a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«Фольклор нашего края» - занятие с детьми старшего дошкольного возраста

Опубликовано: 0000-00-00 00:00:00

Документы для скачивания

Конспект интегрированного занятия по этнохудожественному воспитанию старших дошкольников «Фольклор нашего края» Программное содержание: закрепление знаний и умений дошкольников с фольклорными особенностями песен, хореографии, лексики, особенностями народных костюмов трех регионов: Белгородско Оскольского, Белгородско- Воронежского, Белгородско- Курского. Ход занятия. Теоретическая часть. Дети входят в музыкальный зал. Музыкальный руководитель и фольклорный руководитель приветствуют детей. Ф. Р. Сегодня на занятии мы познакомимся с фольклорными особенностями трех регионов: Б- О, Б- В, Б- К, в песнях, хореографии и костюмах. Но, прежде вспомним различие между определениями «народный» и «фольклорный». Народное направление- это то, что пригодно для всей России в целом, т. е. «общерусское». Фольклорное направление- необходимо рассматривать более морально и глубоко. В настоящее время фольклористы при исследовании территории РФ выделили 7 стилистических географических зон: Русский Север, Сибирь, Центральная, Урал, Поволжье, Запад и Юг России( южно- русская) . Белгородская земля относится к Югу России. В свою очередь Белгород разделён на три региона: Белгородско- Оскольский, Белгородско- В оронежский, Белгородско- Курский. Разделение было обусловлено различием в хореографии, костюмах, элементах обыгрывания песен и других различиях связанными музыкальной стороной исследования. М. Р. приглашает выйти в центр зала детей одетых в костюмы Белгородско- Воронежского региона. М. Р. : Ребята, расскажите как называются ваши костюмы? Дети: Этот костюм получил название панёвный комплекс, отталкиваясь от названия юбки- панёва. М. Р. : Какие цвета характерны для этого региона? Дети: Чёрный, красный, белый. М. Р. : Что вы можете сказать о других элементах костюма? Дети: Головные уборы тоже имеют своё название- сорока. Украшение на груди- гребатки. Пояс называется кушак, как у мужчин, так и у женщин. Фартук- завеска. Верхняя часть костюма у мужчин и женщин называется рубаха. Ф. Р. : Отличительной особенностью этого региона является «пересек»- п ляска, наложение на основной ритм другого ритмического рисунка, который исполняется в кульминационные моменты или в моменты эмоционального подъёма пе сни. Пересек мог исполняться мужч инами и женщинами на ровне. Основной хороводный женский шаг- «переменный», вариантами этого шага является шаг «скользящий» и «шаркающий». «Переменный» шаг может исполняться стоя на месте и при движении вперёд. ( Показ педагога) Так же этот регион отлича ется пластикой и положением рук: ниже уровня пояса; на уровне груди и плеч; выше уровня головы. М. Р. благодарит детей за показ и рассказ, приглашает детей представляющих костюмы Белгородско- Оскольского региона. Ф. Р. : Этот регион немного схож с Белогородско- Воронежским хореографией, здесь тоже имеется «переменный» шаг, только исполняется он более мягкой поступью( показ п е дагога) , это объясняется тем, что женщины носили мягкие тапочки из шерсти. В этом регионе также прослеживаются детали украинской традиции( в костюме и пении) . Скажите, ребята, о названиях элементов костюма. Дети: Рубашка здесь называется- кофта, юбка и пояс без изменения. На голове обычно платок. Цвета в костюме яркие. М. Р. : Что же в хореографии? Дети: Дети исполняют полу присядку, присядку полную, хлопки по всем частям тела. ( Показ детьми) Ф. Р. : Следующий регион- Белгородско- Курский, хороводный шаг называется «шаг с прибивом ». Передвижение в танце называется- « т анок ». Мужчины главные в карагодных та нках, они именуются- « хозунами ». Они испол няют для этого «ход крылом», «с в е чку», задают « темпоритм » песни и дают эмоциональный настрой. Что вы можете сказать о костюмах этого региона? Дети: Женщины носят сарафаны красного или чёрного цвета. Головные уборы разнообразные: платки, рогатые кички и др. М. Р. : А положение рук- всегда высоко подняты над головой. Практическая часть Распевание. Ф. Р. : Поэтапное освоение фольклора детьми начинается с принятия различных образов во время дыхательной гимнастики. «Пиджачок», «Свеча», «Страшная сказка», «Собачка», и т. д. В распевании дети осваивают интервалы через пропевание своих имён. Как итог изучения данной темы- творческий показ детьми изученных произведений. Белгородско- Воронежский регион: дети исполняют песню «Ой, горка, ты горка» Белгородско- Оскольский регион: песня «Ой, где ж ты идёшь, человеченька? », хороводный шаг. Белгородско- Курский регион: песня «Как на поле, на поляне», танок. Веретенников И. И. Южнорусские карагоды. Белгород: Везелица 1993г. Мерзлякова С. И «Фольклор – музыка – театр». Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками. М, « Владос », 1999.

Оставить комментарий: