a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект внеклассного занятия «Как я выжил, будем знать только мы с тобой»- к 100-летию со дня рождения К.Симонова

Опубликовано: 2015-11-13 13:37:37

 

Тема внеклассного занятия: «Как я выжил, будем знать только мы с тобой»

Цели урока:

- образовательные: познакомить (кратко)

учащихся с основными страницами жизни и творчества К.Симонова, военного корреспондента, чья жизнь отражала борьбу советского народа в годы Великой Отечественной войны;

- развивающие: проследить , как учащиеся умеют находить в стихотворении изобразительно – выразительные средства, использованные автором, находить в них образы, отвечать на вопросы; развивать память, речь, внимание.

- воспитательные: рассказать о значении поэзии в годы В.О.войны, показать, что высокие патриотические чувства в стихотворении того времени соединялись с глубоко личными переживаниями автора; воспитывать внимание к художественному слову; воспитывать уважение к чувствам человека

Оборудование: презентация, книги К.Симонова, распечатки стихотворений, аудиозапись стихотворения «Ты помнишь, Алеша…» и песни «От Москвы до Бреста»

Методические приёмы: слово учителя, беседа по вопросам, элементы анализа стихотворения.

                                                Ход занятия.

   1. Слово учителя.

- Ребята, сегодня мы собрались на тематическом уроке, чтобы поговорить о жизни и творчестве Константина Михайловича Симонова. В этом году –знаменательная дата, 100 лет со дня рождения этого замечательного поэта.

Константин (Кирилл) Симонов родился 15 (28) ноября 1915 в Петрограде. Своего отца так и не увидел: тот пропал без вести на фронте в Первую мировую войну. Мальчика воспитал отчим, который преподавал тактику в военных училищах, а потом стал командиром Красной Армии. Детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях. Семья была небогатой, поэтому мальчику пришлось после окончания семи классов пойти в фабрично-заводское училище (ФЗУ) и работать токарем по металлу сначала в Саратове, а потом в Москве, куда семья переехала в 1931. Так он зарабатывал рабочий стаж и продолжал работать ещё два года после того, как поступил в Литературный институт им. А. М. Горького.

В 1938 году Константин Симонов закончил Литературный институт. К этому времени он уже подготовил несколько больших произведений - в 1936 в журналах "Молодая гвардия" и "Октябрь" были напечатаны первые стихи Симонова.

1939 г. Зачислен в армию и послан в Монголию (Халхин-Гол) работать в армейской газете.

В это время берет себе псевдоним «Константин» (Симонов).

Пишет стихотворение «Танк». Знакомится с полководцем Г.К. Жуковым.

Формируются основные жизненные принципы

  • Преклонение перед военным профессионализмом
  • Верность фронтовым друзьям, воинскому долгу
  • Уважение к храбрости врага
  • Милосердие к поверженному
  • Пренебрежение к слабакам и нытикам
  • Подчеркнутое «гусарство» по отношению к женщинам

Во время ВОВ он работает военным корреспондентом.

Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин. Тема войны, жизни и смерти прочно вошли в творчество К.М.Симонова.

1)«Я понял, насколько сильно во мне чувство Родины,- написал К.Симонов,- насколько я чувствую эту землю своей и как глубоко корнями ушли в неё эти люди, которые живут на ней… Было чувство острой жалости и любви ко всему находившемуся здесь: к этим деревенским избам возле дороги, к траве, к берёзам. Ко всему русскому!»

 Это из дневника поэта, опубликованного значительно позже.

А тогда, в 41-м, К.Симонов свои чувства выразил в стихах. В сильных стихах, одно из них: «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…?»                  

 

 

 

 Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины, Как шли бесконечные, злые дожди, Как кринки несли нам усталые женщины, Прижав, как детей, от дождя их к груди,

                   Как слезы они вытирали украдкою, Как вслед нам шептали: «Господь вас спаси!» И снова себя называли солдатками, Как встарь повелось на великой Руси.

                   Слезами измеренный чаще, чем верстами, Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз: Деревни, деревни, деревни с погостами, Как будто на них вся Россия сошлась,

                   Как будто за каждою русской околицей, Крестом своих рук ограждая живых, Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся За в бога не верящих внуков своих.

                   Ты знаешь, наверное, все-таки родина – Не дом городской, где я празднично жил, А эти проселки, что дедами пройдены, С простыми крестами их русских могил.

                   Не знаю, как ты, а меня с деревенскою Дорожной тоской от села до села, Со вдовьей слезою и с песнею женскою Впервые война на проселках свела.

                   Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовым, По мертвому плачущий девичий крик, Седая старуха в салопчике плисовом Весь в белом, как на смерть одетый, старик,

                   Ну что им сказать, чем утешить могли мы их? Но, горе  поняв своим бабьим чутьем, Ты помнишь, старуха сказала: «Родимые, Покуда идите, мы вас подождем».

                   «Мы вас подождем!» - говорили нам пажити. «Мы вас подождем!» - говорили леса. Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется, Что следом за мной их идут голоса.

                   По русским обычаям, только пожарища На русской земле раскидав позади, На наших глазах умирают товарищи, По-русски рубаху рванув на груди.

                   Нас пули с тобою пока еще милуют. Но, трижды поверив, что жизнь уже вся, Я все-таки горд был за самую милую, За горькую землю, где я родился.

                   За то, что на ней умереть мне завещано, Что русская мать нас на свет родила, Что, в бой провожая нас, русская женщина По-русски три раза меня обняла.

                                      «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины

        1.О чём говорит поэт?

 

Обратимся к началу стихотворения. Сжатые, но ёмкие картины войны созданы при помощи изобразительных средств языка, которые помогают передать горькие картины, которые увидел поэт на Смоленской войне. Это ЭПИТЕТЫ, СРАВНЕНИЯ, МЕТАФОРЫ, ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ.

А сейчас поработаем над выразительными средствами языка.

*Найдите в тексте несколько эпитетов.

*В первом столбике найдите сравнения.

-Для чего усталые женщины несли солдатам молоко в кринках?

- Почему они прижимали их к груди?

*Что такое кринка? ( Кринка – глиняный горшок для молока.)

- Найдите в тексте несколько метафор.

*Что такое тракт?

Тракт – большая проезжая дорога.

*Что обозначает выражение: тракт,  измеренный верстами? ( в старину на проезжих дорогах через каждую версту стояли полосатые верстовые столбы, которые обозначали расстояние).

*Почему тракт « слезами измерен чаще, чем верстами?».

*Что такое ПОГОСТ?

(Погост -  сейчас называют сельское кладбище, в старину погост – это церковь с прилегающим участком и кладбищем, в стороне от села).

*Что такое ОКОЛИЦА?

(Околица – изгородь вокруг всего селения).

*Как вы понимаете выражение:

    Всем миром сойдясь, наши прадеды   молятся

    За в Бога не верящих внуков своих.

- Что такое олицетворение?

- Найдите олицетворения, усиливающие веру в победу.

 

                  Словарная работа.

 Что обозначают слова:

 

  • ПРОСЁЛОК – грунтовая дорога, между небольшими населёнными пунктами.

 

  • САЛОП – широкое женское пальто особого фасона.

 

  • ПЛИСОВЫЙ – сделанный из  хлопчатобумажной ткани, напоминающий бархат.

 

  • ПАЖИТЬ – пастбище, место, где пасут скот.

           

2) Константин Симонов был не только поэтом, писателем, но и военным корреспондентом. В левой руке было оружие, в правой -  блокнот, в который он записывал то, что видел (во время боёв и во времена короткого затишья, а иногда писал и стихи по горячим следам).

  Во фронтовом дневнике Симонов рассказывал, как «без отлучки от колес» сочинял «Корреспондентскую застольную». Ехал в открытом «виллисе», сидел закутавшись в бурку. На холодном ветру неохота даже вытащить руку. И он бубнил себе под нос, сочинял, а потом зубрил только что сочиненные строфы, чтобы закрепить в памяти их все, начиная с первой. Водитель решил, что подполковник тронулся умом – всю дорогу громко разговаривал сам с собой. По приезду водитель сигнализировал в санчасть  штаба полка. Недоразумение было выяснено. А мы с вами давайте послушаем, что писал поэт в дороге. (Фоном звучит аудиозапись мелодии песни «Корреспондентская застольная» (муз. М. Блантера, сл. К. Симонова)

3) 1941 год. Симоновым написаны стихи  патриотической направленности, в которых звучал призыв к защите Родины, к борьбе с врагом. В этом же году написано стихотворение «Жди меня», которое имело не меньшее значение, чем патриотическая лирика. В нём поэт обращался к любимой женщине, которая своей любовью, верностью, ожиданием сохраняла его от пуль.

         Это стихотворение имело огромный успех. Каждый солдат переписывал это стихотворение в свой блокнот или просто на клочок бумаги. Настолько проникновенно в стихотворении переданы чувства лирического героя, что солдатам казалось: эти строки обращены к их любимым.

         С этим стихотворением солдаты шли в бой, оно им помогало громить врага.

Валентина Серова – лирическая героиня и муза поэта.

 

 

Звучит стихотворение «Жди меня» 1941 год.

  Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

 

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

 

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

1941

4) Выразительное чтение стихотворения «Майор привез мальчишку на лафете»

                                   Майор привез мальчишку на лафете.                                   Погибла мать. Сын не простился с ней.                                   За десять лет на том и этом свете                                    Ему зачтутся эти десять дней.

               Его везли из крепости, из Бреста. Был исцарапан пулями лафет. Отцу казалось, что надежней места Отныне в мире для ребенка нет.

                   Отец был ранен, и разбита пушка. Привязанный к щиту, чтоб не упал, Прижав к груди заснувшую игрушку Седой мальчишка на лафете спал.

                   Мы шли ему навстречу из России. Проснувшись, он махал войскам рукой… Ты говоришь, что есть еще другие, Что я там был и мне пора домой…

                   Ты это горе знаешь понаслышке, А нам оно оборвало сердца. Кто раз увидел этого мальчишку, Домой прийти не сможет до конца.

                   Я должен видеть теми же глазами, Которыми я плакал там, в пыли, Как тот мальчишка возвратится с нами И поцелует горсть своей земли.

                   За все, чем мы с тобою дорожили, Призвал нас к бою воинский закон. Теперь мой дом не там, где прежде жили, А там, где отнят у мальчишки он. «Майор привез мальчишку на лафете»

-Какое впечатление на вас произвело это произведение?

-Какой момент войны (наступление или отступление) описан в стихотворении?

- Откуда везли мальчика?

Запись в тетрадь.

Брест- крепость, которая первая приняла на себя удар фашистской армии.

Лафет - станок артиллерийского орудия.

Найдите описание мальчика, зачитайте.

- Что означает выражение «седой мальчишка на лафете спал»? (мальчик быстро повзрослел от горя)

- Почему мальчик стал « седым»?( Мать погибла под обстрелом, мальчик поседел от горя. Раненый отец привязал сына к щиту, чтобы он не упал. Проснувшись, мальчик махал рукой бойцам, которые шли из глубины России на фронт.)

 -Сколько лет мальчику? Как вы понимаете фразу «За десять лет на том и этом свете.Ему зачтутся эти десять дней»? ( Мальчику десять лет, но за десять дней войны он пережил огромное горе, которое не под силу порой выдержать даже взрослому: гибель матери, обстрел, эвакуация из родного города, ранение отца. Мальчик словно побывал «на том свете», потому что уже видел смерть и страдания. Десять дней ужаса войны, пережитые ребенком, будут вспоминаться последующими поколениями как подвиг)

- Как вы понимаете слова: « Ты говоришь, что есть еще другие,// Что я там был и мне пора домой…» (Автор вспоминает о женщине, которая ,очевидно, уговаривает его остаться, говорит ему, что он уже видел эту страшную войну, есть еще другие, которые не были на этой войне.)

- Какими словами из стихотворения можно ответить на эту просьбу остаться дома? (« Кто раз увидел этого мальчишку,// Домой прийти не сможет до конца»)

- Что значат эти строки? Как следующее четверостишие раскрывает мысль автора? (Пока хоть небольшой клочок земли занят фашистами, пока хоть один ребенок плачет по их вине, ни один солдат не пойдет домой, потому что он обязан освободить землю)

- Почему автор пишет «твой мальчик спит за тридевять земель, в горах Урала»? (Многие дети были эвакуированы на Урал или в Сибирь)

- Прочитайте две последние строфы. Как вы их понимаете? ( Автор верит, что русские смогут победить фашистов, что его сын останется жив. И если вдруг и его сыну суждено пойти защищать свою страну от врагов, он это сделает, т.к. долг каждого мужчины защищать свою страну)

 

Учитель: 13-го июля в Буйничевском поле под Могилёвым молодой горожанин, корреспондент столичной и армейской газет, впервые близко увидел деревню, деревенскую жизнь, деревенских людей, увидел их в беде и горе (слайд). На камне возле Буйничевского поля написано: «Всю жизнь он помнил это поле…»

Умер К.Симонов 28 августа 1979 года. По завещанию поэта прах его развеяли на Буйничевском поле под Молилёвым, откуда он чудом выкрался живым тогда, в июле 1941-го года. Сейчас там, на поле боя, стоит валун. На котором высечено: «Константин Симонов». Прах его смешался с прахом погибших в 1941г. Он вернулся к нам навсегда.

 

Из «Автобиографии» К.Симонова

На мой взгляд, литература всегда должна звать людей

  к мужеству,

  к решимости, не отступать

  •  ни перед препятствиями,
  •  ни перед угрозами,
  •  ни перед необходимостью отдать свою жизнь за правое дело.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  

 

 

 

                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              Литература.

  1. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: ООО "ТИД "Русское слово - РС", 2009.
  2. Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч.2 / Авт.-сост. Г.С. Меркин. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: ООО "ТИД "Русское слово - РС", 2008. С. 212-224.
  3. Каганович С.Л. Обучение анализу поэтического текста: Методическое пособие для учителей-словесников. - 2-е изд. - М.: ООО "ТИД "Русское слово - РС", 2007.
  4. Кошелев В.А. "Матерь - Новгородская София:" Новгород в русской поэзии Великой Отечественной войны // Новгородский край в русской литературе / ред. кол.: А.Л. Гавриков, Т.В. Игошева, В.А. Кошелев, Д.Б. Терешкина; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2009. С. 821-830.
  5. Красная звезда. 6 октября 1999.

Орлов С.С. Белое озеро. Стихи и поэмы. М., 1975.

 

Ресурсы Internet.

  1. http://www.petrograd.biz/worldwars/index.php (Мировые войны)
  2. http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/sov/3893/bio/  
  3. http://www.moscowzoo.ru/get.asp?ID=A83  
  4. http://www.gamzatov.ru/index.html
  5. http://www.visitnovgorod.ru/index.php?mmm=arc&t=1_2

 

Оставить комментарий: