a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Представление педагогического опыта воспитателя Земсковой Л.Г.

Опубликовано: 2015-11-13 14:41:22

В условиях политической, экономической и социальной нестабильности, одной из основных задач, стоящих перед современными коррекционно-образовательными и реабилитационными учреждениями для слабовидящих, является задача подготовки выпускника, способного не только быстро и успешно интегрироваться в общество зрячих, но и способного легко адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни, реализовывать свои потенциальные возможности в различных ее сферах, обладать максимальной самостоятельностью и способностью самообразовываться.

Вопросы адаптации к условиям современной жизни выпускников школ для слабовидящих детей в настоящее время приобретают возрастающую актуальность в связи с необходимостью решения на современном уровне задач социально-трудовой реабилитации и адаптации. В основе профессиональной ориентации лежит профессиональная пригодность, обусловленная соответствием медико-функциональных возможностей, социальных и психологических особенностей, а также профессиональной направленности. Медико-биологические возможности выпускников школ для слабовидящих определяются прежде всего состоянием зрительных функций а также его прогноза. В данном случае профориентации должно предшествовать решение вопроса, соответствует ли состояние органа зрения конкретным условиям труда. Очень часто молодые люди с нарушением зрения теряются в этой жизни и начинают вести недостойный образ жизни, считая, что они не такие как все, и им не найти свое место в жизни.
В нашей школе - интернат обучается дети с нарушением зрения, среди них есть дети-инвалиды, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Так как нарушение зрения очень часто бывает в букете с нарушением интеллекта, то у нас есть и такие дети. Нужно отметить, что стать нужным обществу человеком слабовидящему школьнику, найти свое место в жизни удается лишь в том случае, когда им еще в школе заложены основы здорового образа жизни.

Я работаю по программе «Береги свое здоровье!». Программа была разработана на основе Программы «Радуга здоровья», разработанной Н.В.Свободиной Т.Н. Чуриловой, напечатанной в книге «Здоровьесберегающая деятельность», издательство «Учитель», 2011г. Программа «Береги свое здоровье!» утверждена на заседании методического объединения воспитателей ГКС(К) ОУРМ «Ардатовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат 4 вида» 28.08.11г. Каждый год я вношу в программу дополнения соответствующие возрасту и развитию детей группы, которые ежегодно утверждаются на методическом объединении школы. Программа рассчитана на работу с учащимися 13 – 17 лет. Ведущая идея моего педагогического проекта: формирование установки на ведение слабовидящими школьниками здорового образа жизни, развитие навыков самоконтроля и правильной самооценки в отношении собственного здоровья.

Для воплощения собственной педагогической идеи я поставила следующие цели:

- пропагандировать идеи здорового образа жизни в своей ежедневной работе;

- знакомить слабовидящих школьников с методами сохранения и укрепления здоровья;

- прививать воспитанникам систему знаний, норм и ценностей для успешной социализации слабовидящих школьников.

Принципы программы «Береги свое здоровье!» - регулярность, деятельный подход, принцип «Не навреди!», принцип гуманизма, принцип меры.

Воспитательная работа в школе – интернат сложна и многообразна: это воспитание в процессе обучения, воспитание в обществе и коллективе, семье и школе, это многообразная воспитательная работа в процессе учебы, труда, индивидуального общения, общественной деятельности. На основе моего многолетнего педагогического стажа родилась программа «Береги свое здоровье!»

Знания, направленные на формирование здорового образа жизни, должны быть запоминающимися и результативными. Необходимым условием для этого является активная спортивная и творческая деятельность каждого ребенка. Добиться этого можно путем организации внеурочного времени воспитанников, формирования его активной жизненной позиции. Я стараюсь не просто сохранять и укреплять нравственное и физическое здоровье детей, но и развивать определенные качества личности, сформировать определенные концепции, которые должны вооружить воспитанников для дальнейшей успешной жизни в обществе. Для достижения желаемых результатов, стараюсь выполнять основные функции: воспитывать у учащихся нравственно-эстетическое, интеллектуальное и физическое развитие; развивать общественную активность учащихся, воспитывать чувство ответственности и гордости за свою страну; готовность к защите ее свободы и независимости.

В качестве форм работы использую спортивные конкурсы, соревнования, конкурсы рисунков, беседы, клубы выходного дня, дни здоровья, экскурсии в музеи, посещения концертов и массовых мероприятий в Доме детского творчества и Районном Доме культуры. Результатом этой работы стало то, что мои воспитанники ежегодно принимают участия в школьных, районных, городских и республиканских спортивных и творческих конкурсах. Так моя воспитанница Горохова Алена стала активной участницей школьных спортивных кружков и кружков художественного цикла.

Мероприятие «А, ну-ка, мальчики!» было проведено, как итоговое занятие по теме «Я и мое здоровье» в мае 2015 года. Это было открытое мероприятие, где дети из моей группы соревновались с мальчиками из другой группы. Итогом игры стала безоговорочная победа здорового образа жизни. В период с 2013г по 2015г. В рамках работы по программе были проведены следующие открытые мероприятия: «Веселый урок здоровья», вечер «Будь человеком – Человек», Игра – путешествие «Ученье – путь к уменью», «Наши руки не знают скуки». Игра «»Веселые старты» была проведена как соревнования между любителями веселого спорта двух интернатных учреждений города: нашего интерната и Детского Дома – школы.

Мои воспитанники участвуют в ежегодном фестивале самодеятельного детского творчества «Созвездие», занимают призовые места и дипломы победителей и участников. Так же мой педагогический опыт уже получил свои результаты. Выпускники школы Щербаков Вадим и Курбатов Константин (работала с ними десять лет) благополучно получают высшее образование в ВУЗах Мордовии. Щербаков Вадим успешно борется с врожденным заболеванием, сахарным диабетом первого типа. Оба выпускника занимались спортом, посещали школьный театр, являлись победителями республиканского этапа многожанрового фестиваля детского творчества «Созвездие», в номинации художественное чтение, всегда вели активный образ жизни. Они и сейчас являются сторонниками здорового образа жизни, что дает мне право считать, что моя работа по формированию установки на ведение здорового образа жизни не пропала даром и дает свои результаты.

Документы для скачивания