Воспитание культурно-гигиенических навыков

Опубликовано: 11:17:16 10-11-2015

Воспитание культурно – гигиенических навыков, самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста ─ одна из наиболее актуальных проблем и поэтому воспитывать ребенка нужно с самого раннего возраста. При их формировании идет простое усвоение норм и правил поведения. Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением его при определенных условиях. Привычки в отличие от навыков создают не только возможность выполнения того или иного действия, а обеспечивают сам факт его существования. Привычки, приобретенные ребенком, сохраняются длительное время и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Приобретённые привычки становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию. Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением его при определенных условиях. Привычки в отличии от навыков создают не только возможность выполнения того или иного действия, а обеспечивают сам факт его существования. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо сделать этот процесс доступным, интересным и увлекательным, но при этом обязательно учитывать возрастные особенностидетей и стремление к самостоятельности.Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо также с раннего детства. Очень часто дети стремятся выполнить различные действия самостоятельно, а нам, взрослым важно поддержать их в этом. Очень часто, по разным причинам (из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка) взрослые стремятся сделать все за него сами.

Но действительно ли это помощь ребенку?

Стремясь сделать все за ребенка, взрослый причиняет ему большой вред, лишая его самостоятельности. Уже к трем годам у малыша возрастает стремление к самостоятельности и подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя, это может привести к негативизму, упрямству, то есть не просто непослушание, а стремление сделать все наоборот. Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка: чаще хвалите его даже за небольшие достижения, поощряйте его. Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере как, что и в каком порядке делать. Нельзя торопить малыша с выполнением какого – либо действия, надо дать ему возможность выполнить все спокойно и самостоятельно. Если у ребенка что – то не получается, не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит. Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка. В процессе воспитания ребенка нужно использовать потешки, стишки, можно использовать игровую ситуацию. Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя. Для того ,чтобы приобрести культурно – гигиенические навыки, требуется помощь взрослого. Надо создать необходимые условия для проявления самостоятельности: для одевания приспособить вешалку по росту ребенка; место для хранения предметов туалета; место для полотенца, обуви и т.д. Но создание условий еще не достаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей, необходимо правильно руководить действиями детей, их нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи и т. д. Культурно – гигиенические навыки это важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви – это не только требования гигиены, но и норма человеческих отношений.

Взрослые должны помнить, что привитые в детстве навыки, приносят человеку огромную пользу в течении всей его последующей жизни.

 

 

 

 

Оставить комментарий: