Семинар-практикум для педагогов "Формирование у дошкольников правильного речевого дыхания

Опубликовано: 00:26:26 12-11-2015

Автор: Акбулатова Наталья Александровна

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Цель: повышение педагогической компетентности воспитателей в теоретических вопросах формирования речевого дыхания

Наша речь осуществляется благодаря чёткой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание. К органам дыхания относятся: грудная клетка, лёгкие и дыхательные пути (наружный нос, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи). Дыхательный аппарат обеспечивает газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью, а также очищение от пылевых частиц, увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха.

Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Оно призвано поддерживать жизнь в организме путём газообмена.

Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном вдохе. Оно отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длинны фразы. Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, вдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих.

Наиболее правильное, целесообразное и удобное для речи диафрагмально-рёберное дыхание.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлинённым постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Такие заболевания, как ринит, синусит, гайморит, хронический бронхит, аденоидит, полипы часто являются причиной нарушения звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуляции.

Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.

В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание -основа для правильного звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного, сильного выдоха, сильной воздушной струи. При занятиях необходимо соблюдать следующие требования:

-   выполнять упражнения каждый день по 3-6 минут, в зависимости от возраста детей;

-   проводить упражнения в хорошо проветриваемом помещении или при открытой форточке;

-заниматься до еды;

-   заниматься в свободной не стесняющей движения одежде;

-   дозировать количество и темп упражнений;

 -  вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать - через рот; вдыхать -легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно;

-   в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;

после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Цель: предоставить возможность педагогам приобрести практические умения выполнения дыхательных упражнений, развивающих физиологическое и речевое дыхание воспиатанников.

Оборудование: цветные полоски бумаги, дудочка, апельсин, духи, варенье, карандаш.

ХОД СЕМИНАРА

 

Логопед: Здравствуйте, уважаемыеколлеги! Сегодня мы с вами будем выполнять простые игровые упражнения, способствующие развитию физиологического и речевого дыхания, с целью передачи приобретенного вами опыта нашим детям.

 

Далее логопед показывает, а педагоги вслед за ним выполняют следующие упражнения ( упражнения проводятся при открытой форточке):

 

«Задуй упрямую свечу» .Предлагается в правой руке держать цветные полоски бумаги, левую ладонь положить на живот . Вдохнуть ртом и надуть живот, затем длительно выдыхать , «гасить свечу».

«Паровоз». Педагоги ходят по комнате, имитируя согнутыми руками движения колёс паровоза и произнося при этом «чух-чух», изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.

«Пастушок». Каждому педагогу раздаётся небольшая дудочка. Нужно подуть в неё не ртом, а носом как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров. Логопед показывает, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.

«Гуси летят». Педагоги медленно и плавно ходят по комнате, взмахивая руками, как гуси: руки-крылья поднимают на вдохе, а на выдохе - опускают, произнося «гу-у-у».

«Аист». И.п. - на вдохе встать прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперёд и зафиксировать положение нанесколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш». Упражнение выполняется 6-7 раз. «Маятник». И.п. - сесть по-турецки, руки на затылке. Спокойно вдохнуть - пауза Зс. - наклониться вперёд - выдох, возвратиться в исходное положение - вдох. Повторить 3-4 раза.

«Охота». Педагоги закрывают глаза, логопед выкладывает перед ними апельсин, яблоко, лимон, варенье, духи. Необходимо глубоко, с закрытыми глазами, вдохнуть и по запаху определить, что за предмет перед ними.

«Шарик». Педагогам предлагается представить себя воздушными шариками. На счёт 1,2,3,4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счёт 1-5 медленно выдохнуть.

«Каша». Педагоги вдыхают через нос, на выдохе произносят слово «пых». Упражнение повторяется не менее 6 раз.

«Ворона». Педагоги сидят прямо, быстро поднимают руки через стороны вверх - вдох, медленно опускают руки - выдох, произнося «кар!».

«Покатай карандаш».Перед каждым педагогом лежит по одному карандашу. На счёт «раз» - вдохнуть через нос, на счёт «два» выдыхая через рот, прокатить по столу карандаш.

«Греем руки». Педагоги вдыхают через нос и дуют на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

«Пилка дров». Педагоги встают друг против друга парами и имитируют распиливание дров: руки на себя - вдох, руки от себя выдох.

«Дровосек».Педагоги стоят прямо в ряд, ноги чуть уже плеч. На выдохе складывают руки топориком и поднимают вверх. Затем резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опускают вниз, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами и произнося при этом «ух!».

«Комарик». И.п. - педагоги сидя на стуле, обхватывают ножки стула, руки располагают на поясе. Вдохнуть , медленно повернуть туловище в сторону, на выдохе показать, как звенит комарик -«з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох - и поворот в другую сторону.

«Сыграем на гармошке». И.п. - встать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Вдохнуть - пауза З с.- наклониться в левую сторону,медленно выдохнуть, растянув правый бок. То же самое проделать в правую сторону. Повторить 3-4 раза.

«Жук». Педагоги сидя, руки разводят в стороны, немного отведя назад, делают вдох. Выдыхая, показывают, как долго жужжит большой жук - «ж-ж-ж», одновременно опускают руки вниз.

 

                                                                                                                                                           2012 г.

Документы для скачивания:

14558_vystuplenie pro dyhanie.doc
Формат: .doc

Оставить комментарий: