a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация "Речевая готовность ребенка к школе" Трускова Е.А.

Опубликовано: 2015-11-17 10:29:19

Документы для скачивания

Речевая готовность ребенка к школе Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. К моменту поступления в школу ребенок должен: - правильно произносить и хорошо различать все звуки речи на слух( сформированность звуковой стороны речи и фонематических процессов) ; - иметь достаточный словарный запас( владеть общеупотребительной стороной; - уметь пользо ваться разными способами словообразования( правильно употреблять слова с уменьшительно- ласкательным значением, образовывать прилагательные от существительных, глаголы с помощью приставок и т. д. ) ; - грамматически правильно строить предложения, употреблять в них простые и сложные предлоги. Согласовывать слова в роде, числе, падеже и т. д. ( сформированность грамматического строя речи) ; - правильно отвечать на вопросы и задавать их. Составлять рассказы по картинкам. Пересказывать небольшие литературные произведения, заучивать наизусть стихи( сформированность связной речи) ; - находить слова с определенным звуком, выделять первый и последний звук в слове, делить слова на слоги, определять количество и последовательность слов в предложении( сформированность предпосылок к обучению грамоте) . Наличие у первоклассников отклонений в фонематическом и лексико- грамматическом развитии создает серьезные препятствия при обучении детей грамотному письму и правильному чтению, ведет к проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы. Письменные работы детей с речевым недоразвитием полны разнообразных специфических( орфографических и синтаксических) ошибок. Все эти особенности учитывает коррекционная программа нашего сада. Способствуя постепенному усвоению детьми необходимых умений и навыков. Основные задачи направления работы по развитию речи детей Формирование обращенной речи. Развитие коммуникативных навыков. Формиро вание фонетической стороны речи: - развитие двигательной активности артикуляционного аппарата, - коррекция звукопроизношения, постановка, автоматизация и дифференциация звуков, введение их в самостоятельную речь. Нормализация просодической стороны речи( работа над голосом, дыханием, мелодико- интонационной выразительностью) . Упорядочение слоговой структуры слова. Развитие фонематического слуха и восприятия. Уточнение, расширение и активизация словаря. Формирование грамматического строя речи: - морфологической стороны( навыков словообразования и словоизменения) ; - синтаксической стороны( освоение различных типов словосочетаний и предложений) . Развитие связной речи: - диалогической( разговорной) речи; - монологической речи( различных видов рассказывания) . Подготовка к обучению грамоте: развитие элементарных форм анализа предложений. Звукового и слогового анализа. Развитие мелкой моторики. Формирование психологической базы речи( развитие внимания, восприятия, п амяти, м ышления) . Коррекция личности в целом. Р екомендации по развитию мелкой моторики у детей Отмечается большое стимулирующее значение руки для формирования речевых областей головного мозга. Рекомендуемые виды работы: - Массаж руки: растирание, разминание. - Пальчиковые игры( с речевым сопровождением) . - Игры и действия с игрушками и предметами: перебирание мелких предметов( бусинки, бирюльки, пуговицы, крупа) ; расстегивание и застегивание пуговиц; нанизывание бус на нитку; шнуровка на специальных рамках; завязывание на бант( лента, шнурки) ; складывание матрешки, пирамидки; игры с мозаикой, конструктором. Изобразительная деятельность: раскрашивание карандашами; лепка из глины и пластилина; работа с бумагой и ножницами, поделки из природного материала. Графические упражнения: проведение линий, обведение предмето в по контуру, п о точкам, обведение трафаретов и шаблонов, штрихование контурных изображений предметов; дорисовка картинок; продолжение узоров по клеткам. Рекомендации по р азвитие речевой моторики Для четкой артикуляции звуков нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – губы, язык, мягкое небо, что достигается с помощью артикуляционной гимнастики, цель которой – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные для правильного произнесения звуков. Для каждого ребенка комплекс упражнений составляется индивидуально, что позволяет добиться правильной артикуляции звука с учетом конкретного его нарушения. Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно. Желательно два- три раза в день, ч тобы вырабатываемые двигательные навыки становились более прочными. Длительность её проведения не должна превышать двух- трех минут. Артикуляционную гимнастику обычн о выполняют сидя перед зеркалом, ч тобы ребенок мог контролировать правильное положение артикуляционного аппарата. В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя упрекать его в том, что он делает упражнение неверно- это может привести к отказу от выполнения. Лучше покажите ребенку его достижения( Видишь, я зык «Уже научился быть широким») , подбодрите( «Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху») Рекомендации по развитию речевого дыхания У детей с нарушение речи часто отмечается нарушение физиологического и речевого дыхания, что выражается в недостаточном объеме дыхания( поверхностное дыхание) , укорочении речевого выдоха. Наиболее правильным целесообразным для речи типом физиологического дыхания является диафрагмальное дыхание( умение дышать « животом») . Упражнение «Шарик» В ходе специальных упражнений необходимо работать над развитием речевого дыхания( емкий короткий вдох, равномерный выдох) . Формировать у детей длительную целенаправленную воздушную струю. Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания «Прокати карандаш» «Задуй свечу» «Ветерок» «Буря в стакане» «Забей в ворота гол» «Проколотая шина»

Оставить комментарий: