a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методическая разработка на тему: "Здоровье сберегающие технологии в системе оздоровительной работы в ДОУ"

Автор: Щербакова Елена Николаевна Опубликовано: 2015-11-14 17:34:27

Документы для скачивания

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Колобок» Тема: « Здоровье сберегающие технологии в системе оздоровительной работы в ДОУ » Автор: Щербакова Е. Н В современном обществе проблема сохранения и укрепление здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняет тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать им могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких – либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервн о- психологического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранения здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Существует разнообразные формы направление на сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время их общее название « здоровьесберегающие технологии». Цель здоровьесберегающих технологи й- обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни. Современные сдоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии образовательн о- развивающей работы: приобщение детей к физической культуре; использование развивающих форм оздоровительной работы; Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для воспитанников дошкольного возраста. Сдоровьесберегающие технологии, технологии и методики современных авторов сохранения и стимулирования здоровья: Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой Научиться  дышать  правильно помогают различные методики, тренировка голосовых связок, специальная дыхательная гимнастика. В настоящее время существует много разновидностей дыхательной гимнастики, самыми популярными из них являются: редкое и глубокое дыхание по системе йогов, поверхностное дыхание по методу К. П. Бутейко,  метод Фролова( тренажер Фролова) и парадоксальное дыхание по А. Н. Стрельниковой. Я расскажу об основных методических приемах  ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ПО МЕТОДУ АЛЕКСАНДРЫ НИКОЛАЕВНЫ СТРЕЛЬНИКОВОЙ. Дыхательная гимнастика Стрельниковой представляет собой несколько сотен быстрых движений тела, при которых вдохи выполняются в конце движений со сжатой или не имеющей возможности расширяться грудной клеткой, т. е. в наклоне. В общепринятом смысле мы привыкли выполнять упражнения с точностью « до наоборот»- наклон – выдох, выпрямление – вдох. Вот почему методика называется «парадоксальная». Уникальность этой методики  состоит в том, что она очень проста и функциональна, овладеть элементарными упражнениями может и взрослый, и ребенок. В чем же суть парадоксальной гимнастики Александры Стрельниковой? Гимнастика А. Н. Стрельниковой- единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. В этой гимнастике два главных упражнения: - наклон и одновременно резкий короткий вдох носом- быстрое выпрямление и короткий самопроизвольный выдох. Темп выполнения очень высокий, на выполнение 1 упражнения дается 1 секунда. Упражнения активно включают в работу все части тела( руки, ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т. д. ) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде.  Так как все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос( при абсолютно пассивном выдохе) , усиливается внутреннее тканевое дыхание и повышается усвояемость кислорода тканями, а также раздражается та обширная зона рецепторов на слизистой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами. Вот почему эта дыхательная гимнастика имеет такой необыкновенно широкий спектр воздействия, помогает при массе различных заболеваний органов и систем. Подводя итоги, хочу выделить преимущества гимнастики перед другими. -  Она хорошо сочетается со всеми упражнениями  в: ходьбе, беге, особенно  в плавании. -  Дыхательная гимнастика- отличная профилактика болезней. - Гимнастика положительно влияет на организм в целом. Она ведь не чисто дыхательная- в работу включаются все мышцы. - Гимнастика доступна всем людям. - Для занятий гимнастикой не требуется особых условий – специальной одежды( спортивный костюм, кроссовки и т. д. ) , помещения и прочих. - Высокая эффективность. После первых занятий объем легких значительно увеличивается. -  Дает хороший эффект для тренировки мышечной системы дыхательного аппарата и грудной клетке. Особо хочу отметить, что все эти положительные результаты доступны не только взрослым людям, но и детям, начиная с раннего возраста. Сомнений нет, дыхательная гимнастика Александры Стрельниковой станет хорошей профилактикой для дошкольников в борьбе с простудными заболеваниями. Упражнение" Гарью пахнет! Тревога! Резко, шумно, на всю квартиру, нюхайте воздух, как собака след. Чем естественнее, тем лучше. Суд жок терапия В своей работе с детьми наряду с традиционными методами физкультурно – оздоровительной работы используют и нетрадиционные методики. Одна из таких методик- Су- Джок- терапия. Этот метод проверенный исследованиями и доказавший свою эффективность и безопасность. Он основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах. Воздействуя на эти точки, можно избавиться от многих болезней или предотвратить их развитие. В переводе с корейского Су – кисть, Джок – стопа. Метод Су – Джок так же направлен на активизацию зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений, поскольку стимуляция биоэнергетических точек способствует созреванию нервных клеток и их активному функционированию. Для проведения Су- Джок терапии нужны специальные массажные шарики и колечки. Дети катают между ладоней шарики( они наощупь колкие, а колечки поочередно примеряют на пальчики) . Шариком стимулируем зоны на ладонях, руках, стопах, ногах, спине. Точечный массаж по системе А. А. Уманской Самомассаж по системе А. А. Уманской-  одна из самых эффективных  методик по укреплению здоровья организма, которая подходит от новорожденных до взрослых! Эта методика основана на воздействии  девяти биоточек  организма. У человека на теле имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек повышает защитные силы организма в целом, а также слизистых оболочек носа, горла, бронхов. Под воздействием самомассажа организм и взрослого, и ребёнка начинает лечить себя сам. Самомассаж делать несложно. Слегка следует надавливать на точку и делать круговые движения 9 раз по часовой стрелке и 9 раз против часовой стрелки. Лучше всего точечный массаж делать не только по утрам, но еще днем( если есть такая возможность) и вечером, то есть не реже чем через каждые пять- шесть часов. Последовательность точечного массажа Зона 1  — область грудины, важнейшего кроветворного органа. Грудина связана с трахеями, бронхами, костным мозгом грудины. Массаж этой зоны способствует уменьшению кашля. Зона 2  — яремная ямка, которая тесно связана с вилочковой железой, регулирующей гормон роста, созревание Т- лимфоцитов и общее развитие организма. Эти две зоны( первая и вторая) основа, фундамент – кроветворение, иммунный статус, непробиваемая защита организма. Зона 3  — расположена в развилке сонных артерий. Зона связана с образованиями, отвечающими за химический состав крови. Массаж улучшает кровообращение, выработку инсулина и гормонов, обмен веществ. Зона 4  — находится в верхнем отделе шеи, между 1- 5- ми шейными позвонками. Именно в этой зоне расположен первый шейный симпатический узел, под названием ганглий, через который проходят импульсы всех сигналов к мозгу, поступающих от внутренних органов. Зона 5  — это область седьмого шейного и первого грудного позвонков. Важнейшая область, расположенная на перекрестке путей, проходящих от туловища к головному мозгу. Массаж 4 и 5 зоны дает мощный оздоровительный эффект: улучшает кровообращение и работу головного мозга, снимает головные, ушные и боли в области шеи. Зона 6  — это места выхода второй ветки тройничного нерва. Массаж этой зоны улучшает дыхание носом, состояние слизистых оболочек гайморовых пазух и носа, состояние зубов, стимулирует выработку веществ борющихся с вирусами. Зона 7  — тут выходит первая ветвь тройничного нерва. Массаж этой области улучшает кровоснабжение отделов лобных частей мозга, способствует умственному развитию, укрепляет зрение. Зона 8  — ушные козелки. Массаж этой зоны положительно влияет на вестибулярный аппарат и органы слуха. Зона 9  — расположена на кистях рук. В этой зоне находится множество важных биологически активных точек и зон, воздействие на них позволяет стимулировать работу головного мозга и всего организма в целом. Волшебные точки Методика проведения закаливающих процедур контрастные водные ванночки для рук Автор Алямовская В. А. Рекомендуется проводить после прогулки, перед обедом. Воспитатель наливает в большой таз теплой воды и немного нейтрального детского шампуня. Можно иногда добавить настой трав или ароматических масел, бросить в воду резиновые игрушки. Дети играют с мыльной водой и к тому же получают лечебную ванну. При манипуляции с игрушками в воде развивается кисть руки и моторика пальцев. Поплескавшись в теплой воде( «купаем игрушки») , ребенок моет руки под краном с холодной водой. Длительность горячей ванны 3 – 5 минут. Оздоровительный массаж «ЛЬДИНКА» Автор Кузнецова М. И. «Льдинка»- оздоровительный массаж, основанный на перепадах температур, тонизирующий кровеносные сосуды и тренирующий иммунную систему ребенка. Дети лежат в кроватках. Воспитатель берет кусочек льда( в пакете) и по часовой стрелке круговыми движениями делает три поворота по ступне ребенка, тут же закрывает ножки ребенка одеялом и переходит к следующему. Так она выполняет три раза. Через неделю воспитатель каждому ребенку делает уже четыре круговых движения, так доводится до десяти раз. После того, как воспитатель закончит растирание, медсестра начинает проводить массаж стоп детей махровой рукавичкой. Далее включается спокойная музыка, на фоне которой воспитатель ходит от ребенка к ребенку и поглаживает их, кого по ручке, кого по головке, кого по тельцу, приговаривая слова: Реснички опускаются, Глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем( 2 раза) , Сном спокойным засыпаем. Дышится легко… ровно… глубоко… Наши руки отдыхают, Ноги тоже отдыхают, Отдыхают. Засыпают( 2 раза) , Дышится легко… ровно… глубоко… Если ребенок заболел в период проведения закаливания, то после его возвращения начинать закаливание нужно с массажа сухой рукавичкой и только после двух недель сухого массажа- закаливание льдинкой, но опять с трех раз. Часто болеющим детям проводится только сухой массаж. Хождение по мокрым солевым дорожкам( Ю. Ф. Змановский) После дневного сна дети выполняют гимнастические упражнения, проходят по ребристой доске, резиновым коврикам с шипами. Вода для замачивания одеяла от 38 до 40 град каждые два дня снижается на 1 град до 20град. По мокрому одеялу с 30 секунд до 2 минут топчутся дети. Состав раствора: вода 10 л, поваренная соль 400г. Оборудование: Ведро для замачивания одеяла, одеяло, ребристая доска, резиновый коврик с шипами. Обязательный контроль: воспитатель, медсестра. Методика закаливания Никитиных Основной смысл методики Бориса Никитина и его жены Елены состоит в тренировке организма. Своих детей, они вместе с женой, приучали к обливанию холодной водой и хождению по снегу. Начнем с одежды для ребенка. По рецепту Никитиных, во время бодрствования ребенок должен носить только распашонку, а в более старшем возрасте – трусики. Не нужно переживать, если в помещении прохладно. Из- за холода напрягаются мышцы, так что пребывание в прохладном помещении – это своеобразная зарядка для малыша. Укладывая ребенка спать, нужно, конечно, одеть его несколько теплее. Никитины утверждают, что многие общепринятые принципы ухода за ребенком, в корне неправильны. Например, очень зря родители стремятся согреть ребенку ножки. Никитины говорят, что ребенок должен бегать дома только босиком. Холодные ножки – это абсолютно нормальный процесс приспособления к температуре в помещении. Согревать ноги необходимо только перед сном, чтобы успокоить малыша и обеспечить спокойный сон. Технология «игровой стретчинг[ по А. Назаровой] ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ  - это современная технология по здоровьесбережению. Методика игрового стретчинга   направлена на активизацию защитных сил организма детей, овладение навыками совершенного управления своим телом, психоэнергетической   саморегуляции, развитие и высвобождение скрытых творческих и оздоровительных возможностей подсознания. Что такое ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ? Система растяжек и движений, основанная на укреплении позвоночника, с организацией занятий по  игровому стретчингу,  основанной на сказках в музыкальном сопровождении. Упражнения системы  игрового стретчинга,  основаны на хореографии современных, бальных танцев и русского фольклора. Танцевально- развивающие игры, направленные на координацию, внимание, ориентирование в пространстве, равновесие. Система всех упражнений и игр ведет к решению одной из актуальных проблем комплексного оздоровления детей через систему  игрового стретчинга. Методика Б. Толкачева. Эта методика разработана автором для помощи детям, страдающим таким заболеванием, как бронхиальная астма. В ее состав входят комплекс физических упражнений, массажа, дыхательной гимнастики, закаливающих процедур. По мнению самого автора- Б. С. Толкачева, вода – прекрасный холодный раздражитель, поэтому он рекомендует обливаться несколько раз в день, а также принимать ванны с холодной водой. Эту методику можно применять индивидуально, а также организованно в детских садах. В детском саду, который работает по методике Толкачева, дети получают дозированные холодные нагрузки на свежем воздухе, а также здесь проводятся различные закаливающие процедуры. Массаж по системе До- Ин Что такое до- ин? «До» – японское произношение китайского слова « дао »( «путь») , а «ин» обозначает способность управлять потоками энергии. Самомассаж по системе до- ин основан на циркуляции жизненной энергии ци, пронизывающей все наше тело. До- ин использует простые, универсальные движения, но строго определенным образом, и это позволяет стимулировать любую часть тела, даже не снимая одежды. Самомассаж по системе до- ин можно практиковать в любом возрасте, для этого не требуется особых знаний. Цель – привести свои чувства в равновесие и упорядочить циркуляцию потоков энергии по телу. Лучше всего делать самомассаж до- ин по утрам, ведь он способствует выведению токсинов из организма, а это дает неплохой заряд бодрости на целый день. Массаж по системе до- ин оказывает бодрящее действие, поэтому делать его на ночь не рекомендуется. До- ин снимает стресс, убирает умственные и физические напряжения, помогает расслабиться. Поэтому самомассаж по системе до- ин на востоке считают идеальным средством борьбы с дурным настроением. Еще он помогает устранить дискомфорт в кишечнике, «смазать» суставы, укрепить мышцы, нормализовать деятельность внутренних органов – то есть, всячески способствует устранению функциональных расстройств организма. Если делать самомассаж до- ин регулярно, то он не только поможет достичь состояния безмятежности спокойствия, но также улучшит твою гибкость и укрепит все системы организма. Гимнастика для глаз по методике Э. С. Аветисова Автор лечебно- профилактической  гимнастики  Аветисов Эдуард Сергеевич является профессором медицины в области офтальмологии. Он много времени посвятил изучению проблем профилактики различных заболеваний глазного аппарата. Известно, что любую болезнь гораздо проще предупредить, нежели лечить запущенные формы патологии. Именно поэтому профилактику отклонений в работе глаза следует начинать еще в детском возрасте, потому что в этом случае гимнастика будет наиболее эффективной и уместной. Установлено, что малыши, которые регулярно выполняют несложные  упражнения, в старшем возрасте имеют гораздо меньше проблем. Зрение- основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка заслуживают исключительного внимания и бережного отношения. Именно сегодня актуально говорить о тех перегрузках на орган зрения, которые испытывает ребёнок в результате обрушившейся на него информации. Сохранить зрение, научить ребёнка правильно им пользоватьс я- важнейшая задача педагогов. Одним из приемов оздоровления ребенка является гимнастика для глаз или, как ее еще называют, офтальмологические паузы. Гимнастика для глаз дошкольников проводится для того, чтобы предотвратить нарастающее утомление, а также для укрепления глазных мышц. Полоскание носоглотки прохладной водой с элементами психогимнастики  по системе Ю. Ф, Змановского, В. Т. Кудрявцева. Игра «Волшебный напиток» Дети садятся на ковер в позе факира, перед ними ставится вода в бокалах температурой 36—38 °С. Каждому ребенку предлагается представить, как он превращается в доброго волшебника, которому всё подвластно. Дети закрывают глаза, расслабляются, а открыв глаза, произносят «волшебные» слова: Я хороший, добрый ребенок, Всем детям в группе я желаю здоровья, Пусть все будут добрыми и красивыми, Милыми и счастливыми, а. . . у. . . м. . . » Дети делают пассы над бокалом с водой, движения спонтанные — такие, какие подсказывает собственное воображение. Водичка вкусная и приятная. Я никогда не буду болеть. Я — здоров. Дети полощут рот, промывая водой всю его полость. После этого со звуком «а. . . а. . . а», подняв голову, полощут горло и проглатывают воду. Предлагается определить на вкус, какой стала «заряженная» вода. Чувствуется ли аромат, с чем его можно сравнить? Постепенно температура воды снижается до 8—10 ° с целью достижения закаливающегося эффекта.   ИГРОВОЙ МАССАЖ Интерпретация и адаптированный вариант методик спецзакаливания детей А. Уманской и К. Динейки   Закаливающее дыхание. Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2—3 раза в день. «Поиграем с носиком » 1. Организационный момента «Найди и покажи носик» Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.   2. Основная часть Игровые упражнения с носиком. а) «Помоги носику собраться на прогулку» Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого. б) «Носик гуляет» Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу. Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос. в) «Носик балуется» На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа. г) «Носик нюхает приятный запах» Ребенок выполняет 10 вдохов- выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем. д) «Носик поет песенку» На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: « Ба- бо- бу ». е) «Погреем носик» Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем, вверх и обратно. Таким образом, делается как бы растирание. 3. Заключительный этап ж) «Носик возвращается домой» Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся. Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами: —Подходи ко мне, дружок, И садись скорей в кружок. Носик ты быстрей найди, покажи.   Надо носик очищать, На прогулку собирать. Ротик ты свой закрывай, Только с носиком гуляй Вот так носи к- баловник! Он шалить у нас привык. —Тише, тише, не спеши, Ароматом подыши. Хорошо гулять в саду И поет нос: « Ба- бо- бу ». Надо носик нам погреть, Его немного потереть. Нагулялся носик мой, Возвращается дом. Итак, старайтесь как можно чаще использовать в процессе воспитания различные здоровьесберегающие проверенные и надежные методики известных авторов, и тогда вы сможете вырастить действительно счастливого здорового и успешного человека. Дыхательная релаксация по методу М. Л Лазарева Программа «Здравствуй» М. Л. Лазарева разработана на основе современных научных подходов к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста в существующих рамках образовательных стандартов. Важную роль в программе играет музыка, которая впервые в педагогической литературе о формировании здоровья является не дополнительным материалом, а интегральной основой всего курса. Методика дыхательной релаксации: звучит тихая спокойная музыка( музыкальное приложение на СД №1) «Ляжем на спину… Закроем глаза … П редставим, что вы вдыхаете аромат цветка… Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом… кожей… Вдох, выдох… Вы отлично отдохнули… Организм зарядился энергией… Я считаю до 5… На счет 5 откройте глаза. Глаза открываются. Свежесть в теле… Бодрость… Хорошее настроение… ». Полное дыхание. Полное дыхание – дыхание йогов – самый рациональный способ дыхания, это основа правильного дыхания. Полное дыхание способствует наилучшей вентиляции легких, движению энергии и кислородному обмену в организме. Это дыхание дает прекрасный эффект, оздоравливая легкие и весь организм в целом. 4. «Воздушный шар»( дышим животом, нижнее дыхание) И. П. : лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нем лежат обе ладони. В дальнейшем данное упражнение можно выполнять стоя. Медленный плавный вдох, без каких- либо усилий- живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар. Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине. Дыхательная релаксация по методу М. Л Лазарева Комплекс упражнений: 1. «Ветер» И. п. : лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки. Задержать дыхание на 3- 4 секунды. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. Повторить 3- 4 раза. 2. «Радуга» И. П. : стоя или в движении. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны. Задержать дыхание на 3- 4секунды. Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идет под мышку, другая на плечо. 3. «Дышим тихо, спокойно и плавно» И. П. сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох( последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание) . Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в жывоте образовалась «ямка». То же наоборот. Конспек т проведения открытого физкультурно- познавательного занятия с детьми подготовительной к школе группы" Уважайте светофор" Программное содержание: Совершенствовать навыки в метании в цель, в прыжках на мячах- хуппах. Развивать глазомер, равновесие, мелкую моторику пальцев. Закрепить у детей знания правил дорожного движения, развивать способность к умозаключениям. Закрепить с детьми приемы массажа, способствующие укреплению организма. Воспитывать чувство ответственности за личную безопасность. Создать условия для формирования у детей осознанного отношения к занятиям спорта, своему здоровью. Оборудование: мячи малые по количеству детей; три круга: красного, желтого, зеленого цвета; мячи- хуппы по количеству детей; маленькие круги( сигнальные карты) по количеству детей, разного цвета- красные, желтые, зеленые; “светофор” для метания. большой лист ватмана, восковые мелки. аудио запись песни Р. Паулса “Зеленый свет” в исполнении В. Леонтьева. музыкальный центр. ионизатор воздуха “Ракушка”. Предварительная работа: Беседа о правилах дорожного движения. Рассматривание иллюстраций по теме. Рисование улицы, дороги, перекрестка. Разучивание гимнастики для глаз “Солнечный зайчик”. Разучивание массажа для спины “Свинки”. Ход занятия Дети входят в зал, здороваются. Воспитатель: - В одном сказочном городе жили веселые звери. И ходили они так: - Лиса.   Ходьба мягким шагом, ступая с носка на пятку, с поворотом корпуса тела в правую( левую) сторону. ( 1 круг) - Заяц. Прыжки из низкого приседа с опорой на ладони. ( 0, 5 круга) -   Носорог большой. Ходьба на высоких четвереньках. ( 0, 5 круга) - Носорог маленький. Ходьба на средних четвереньках. ( 0, 5 круга) - Медведь. Ходьба на внешней стороне c топы, поджав пальцы ног. ( 1 круг) - Змея. Ходьба на ягодицах с прямыми ногами вперед. ( 0, 5 круга) -   Волк.   Бег широким шагом. ( 1, 5 круга) Построение детей в круг. -  А у них детишки, они были веселые, озорные как все дети, но самое страшное было в том, что они не знали правил дорожного движения. Вот однажды выбежал погулять зайчонок. Остановился он на мостовой, засмотрелся на солнечных зайчиков. Гимнастика для глаз “Солнечный зайчик”[ по М. Картушиной] Солнечный мой заинька, Прыгни на ладошку.   Солнечный мой заинька, Маленький как крошка.   Прыг на носик, на плечо.   Ой, как стало горячо!   На плече давай скакать. Вот закрыли мы глаза,   А солнышко играет:   Щечки теплыми лучами  Нежно согревает. Дети вытягивают вперед ладошку.   Ставят на ладонь указательный палец другой руки. Прослеживают взглядом движение пальца, которым медленно прикасаются сначала к носу, вновь отводят вперед, Прыг на лобик, и опять затем последовательно дотрагиваются до одного плеча, лба и другого плеча. Голова все время находиться в фиксированном положении     Закрывают лицо руками. - Воспитатель: -   И вот через некоторое время …. Упражнения игрового стретчинга. [ по А. Назаровой] 1. упражнение “зайчик”. Входит зайка чуть живой.  - Где скакал?  - На мостовой.   Не послушал зайка пап у-   Оторвали зайке лапу. И. п. - дети встают на четвереньки, пальцы ног упираются в пол.   В. : передвигают руки к ногам, выпрямляя колени, стараются встать на пятки. Руки от пола не отрывают.   Длительность 5- 6 раз. Темп средний. Воспитатель: -   А лисенок играл в мячик около дороги. Где рядом мчатся автомобили. 2. упражнение “лисичка”. На мостовой автомобили  Лисенка чуть не задавили   Н а мостовую нипочем  Не надо бегать за мячом. И. п. - дети садятся на пятки. Руки за спиной “полочкой”.   В. : 1- садятся на пол справа от пяток с прямой спиной.   2. - возвращаются в и. п.   3. - повторяют все в левую сторону.   4. - возвращаются в и. п.   Длительность 6- 8 раз. Темп средний. Воспитатель: - Р ебята! Как выдумаете можно играть мячиком возле дороги? ( выслушать ответы детей) 3. упражнение “кошечка”. - А вот и котик вышел погулять. И. п. - дети встают на колени, прямые руки ставят на пол, на уровне плеч( четвереньки) . В. : 1. - поднимают голову, максимально прогибают спину. 2. - опускают голову, максимально выгибают спину. Длительность 6- 8 раз. Темп средний. Воспитатель: -   У кота есть свое средство передвижения. Какое? Отгадайте! Этот зверь не ест овса.   Вместо ног- два колеса.   Сядь верхом и мчись на нем, Только лучше правь рулем. ( Велосипед) 4. упражнение “велосипед”. И. п. - дети ложатся на спину, руки за головой. Поднимают ноги, носки   оттянуты. В. : попеременно выпрямляют и сгибают ноги, не опуская на пол. Длительность 6- 8 раз. Темп средне- быстрый. Воспитатель: -   Но и кот не знал, как вести себя на улице, чтобы не   попасть в аварию. Кот катался без заботы, Не глядел на красный свет, Налетел на носорога, Поломал велосипед. 5. упражнение “носорог”. И. п. - дети ложатся на спину, руки за головой. Ноги прямые. В. : 1- поднимают голову, плечи и руки, одновременно поднимая одну ногу и сгибая ее, стараются коленом коснуться лба. Другая нога прямая на полу, носок оттянут. 2. - и. п. 3. 4. - проделывают то же движение другой ногой. Длительность 3- 4 раза( каждой ногой) . Темп средний. Воспитатель: -   Вслед за котиком на улицу вышла курица. 6. упражнение “курица”. Курица на улице   Е два не пропала,   Потому что курица  Ходит где попало. И. п. - дети встают прямо, ноги вместе.   Руки на поясе.   В. : 1. - правую ногу сгибают в колене, левую отводят назад как можно дальше, опираются на коньчики пальцев.   2. - делают несколько покачиваний.   3. - возвращаются в и. п.   4. - проделывают все то же, сменив положение ног. Длительность 3- 4 раза( каждой ногой) . Воспитатель: -   Чтобы курицу не задавить, машина свернула в сторону и остановилась. Что же встала ты, машина? Би- Би- Би! Спустилась шина! Умоляю, выручайте! Поскорее накачайте! Дыхательное упражнение “Насос”[ по Б. Толкачев] . Мы качаем, мы качаем,   Воздух в шины надуваем.   Проверяем каждый раз,   И аварий нет у нас. Стоя, ноги слегка расставить. Пальцы сжаты в кулаки. Наклоняются вниз, выбрасывая резко руки и произнося “ ш- ш- ш ”. Выпрямляются, прижимая руки к груди и делают вдох через нос. Воспитатель: В отличии от зверей Мы правила знаем И все их выполняем.   Мы в беду не попадем.   Мы растем, растем, растем. Дети под эти слова поднимаются на носочки, руки вытянуты вверх, и тянуться за руками. Воспитатель:  -   Сейчас мы с вами покажем, как правильно нужно переходить по перекрестку. Для этого нам нужно разделиться на три команды. Посмотрите, на скамейке лежат сигнальные карточки- круги. Сейчас каждый из вас возьмет по одному кругу, они разного цвета. Первая команд а- строятся дети с красными кругами. Вторая команд а- строятся дети с желтыми кругами. Третья команд а- строятся дети с зелеными кругами. Игра “Ловкий пешеход”. В игре участвуют три команды. Дети по очереди переходят перекресток. Перейти- значит забросить мяч в зеленый глаз светофора если мячик попадает в желтый глаз- можно бросить еще раз; если в красны й- выбываешь из игры. Побеждает команда быстрее выполнившая задание. При подведении итогов учитывается число выбывших детей. Воспитатель: Правила знаешь, ходи себе смело: Будут и дети и взрослые целы.   Радостны: папы и мамы и дети В се выполняйте правила эти. -   Ребята! Раз мы с вами знаем правила дорожного движения, вспомнили сигналы светофора, теперь проверим какие вы внимательные на дорогах, в отличи и от тех зверей которых мы повстречали в сказочном городе. Упражнение “Светофор”( на мячах- хуппах) . Светит красный светофор:   Нет проезд а- стой, шофер!   Светит желты й- значит жди,   Свет зеленый впереди.   Вот зеленый светофор-   Поезжай вперед, шофер! Дети стоят на месте.   Выполняют покачивания на мячах.   Прыгают на мячах по всему залу. Воспитатель в соответствии с текстом показывает детям круги по цвету. Игра повторяется 2- 3 раза. Воспитатель: - Молодцы! Все были очень внимательны. Теперь на нашу улицу вышли замечательные свинки, но они уже знакомы с правилами дорожного движения. Массаж спины “Свинки”. [ п о М. Картушиной] Как на пишущей машинке   Д ве хорошенькие свинки  Все постукивают,   Все похрюкивают:   Туки- туки- тук и- тук!   Хрюки- Хрюки- Хрюк и- Хрюк! Дети встают друг за другом в круг, и похлопывают ладонями по спине впереди стоящего ребенка, на повторение поворачиваются на 180* и поколачивают кулачками, затем постукивают пальчиками и поглаживают ладонями. Анализ занятия: Воспитатель: -   Ребята! Посмотрите на этот незаконченный рисунок- схему с изображением улицы( подводит детей к большому листу бумаги) . Давайте дорисуем сказочный город, где мы сегодня с вами побывали. Веселых зверей, которые научились правилам дорожного движения. Дорисуем светофор, ведь без светофора нет ни одного пешеходного перехода. Дети дорисовывают переходы, светофоры, машины, зверей( зайчик, лисичка, котик, носорог, курица) . Звучит песня Р. Паулса “Зеленый свет” в исполнении В. Леонтьева. Воспитатель:  -   Ребята, скажите пожалуйста почему с маленькими зверюшками случились разные неприятности? ( Не слушались родителей, не знали правил дорожного движения, лисичка играла мячиком возле дороги и т. д. ) -   Какие основные правила должны знать все: и маленькие, и большие? ( Переходить дорогу только по светофору, не играть с мячом возле дороги, слушать родителей, кататься на велосипеде не на проезжей части и. д. ) . Воспитатель: По городу, по улице Н е ходят просто так.   Когда не знаешь правил, Легко попасть впросак.   Все время будь внимательным И помни наперед: Свои имеют правила Шофер и пешеход. -   После такого интересного, познавательного занятия по правилам дорожного движения надо подкрепиться! Пойдем, попьем чая из вкусных, полезных трав. ( Дети идут в фитобар и пьют фиточай. ) Приложение 1 Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик»( Разработка М. Ю. Картушиной в соответствии с методикой Йогов) Солнечный мой заинька, Дети вытягивают вперед ладошку Прыгни на ладошку. Солнечный мой заинька С тавят на ладонь указательный палец Маленький как крошка другой руки Прыг на носик, на плечо П рослеживают взглядом движения пальца, которым Ой, как стало горячо! Медленно прикасаются сначала к носу, вновь отводят вперед Затем дотрагиваются до одного плеча, лба, и другого плеча, До одного плеча, лба, и другого плеча, каждый раз отводя Прыг на лобик и опять на Плече давай скакать Палец перед собой. Вот, закрыли мы глаза Голова все время находится в фиксированном положении. А солнышко играет: Закрывают глаза ладонями. Щечки теплыми лучами Нежно согревают. Гимнастика для глаз «Все больного навещают» Все больного навещают П ереводят взгляд вверх, вниз, вправо, влево. Все больного угощают Кто морошкой, кто черникой Кто сушенной земляникой Упражнение для глаз( по методике йогов) Смотрит носик вправо- влево Резко перемещают взгляд вправо и влево Смотрит носик вверх и вниз Резко перемещают взгляд вверх и вниз Что увидел хитрый носик? Мягко проводят указательными пальцами по векам. Ну, куда мы забрались? Гимнастика для глаз «Зайка»( Каждый ребенок берет зайчика на палочке) Зайчик вправо поскакал, Каждый зайку увидал. Дети прослеживают движения зайчика взглядом, Зайка влево поскакал Голова остается в фиксированном положении. Каждый взглядом увидал. Зайк а- вправо, зайка- влево. Ах, какой зайчонок смелый. Гимнастика для глаз «Муха»( Разработка М. Ю. Картушиной в соответствии с методикой Йогов) Муха громко зажужжала В ытягивают вперед руку и описывают указательным пальцем Над слоненком виться стала в воздухе круг, прослеживая движение глазами. Муха, муха полетела Д отрагиваются пальцем до кончика носа, И на нос слоненку села С фокусировать взгляд на кончике пальца. Муха снова полетела Д отрагиваются до уха, прослеживая движение пальца И на ухо она села. в зглядом в пределах видимости, не поворачивая головы. Также медленно дотрагиваются до второго уха, прослеживая движения взглядом. Муха- в верх, муха- вниз. Резко перемещают взгляд вправо, влево, вверх, вниз. Ну, Слоненок, берегись! Зафиксировав взгляд на кончике пальца. Слоник наш закрыл глаз а- плотно прижимают ладони к открытым глазам так, Улетела егоза! Чтобы через них не проникал свет. Гимнастика для глаз Смотрим вправ о- никого резко переводят взгляд вправо- влево Смотрим влев о- никого Раз- два, раз- два- Закружилась голова В ыполняют круговые вращения глазами Глазки закрывали, Глазки открывали З акрывают глаза Как откроем мы глаза, Вверх посмотрим да, да, да Резко переводят взгляд вверх- вниз. Вниз ты глазки опусти, Вверх опять их подними. Пальцами погладь глаза Мягко поглаживают веки указательными пальцами Отдыхать пришла пора Упражнения для снятия зрительного напряжения( «Метка Аветисова») Дети встают около окна и смотрят вдаль, затем переводят взгляд на точку на стекле. Повторяют упражнение несколько раз, затем закрывают глаза ладонями- «прячут их в темном домике». Комплекс упражнений А. С. Аветисов Выполняется в течение 3- 5 минут. 1. Откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклонившись вперед сделать выдох( 5- 6 раз) . 2. Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, прикрыть веки( 5- 6 раз) . 3. Руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в и. п. ( 5- 6 раз) . 4. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем – против часовой стрелки( 5- 6 раз) . 5. Руки – вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх( вдох) , следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить( выдох) ( 4- 5 раз) . Гимнастика для глаз( По технологии В. Базарного) А в Африке, а в Африке на черной Лимпопо Дети сидят по- турецки, медленно, в ритме Сидит и плачет в Африке печальный Гиппопо стихотворения двигают зрачками слева направо Он в Африке, он в Африке под пальмами сидит, и на море из Африке без отдыха глядит: «Не едет ли в кораблике П ереводят взгляд вверх- вниз доктор Айболит? » Но вот, поглядите, какая- то птица Все ближе и ближе по воздуху мчится С кладывают пальцы «трубочкой» и смотрят На птице, глядите, сидит Айболит в «подзорную трубу» сначала правым глазом, И шляпою машет и громко кричит: потом левым глазом. «Да здравствует милая Африка». Упражнение для коррекции зрения( По методу В. Базарного) Дети «бегают» глазами по нарисованной на листе ватмана спирали. Гимнастика для глаз( По методике йогов) И. п. – лежа на полу. После каждого упражнения быстро поморгать глазами. 1. Вдо х- поднять взгляд вверх; выдох- опустить вниз( 6 раз) . 2. Вдох – посмотреть влево; выдо х- перевести взгляд вправо( 6 раз) . 3. Вдо х- посмотреть в левый верхний угол; выдох- в правый нижний угол. 4. Вдох – посмотреть в правый верхний угол; выдо х- перевести взгляд в левый нижний угол. 5. Вращение глазами сначала по часовой стрелки, потом – против часовой стрелки. Физминутка «Я позвоночник берегу»( авторская разработка М. Ю. Картушиной) Я позвоночник берегу, Наклон корпуса вправо- влево. И сам себе я помогу. Ладони скользят вдоль тела от подмышек до колен. Всё выполню я по порядку: Руки на пояс, поднять и опустить плечи. Сначала сделаю зарядку, Нагнусь, прогнусь и выпрямлюсь. Наклон вперед, слегка прогибаясь назад. Встать прямо. И вправо- влево наклонюсь. Наклон корпуса вправо- влево. С друзьями поиграю в мяч, Бег на месте. Он весело помчится вскачь. Прыжки на месте. И за столом я посижу, Полуприсяд, сложив руки «полочкой» перед грудью. И телевизор погляжу. Встать прямо, руки в стороны. Но буду помнить я всегда: Положить правую руку за правое плечо, левую руку завести за спину, сцепить пальцы за спиной. Должна прямою быть спина. Меняют положение рук. Упражнение для мышц шеи( Выполнять в медленном темпе) Гуси- лебеди летели, головой они кивали Наклон головы вправо, влево Раз, два, три- раз, два, три С тараясь коснуться ухом плеча Мы красивы посмотри! Гуси- лебеди летели, головой они вертели Выполнение круговых движений головой Раз- два, раз- дв а- продолжается игра в правую и левую сторону Гуси- лебеди уставали и головку наклоняли Наклон головы вперед, назад Раз- два, раз- дв а- вот и кончилась игра Упражнение для релаксации «Просыпайся глазок» Дети ложатся на ковер, закрывают глаза и выполняют действия по тексту. В конце стихотворения встают на ноги и тянутся руками вверх. Просыпайся, глазок! Просыпайся другой! Поздороваться Солнышко вышло с тобой! Посмотри, как оно улыбается! Новый день, новый день начинается. Это кто уже проснулся? Кто так сладко потянулся? Потягуни – потягушечки, о т носочков до макушечки. Мы потянемся, потянемся маленькими не останемся. Вот уже растем, растем. Гимнастика для укрепления мышц шеи «Сидит белка» Сидит белка на тележке, Наклоны головы вправо- влево. Продает она орешки: Лисички- сестрички Наклоны головы вперед- назад. Воробью, синичке Мишке косолапому Круговые вращения головы Заиньке усатому. в право и влево. Упражнение для мышц шеи «Слон» Слоник- слоник, настоящий слон живой, Наклон головы вперед- назад. От чего ты всё качаешь головой? Оттого что, потому что, потому, Наклон головы вправо- влево. Всё я думаю дружок и не пойму. Почему- то здесь не рады лишь слонёнку одному, Поглаживание шеи ладонью Я ж не делаю плохого никому. с верху вниз. Упражнение для мышц шеи И тут же страусята визжат как поросята, Наклон головы вправо- влево. Ах, как жалко, жалко, жалко бедных страусят. Наклон головы вперед- назад. И корь, и дифтерит у них, Вращение головой вправо- И оспа, и бронхит у них, влево. И головы болят у них, Поглаживание шеи ладонью И горлышко болит. с верху вниз. Литература: М. Ю. Картушина. Быть здоровыми хотим. Москва- 2004 С. А. Исаева. Физкультурные минутки в начальной школе. Москва- 2003 А. Г. Назарова. Игровой стретчинг. Интернет ресурсы.

Оставить комментарий: