a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект занятия по теме " Баснописцы"

Автор: Зубкова-Дацьо Елена Анатольевна Опубликовано: 2015-11-07 18:38:22

Документы для скачивания

                                                           Баснописцы

Автор: Зубкова-Дацьо Елена Анатольевна

Образовательное учреждение: МБДОУ № 3 «Ласточка»

Предмет: Познание, развитие речи

Группа ДОУ: подготовительная

Тема: Баснописцы

Роль и место данной темы в курсе: Итоговое занятие

Вид занятия: Интегрированное

Продолжительность занятия: 35 минут

Цель: Создание условий для закрепления знаний детей о новом литературном

           жанре русской классической литературы – басне

Задачи занятия:

        - Уточнить представления о жанровых особенностях басни

        - Развивать эмоционально-выразительную речь, используя театральные

          методы выразительности

        - Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности

Учебно-методическое обеспечение: Программа «Радуга» под редакцией                

 Т. Н. Дороновой

Оборудование и ресурсы:

• детские книги басен различных писателей

• иллюстрации к басням

• диски с мультфильмами и аудио-сказками

• костюмы к инсценировкам, елки

• портреты баснописцев, иллюстрация памятника И. А Крылову и отдельно

барельефа памятника

• мольберты

Средства обучения: Беседа, игровая мотивация, проблемная ситуация, ТСО

План занятия

Этапы занятия

Временная реализация

Вводная часть

5 минут

Основная часть

25 минут

Заключительная часть

5 минут

Ход занятия

Вводная часть

Воспитатель: - Здравствуйте! Сегодня ребята мы совершим путешествие в мир басен, древнейшего жанра литературы. Ребята, мы с вами читали много разных стихов и рассказов, разбирали смысл различных пословиц и поговорок. Некоторые стихи и потешки мы заучивали наизусть. В последнее время мы с большим удовольствием знакомились с еще одним жанром русской литературы, который называется… басня.

Известно ли вам, ребята, кто впервые  свои произведение назвал баснями?

Ответы детей.

(показ слайда № 1)

Воспитатель:- Как вы можете охарактеризовать басни Эзопа?

Ответы детей.

Воспитатель: - Верно ребята, но в других странах в разное время тоже было немало баснописцев. Давайте вспомним, кто же это?

Ответы детей.

(показ слайдов № 2 и № 3)

Воспитатель: - А у нас, в России, в нашей стране, тоже было много писателей, которые писали басни. Но прежде чем мы поговорим о баснописцах, которые творили и сочиняли свои произведения в нашей стране, давайте вспомним,  что такое басни? И как отличить басню от других литературных произведений?

Ответы детей.

Воспитатель: - Вы сказали, что в баснях всегда есть мораль. А что это такое?

Объясните, пожалуйста.

Ответы детей.

Воспитатель:- Скажите, пожалуйста, а кто главные герои в баснях?

Воспитатель: - А как вы думаете, кого представляют на месте зверей?

Ответы детей.

Воспитатель:- Скажите, а как мы с вами знакомились с разными баснями?

Ответы детей.

Основная часть

Воспитатель: - Молодцы, ребята! А теперь я предлагаю вам обратить внимание  на экран (слайд № 4).  Кто знает, как зовут этого писателя?

Ответы детей.

Воспитатель:  - Какие басни К.Д. Ушинского мы с вами читали?

Ответы детей.

Воспитатель:-Как писал басни этот автор?

Ответы детей.

Воспитатель: - Давайте вспомним басню К. Д Ушинского «Умей обождать». Кто главные герои этой басни? О чем она? Чему учит нас автор, какие качества положительные и отрицательные мы видим в этом произведении?

Ответы детей.

Воспитатель: - А сейчас обратите внимание на следующий портрет ( слайд №5) . Знаете ли вы этого писателя?

Воспитатель: - Какие басни Л. Н. Толстого мы с вами читали? Как писал свои басни Л Н Толстой?

Ответы детей.

Воспитатель: - Сейчас мы с вами прослушаем басню  Л. Н. Толстого «Белка и волк».  Кто главные герои этой басни? Чему учит нас эта басня? Какое отрицательное качество здесь подчеркивает автор? Какое положительное?

Ответы детей.

Воспитатель: - Ну, а теперь перейдем к еще одному портрету( слайд № 6). Узнаете ли вы этого писателя?  Конечно, это И. А.Крылов. Это известнейший русский баснописец, который превзошел всех других писателей, писавших басни. Какие басни  И. А. Крылова мы с вами читали, смотрели, слушали?

Ответы детей.

Воспитатель:  - Молодцы, ребята! Назвали вы много басен Ивана Андреевича Крылова ( в его репертуаре более 200 басен). В прошлом веке, не было телевизоров, в диковинку было радио и телефоны, книги были очень дороги и не все люди могли их купить. Да и читать очень многие люди не умели. Как же могли писатели и поэты познакомить людей со своими произведениями? Они могли их читать сами на каких то концертах или в клубах. А еще очень популярен в те времена был театр. И посмотреть спектакли могли все желающие, а главное понять их смысл, запомнить и рассказать другим. А хотите ли вы для наших гостей показать спектакль? (Да). А вот какую басню мы с вами разыграем, подскажут пазлы, которые вы вместе соберете. (Дети собирают пазлы, распределяют элементы костюмов).

Инсценирование басни.

Воспитатель:- Спасибо вам. Вы постарались своей игрой передать образы героев  басни. А образы выдающихся людей в нашей памяти сохраняются благодаря их произведениям, портретам, фото, а также памятникам. Обратите ваше внимание на экран (слайд №7). Давайте внимательно рассмотрим этот памятник, кому установлен памятник? Обратите внимание на барельеф. Что вы на нем видите?

Ответы детей.

Воспитатель:  - Каких знакомых персонажей вы там видите? Назовите их.

Ответы детей.

Воспитатель: -А теперь я предлагаю вам поиграть. Уверяю вас,  в такую игру вы еще  не играли. А героями  этой игры будут герои басни И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука». Я предлагаю вам взять карточки (количество карточек, на которых схематично изображены части героев басни, соответствует количеству детей).

Ход игры:

Воспитатель просит подойти к мольберту ребёнка, у которого в руках карточка с № 1 и изобразить на нём то, что изображено на карточке. За тем, по очереди, подходят дети, укоторых карточки № 2, № 3, № 4 и дорисовывают то, что изображено у них на карточках. Ребёнок с карточкой № 5 пишет первые 2 буквы названия того, что получилось на рисунке (ЛЕбедь). Далее подходят дети с карточками № 6 и № 7 и дорисовывают свои элементы. Ребёнок с карточкой № 8 определяет, какому персонажу они принадлежат, и дописывает первые две буквы названия (РАк). Дальше ребёнок, у которого карточка  № 9 дорисовывает свой элемент, а ребёнок с карточкой № 10 пишет первые три буквы  названия того героя, кому он принадлежит (ЩУКа).

Воспитатель:  -  Молодцы, ребята,  вы нарисовали интересного персонажа. Прочитаем его название. Если вы  захотите, мы вместе с вами придумаем о нем сказку в группе.

Заключительная часть

Воспитатель:Ребята, я еще хочу вам что-то сказать. Дело в том, что сегодня утром меня встретила одна очень болтливая Ворона. Она каким-то образом узнала, что у нас с вами состоится встреча,  и передала вам небольшой сюрприз. Хотите его посмотреть? Это басни И.А.Крылова и иллюстрации к его произведениям. Мы сделаем с вами пазлы, и будем играть  в группе в интересные игры.

                                                     Список литературы

  1. Доронова , Т. Н.     Радуга: Программа и руководство для воспитателей подготовительной группы – М. : Просвещение , 1994.
  2. Русская басня ( Под общей редакцией Степанова, В. П.) – М. , Правда, 1986.
  3. Толстой, Л. Н.          Рассказы и басни – М. , Детская литература, 1983.
  4. Ушинский, К. Д.       Детский мир и хрестоматия – Санкт-Петербург, 1994.
  5. Эзоп, Жан Лафантен    Басни – М., Эксмо, 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: