a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Наше творчество

Автор: Краева Светлана Владимировна Опубликовано: 2015-11-15 19:02:53

Заявка на участие в конкурсе «Душа Сибири- 2015» 1. Краева Анастасия. Номинация «Герои Астафьева – жизнь продолжается» 2. Место выполнения работы: Ирбейский район, с. Благовещенка 3. 26. 05. 2003( 11 лет) 4. Место жительства: 663667, Красноярский край, Ирбейский район, д. Стрелка, ул. Набережная, д. 33, 5. Место учёбы: МОБУ «Благовещенская сош », тел. : 83917434593 6. 5 класс — Наставник: Краева Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы МОБУ «Благовещенская сош », тел. : 83919874729 Дядя Кузя, Петруха и Наполеон. Гордостью дяди Кузиной птиц ефермы был Петруха. Это петух необычной окраски, благодаря которой он был виден везде и всегда. Петухи деревенских дв оров, зная его строптивый нрав, увидев вблизи изгороди Петруху, сразу заливались громким криком и старались, как можно быстрее, убежать, уводя с собой своих подружек – курочек. Вот уже три года дядя Кузя не мог нарадоваться умением Петрухи водить кур, с каждым годом он становился опытнее в этом нелёгком деле. Куры с любовью наблюдали за каждым движением своего вожака, выполняли все его команды. Он легко мог утихомирить за думавших потаскать друг друга за гребень несушек, с настороженностью относился к деревенским котам, которые были частыми гостями птицефермы, нередко держал оборону от незваных посетителей. Ранней весной, лишь только солнце по – настоящему стало пригревать, дядя Кузя выпускал своих питомцев во двор птицефермы, давая им вдоволь насладиться солнечными ванн ами. Выпускали кур и хозяева деревенских дворов. В самом близком от птицефермы доме поселилась семья молодого тракториста Шурки. Несмотря на то, что семья была молодой, Шурка держал большое хозяйство, как это положено в д еревне, где никак не могло обойтись без курочек. А там, где курочки, там и петушок. Петруха сразу почувствовал неладное, когда в первые увидел молодого соседа: петух без всякого стеснения сначала заводил разговоры с Петрухиными курочками через забор, потом, постепенно, всё ближе подбираясь, взлетел на изгородь и спрыгнул в его владения. Петруха взъерошился и с настороженностью стал обходить соседа с правой стороны, при этом дав команду затаиться своим подружкам. Те, смирно стояли позади Петрухи и с замиранием в сердце наблюдали за предстоящим поединком. За поединком наблюдал и дядя Кузя, который был уверен в победе Петрухи, упрекая соседского петуха, чтобы неповадно ему в следующий раз было переступать владения Петрухи. Вдру г, неожиданно и стремительно петухи налетели друг на друга и перья полетели в разные стороны! Поднялся крик: ку ры с той и этой стороны заливаясь кудахтаньем, поддерживали своих вожаков. Когда дядя Кузя понял, что беды не минова ть и самому нужно как – то останавливать бой, было уже поздно. Петруха, вытянув шею, лежал на навозной куче. Из гребня сочилась кровь. Д ядя Кузя подбежал к своему любимцу, тот издал последний вздох и навсегда закрыл свои петушиные очи. Петруха погиб, а соседский петух Наполеон, как потом узнал дядя Ку зя, стал полноправным хозяином на дяди Кузиной птицеферме. Куры быстро смирились и стали подчиняться новому вожаку. Не смирился только дядя Кузя. Не мог простить он Наполеону такого коварного поступка, и, лишь завидев его вблизи двора, брал длинный цыганский би ч, ругаясь, прогонял оккупанта( так во зле дядя Кузя называл Наполеона) . Со своим горем дядя К узя знакомил всех деревенских. Н е было больше во дворе у него хозяина, с соседским Наполеоном он никак не хотел дружить. И тогда брат с городского рынка привёз ему голландского красавца- петуха. Огромные лапы, мощные шпоры, ярко – красный мясистый гребень, прониз ывающий взгляд… «Не Петруха, конечно, но с несушками спр авится, - думал Кузьмич, - а главное, соседского Наполеона присмирить сумеет». Утром Кузьмич выпустил нового хозяина во двор и крикнул через забор соседу: - Ну, Шурка, держи своего Наполеона, мой Спартак( так окрестил дядя Кузя нового петуха) вмиг с ним расправится! Шурка немного заволновался: петух с такими шпорами и мощным клювом может Наполеон а побить. Жалко, молодой, только вкус к бою почувствовал. … Но Наполеона было уже не остановить, он почувствовал запах крови и власти. Даже грозный вид врага не смог его остановить перед жаждой к победе. Бой ожидался страшный, никто не ожи дал такого поворота. Едва Наполеон перепрыгнул через забор дяди Кузиного хозяйства, Спартак, вжав голову в шею, с такой скоростью пустился в бегство! Никто не ожидал, что огромный петух может убегать от маленького шустрого петушка. Дядя Кузя, не раздумывая, поймал Спартака и отрубил ему голову. - Не потерплю дезертирства! Зачем такой вожак моим курочкам? Кто их будет ост ерегать от котов и коршунов? А Наполеона зауважал. Встанет за угол сарая, бывало, и наблюдает за Наполеоном через забор. Он ему стал Петруху в молодости напоминать: такой же деловитый и хозяйственный, на его взгляд, был Наполеон. Однажды, после обеда, дядя Кузя услышал нестерпимый крик н а птичьем дворе. Когда он прибежал к своим питомцам, увидел такую картину: недалеко от корыта с пшеницей лежит покалеченная курочка – рыжуха. У неё и зранена голова, гребень в крови. С овсем ослабшая. Немного в стороне он заметил Наполеона, который сидел на какой – то птице верхом и из последних сил долбил её своим клювом. Когда дядя Кузя приблизился, увидел, что Наполеон сидел на молодом сокол и ке, который позарился на хромую Рыжуху. Наполеон был обессилен, ему не хватило сил даже подняться и убежать от дяди Кузи. Он достойно одержал победу! Дядя Кузя поднял Наполеона, отпоил его водой. С тех пор Наполеона, как только он попра вился, уже никто не прогонял с птицефермы. Всё лето он водил своих и фермерских кур. Охранял подружек от врагов. На следующий год, в есной во дворе дяди Кузи кукарекали уже несколько молодых петушков, один из которых очень бы л похож на Петруху. Но это уже другая история.

Затерявшееся письмо. Михайлова Екатерина, 8 класс, МОБУ Стрелковская оош Привет, братишка! Привет, родной. Пишу и мечтаю повидаться с тобой. Как на фронте твои дела? Очень сильно скучаю. Плохо нам без тебя. Жив ли? Андрейка, мне напиши. Не забывай, что нам всем нужен ты. Скорей бы закончилась эта война – Много несчастья она принесла… Мама ночами не спит: все ждет. Молится Богу, пусть тебя он спасёт. Болеет часто она у меня, Не знаю что делать – вот такие дела. Будь осторожней, милый ты мой. Ждём и скучаем, возвращайся домой. Четыре года уже прошло, Тебя вспоминает родное село. Может, ты ранен? Может, нужно чего? Пиши, не стесняйся, нам обо всём. Чем смогу, тем тебе помогу. Милый братишка, тебя я люблю! Братик, Андрейка, с тобою друзья? Вместе ли вы? Иль разлучила судьба? Ну, ладно, братишка, кончаю писать. Письма свои не забывай отправлять. Верим, скучаем, любим и ждём! Письмо от сестрёнки, а от мамы потом! Здравствуй, Солдат 1945 года! Тот, кто в июне 1941, лишь только страна протрубила тревогу, оставил жену и детей. Оставил, чтобы защитить. Четыре года изо дня в день ты приближал час победы. С тобою была семейная фотография, которую ты носил в кармане гимнастёрки, у самого сердца. За четыре года, от пота и крови, она потеряла свой первоначальный вид, но до последнего дыхания память о родных была при тебе… В сорок пятом все: дети, женщины, старики праздновали Победу. С нетерпением родные ждали возвращения тех, кто защищал Родину от фашистов. Но не все дождались. Пишу письмо тебе, Солдат, в надежде, что жив. А если всё – таки ты пал от вражеской пули, то знай: ждёт встречи с тобой та, для которой ты остался любимым навеки. Та, что… Летним днём, в далёком сорок первом Провожала мужа на войну… Навсегда она осталась верной Милому солдату своему. День за днём прошли четыре года Как сплошной ужасно страшный сон. Верила она: в одно из окон Скоро постучит тихонько он. Верила, детишек поднимала Помогала возрождать колхоз. Сколько пережито! И немало Пролито горячих женских слёз. Огрубели, износились руки, Побелели пряди длинных кос, Не сидела без работы. Скуку Разгоняла в стужу и в мороз. Разучилась плакать и смеяться, На её лице тоски клеймо. Не вдова и не жена – Солдатка. Именует так её село. Выросли детишки, разлетелись Кто куда из отчего гнезда. В доме тишиною правит верность – Ей Солдатка навсегда раба. На стене висит портретик в рамке, Пожелтев от времени давно. А, напротив, на скамье – Солдатка. Ждёт, что постучат в её окно. Я к тебе, Защитник, обращаюсь: Возвращайся, наконец, домой. Прогони с её лица усталость Хоть немного поживи с женой. Не вернулся- есть на то причина: Значит, спишь уже в земле сырой. Ждёт Солдатка уж своей кончины, Чтоб на небе встретиться с тобой Письмо солдату в 1945 Краева Анастасия, 3 класс МОБУ Стрелковская оош Здравствуй, Солдат 1945 года! Пишет тебе ученица третьего класса, Краева Настя. Хочу рассказать о том, как я живу. Я родилась и выросла в далёкой сибирской деревне Стрелка. До школы ходила в детский сад « Лесовичок ». Там я обрела много друзей и подруг, с которыми сейчас учусь вместе в школе. У нас были добрые и заботливые воспитатели, они проводили для нас разные занятия и интересные праздники. Быстро пролетели года, и вот я уже третьеклассница. Мне нравится учиться, особенно люблю математику. В свободное время люблю читать книги, смотреть телевизор и, конечно, играть в компьютерные игры. На Новый год мне Дед Мороз подарил новые лыжи, чему я очень была рада. Поэтому катание на лыжах – моё новое увлечение. Летом я помогаю маме по хозяйству: слежу за гусятами, кормлю цыплят. Она любит выращивать цветы, поэтому я часто по вечерам поливаю их. У меня много подруг, мы с ними вместе катаемся на велосипедах, купаемся в реке, играем. У меня много родственников, но самые родные – мама, папа и старшая сестра. Я их очень люблю. Недавно я прочитала книгу «Пионеры- герои», в которой рассказывается о детях войны. Они не испугались фашистов, а наоборот, как смогли, помогали русским воинам защищать нашу Родину. Многие погибли. А ведь они были не на много старше меня! Многие дети не дождались с войны отцов. Читая книгу, я задумалась: хорошо, что сейчас нет войны, а у меня есть мама и папа. Я живу в прекрасное время, у меня счастливое детство. За это я должна благодарить тебя, Солдат. Ты не жалел своей жизни, чтобы я ходила под голубым небом, чтобы светило ясное солнышко. Ты подарил мне мир. Я никогда не забуду твой подвиг и говорю: «Спасибо! »

Навеки восемнадцатилетний… Сколько молодых парней сложили головы в годы Великой Отечественной войны! Совсем юные, полны жизненных сил и надежды на будущее, они навеки останутся молодыми: Олег Кошевой, Сергей Тюленин, Иван Земнухов, Александр Матросов … К сожалению, список можно продолжать и продолжать. Занимаясь краеведением, я много беседовала со старожилами нашей деревни. Очень меня тронул рассказ О. П. Ушаковой о её дяде по материнской линии, Александре Баеве. Он исправил в паспорте дату рождения для того, чтобы поскорее попасть на войну бить фа шистов. Чуть больше полугода воевал, но успел получить звание сержанта. Он погиб 16 мая 1942 года в Износовском районе Смоленской области. Для меня он настоящий Герой! Что он чувствовал, когда шёл в бой, о чём думал? Привет, Солдат, далёкой той войны! Пишу тебе из двадцать первого столетья. Сложил головушку за Родину в чужбине ты, Но на Родной земле не пропадёшь в забвенье. Твои глаза на пожелтевшей фотокарточке Полны отваги, мужества и сил. Сказал: «Прощай! » своей родной ты матушке Любить и помнить девушку просил. Нам расскажи о т ом, как ты ходил в атаку О том, как вражескую силу бил… В Смоленской области в Износовском районе В бою последнем голову сложил. Тебе навеки будет восемнадцать- Стал на защиту Родины с ружьём, Чтобы дарило Солнце людям счастье И радость приходила в каждый дом. Тебе, Солдат, я говорю: «Спасибо»! За жизнь с вою тебя благодарю. Короткий путь сумел пройти красиво В бою сложил головушку свою… И снова май…и снова будут слёзы По тем, кто не пришёл с войны домой. Спокойно песню пропоют берёзы Над братскою могилой под горой. Тебе, Солдат, я говорю «Спасибо»! И от души привет горячий шлю… И буду помнить я во веки и отныне: Ты защищал Отчизну, Родину свою! На старой пожелтевшей фотокарточке Совсем ещё парнишка молодой. Не встретил он рассвет с соседкой Танечкой… Зато для нас он навсегда Герой! Анастасия Краева, 8 класс, МОБУ Благовещенская сош 9 622s0 29zss9

Девятого мая 2018 года наша страна праздновала очередную годовщину Великой Победы над фашистской Германией. К большому сожалению, с каждым годом всё меньше остаётся в живых тех, кто о держал Победу; т ех, кто не понаслышке зн ал об ужасе войны. Мы чтим подвиг Защитников нашей Родины, для нас они навсегда будут Геро ями. Не имеет значения, как они приближали Победу: с винтовкой в руках или за станком на заводе, а может в поле, убирая урожай до последнего зёрнышка – они Герои! Сегодня я хочу поговорить о другой категории людей- Поволжских немцах, депортированных в годы войны в сибирские таёжные деревни. Много горя пришлось пережить этим людям ко всему тому, что принесла эта страшная война: унижение, оскорбление, постоянную тревогу за родных и близких. Ведь в них местное население видело ненавистных врагов. Никто не задумывался, что они такие же люди и война для них ничуть не меньше принесла беды. О том, что они так же мечтали о Мире и все силы отдавали для Победы. В наши дни мало кто знает об истории переселения немцев в Россию, о том, как они попали в наши края. Так же мало знают, что немецкая культура большую роль сыграла в развитии культуры Сибиряков, проживающих в далёких глубинках. Из- за постоянных нападений на Русь, наша страна ослабла и не развивалась как другие страны. Во времена правления Ивана Грозного( 1533- 1584) усиленно приглашались различные немецкие учёные, для обучения русских придворных грамоте, искусству, манере одеваться, эстетике. Их было настолько много, что создавались даже маленькие посёлки или деревни, именуемые «Немецкой слободой». Чтобы усовершенствовать быт и культуру России, Петр I продолжил то, что начал Иван IV. Тогда уже немецкий народ учил военному делу, владением современным оружием и тактикой, культуре. Также среди иностранцев были специалисты- медики,  инженеры и мастера горного дела. Благодаря Петру I, Россия стала «догонять» Европейские страны. Мужчины перестали носить бороды и длинные кафтаны. «На широких просторах России имелось большое количество неиспользованных плодородных и незаселённых земель. Победоносные  войны с Турцией в конце 18 века значительно расширили территорию России на юге Украины, где население было очень малочисленным. Чтобы освоить эти земли,  Екатерина В торая издала Манифест от 22 июля 1763 года, в котором иностранные граждане приглашались для поселения в Россию. Важнейшие положения этого Манифеста гласили: 1. " Всем иностранцам дозволяем в Империю Н ашу въезжать и селиться где кто пожелает, во всех Наших Губерниях" . 2. " Всем прибывшим в Империю Н ашу на поселение иметь свободное отправление веры по их уставам и обрядам беспрепятственно" . 3. " Не должны таковые прибывшие из иностранных на поселение в Россию, никаких в казну Н ашу податей платить, и никаких обыкновенных служб служить" . Кто селился в необжитых землях,  освобождался от налогов на срок до 30 лет, в других областях – на срок от 5 до 1года. " Поселившиеся в России иностранные, во все время пребывания своего,  ни в военную, ни же в гражданскую службу против воли их определены не будут" [ 4, 43] . Также немцы сами эмигрировали на территорию России, потому что привилегии, обещанные царём, казались людям, жившим в нужде и лишениях,  особенно привлекательными.   Прежде всего, это касалось земли Гессен и юго- западной части Германии. «Основными центрами эмиграции были следующие районы Германии: из Данцига и Западной Пруссии шло переселение меннонитов, вместе с которыми селились также католики и лютеране( 1823) .  В 1815/ 1818 годах в Бессарабию переселились колонисты из Польши, ранее мигрировавшие сюда из Пруссии и Вюртемберга. Из Гессена в   1763  -   1767   годах шла основная волна переселения на Волгу и позднее, вначале 19 века, в Причерноморье. Но наиболее крупными эмиграционными районами были юго- запад и юг Германии: Вюртемберг, Баден, Пфальц, Эльзас, Прирейнские области Гессена и примыкающая к Вюртембергу Баварская Швабия.  Несколько иной характер носили природные условия в Приволжье,  компактной немецкой колонии»[ 4, 45] . Так в России появились жители из Германии. Они вели самый обычный образ жизни: занимались земледелием, садоводством, выходили замуж, женились, праздновали Рождество и другие праздники. Всё было б отлично, если бы не П ервая Мировая и Гражданская Войны. «Несмотря на то, что в царской армии служило около 300000 немцев, ненависть ко всему немецкому народу достигла нового апогея. В общественных местах нельзя было говорить по- немецки, проповедь на немецком была запрещена, общественные собрания немцев более 3- х человек объявили нелегальными… Особенно закон о ликвидации землевладения и землепользования, которые гласили о принудительном изъятии собственности властями у всех немцев, живущих в полосе шириной 150 км восточнее западной границы России, и насильственного выселения немцев из этой зоны»[ 4, 59] . . Из- за этого ровно 200000 полностью разорённых волынских немцев отправились в Сибирь. В годы войны на российских немцев обрушился голод, а также болезни. Их численность сократилась с 1 621 000( 1914) до 1 238 000( 1924) . Также российских немцев могли арестовать только из- за письма, пришедшего из Германии, США или Канады. Немцев мужчин депортировали на крайний север и в Сибирь, из ссылок возвращались редко.  После установления советской власти, в России немецкое национальное меньшинство, несмотря на голод ещё раз переживает подъём. Затем в 1918 году образована «Трудовая Коммуна Немцев Поволжья», которая в 1924 году возведена в ранг «Автономной Социалистической Советской Республики Немцев Поволжья». Вместе с укреплением роста экономики и народного хозяйства начался и культурный подъём. Не думали люди, что их ждёт очередная катастрофа. Великая Отечественная война 1941- 1945 года несла беду в каждый дом, невзирая на национальность. 28 августа 1941 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ о" Переселении  немцев, проживающих в районах  Поволжья». В нём российские немцы обвинялись в активной поддержке германских войск. «Депортация – принудительное перемещение, изгнание, высылка …за пределы государства или конкретной территории»[ 3, 95] . Уже в дороге начали умирать, прежде всего старики и маленькие дети. И не только они. . . У многих не было еды. Во время стоянок из вагонов никого не выпускали. Составы, в которых перевозились голодные, изможденные, больные люди- в основном старики, женщины и дети, охранялись вооруженными солдатами. Люди гибли от голода, болезней, нечеловеческих условий. Умерших не давали хоронить, их выбрасывали из вагонов. Всего было депортировано 800. 000 немцев. Мужчин, если им было от 16 до 60 лет, сослали в Трудармии. « Трудармия » означает в дословном переводе" рабочая армия" . В действительности это были лагеря для принудительных работ, окружённые высоким колючим забором с вооружённой охраной. Условия, в которых должны были жить и работать трудармейцы, по жестокости не уступали образу жизни в колонии уголовников. Женщины работали на лесоповале в тайге, на Севере в шахтах Урала и на угольных разработках за Полярным Кругом, жалкие пайки хлеба в 300 г на день, умирающие от голода дети,  жестокие морозы,  голод, нищета, абсолютное отсутствие надежды на избавление – всё это было судьбой российских немцев после В торой мировой войны В таких условиях погибла значительная часть этого поколения немцев в России. С 1945 года существование немцев в Советском Союзе замалчивалось. О них не было информации в печати, не говорилось в выступлениях и радиопередачах. И только через 23 года( 29. 08. 1964) Президиум Верховного Совета СССР принял решение" Об отмене Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28. августа 1941 года" О переселении немцев Поволжья" Это решение снимало с российских немцев позорное пятно измены. Во время Великой Отечественной войны, в Ирбейский район Красноярского края стали ссылать немцев из Поволжья. Всего в район прибыли порядка 2019 человек. Приехали вынужденные переселенцы и в деревню Стрелка. Люди, которые за свою национальность очень горько поплатились. Сибиряки, ожесточённые войной, старались отомстить за погибших родных, за трудные годы войны, не понимая, что эти люди здесь совсем не причём. Им приходилось всё начинать сначала на чужой земле, не зная языка, сурового сибирского климата. Здесь всё было чужим. Мужчины и даже молодые девушки, достигшие возраста 16 лет, работали в Краслаге на заготовке леса. Женщины поднимали детей, вели хозяйство, которым сумели обзавестись. Немцы – народ культурный, трудолюбивый. Быстро приспособились к трудным жизненным условиям: некоторые женщины имели швейные машинки «Зингер», которые привезли из Поволжья, подрабатывали тем, что перешивали местным жителям одежду. В нашей деревне, в прошлом столетии проживало около четверти немцев из всего состава ее жителей. Среди них были те, кому на время выселения было от четырех лет, но время не стерло из их памяти тех трагических дней сентября 1941 года. Мой дедушка – Ибе Владимир Иванович( Вальдемар Иоганович( в детстве его звали Волик) ) 18. 10. 1937 г. р. , вместе со своими родителями, старшей сестрой и братом, были депортированы в Сибирь осенью 1941 года. Так как ему было всего 4 года, сам процесс переселения ему особо не запомнился. «Было шумно, плакали люди и куда – то все спешили, а я не понимал, почему всем куда – то нужно ехать. У нас был бо гатый двухэтажный дом, в котором жили семьи трёх сыновей моего деда и они с мудер( так дети называли бабушку) , проживали здесь же, - вспоминал Ибе Владимир Иванович, - вокруг дома был сад, в котором росли яблони и ягода. Держали хозяйство. У каждого были свои обязанности». Куда и зачем их выселяли- не знал никто. Не знали, вернутся или нет назад. Немногие смогли в столь короткий срок продать хозяйство, чтобы были деньги на дорогу. Из утвари каждый мог взять столько, сколько сможет унести в руках. И выходило так, что «в руках» у молодых были только дети. Вот так, бросая все, покидая свои дома, забирая детей, они уезжали. Погреба были полны солений, картошка стояла не выкопанная, поля ломились от зерна, но тем, кто издал Указ, не было до этого дела. Так, 16 сентября эти люди, которые были обвинены в шпионаже и диверсиях, отправились в путь. И х путь длился 18 суток, и 4 октября они прибыли в Ирбейский район. Сибирь их встретила холодом и грязью. В д. Стрелка во время Великой Отечественной войны были переселены около 10 семей репрессированных немцев, общая их численность составляла приблизительно 35 человек. Но, не успели российские немцы о климатизироваться в условиях сибирской суровой зимы, определиться с ж ильем и работой, как все трудоспособные население было мобилизовано в трудармию. Остались дома только старые, больные люди, женщины и малолетние дети. Были отозваны в тыл все военнослужащие немецкой национальности и также отправлены в трудармию, а по сути, концентрационные лагеря, где людей заставляли работать под надзором охраны. Делалось это во исполнение Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 г. , обвинявшего советских немцев в пособничестве фашистам. В лагере надо было выполнять дневную норму, что мог только здоровый, сильный мужчина. Стоило ее не выполнить, как сразу же срезали пайку. Скудная еда не давала возможности восстановить силы после работы, а значит, с каждым днем оставалось все меньше шансов выжить. Люди таяли на глазах. Местные жители приняли их настороженно. Решающую роль в выборе такой реакции сыграла их национальность. Они воспринимали их как фашистов, и мало кто знал, что немцы проживали на территории страны с конца 18 века. Шло время, люди обживались. Немецкий народ отличается необычайным трудолюбием, аккуратностью, наверное, именно это помогло им выжить. Женщины- немки вяз али для местного населения, делали выши вки, перешивали поношенные вещи. «Мы выменивали свои вещи на продукты, но в основном, вязали, шили для людей, а за это нам давали молоко, картошку, сало. »( из воспоминаний Фукс Е. Е. ) Жены немцев, находившихся в трудармии, всеми силами поддерживали своих мужей. М ногие, собрав кое- какие продукты, преодолевали полсотни километров, чтобы увидеть родных. ( Лагерь находился за Степановкой) Местных жителей порой удивляла культура немцев: за всю жизнь многие не слышали от них ни одного бранного слова, что не свойственно принципам сибирской таёжной деревни. «Это были люди необычайного трудолюбия. То му, как они готовили, мог позавидовать даже самый искусный повар. Кребли, хворост, бисквитные торты- этому всему мы научились у них», - воспоминают местные жители. «Нам было трудно выжить, но мы не отчаивались. Мы собирали на колхозных полях мерзлую картошку, мыли ее, терли и пекли лепешки. Осенью собирали колоски, попадало нам за них, но надо было жить»( из воспоминаний Ибе Владимира Ивановича) Желание жить, осознание того, что на руках малые дети, надежды на возращение- все это помогало выжить. Многие немцы не спешили обустраиваться на новых местах, они считали, что после войны смогут вернуться на прежнее место жительства. Все немцы мужчины от 15 до 55 лет и женщины- немки были мобилизованы в рабочие колонны. Многие не возвращались обратно, а те, кто приходил, были больными людьми( чаще- туберкулёзом) . Дети от 7 лет обучались в Стрелковской начальной школе, где могли получить образование- 4 класса. Те, кто желал и мог обучаться дальше, учились в соседней деревне Агул, которая расположена в 6 километрах от деревни Стрелка. Мало кто из немцев закончил семь классов: незнание русского языка сказывалось на качестве образования. Учителя объясняли урок на родном русском языке, а тем, чей родной язык был немецкий – даже дома не могли помочь. Ибе А. И. , брат моего дедушки, который родился уже в Сибири в пятидесятые годы, вспоминает: «…учиться хотел, но трудно давался русский язык и литература. Осталась обида на учителя, которая меня выставляла на смех перед ребятами за речевые и орфографические ошибки. С горем пополам закончил 7 классов, потом, отучился на тракториста ». Малообразованные, но трудолюбивые люди ковали успех на трудовом поприще. Мальчики с 12 лет работали в колхозе, за трудодни платили зерном. Шло время, закончилась война, но они продолжали себя чувствовать пленниками. Ведь необходимо было регулярно отмечаться у коменданта. От Стрелки до Ирбейского через Мельничное около тридцати километров, приходилось преодолевать этот нелегкий путь. И лишь 28 февраля 1956 года на основании Указа ПВС СССР от 15 декабря в 1955 года, все немцы были освобождены от поселения. В 1960- е годы, наконец, было восстановлено юридическое существование некоторого числа автономных республик, стертых с карты России, из- за обвинения руководством страны «в сотрудничестве жителей республик с оккупантами». Только в 1972 году представителем департированных народов разрешили свободно выбирать место жительства. Никто из Стрелки не вернулся обратно в Сарат овскую область. Стрелка стала их второй Родиной. Здесь многие из них пошли работать в сплавной участок, здесь они создавали семьи. Трудились на совесть, неоднократно становились ударниками труда. Их представляли к наградам, вручали почётные грамоты и благодарственные письма, присваивались почётные звания. Разные судьбы у этих людей, но их объединяют те испытания, которые им пришлось пережить, из которых они сумели достойно выйти. Вот фамилии немцев, когда – то проживавших в деревне Стрелка Ирбейского района: Гоппе, Гаас, Рей, Рейш, Штерн, Шмидт, Фохт, Фукс, Шауфлер … Переселенцы деревни Стрелка были из Саратовской области, религиозная принадлежность- л ютеранство. Это наложило отпечаток и на обряды немецкого населения. Большого внимания заслуживает свадебный обряд с национальным украшением венца( розенкрабц) и букетов( страусс) . Делался венец так: на основу из проволки вплетали цветы из цветной гафрированной бумаги( или другой цветной) , ёлочные украшения, а также капельки из воска на свиной щетинке. Таким же образом делали и букеты. Эти украшения хранились и после свадьбы. Свадьбе предшествовало сватовство( Фрейерен) . Сватали обычно за месяц до свадьбы. Родители жениха снаряжали свата, который приходил к родителям невесты со словами: «У вас хорошая телочка, а у нас хороший бычок», «у вас хорошая девушка, у нас жених неплохой». За несколько дней до свадьбы сват или дружка брали посох и шли по селу, заходили в каждый дом и приглашали на свадьбу. Принявшие приглашение привязывали ленточку к посоху свата. Накануне свадьбы для жениха невесты утраивали вечер- прощание с юностью. Свадьба праздновалась три дня. В первый день жених с дружками забирали невесту из родительского дома и вели в свой дом, где собираются на свадьбу. Обычно молодых усаживали во время застолья на самое видное место, в центре. После первых танцев и речей в честь молодых начинался обряд дарения. Крестные дарили молодожёнам деньги, подушки, ткани и т. д. Вручение сопровождалось песнями, частушками, танцами. В ответ невеста угощала их вином и куском свадебного пирога( куха) . Главным событием в свадебном обряде являлось снятие венца невесты. Молодых усаживали в центре, а гости вставали вокруг и пели соответствующую обряду песню. С невесты снимали венок и надевали платок. Она становилась молодой хозяйкой. На второй день свадьбы молодые угощали гостей блинами, а гости «чудили»: вновь пришедших мазали сажей, требуя откупа, переодевались в жениха и невесту, которых одаривали шуточными подарками. Третий день называли «хвостик». В этот день угощали сватов, поваров и всех тех, кто помогал в устройстве свадьбы. Друг жениха вел свадьбу. На свадьбе столы накрывали в зависимости от достатка семьи. Обычное жаркое, котлеты, сладости, свекольное повидло, пироги( куха) - самое любимое у немцев- кребли и галушки. Рождеств о- один из самых значительных праздников года. Слово Рождество « Вайнахт » обозначает «освященная ночь». Рождеству предшествует четырехнедельный пос т- Адвент. Смысл его- подготовка к Рождеству. К празднику старались закончить все работы по дому. В доме устанавливалась ёлка, украшенная самодельными игрушками, сладостями: пряниками, конфетами. В честь ёлки пели песни. Накануне Рождества – уборка в доме, стряпня. Вечером, 24 декабря усаживались за праздничный стол, двенадцати часов не дожидались. Устраивали праздничную литургию. Ужинали после моления, но не очень плотно. Главным весенним праздником по народному календарю считается Пасха( Остерн) . Это подвижный праздник и отмечается каждый год в первое воскресенье после первого полнолуния, в начале весны, т. е. в конце марта – начале апреля. Каждая семья перед Пасхой убирает в доме, во дворе и в саду. Традиционно красили куриные яйца, говорили, что Пасхальные подарки и яйца приносит пасхальный заяц. В Пасху рано утром – молебен, вечером – тоже. Накануне Пасхи дети или взрослые мастерили гнёзда для пасхального зайца, куда, согласно легенде, он приносил и клал пасхальные яйца и подарки для детей. Для этого украшали веточками пихты большое блюдо( выходило по форме гнездо) . Туда втайне от детей выкладывались крашеные яйца, конфеты, печенье и другие сладости. В честь пасхального зайца пели песни или рассказывали стихи. Среди детей в Пасху были популярными игры с пасхальными яйцам. Делали горку из песка и катали с них яйца. Тот, чьё яйцо катилось дальше, выигрывал и забирал яйца играющих. После пасхального обеда шли в гости к родственникам. На пасхальном столе у немцев обязательно можно увидеть пироги: куха и пасху. Немцы относятся к большому по численности этносу на территории бывшего СССР. В настоящее время в деревне Стрелка не осталось ни одного чистокровного немца: многие разъехались, многие умерли( последний умер Ибе Владимир Иванович 17. 02. 2008 года) . Но по- прежнему здесь проживают их дети, как правило, от смешанных браков( чаще, русский – немец) . История немецкого народа, проживающего на территории бывшего СССР, во многом трагична и печальна. Но как бы им не было трудно, многие обрели здесь вторую Родину. Здесь строились их семьи, рождались дети. По сегодняшний день в нашей деревне сохраняют традиции предков, переселенцев из Поволжья: гуляют свадьбы, празднуют Рождество, Пасху. Именно немцы научили сибиряков делать палисадники у домов, выращивать цветы. Кулинарное мастерство хозяек – немок передаётся из дома в дом, от поколения к поколению. Мы, потомки, соблюдаем традиции и обычаи наших предков. Многое они пережили: репрессию, ссылку, голод, холод, унижение, но остались людьми добрыми, трудолюбивыми. Все имели высокие награды за добросовестный труд. Судьба многих из них может служить примером для человека любой национальности. Я горжусь своими предками и не стыжусь, что во мне течёт немецкая кровь. Мой дед, Ибе Владимир Иванович, был немцем из Поволжья( из города Маркса, Саратовской области) , который вместе с родителями, братом и сестрой был депортирован в Сибирь. В деревне Стрелка он прожил 64 года. В этом году уже 10 лет как его нет с нами, но для меня по сегодняшний день – это самый дорогой, самый добрый дедушка. Он, как и все немцы, был очень гостеприимным, общительным. К нему шли за советом со всей деревни, знали, что у него большой запас мудрых советов. Я считаю, что не стоит стыдиться своих корней, не стоит стыдиться национальной принадлежности. Мой дед – немец и я горжусь своим дедом! Источники и литература: Андюсев Б. Е. «Сибирское краеведение». – Красноярск, 2001 г. Бруль В. П. «Немцы в Западной Сибири», - Топчиха, 1995 «Красноярский край в истории Отечества. Книга вторая, Октябрь 1917- 1940». , Красноярск, 1996. Немцы в России и в СНГ 1763 – 1993/ Совет по культуре российских немцев, 1993 Очерки истории Ирбейского района. Из святого колодца памяти. , - г. Зеленогорск, 2001 г Семейные архивы немцев, проживающих в д. Срелка. http: / / w olgad e utsche. net/ index. php http: / / wolgadeutsche. rucentr. tv/ catalog/ reinwald. htm

Оставить комментарий: