. Если на этот период выпадают рабочие дни, то в эти дни всеми специалистами проводится только индивидуальная работа с детьми; кроме того, все специалисты принимают участие в совместной деятельности с детьми, организуют игровую деятельность дошкольников, обязательно проводятся музыкальные, физкультурные занятия. Так же организуется коррекционно-развивающая работа и в июне — при переходе детского сада на летний режим работы.          Логопед и воспитатели  коррекционно – образовательную и непосредственную образовательную деятельность проводят ежедневно по сетке часов. Продолжительность учебной недели 5 дней. По форме коррекционно-образовательная деятельность делится на фронтальную, подгрупповую и индивидуальную.       Фронтальная коррекционно – развивающая работа проводится логопедом четыре раза в неделю, продолжительность занятия –  30 минут. Остальное время логопед отводится на индивидуально – подгрупповую работу.    Воспитатель проводит одно занятие в неделю по формированию графомоторных навыков. В группе комбинированной направленности для детей с ФФН учитель-логопед и другие специалисты пытаются привлечь родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на консультациях у логопеда  и еженедельно по пятницам в письменной форме в специальных тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей как в речевом, так и в общем развитии. Методические рекомендации, данные в тетрадях для домашних заданий,  подскажут родителям, в какое время лучше организовать совместную игровую деятельность с ребенком, во что и как следует играть с ребенком дома. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе.

Оставить комментарий: