a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Три года: трудный возраст

Опубликовано: 2015-11-16 21:14:53

Кризис 3 лет - граница между ранним и дошкольным детст­вом - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и активности требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не по­ощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ре­бенка возникают собственно кризисные явления, проявляющие­ся в отношениях со взрослыми. Л. С. Выготский, вслед за Э. Келер, описывает следующие характеристики кризиса трех лет.

Негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, котороеон отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. Негати­визм избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно по­слушен. Главный мотив действия - сделать наоборот, то естьпрямо противоположное тому, что ему сказали.

Упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым, и требует, чтобы с его мнением считались. Его первоначальное решение определяет все его по­ведение, и отказаться от этого решения даже при изменившихся обстоятельствах ребенок не может. Упрямство - это не настой­чивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ре­бенок настаивает на том, чего ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось.

Строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве систе­мы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ре­бенок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие.

Ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. Во время кризиса гипертрофиро­ванная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает до­полнительные конфликты со взрослыми.

У некоторых детей конфликты с родителями становятся ре­гулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте-бунте.

  • В семье с единственным ребенком может появиться дес­потизм. Ребенок жестко проявляет свою власть над окружа­ющими его взрослыми, диктуя, что он, например, будет есть, а что не будет, мама может уйти из дома или нет и т. д.
  • Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим де­тям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зре­ния юного деспота.                                                                                                                                     

Обесценивание. Обесценивается то, что было привычно, ин­тересно, дорого раньше. Трехлетний ребенок может начать ру­гаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т. п.                                 

Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка ме­няется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых. Это важный этап в эмансипации ребенка. 

Оставить комментарий: