a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

конспект НОД "Русский сувенир"

Автор: Аношкина Татьяна Викторовна Опубликовано: 2015-11-10 19:03:08

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Трубчевский детский сад комбинированного вида «Белочка»

242220, Брянская обл., Трубчевск, ул. Володарского, 2в.

  

Конспект НОД

по образовательной области «Художественное творчество (рисование)»

на тему: «Русский сувенир»

для детей старшей группы общеразвивающей направленности.

 

 

Воспитатель 1 кв. категории

Аношкина Татьяна Викторовна

 

 

 

 

 

г. Трубчевск

 

«Русский сувенир»

Образовательные области: «Познание (ФЦКМ)», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Музыка».

Задачи НОД:  Обучающие: Продолжать знакомить детей с разнообразием русской матрёшки (Семёновские, Полхов Майданские, Загорские матрёшки); обратить внимание детей на стилевые особенности и украшения матрёшек из разных областей России; обратить внимание детей на разнообразие и отличительные особенности растительного орнамента; продолжать знакомить  с русским фольклором (частушка, поговорка).

Развивающие: Развивать мышление, память, воображение, творческую активность детей.

Воспитательные: Воспитывать уважительное отношение к старшим, чувство взаимопомощи, интерес к русским промыслам,  уважительное отношение к труду, любви к русскому народу.

Предварительная работа.Рассматривание образцов матрёшек из разных областей России; чтение сведений о появлении матрёшки в России, её авторах; рассматривание этапов работы над матрёшкой; знакомство с разнообразием орнаментов и цвета в росписи матрёшек из разных мест их зарождения; заучивание стихотворений, пословиц и поговорок о матрёшке; разучивание частушек; подготовка изображений матрёшки на листах формата А-4 (по количеству детей), использование компьютерных технологий.

Материал и оборудование. Матрёшка; изображения  матрёшек (Полхов Майданские, Загорские, Семёновские); изображения Загорской матрёшки без узоров (по количеству детей); Д\и «Собери матрёшку»; кисти, гуашевые краски, непроливайки, влажные салфетки (по количеству детей); домотканый ковёр (ковёр «самолёт»); рушники с вышивкой, домик для «бабушки»; кукла-бабушка; домотканые подстилы (половики); скатерти в русском деревенском стиле; платки (фиолетовый, жёлтый, красный); подносы; обручи; ученические комплекты столов и стульев (по количеству детей); скамейка; магнитный мольберт; баян.

ТСО. Магнитофон, аудиозаписи (русские наигрыши, мелодия полёта, инструментальная музыка).

Методика проведения.

1часть. Игровая мотивация.

Воспитатель:  -Здравствуйте, ребята . Сегодня к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними. -Ребята, я получила письмо от  моей знакомой бабушки. Хотите узнать что в нём? Послушайте:

 

Дорогие ребята, я знаю, что вы очень добрые и умные дети.  

Я живу одна, своих внуков у меня нет и помочь мне некому. В моём доме случились неприятности с любимыми русскими сувенирными игрушками, может вы мне поможете с ними справиться.

Очень вас жду. Бабушка Матрёна.

Воспитатель: - Дети, вы согласны помочь бабушке? (Да)

-Тогда немедленно отправимся в путь. Бабушка нам прислала для этого ковёр самолёт.  Присаживайтесь поудобнее на ковёр-самолёт и закройте глаза. (звучит музыка)

2 часть. Беседа о русском сувенире.

Воспитатель: -Вот мы и добрались. Открывайте глаза. Посмотрите, вот дом нашей бабушки Матрёны. Красивый дом?  А вот и сама бабушка. Поздоровайтесь с ней. (дети здороваются)

Бабушка приглашает нас пройти. Присаживайтесь на скамеечку. -Что же бабушка Матрёна у тебя случилось?(«прислушиваясь» к кукле) У бабушки Матрёны есть красивые игрушки, но она не знает как они называются. Мы справимся ? (да)

-Послушайте загадку и наверняка отгадаете название бабушкиной игрушки.

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А в нутрии секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша….. (Русская матрёшка).  Показываю матрёшку. Да, эта  игрушка называется матрёшкой. Посмотрите, какая она красивая.  Бабушка Матрёна, послушай, что наши дети знают о матрёшке.                                                                          

Воспитатель: - Матрёшка, это очень известная русская игрушка.

-Ребята, а вы знаете, кто выточил первую матрёшку? (токарь Василий Звёздочкин)

А кто её раскрасил? (художник С. Малютин)

Молодцы, наша Русская матрёшка известна во всём мире уже 112 лет. Для всех иностранных гостей матрёшка является русским сувениром. Уезжая к себе на родину, туристы обязательно увозят на память русскую матрёшку. 

- А, знаете ли вы из чего сделана матрёшка? (из дерева)

Да, матрёшка сделана из дерева, а из какого именно дерева можно сделать матрёшку? (берёза, липа, осина). Правильно, дерево должно быть ещё и сухим, для того чтобы в процессе вытачивания матрёшка не лопнула.

Бабушка Матрёна рада, что вы так много знаете про матрёшку, а все ли матрёшки одинаковые? (нет)  Чем же они отличаются? (росписью, цветом и узором).

В нашей стране в разных городах, сёлах изготавливали матрёшек, и все они отличались своей росписью. И получили своё имя по названию города или села где их придумали и изготовили.

Скажите, у матрёшек есть свои имена? (да).

 -Как называется вот эта матрёшка? (показываю иллюстрацию) (Семёновская) Как вы определили? Где она появилась? (город Семёнов, Нижегородской области).

-А, как называется эта матрёшка? (показываю иллюстрацию) (Загорская) Как вы определили? Где она появилась? (город Сергиев Посад, Московской области).

И, осталась одна матрёшка. Как она называется? (показываю иллюстрацию)  (Полхов Майданская) Где она появилась? (село Полхов Майдан, Нижегородской области).

А знаете ли вы, какой есть секрет у матрёшки?(Дети читают стихотворение, я выставляю матрёшек)

Кукла первая толста, а внутри она пуста.

Разнимается она на две половинки.

Эту куклу открой- будет третья во второй.

Половинку отвинти, плотную, притёртую –

И сумеешь ты найти  куколку четвёртую.

Вынь её да посмотри, кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая куколка пузатая.

Воспитатель: - Вот поставленные в ряд, сёстры-куколки стоят.

Посчитаем вас опять: раз, два, три, четыре, пять.

Воспитатель: - Матрёшка это не просто русский сувенир, она олицетворяют собой  большую семью. Поэтому всегда на Руси на свадьбу дарили матрёшку, чтобы у молодых было много детишек.

-Бабушка Матрёна очень рада, что вы ей много рассказали о матрёшках. Молодцы.

3 часть. Д\и. «Собери матрёшку»

Воспитатель: -Но мы же с вами прилетели помочь бабушке. У неё есть кот Кузя, шалун… Он разбил три любимые матрёшки и бабушка огорчена. А мы можем собрать из осколков матрёшек? (Да) 

-Осколки матрёшек накрыты разноцветными платками. У вас есть таких же цветов цветочки. У кого фиолетовые цветочки – те собирают матрёшку под фиолетовым платком. У кого жёлтые цветочки – те собирают матрёшку под жёлтым платком, а у кого красные-  матрёшку под красным платком. Матрёшку нужно собирать в рамке.

Звучат русские наигрыши, дети собирают матрёшек.

Воспитатель: -Молодцы. Все собрали своих матрёшек. Расскажите, какую матрёшку вы собрали? (Полхов Майданскую) Как узнали? -Расскажите, какую матрёшку вы собрали? (Семёновскую) Как узнали? -Расскажите, какую матрёшку вы собрали? (Загорскую) Как узнали?  Умницы. Бабушка Матрёна очень рада, но у неё ещё есть одна проблема. Выставила она как-то раз свою коллекцию матрёшек на окно, а все узоры  выгорели на солнышке. Может вы знаете, как помочь бабушке и вернуть узоры матрёшкам? (да)

Чтобы красиво рисовать нужно пальчики размять.

4 часть. Пальчиковая гимнастика «У тётушки Матрёшки…»

У тетушки Матрешки………………………….Две ладони вместе сжаты Дом большой, хороший…………………………Изображение ладонями дома В этом доме пять дверей,………………………….Показываем пять пальцев пять светлиц для дочерей………………………..Разжимаем и сжимаем пальцы В каждой светлице……………………………….Складываем пальца поочерёдно Сидит по девице………………………………….мизинцы, безымянные….

5 часть. Рисование узоров на наряде матрёшки.

Воспитатель:- Как называется эта матрёшка? (загорская) Какие узоры используются для её украшения? (цветы, горошины, листочки). Каким способом можно нарисовать цветы и листочки? (примакиванием) Как можно нарисовать горошины? (тычком)

С чего лучше  начать роспись матрёшку? (С платка) Сверху в низ.  Воспитатель: -А сейчас, закройте глаза, представьте себе узор который будете рисовать. Представили? Ну, ребята все за дело. Расписывай матрёшек смело. Дети расписывают матрёшек под музыку. Оказываю индивидуальную помощь, рекомендации, контролирую посадку. Предварительно нацеливаю детей на окончание работы.

6 часть. Частушки про матрёшку.

Воспитатель: - Ребята, пусть наши матрёшки подсохнут, а мы, бабушку повеселим. -А теперь мастера, спеть частушки нам пора.

  1. 2. И кроваток нам не нужно,  Утром рано мы встаем,                                 Потому что в час ночной    Вшестером поем частушки                           Спим мы вместе, спим мы дружно,    И танцуем вшестером.                                   Спим мы все одна в другой.      3.  Ой ты барышня-матрёшка,                      4. Шли матрёшки по дорожке      Разноцветная одёжка.                                     Было их немножко     Знает весь огромный мир                             Две Матрены, три матрёшки,    Этот русский сувенир!                                     И одна матрёшечка».
  2. 6. «Мастер выточил меня    В разноцветных сарафанах                          Из куска березы,    На столе у нас живут                                     До чего ж румяна я:    Всех матрешками зовут».                            Щеки, словно розы»

 

  1. 8. «Велика Россия наша,     Не стареет сотню лет!                                  И талантлив наш народ.    В красоте, в таланте русском                      О Руси родной умельцах    Весь находится секрет.»                               На весь мир молва идет.» 6 часть. Анализ рисунков матрёшки.

Воспитатель:- Ребята, теперь наряды у наших матрёшек подсохли, полюбуемся на них. Посмотрите, какие красивые у вас получились матрёшки (показываю кукле). Бабушка удивляется какие вы мастера. Какую матрёшку мы расписывали? (Загорскую). Из каких элементов состоит узор? (цветы, листья, завитки, горох) Какая матрёшка вам больше всего нравится? Почему? Мне нравятся все ваши матрёшки, они стали такими нарядными, просто загляденье.

Воспитатель: -Посмотрите, ровно в ряд все матрёшечки стоят.

             Удивляет, завлекает их затейливый наряд.

              Сарафаны расписные, щёчки зорькою горят.

             И  матрёшки, как живые, шлют улыбки всем подряд.

                       Мастеров благодарят.

Воспитатель: - Нашей бабушке Матрёне интересно, что же вам помогает с работой справится? Дети читают поговорки и пословицы о труде.

Поспешишь – людей насмешишь. Хорошая работа два века живет. Умелые руки не знают скуки. Землю красит солнце, а человека – труд. Каков мастер, такова и работа. Всякое дело мастера красит.

7 часть. Подведение итогов.  

Воспитатель: - Какие красивые русские народные пословицы! Ребята, мы трудились и не заметили как быстро время пролетело.  А нам пора возвращаться в группу. Бабушка Матрёна теперь такая счастливая. Она многое узнала о матрёшках и о их росписи. Говорит вам большое спасибо. И дарит нам угощение к чаю (баранки). Скажем ей до свидания. Воспитатель: -Присаживайтесь поудобнее на ковёр-самолёт и закройте глаза. (звучит музыка) -Ребята, открывайте глаза. Где мы очутились? (в группе). Правильно, вот и наши гости. Расскажите, у кого мы были в гостях? Какие игрушки у неё есть? Какие вообще есть матрёшки? Что вам, сегодня понравилось больше всего? Спасибо, мне тоже очень понравилась ваша работа, и то что мы помогли одинокой бабушке, молодцы. А в обед мы отведаем бабушкино угощение. Наше занятие окончено. Скажем гостям до свидания.

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: